Хотя подобную связь сходу исключать не следует
Вторая половина ушедшего века отгремела математическими революциями, а эпоха интернета сделала чуть ли не обиходными слова: "аттрактор", "фрактал", и даже "теория хаоса" и "теория динамических систем", которые существенно дополнили синергетику
В связи с этим два способа торения (прокладывания пути) в пространстве и времени: "ис-тория" (торение истины) и "терри-тория" (торение Земли) приходят к общем понятию абстрактной точки во времени и пространстве
Вокруг этого понятия и разыгрывается, допустим словесную эквилибристику, "пост-эйнштейновская" драма, связанная с идеей детерминированного хаоса и попыткой математики исчислить динамику систем, где в качестве объектов выступают события (со-бытия времени и пространства, сомкнутые по воле автора идеи в континуум)
Прежде несколько слов о состоявшемся в истории технократической цивилизации судьбоносным "браком" физики и математики - под браком мы прямо понимаем совокупление, страдает ли при этом торимая истина - уже отдельный вопрос
Математика как наука лишь наполовину абстрактная (еще Аристотель задавался вопросом, выступает ли одна и та же реальность предметом геодезии и геометрии) издавна ценилась своей способностью описывать также физические явления.
Поэтому вся история точных наук Европы, по пятам следовавших за её экономикой, это математизация наук о природе. Но кто управляет, тот управляем: и математика приобретает сперва физический, а с бурным развитием техники - и метафизический облик
Метафизический? Уж будто бы. Но это так - если конечно настоящую метафизику отделить от мистического мусора, который прилип к этому термину благодаря эзотерическим теориям
Каков путь математического предмета? Начавшись с дуальности алгебры и геометрии, он затем преодолел принципиальные различие между наглядным и абстрактным способом презентации математического предмета. И тогда история математики выглядит следующим образом:
Эра величин (постоянных, переменных), затем эра функций и множеств, эра объектов, и, наконец, эра систем, состоящих из объектов. Динамика такого процесса ясна: это отдаление от практического опыта в пользу опыта теоретизирования. Закономерным образом, метафизическое развитие математики, требующей воображения, является прямым следствием тех прагматичных требований, которые предъявляли к науке государства Европы
Парадокс? Диалектика. Если экономика требует теории управляемого хаоса - вот эта теория, и она "работает". И как же ей не "работать", если человек научился писать архетипы своей жизни
Но физика - есть обратная сторона метафизики. Теория хаоса и теория динамических систем характеризует математику уже не столько как науку, которая внедряет свои абстракции в область физических исследований подлинной реальности, но уже как науку метафизическую
Корень этого процесса "вырос" в Европе XVII века с полной формулировкой дифференциально-интегрального исчисления, принципиально позволявшего анализировать функции психических процессов
Идея креода (области устойчивости системы), точки аттракции (то есть сборки, притяжения к себе окружающих векторов), а главное - идея "детерминированного хаоса" - что есть эти пределы абстракции, применяемые впрочем вполне практически?
1. Что такое "организованный хаос"?
- Спойлер
- Ха-ос в собственном значении слова, возникшего в глубокой, еще доэллинистической древности, и этим он принципиально противоречит идее косм-оса - это некая среда, принципиально лишенная всякой организации и в этом беспредельно гибкая, а в случае нарушения своей сбалансированнсти, как гибкость, стремящаяся его восстановить. Древние греки считали её метафизическим - "пятым" элементом к известным им четырем, и, в отличие от них, всеобщим и неподвижным.
Так и назвали - эфир.
Другое определение среде хаоса (а это именно среда, поскольку она, как мы замечаем ниже, является действующим факторов любой физической системы космоса), определение уже не научное, но религиозно-фиолософское: "ничто" или "небытие"
Поэтому креационизм, в сущности, есть идея творения системы, имеющей некую меру организованности, из той первоначальной среды, которую уместно назвать хаосом.
Или - если исходить из идей креационизма - некой самостью вселенной, которая есть и противостоит творцу в его постоянном труде по поддержанию бытия космоса. Ведь космос сотворен из хаоса - в его среде, и очерчен неким контуром (замкнутым гештальтом), который мы называем миром (мир - есть нечто, имеющее меру)
"Детерминированный хаос", который наука сочла возможны ввести в свою практику - есть ни что иное как мера хаоса, то есть мера нарушения любого порядка, которая присутствует в системах, названных нелинейными
Но что такое "линейная" система и как нам понимать нелинейную?
Вдумаемся в этот парадокс, который пыталась описать ещё китайская космология. Мера, закон - есть фактор организации. Как мера может быть присуща хаосу, ничто, небытию?
Конечно, мера не присуща самости вселенной. Но мера хаоса присуща вещам. А вещь Эйнштейн предложил нам рассматривать как событие
Итак, не существует "детерминированного хаоса". Существует лишь механизм, в термодинамике описанный как энтропия, и этот механизм вносит меру хаоса в любую организацию. Хитрость лишь заключается в том, как это происходит в длящихся процессах. Потому что меры дления бывают разные.
Иную меру мы называем временем - и это именно длимость момента, когда происходит качественная перемена формы в единице (кванте) пространства (время потому и врёт - такова этимология слова, что сменой форм меняет и критерий истинности).
Иная же длимость ведет лишь к количественным изменениям в структуре единичного пространства, не меняющим его форму (для линейного множества это значит, что в нём неизменной остаётся идея, а закон динамизма элементов может изменяться)
- Спойлер
- Линейность есть очень простое качество системы - по идее, хотя определить, какая система является линейной, не всегда бывает просто
Система, начнем с её определения - есть множество элементов, организованное определенным образом. Организация является динамическим законом такого множества, а стабильной формой - его идея
Таким образом, линейное множество (математик скажет, что оно подчиняется закону суперпозиции) есть множество онтологически гомогенных элементов. Говоря иначе, его элементы должны принадлежать одной реальности - а именно, подлинной. Тогда действие всего множества элементов будет равно сумме действий всех, взятых по отдельности
Например, можно объединять во множество яблоки и груши, можно яблоки, груши и горы - хотя здесь уже труднее подобрать идею и общий закон линейного изменения.
Но множество, часть элементов которого отнологически неравноценно другим, не будет линейным. Грубо говоря, если один член нашего множества - груша, а другой - например, апельсины Венеры. И то и другое - суть вещи нашего воображения, но у первой вещи есть сущность в подлинной реальности, а вторая относится к чистой фантазии
Конечно, мы привели крайне простой пример. Однако, в экономике, например, отделение линейных множеств от нелинейных, то есть отделение фантазийных вещей (виртуальных ценностей) от подлинно реальных, составляет проблему с тех пор, как предмет экономики (в особенности, финансово-кредитной) предельно абстрагировался от жизни, как и предмет математики
Что же касается культуры, она часто имеет дело с нелинейным системами, о которых говорят, что действие целого есть нечто большее, чем просто сумма действий отдельных элементов
Между тем, "мера хаоса", а точнее сказать "мера вещей" присуща именно механизму нелинейных систем. Это мера энтропии сознания
Далее наука(а еще в древности то же самое утверждала китайская натурфилософия) говорит нам, что речь тут идет о чётных мерах (так как речь идет о пространстве и импульсе, векторе и скаляре, инь и ян)
Чётные меры присущи динамике пространственной "единицы" (контуру, гештальту, монаде)
3. Динамика структуры точек сборки и разрыва
- Спойлер
- ХХ век - время появления идеи матричного пространства и также время теории детерминированного хаоса
Что такое матричное пространство? Другое его название - контейнер. Это простраство-единица, способное делиться "в себе" на структуру пространств-единиц. Таков организм, состоящий из клеток, каждая из которых может стать организмом, в свою очередь, состоящим из клеток. Но только далеко не каждая клетка. А ведь это и есть процесс эволюции пространств в мировом организме Земли - биосе
Пространственному контуру - контейнеру, монаде (идея монады возникла задолго до Лейбница, её мы можем встретить, например у Шанкарачарьи с его "горшковым пространством") свойствен некий пространственный контур (гештальт) и некие "точки" во времени, когда такое пространство возникает и исчезает
Но что происходит между этими точками существования? Конкретному пространству свойственна внутренняя волновая динамика, которую еще Платон, метко подметивший связь этого пространства с живым организмом, назвал, как это звучит в латинизированном варианте: sisto diastole sistole, то есть внутренне диастолой систолой - векторами расширения и сжатия, причем речь идет, разумеется о процессах, обладающих определенной длительностью
Это непрерывная динамика целого (неделимого некоторый период времени)пространства, протекающая без каких либо "точек" (сборки или разрыва).
Платон сравнивает своё "внутреннее пространство" с дыханием лёгких (проходящих фазы вдоха и выдоха). Йога также приписывает своей "пране" воздухоподобные фазы ("дыхание Брамы")
Другое сравнение - сердечные фазы диастолы и систолы. Но лёгкие или сердце - сужаться и расширяться, принимать в себя пространство или отдавать, должно быть нечто, что сужается и расширяется, некая сущность. Её в пространстве мы называем "ядром"
Динамикой пространства мы называем его внутренние изменения. Например пространство из целого может стать дискретной структурой, способной к дифференциации (когда теряются части) или интеграции (когда пространство как часть присоединяется к "ядру" другого пространства). Тогда на непрерывной шкале длимости возникает структура "точек" сборки и разрыва пространств.
Говоря иначе, имеющих начало и конец "отрезков" некой определенной, численно детерминированной длиТельности (когда непрерывная длимость обретает свойства узнаваемой в своих контурах Телесности) Это хрональная шкала "качественного" времени (истории), поскольку её "отрезки" означают бытие определенных пространств
Разрыв целого пространства начинается тогда, когда оно, оставаясь собой, делимо в себе на отдельные части-контуры. Тогда, очевидно, что из целого пространство становится структурой частей, динамично связанных друг с другом, пока существует пространствообразующее "ядро", и обладает достаточной энергией, чтобы организовать собой коммутативные связи. Любая часть такой структуры, кроме "ядра", может быть отделена от целого и присоединиться к другой структуре
Сборка целого пространства начинается тогда, когда контуры (каждый из них есть микрокосм-целое) собираются в структуру вокруг некого пространствообразующего "ядра". Начало сборки является некоторой "точкой" на хрональной оси событий, и такая же точка может стать точкой разрыва, когда целое вновь превратится в неустойчивую структуру. Если некая линия контура является линией сборки, та же линия может стать линией разрыва
Ещё немного абстракций. Представим себе, что к декартову "кресту" двух координатных осей добавить еще одну вертикальную ось - ординат y2. Очевидно, что при этом возникает два "креста", у которых разные оси ординат: y1 и y2, но общая горизонтальная ось абсцисс - х
У такой структуры двух "монад" А и Б существует внутренее пространство по оси абсцисс, являющееся само по себе отрезком между осями ординат y1 и y2, и делимым на отрезки определенной длины, один из которых принадлежит к монаде А, а другой - Б. Точка, делящая большой отрезок на части, есть точка его сборки(разрыва)
Но если наши монады есть пространства, тогда по оси х откладывается длимость их существования, длина отрезков изображает длительность, а точки - хрональную структуру. По оси у откладывается пространственный объем
Добавив в нашу картинку еще одну ось х (целое пространство может стать делимым) мы получаем матричное (контейнерное) пространство.
В отличие от плоской картинки, нарисованной нами, такой континум должен быть четырехмерным.
С математической точки зрения это так, потому что для динамичных целых нужно определять кроме трех координат объема еще и координату времени.
Однако математически отсчитываемое "время" безразлично к качествам, это просто длимость, делимая абстрактными мерами на длительности, для математики физическое "время" есть мера любого пространственного изменения в системе координат.
Но если пространство есть сознание, тогда в его длящаяся динамика иной длящейся динамике рознь, и необходимо проводить логические различения, выделяя векторно-скалярную динамику пространства, от скалярного времени (хрональной структуры меняющей формы-идеи пространства, присущие его "ядрам")
Надуваемый воздушный шар хорошо моделирует пространство как монаду, иначе говоря, вещь, меняющую свой объём в длимости - математическом "времени". Пока существует оболочка шара, пока она не меняет своей "идеи" (а для шара его идеей является форма)пространство меняется динамически, но не происходит его качественных изменений во времени. Но вот шар лопнул - и не только в пространстве, но и в логическом времени возникла "точка" его разрыва. Форма шара перестала быть формой конкретного пространства (в данном случае вещества - газа), которое она собой определяла
Именно так и ведут себя в хрональной структуре времени вещи сознания, заполняемые не веществом, но его энергией
Пространство-время четырёхмерно и с логической точки зрения. И вот тут на арену нашего воображаемого "цирка" выходит идея детерминированного хаоса, принципиально отличимого от детерминированного порядка вселенной по Лапласу
Что такое логическая четырёхмерность пространства-времени? Для мысленно нарисованной нами плоской схемы характерна однозначность идентификации того, что откладывается по оси ординат и абсцисс: горизонтальная ось х обозначает длимость, вертикальная ось y - пространственный объем (взятый как целое)
Итак, длительность и длина. Но в подлинном пространстве всё несколько сложнее. Длимость как вектор устремления от прошедшего к грядущему сама по себе ещё не есть время. Пространственная "единица", меняющая своё содержание, накапливающая в нём энергию (как надуваемый или сдуваемый шарик), но не меняющая внешней формы-идеи, существует в длимости пространства, но меняется во времени.
Время - это скалярная структура, отмеряющая качественные изменения в пространстве. Поэтому длимость двумерна, она сама по себе разложима на график количественных и качественных изменений в пространственной структуре
А вектор пространственного объема? У него два качественных параметра: сужение и расширение, дифференциация (упрощение структуры, потеря информации) и интеграция (усложнение структуры, возрастание информации)
Таким образом, координатный крест становится логически четырехмерным: это четыре "луча", которые расходятся по двум ортогональным осям от центра, своего "ядра" в "позитивное" и "негативное" направление (отличающие точку сборки от точки разрыва)
Негативная динамика объема - это потеря энергии, негативная динамика длительности - потеря информации.
О пространстве-времени и времени-пространстве
Итак, график протяженности и длимости есть также график энергии и информации. Значит ли это, что по горизонтальной оси отложены меры иформации, а по вертикальной - энергии? Нет, это не так.
Горизонтальная ось отмеряет энерго-информацию (пространство-время), а вертикальная - инфо-энергетику (время-пространство)
А это значит, что ось абсцисс не есть мера "чистой" длимости, ось ординат не есть мера "чистого" объёма (телесности). Если длимость бытия пространств становится временем, это значит, что длимость принимает телесные формы (как замечал А.Бергсон, сознание "опространствует" время), информация существует в единстве с энергией (эта целость характеризует энерго-информационную вещь: пространство-время)
Соответственно, пространственный объем не есть "чистое" пространство, но пространство-длимость. Попробуем мысленно "остановить" время - зафиксируем точку на горизонтальной оси абсцисс и проведем через эту точку вертикальную прямую, паралелльную ординатной оси у. Что мы сделали сейчас? Мы создали новую ось уn
О дискретном времени
По этой оси пространство может наращивать или уменьшать свой объем (как в случае с воздушным шаром), не меняя своего качества. Мы "остановили" меры пространства-времени. Но прекратили при этом длительность? Конечно, нет, потому что длимость бытию времени-пространства свойственна
Из вышеизложеного, при всей его абстрактности для нас сейчас всего важнее следующее вполне конкретное обстоятельство: длимости бытия конкретных пространств есть процессы их внутреннего формирования, которые могут быть ускорены или замедлены во внутреннем времени
Говоря, матричное пространство не только структура локальных, энергообменом скоммутированных монад в себе, но локально и во времени, где скоммутировано в обмене информацией между вещами.
Вот где царит интересный нам "детерминированный хаос"
В опыте жизни, возможно, многие замечали, что некоторые моменты отличаются замедленным восприятием, когда можно сказать, что сознание тормозится, а иногда- ускоренным. Но и в длительности исторических процессов общественного сознания происходит то же самое
4. Нечётные меры времени в существовании страны
- Спойлер
- От абстрактных пространств переходя к конкретным, заметим, что когда страна (еще конкретнее, Россия) прирастает территориями жизни этносов, их "малыми родинами" заключая в пространство Родины большой, между "малыми родинами" возникают "линии соединения" в Родину большую, а в истории "точки сборки", которые могут позднее найти своё отображение в "точках разрыва" на хрональной оси.
Такой "точкой сборки", например, для Украины являет объединение право- и левобережной её частей в "малую Россию", ставшую частью большой Родины - России. Таким образом Днепр есть линия сборки самой Украины, 1654 год - хрональной "точкой сборки" Украины и России, а ей антагонистичной "точкой разрыва" - 1991 год
"Ядра" пространств (потому они и "ядра") размножаются делением... Так русские князья от династий Киевской Руси образовали "ядра" русских княжеств, вновь делимые: возникло Владимиро-суздальское княжество и вотчинное от него - Московское, ставшее "ядром" будущей России
Итак, мы замечаем в землях и странах разного вида динамику. Страна может прирастать землями, отбирая их у соседей насильно или принимая добровольно, может терять земли, но при этом сохраняя "ядро" государственной власти. Так и Россия осталась Россией, выпустив из своего состава Украину. При этом хотя и происходит: в первом случае процесс интеграция частей, а во втором диффренциация, целое сохраняется
Такова внутренняя динамика страны, проходящая стадии расширения и сужения, меры которым чётны
(с)