философия Авесты

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Разное

Описание: Только то, что не подходит по смыслу в остальные подфорумы Духлита

  • 2

#1 Око » Вс, 11 марта 2018, 9:29

обнаружила, что мой учитель Владимир Погудин стал зороастрийцем.
я знала, что он ездил в Иран и начал изучать персидский язык, но что принял зороастризм - оказалось новостью
интересная лекция о философии зороастризма

Изображение
Фараваха́р (перс. فروهر‎ - faravahar, др.-перс. فـروتی - fravati, авест. فـروشی - fravaši) — главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой. Этот религиозно-культурный символ при династии Пехлеви трактовался как символ иранской идентичности.

phpBB [media]


Владимир Олегович, в частности, говорит о зороастрийском понимании добра и зла (это очень важно для понимания монотеистичности зороастризма)
с 25-й минуты по 35-ю примерно

Зло и добро несравнимые категории. они качественно разные. и работают они по-разному (законы их проявления разные. например, добро не может в процессе борьбы со злом использовать методы зла. иначе оно лишится своих качеств).
Зло - это отсутствие Бога-Творца.
Зло само по себе не имеет энергии. Энергию для его проявления дает человек, поскольку имеет свободу проявления своей воли.

И человек, поскольку перед своим воплощением (дарованным Творцом) дал согласие на борьбу со злом, всегда чувствует, где оно.
Зло там где ложь.

phpBB [media]
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888


Re: философия Авесты

#3 Око » Ср, 14 марта 2018, 9:32

вот еще лекция по зороастризму
здесь автор подчеркивает дуализм зороастризма, видимо, не поняв суть противостояния добра и зла (Ахримана и Ахура Мазды)
все-таки, я думаю, что для того, чтобы постичь суть какого-то мировоззрения нужно очень глубоко окунуться в культуру народа, несущего ее.

phpBB [media]





Да. надо в совершенстве изучать язык. причем, язык тот, на котором излагается это мировоззрение. иначе случаются вот такие казусы... монотеизм декларируется дуалистичностью
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888

Re: философия Авесты

#4 Око » Пт, 16 марта 2018, 9:20

вот очень качественная лекция об обрядовости заороастризма.
понравился Зыков. знание языка подразумевает понимание логики мышления этого народа

Логично объясняются причины именно такого способа захоронений:
после смерти в тело человека вселяется страшный демон (по моему пониманию страшный демон - это отсутствие живого там, где оно должно быть - нежить)
сжигать нельзя, ибо оскверняется стихия огня
в землю закапывать - оскверняется стихия земли
в воду - оскверняется стихия воды
и т.п.
значит, остается вариант - живым существам (птицам и трупоедящим животным) прекратить существование нежити.
закон отрицания отрицания :ugu:


phpBB [media]
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888

Re: философия Авесты

#5 Око » Сб, 24 марта 2018, 9:05

Изображение

Добавлено спустя 29 секунд:
В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования. Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки.

История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты - священной книги зороастризма. По легенде, в этот день произошло много легендарных событий: "Зардушт (Зороастр или Заратуштра - пророк в зороостризме) был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д.

Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Добавлено спустя 14 секунд:
http://www.ansar.ru/rightway/yavlyaetsya-li-navruz-musulmanskim-prazdnikom
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888

Re: философия Авесты

#6 Око » Сб, 24 марта 2018, 9:10

то есть в этот день каждой стихии отдается благодарность

растение - проросшая трава
сосуд с водой и рыбкой (как на рисунке) - стихия воды
яйцо - стихия зарождающейся жизни
------------------------------------
напрашивается аналогия с христианской пасхой.

http://www.econf.rae.ru/pdf/2015/07/4774.pdf

http://zoroastrian.ru/book/export/html/742

http://www.zoroastrian.ru/node/503
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888

Re: философия Авесты

#7 Око » Вс, 25 марта 2018, 5:07

в любом случае влияние зороастризма на религиозную философию запада огромно.
Атомы маздоизма присутствуют везде: и у эллинов, и исламе, и иудаизме. присутствуют в христианстве, как глубина подсознания
и действительно, божие - Богу, кесарево - кесарю, фрейду - фрейдово, а зороастру - зороастрово, но основа одна: сознание человека и его особенности

Добавлено спустя 10 минут 48 секунд:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зороастризм

Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:
период расцвет зороастризма совпадает с периодом, который Ясперс назвал периодом осевого времени. понятие сложное для понимания.
Если лентой времени мы называем хронологическое время, то осевое время - это взгляд на ленту сверху. обзор изгибов этой ленты. анализ и синтез исторических текстов и событий

Однако почти тысячей лет раньше человечество пересекло рубеж несравненно более важный - так называемое осевое время. Выражение "осевое время" ввел в употребление немецкий философ Карл Ясперс. "Эту ось мировой истории, - писал он, - следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до Р.Х., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до Р.Х. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы будем называть осевым".

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/3350/ (Наука и жизнь, "ОСЕВОЕ ВРЕМЯ" НА ПЛЕЧАХ ГИГАНТОВ)

П.Рикер писал(а):Осевые тексты имеют особую силу и притягательность. Они несут в себе универсальные смыслы, которые, соотносясь с ценностными горизонтами историко-культурного целого, пронизывают все его слои, словно совершая между ними ценностно-смысловую коммуникацию. Эти смыслы касаются наиболее важных основ бытия человека в мире. Они существуют в особых формах языка, которые не столько структурируют и упорядочивают мир ставших смыслов в соответствии с имеющимися ценностными ориентациями, сколько создают, творят новые значения, дающие интегративные, универсальные для культуры и личности смыслы.
https://www.socionauki.ru/journal/articles/130087/

разобраться с символами и их смыслом, который вкладывался создателем того или иного текста - задача сложная. Для этого нужно постараться войти в тот ритм (тот диапазон вибраций), который соответствует автору текста.

В этом смысле Авеста уникальна. смысл ее текстов передаются при помощи гатов (gāθå) - песнопений определенного ритма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаты
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888

Re: философия Авесты

#8 Око » Чт, 29 марта 2018, 8:27

Зороастр поклонялся Ахура-Мазде как владыке "порядка, праведности и справедливости"
Предшественники Зороастра поклонялись ему как одному из трех (вспоминается троица православная) величайших духов/божеств.
Но Зороастр пошел дальше и провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств (то есть сделал их Единым)
Пророк считал, что мудрость, праведность и доброта по своей природе отличны от порочности и жестокости; и вот в одном из ведений ему предстал сосуществующий с Ахура-Маздой его противник - Ангра-Маинйу("злой дух"), который тоже изначален, но несведущ и полностью зловреден.
Эти две основные противоположности бытия узрел Зороастр в их изначальном столкновении.
Главным элементом в этом откровении является то, что две первичные сущности, обе добровольно выбрали: одна - добро, а другая - зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни. Именно этот выбор привел присущий двум духам антогонизм к активному противоборству. Ахура-Мазда в своем всеведении знал, что раз уж он стал творцом и создал мир, то "злой дух" должен напасть на него, и мир станет ареной борьбы двух сил.

Но в конце концов Ахура -Мазда выиграет великую битву и сможет уничтожить зло и достичь того, чтобы мир стал целиком благим

Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Спойлер
Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу : "Святой" - очень близкий перевод слова "Спэнта", также одни из значений - обладающий силой, обильный, щедрый. Очевидно эти последние значения и позволили дать более полное и близкое значение "Святой" как понятное для европейцев, поскольку только Святой Дух может обильно, щедро изливать свои дары и только он обладает силой для этого. Это предположения автора темы! ) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении. С Ахура-Маздой они составили семь божеств и вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. Сотворение шести божеств по-разному описывается в зоро-астрийских сочинениях, но во всех случаях подразумевается обязательное их единство. То говорится, что Ахура-Мазда – их отец, то сказано, что он «смешан» с ними, а в одном тексте на пехлеви их создание Ахура-Маздой сравнивается с зажиганием одного светильника от другого.
Эти шесть великих божеств, в свою очередь, как учил Зороастр, вызвали к жизни другие благие божества, которые были добрыми богами, почитавшимися еще в древнеиранском пантеоне. Все эти божества, согласно учению Зороастра, прямо или косвенно являются эманациями самого Ахура-Мазды и, будучи под его началом, в соответствии со своим назначением стремятся способствовать творению добра и уничтожению зла. В зороастризме они именуются язата («язата»– букв. «достойный поклонения») или Амэша-Спэнта – букв. «Бессмертный Святой» - обратите внимание на последнее значение: т.е. только Святой достоин поклонения.
Последнее обозначение было придумано самим Зороастром для того чтобы отличить открывшихся ему благих божеств от большинства языческих богов, к которым в Ведах обращаются как ко «всем бессмертным». Ведь Зороастр смело и решительно отвергал поклонение воинственным и безнравственным демонам-даэва, то есть Индре и его соратникам, которых пророк считал «злонамеренным родом». «Даэва выбирают неправильно, потому что обманщик приближается к ним, пока они совещаются, так, что они избирают худший замысел». Тогда все вместе они «прибегают к Ярости, которой они поражают жизнь человека». Для Зороастра даэва были злыми и по своей природе, и по содеянному выбору между добром и злом, то есть подобными самому Ангра-Маинйу – лживыми богами, которым нельзя поклоняться, потому что они вызывают распри между людьми, соблазняя их на кровопролитные жертвоприношения и губительные войны. Обратите внимание на иранское слово даэва - дэвы - русское дьявол - обманщик как характеристика его сути!
Понятие о шести Бессмертных Святых существенно для учения Зороастра, оно имеет далеко идущие духовные и этические последствия, поскольку эти создания воплощают качества или атрибуты самого Ахура-Мазды и могут, со своей стороны (если правильно их просить и почитать), наделять ими людей. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, Бессмертным Святым, указывающим путь к другим, является Воху-Мана («Благой помысел»). Ближайший его союзник – это Аша-Вахишта («Лучшая праведность»), божество, олицетворяющее могучий закон истины-аша (Зороастр упоминает его в Гатах чаще всего из шести Бессмертных Святых). Затем идут Спэнта-Армаити («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно, и Хшатра-Ваирйа («Желанная власть»), представляющий собой и силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни, а также божественную власть и царство. Заключительная пара – это Хаурватат («Целостность») и Амэрэтат («Бессмертие»). Они не только укрепляют смертное бытие, но и даруют вечное процветание и вечную жизнь, получаемую праведными в присутствии Ахура-Мазды. Некоторые зороастрийские термины и понятия я привожу только для того, чтобы показать в каком направлении двигалась мысль основоположника религии, а дальше уже работы мысли отдельно каждого человека, можем ли мы что-то полезное для себя вынести или нет.
Эти божественные качества были выделены, а затем им молились и почитали как отдельных богов, что характерно еще и для более ранней иранской религии, на основе которой и начал строить свое видение Зороастр.
В языческой иранской религии существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так тесно, что соответствующее явление рассматривалось как олицетворение самого божества. Поэтому неудивительно объединение семи Амэша-Спэнта с семью конкретными творениями (что было опущено в нашем изложении) . Происхождение такой связи во всех случаях можно понять, исходя из размышлений пророка над ритуалом богослужения – ежедневным молитвенным действом, призванным укреплять и благословлять все семь творений. Обдумывая этот ритуал, Зороастр, по-видимому, убедился в том, что в каждом предмете, который он видел или трогал во время обряда, присутствовало нечто нематериальное, какое-то скрытое божество. Благодаря совершению этих обрядов, исполнявшихся главным образом ради поддержания вещественного мира, можно было бы в то же время добиваться нравственных и духовных благ ( что для человека важнее чем материальных благ!). Для этого надо было попытаться посвятить их почитанию великих невидимых Амэша-Спэнта. Так обряды, имевшие вековую древность, приобрели новое измерение.
Связь между каждым божеством и соответствующим творением кажется обоснованной, потому что зороастризм, несмотря на то, принят ли он по наитию или получен в божественном откровении, можно считать рациональной религией. Так Хшатра-Ваирйа («Желанная власть») стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити («Святому благочестию»). Вода – это творение Хаурватат («Целостности»), а растения относятся к Амэрэтат («Бессмертию»). Воху-Мана («Благой помысел») является повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта («Лучшей праведности»), то есть «Порядка», распространяющегося по миру и упорядочивающего его. Человек с его разумом и правом выбора больше всего принадлежит Ахура-Мазде.
Человек должен не только опекать шесть меньших творений, но и следить за собственным физическим и нравственным здоровьем, а также заботиться о своих собратьях, потому что каждый из них в отдельности является созданием бога(!). Зороастр дал последователям особый моральный закон – жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Этот замечательный закон – распространение на всех люден тройного требования к иранским священнослужителям, которым в целях эффективности молитв следовало совершать их лишь с благими намерениями, правильными словами и тщательно исполняя все обряды богослужения.
Учение о семи Амэша-Спэнта и семи творениях обязывало, таким образом, к всеобщей нравственности и внушало верующему глубокое чувство ответственности за окружающий мир. Человек – глава творений, но его объединяет с остальными шестью общее назначение, потому что все благие творения стремятся к одной цели; человек – сознательно, а прочие – по природному влечению, ведь все они созданы для одного – окончательной победы над злом.

Мэри БОЙС ЗОРОАСТРИЙЦЫ. ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ
http://pravoslavie.org.ua/threads/zoroastrizm-pravoslavnoe-mnenie
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4822
Темы: 81
С нами: 4 года 4 месяца
О себе: -->888


Вернуться в Религии и духовные традиции: Разное