Иконостас. небополитический взгляд

Список разделов Главное Точка зрения

Описание: Здесь вы можете высказать и обсудить свое несогласие с ДК, религиями, вероучениями по тем или иным аспектам.

#1 Око » Вт, 30 мая 2017, 5:48

Наслушавшись Девятова и Ко по поводу символики проведения парадов и прочего, задумалась о роли иконостаса в православном храме.
Иконостас - это по сути преграда (именно такое название бытует) между средней частью храма и алтарем
Изображение

но так было не всегда.
Первоначально этой стены, украшенной иконами, не было. Да и сейчас, например, армянская конфессия не имеет такой преграды
Спойлер
Изображение
Староверы тоже не имеют преграды между средней частью храма и алтарем. Иконостас размещается на восточной стене храма
Спойлер
Изображение

Изначально средняя часть храма и алтарь были разделены лишь 12 колоннами, символизирующими 12 апостолов.
позже появился занавес.

еще позже - полки, на которых располагали иконы в определенном порядке (об этом порядке позже напишу). по чинам

Добавлено спустя 5 минут 19 секунд:
Что может означать такое разделение?
версия1
Спойлер
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев. 16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии — стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь. Но апостол Павел указывает на роль в этом самой завесы. Существуют моменты евангельской истории, когда завеса сравнивается с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Сопоставление зачатия Христа и исткания завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского). Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф. 27:50,51). Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.

Добавлено спустя 7 минут 55 секунд:
версия 2
храм символизирует человека. его сознание и подсознание. подсознание скрыто от мирской жизни и суеты. создается покров таинственности.
И здесь уже работают идеи Юнга об интуитивной связи каждого индивидуума с Логосом.
формирование не осознанной, а подсознательной связи и единство именно на этом тончайшем уровне

Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд:
версия 3
алтарная часть храма - рай, средняя часть храма - мирская жизнь, которая, пока человек нагружен первородным грехом, не может соединиться с райской
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888


Re: Иконостас. небополитический взгляд

#3 Око » Вт, 30 мая 2017, 6:09

вопрос у меня возник такой: нужно ли это разделение?
ответ на него получился - да нужно. но не такое мощное, как принято в современных храмах (я пишу о православных храмах).
Мне кажется, что чрезмерное украшательство иконостаса (преграды) сподвигает молящегося не к устремлению в рай, в мир, где чистое подсознание имеет возможность контактировать с Логосом, а концентрирует на самой преграде. позолоченной и украшенной витиеватой резьбой :ugu:

Именно такое положение дел я сейчас наблюдаю среди прихожан: люди настроены на оболочку Веры. на ту границу, которая разделяет истинный рай и мирскую жизнь. Обсуждают внешний вид и быт священников, морщат носы от бабулек, которые убирают в храме, концентрируются на том, что люди во время службы толкаются и стоят не так как хотелось бы... ну и т.д.
а надо бы в глубину себя уходить.... в то, что скрыто. там свет искать


(продолжение следует)
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#4 крыгл » Вт, 30 мая 2017, 7:12

и у меня тот же вопрос
Волшебная сила, чудесное занятие— Таскаю воду и пилю дрова

Ван-юней,Нестеров ,крыгл. Совместное творчество
крыгл
Аватара
Сообщения: 6446
Темы: 265
С нами: 8 лет 5 месяцев

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#5 Brittany » Вт, 30 мая 2017, 19:54

Око писал(а):Мне кажется, что чрезмерное украшательство иконостаса (преграды) сподвигает молящегося не к устремлению в рай, в мир, где чистое подсознание имеет возможность контактировать с Логосом, а концентрирует на самой преграде. позолоченной и украшенной витиеватой резьбой
:unsure: никогда в жизни не приходило мыслей об устремлении в рай и о контакте с Логосом!
Да и иконостас разглядывала только в детстве.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany
Аватара
Сообщения: 23204
Темы: 107
С нами: 11 лет 3 месяца
О себе: июль

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#6 Око » Чт, 1 июня 2017, 5:35

дальше еще интереснее. :smile:
Почитав литературу, выяснила, что а) в формировании иконостаса есть определенный порядок, но этот порядок не жесткий

б) в старину храмы имели трех рядный иконостас:
1-й чин - местный, 2-й деиисус, 3-й праздничный.

в более поздних вариантах чины добавлялись - до девяти чинов было уже в храмах 18-19 веков.
Причем, часто в верхнем ряду располагали страстные сцены - сцены распятия и мученичества Христа.
вопрос: зачем это помещали в верхних рядах? ведь, то, что располагается наверху, подсознанием воспринимается как более приоритетная вещь




Изображение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряды икон:

Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.
два последних чина принято добавлять уже после реформы Никона

Добавлено спустя 28 минут 37 секунд:
Сейчас есть тенденция строить храмы, рассчитывая на пяти рядные иконостасы.
И это, похоже, позитивная тенденция
примерные правила устроительства иконостаса
Изображение
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#7 Око » Пт, 2 июня 2017, 9:32

пара интересных статей по теме
Символика иконостаса
http://www.icon-favor.ru/?page=871

Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.

Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Так же и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.


ИКОНОСТАС. Л. А. Успенский
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/uspen4.htm

та роль, которую имела алтарная преграда не только сохранилась, но и приобрела значение, которого раньше не имела. Отделяя Алтарь от Нефа (божественное от человеческого), иконостас, также как и древняя преграда, указывает на их иерархическое различие, на важность и значение совершаемого в Алтаре таинства. Но вместе с тем, также как и преграда, означая связь между двумя мирами, между небом и землей, он наглядно раскрывает эту связь в образе, показанная в сжатом виде, на одной плоскости, непосредственно перед взором молящихся, пути примирения Бога и человека, цель и последствие искупительной жертвы Христа, снисхождение Бога и восхождение человека. В отдельных поясах, в стройном порядке и строгой последовательности показываются этапы домостроительства Божия.

От Бога к человеку, сверху вниз идет путь божественного Откровения: постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения в Патриархах и пророческие предвозвещения, к ряду праздников, к исполнению предуготованного Ветхим Заветом, а через этот ряд к грядущему завершению домостроительства, образу Царствия Божия, чину. Ниже происходит непосредственное общение человека с Богом. Это пути восхождения человека. Они идут снизу вверх. Через приятие евангельского благовествования и молитвенное общение, через сочетание воли человеческой и воли Божией, в этом аспекте икона Благовещения является иконографией сочетания двух воль и, наконец, через причащение таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к чину, т. е. входит в соборное единство Церкви, становится "сотелесником Христа" (Еф. 3, б). Внешне это единение выражается в богослужении, между прочим, в символическом жесте каждения. Священник или диакон кадит сперва иконам, а затем присутствующим, приветствует образ Божий в человеке и объединяет в одном жесте изображенных святых и молящихся, Церковь небесную и Церковь земную.

Добавлено спустя 1 час 38 минут:
Оказывается у Павла Флоренского есть замечательная книга по теме - "Иконостас". читаю.
Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту; сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы.

По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полу-слепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос. Конечно, этот крик лишен всех тонких и богатых средств выразительности, которыми обладает спокойная речь; но кто же виноват, если последнюю не только не оценили, но и не заметили ее, и что остается тогда, кроме крика. Снимите вещественный иконостас, и тогда алтарь, как таковой, из сознания толпы вовсе исчезнет, закроется капитальною стеною. Но вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а — лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуравить окна; напротив, вынуть и стекла, ослабляющие духовный свет для тех, кто способен вообще видеть его непосредственно, образно говоря, в прозрачнейшем безвоздушном пространстве, — это значит научиться дышать эфиром и жить в свете славы Божией; тогда, когда это будет, вещественный иконостас сам собою упразднится, с упразднением всего образа мира сего и с упразднением даже веры и надежды и с созерцанием чистою любовию вечной славы Божией.
http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/75672-ikonostas/
Добавлено спустя 1 минуту 8 секунд:
как же красиво :roll: и как точно....
Защитники икон бесчисленное число раз ссылаются на напоминательное значение икон: иконы, говорят святые отцы и, их словами, Седьмой Вселенский Собор, напоминают молящимся о своих первообразах, и, взирая на иконы, верующие "возносят ум от образов к первообразам". Такова очень прочно окрепшая богословская терминология. На эти выражения теперь нередко ссылаются, да и толкуют их вообще в смысле субъективно-психологическом и коренным образом ложно, до основания извращая мысль святых отцов и собственными руками, под видом защиты икон, восстанавливая, да притом грубо и безоговорочно, иконоборчество; да и насколько то, древнее, иконоборчество, над которым восторжествовало церковное учение, было вдумчивее, тоньше и осторожнее, сложнее по мысли, нежели современные перепевы на ту же тему при возражениях протестантам и рационализму! Ведь иконоборцы вовсе не отрицали возможности и полезности религиозной живописи, к каковой ныне приравниваются иконы; иконоборцы именно, говоря по-современному, и указывали на субъективно-ассоциативную значимость икон, но отрицали в них онтологическую связь с первообразами, — и тогда все иконопочитание — лобызание икон, молитва им, каждение перед ними, возжигание свеч и лампад и т. п., т. е. относимое к "изображениям", стоящим вне и помимо самих первообразов, к этому двойнику почитаемого — не могло не расцениваться как преступное идолопоклонство. Если иконы суть "изображения", то нелепо и греховно этим педагогическим пособиям воздавать "честь", подобающую одному только Богу, и совершенно непостижимо, что, собственно, значит издавняя вера Церкви о восхождении к первообразу — чести, воздаваемой образу. Но тогда, в период иконоборческих споров, люди знали, о чем, собственно, они спорят и в чем между собою не согласны: были иконопочитатели и были иконоборцы. Теперь и иконопочитатели учат по-иконоборчески, сами не зная, отстаивают ли, собственно, они иконы или, напротив, отвергают. Дело же — в забвении, что споры об иконах происходили в IX веке, а не десятью веками позже, в Византии, а не в Англии, и на почве философии платоно-аристотелевской, а не юмо-милле-бэновской. Подставив в святоотеческую соборную терминологию содержание английского сенсуализма вместо подразумевавшегося ими значения онтологического, на почве древнего идеализма, нынешние защитники икон успешно выиграли победу, некогда потерянную иконоборцами.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#8 Око » Сб, 3 июня 2017, 12:00

Между тем иконопись есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облака свидетелей. Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видения доступными, почти общедоступными. Свидетели этих свидетелей — иконописцы — дают нам образы, είδη, εϊκόνες своих видений. Иконы своей художественной формой непосредственно и наглядно свидетельствуют о реальности этой формы: они говорят, но линиями и красками. Это — написанное красками Имя Божие, ибо что же есть образ Божий, духовный Свет от святого лика, как не начертанное на святой личности Божие Имя? Подобно тому, как свидетель — мученик-святой, хотя и он говорит, однако свидетельствует не себя, а Господа, и собою не себя, а Его являет, так и эти свидетели свидетелей — иконописцы — свидетельствуют не свое иконописное искусство, т. е. не себя, а святых, свидетелей Господа, или же — и Самого Господа.

Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: "Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог".

Добавлено спустя 1 минуту 8 секунд:
Еще возникает интересное понятие иеротопии https://ru.wikipedia.org/wiki/Иеротопия
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#9 Око » Пн, 5 июня 2017, 11:04

Начиная с конца XVI века в русскую иконопись, вместе с общим принижением церковной жизни, этот дух аллегоризма закрадывается, как оборотная сторона онтологического измельчания и отяжеления, уже с трудом взлетающего над областью чувственною. Неспособность совсем четко видеть потустороннее иконописец хочет восполнить сложностью богословских построений: так богословский рационализм соединяется в иконе с типичностью посюсторонних образов, а далее первый вырождается в отвлеченные схемы, условно выражаемые выродившеюся из второй — чувственностью и светской фривольностью. Таков печальный конец, в XVIII веке, который тем безотраднее, что нигде, как только в России, изобразительное искусство имело единственную в мировой истории вершину.

мне кажется, что то же самое происходило и с иконостасом. он утяжелялся, обрастал резьбой и позолотой, но, при этом, терял внутреннюю глубину, легкость образов.... свет, струящийся из икон, затмевался светом позолоты...
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

  • 1

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#10 Око » Чт, 8 июня 2017, 12:23

священник К.Пархоменко » Фоторассказы » Знакомство с православным храмом » Иконостас

https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-p ... m/ikonostas/1/image/fotor1490/
Изображение
Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888

  • 1

Re: Иконостас. небополитический взгляд

#11 Око » Чт, 8 июня 2017, 12:25

староверческий иконостас храма в Ири
Изображение
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 3962
Темы: 68
С нами: 3 года 7 месяцев
О себе: -->888


Вернуться в Точка зрения

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость