- Спойлер
Это отреставрированный сейчас салон из музея
Оказывается, это самый знаменитый питерский вид трамвая.
- Спойлер
- Трамвайный поезд ЛМ-33 №4275 + ЛП-33 №4454 («Американка»)
Американка. Под таким именем запомнились ленинградцам эти трамваи. «Эх шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка», — образец городского фольклора, своего рода памятник трамваю. Особое отношение к таким вагонам связано прежде всего с их долгой жизнью. Горожане до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают эти трамваи. Они служили ленинградцам целых 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года. Именно он и сохранился в качестве музейного до наших дней.
Между тем, «американка» отнюдь не иностранка. Строились вагоны в городе на Неве, а вот за основу действительно был взят иностранный, точнее даже заморский прототип. В начале 1930-х группа ленинградских специалистов побывала в Америке. В их числе был и конструктор Д.И. Кондратьев. В то время Америка уже была законодательницей технической моды, и нет ничего удивительного, что одну из тамошних разработок решили воплотить на нашей земле. За основу был взят трамвай фирмы Peter Witt. Но слепым копированием, безусловно, это назвать нельзя. Изменялась конструкция в соответствии с отечественными требованиями, изменялись габариты (американский трамвай был шире). В противном случае пришлось бы перекладывать рельсы на многих улицах города. Кстати, сами авторы не скрывали, что первоисточником послужил американский трамвай. Первые отечественные вагоны большой вместимости изначально назывались МА-ПА, моторный и прицепной американского типа, отсюда и прозвище «американки», оно быстро перекочевало в народ. А вот после войны отношения с США испортились, и трамвай переименовали — ЛМ-ЛП-33, ленинградский моторный и ленинградский прицепной образца 1933 года.
Такие трамваи выпускались в городе на Неве вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1933 по 1939 год. Это были первые ленинградские четырёхосные вагоны. Вместе с ленинградцами «американки» испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров. Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.