#87 даВим » Сб, 15 марта 2008, 21:00
Два искушения.
В Библии и в Коране есть легенда о Человеке, называющем имена всех животных земных.
Бытие. Глава 2.
“18. И сказал Господь Бог, не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем зверям полевым и всем птицам небесным; но для человека не нашлось помощника подобного ему”.
Из библейского текста не вполне ясно, о каком помощнике идёт речь, то ли одно из животных могло бы им стать, то ли им стала жена его, о сотворении которой идёт речь далее. Но остаётся ощущение, что фразы эти наполнены большим смыслом и ведут речь сразу о множестве разных, хотя и взаимосвязанных процессов. Если на двух страницах рассказано о сотворении мира, то каждое слово наполнено смыслом и нет места пустословию.
Сопоставляя с Кораном, замечаем, что Господь ведёт диалог с ангелами.
Коран. Сура 2.
“Во имя Бога милостивого и милосердого.
30. Когда Бог сказал ангелам:
— Я поставляю на земле наместника,— они отвечали: разве Ты поставишь на ней такое существо, которое будет там производить смуты и проливать кровь, тогда как мы будем Тебя славословить и святить?
— Я знаю то, отвечал Бог, чего вы не знаете. 31. Бог научил Адама именам всех существ, потом привёл их пред ангелов и сказал: если вы искренни, то назовите Мне имена их. Ангелы отвечали: Всехвальный! У нас нет другого знания, кроме того, которому Ты нас научил, потому что Ты всеведущ, и премудр. 33. Бог сказал: Адам, назови им имена всех существ, и когда тот назвал их, Бог сказал: разве Я не сказал вам, что Я знаю тайны небес и земли, всё, что вы делаете явно, и всё, что вы скрываете. 34. Когда мы сказали ангелам:
— падите ниц перед Адамом, они пали ниц все, кроме Иблиса; он отказался, возгордился и стал в числе неверных”.
Теперь становится понятно, что помощник, соответственный и подобный Человеку выбирался через искушение ангелов. Господь послал им три испытания.
Первое испытание — свободой воли и властью, Он спрашивал, кто из ангелов имеет желание быть наместником на земле. Никто не посмел, все прошли испытание.
Второе испытание — свободой познания, знанием. Ангелы получали знания прямо от Бога, но только когда Он считал это возможным. Бог испытывает ангелов через Адама, который искушает их своими познаниями. Формально все прошли испытание, но Господь одновременно испытал их на искренность, и в конце указывает, что кто-то скрыл свои намерения и самостоятельно приобретённые знания. У ребёнка нетрудно отнять монетку, похоже, знания полученные Адамом уже кто-то выведал.
Третье испытание — свободой от Божьей воли, на совершенную Ему покорность, и на готовность принять все испытания. Адам был искусителем. Человек сотворён по образу и подобию Божиему, он Сын Божий. Но это не очевидно за грубой формой, в которую он помещён. А “кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца” (Иоанна 5:23).
Коран. Сура 7.
“12. Бог сказал: что помешало тебе преклониться, когда Я повелел тебе это? Иблис отвечал: я лучше его, Ты меня создал из огня, а его создал из праха”.
Итак, Адам по воле Бога искусил ангела, сделался врагом ему и совершил свой первый грех. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Матфея 18:7).
Коран. Сура 7.
“14. Дай мне сроку, сказал Иблис, до того дня, когда люди воскреснут. 15. Бог сказал: даю тебе этот срок.— 16. И так как Ты отринул меня, сказал Иблис, я буду подстерегать их на Твоём прямом пути. 17. ... Многие из них не будут Тебе благодарны”.
Ангел отплатил ему тем же. Через жену он искусил Адама от древа познания и сделал его также неверным Богу. Так они стали подобными дополнениями друг другу. Друзья и враги, подготовленные к водворению на землю. Человек и его Господин на земле Сатана, князь мира сего.
Всё было предопределено, наместником на земле стал ангел с самой сильной волей, да ещё и ожесточённый своим грехопадением. Он сможет экранировать волю Создателя на земле. А зачем?.. Это уже другая история.
Коран. Сура 7.
“24. Выдьте, сказал Бог, врагами один другому. Земля да будет вам временным жилищем и владением”.