Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

Список разделов Главное Точка зрения

Описание: Здесь вы можете высказать и обсудить свое несогласие с ДК, религиями, вероучениями по тем или иным аспектам.

#1 Око » Сб, 8 марта 2014, 6:49

Сюжеты сказок достаточно разнообразны. про волшебство, про что-нибудь страшное, просто бытовые или же художественные. А есть и обучающие.

бывают ли «плохие» или «вредные» сказки? И для кого именно они могут быть вредны? и почему?

Обычно мы не задаемся такими вопросами. Зато это заинтересовало психологов. Начиная с 1990 года, сказки подверглись исследованиям на предмет их влияния на наше сознание. А еще сказки стали инструментом решения некоторых психологических проблем.

сказко терапия - направление практической психологии, которое использует метафоры сказки, чтобы мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме. либо с целью познания своей личности и с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

На сказко терапевтической сессии работа специалиста ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов клиента, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете клиентских сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния клиента на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет клиент в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для клиента — это определяет ход сеанса сказкотерапии.
В процессе беседы человек находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к терапевту. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

хорошая статья на эту тему http://psyfactor.org/lib/skazkoterapiya3.htm


http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html - морфология сказки
Последний раз редактировалось Око Чт, 24 декабря 2015, 8:24, всего редактировалось 1 раз.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)


Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#41 Око » Пн, 22 мая 2017, 12:43

Забытый сказочный образ, упомянутый Бахревским - мурзилка
Изображение

Добавлено спустя 11 минут 31 секунду:
Изображение
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#42 Око » Ср, 31 октября 2018, 21:50

Изображение

Вопросы о скрытом смысле русских сказок чаще оказываются без ответов, чем символический язык Библии, раскрытием которого тысячелетиями занимались богословы.
А жаль, потому что мудрость русского язычества в сказках и легендах, в пословицах и самих оборотах языка таит в себе немало "открытий чудных", как однажды сказал Пушкин, немалый знаток всевозможных сказок, басен и сказаний, с которыми познакомился в среде русского народа. И нисколько не удивительно, что "просвещенья дух" мы находим в сокровищах древней культуры.

Вот сказка о Кащее Бессмертном, смерть которого тем не менее обнаруживается - только она тщательно скрыта от человека самим Кащеем.
Повествование о кащеевой смерти - это русская сказка, но еще точнее сказать, пожалуй славянская, и её хорошо знают поколения советских людей, для которых сборники русской мудрости публиковались еще в те времена, когда никто еще не был английских Гарри Поттера и лорда Воландеморта.
А неумирающий Кащей - это и есть древнейший русский, если так можно выразиться, воландеморт. Но только гораздо более поучительный для школы детского воспитания, потому что история его смерти имеет прямое отношение к славянскому роду, общественной нравственности и личной морали человека, способной нанести Кащею смертельный укол
Куда помещает смерть злодея автор сказки, знают многие, да мы напомним: она на конце иглы, помещенной в яйцо, а яйцо в утке, утка - в зайце, тот в сундуке, который Кащей спрятал и бережёт пуще глаза

Такое вот "матрёшечное" пространство (а вставленные друг в друга "матрёшки" - это и есть символ материнского рода, где одна женщина содержит во чреве другую)
Символика его остается пока вопросом без ответа. Заметим только, что путь добра молодца к игле не так прост. Сперва ему нужно найти путь, преодолеть его, открыть заветный сундук, затем догнать стрелой выпрыгнувшего зайца, потом таким же образом поразить вылетевшую из зайца утку.
Только после этого он берёт в руки иглу - и Кащей чувствует в сердце смертельный укол. Потому и умрает, что чувствует. Но вот об этом по порядку.

Всё примечательно здесь - и таинственный сундук, и вложенность друг в друга животных и неодушевленных предметов, но пуще всего это сердце, о котором повествуют некоторые варинаты сказки - как будто оно может быть у древнего высохшего от времени чудовища, каким его изображает сказочная легенда

Так кто же это такой - Кащей бессмертный? Индивид не простой, что и говорить. Тут напрашивается и образ костлявой смерти, но Кащей есть нечто большее чем только смерть, его возводят чуть ли не в царское достоинство. Вспомним, как у Пушкина: "..царь Кащей над златом чахнет"
Чахнет, стало быть Кощей ко всем прочим своим "прелестям" воплощает в себе человеческую жадность. Если собрать его свойства воедино, получается одно: древнеславняский символ зла.
А зло - это и скупость, и безжалостность, и смерть, которая сама по себе кажется бессмертной
И смерть эта находится в странном соотношении с любовью, её символом - сердцем, и образом иглы

Спойлер
История борьбы героя сказки с Кащеем - есть поиски средств для борьбы с вечным злом, которой веками озабочены славяне. К смерти и костям это имеет прямое отношение, так как племена на своём опыте убедились: та гибель, которую их стрелы несут врагам - носителям зла не истребляет само зло. Зло возрождается буквально на костях поверженных врагов, сеет рознь в собственных рядах.
Итак, зла не победить с помощью смерти самого злого врага. Зло кажется царем рода человеческого.

И вот игла..казалось бы, к чему в сказке этот швейный инструмент, металлический и с острием, которым прокалывают ткань?
Смерть на конце иглы. В таком образе есть загадка, есть вопрос, который ждёт своего ответа

То, как в славянской сказке осмысливается смерть Кащея, показывает удивительно объёмное отношение ко злу - как к некоторому состоянию человека, из которого можно вывести. Уничтожить в человеческом сердце его бесчувственного "кащея", пробудить любовь - вот путь к победе над злом, следовать которому зовет простая русская сказка.
Успех в борьбе с вечным злом сказка показывает ясно: это личная человеческая мораль, способная воскресить к жизни омертвевшее сердце уколами совести.

Стоп. Мы сказали: "укол". И вот значение иглы, на острие которой находится заветная смерть зла, становится яснее

Сундук, и в нём...

Интересен в сказке образ сундука, скрытого Кащеем от человека. В сундуке как контейнере мы видим странное "матрёшечное пространство".
Вот тот архетип, который в сказке разворачивается сложным действом героя, добывающего волшебную иголку: два подвижных животных - взлетающая в облака утка и бегущий по земле заяц, одно в другом, а внутри утки, почти живой предмет: яйцо, в нём уже вовсе мертвый - игла.
Такие символы - вопрос, который еще требует себе ответа

Начнем с сердцевины вложенных друг в друга предметов - яйцо с иглой, в нем заключенной.

Игла в яйце - сложный и очень древний образ славян, который первоначально указывает на необходимую роду плодовитость. Конечно, люди с родовым сознанием еще не знали, что рождаемости предшествует оплодотворение сперматозоидом (игла) яйцеклетки (яйцо). Но символ прямого пространства, входящего в округлое, был им знаком, составляя ту часть сакрального в рождении нового человека, которая лишь позднее станет "срамом", а её символы и сопутствующие слова - срамными. Когда не берестяных грамотах древнейших славян исследователь находит "матерные" слова, ему полезно знать, что это еще не брань, а сакральные формулы рода.

Закономерным образом игла в яйце становится также соотношением личной морали человека и общественной нравственности.
Мораль и нравственность - нередко эти два понятия полностью отождествляют друг с другом, не видя разницы между ними. Действительно, латинский корень "морес" обозначал у римлян общественные традиции. "O tempora! O mores!", - восклицал Цицерон ("О времена! О нравы!")
Но римская традиция, ставшая содержанием общественных нравов, та традиция, которая знаменитого оратора так ужасала, есть как раз торжество индивида над обществом: эгоическое отношение, иссякающее состраданием и моралью.
Для сердца-кащея любить ближнего как себя, чувствовать боли другого как свои оказывается невозможным.

Что есть нравственность первоначально, как ни совокупность общественных нравов - того, что людям нравится?
Но нравы бывают различны, особенно в таких коллективах (им и был римский "популос"), где законы сострадания ограничены узким кругом "своих". Но в том, кто не способен сострадать чужому, дальнему, умирает чувствительность и к своим, близким
Древнеримский герой царского периода - описанный Титом Ливием Гораций, убивающий сестру за любовь к врагу Рима, которого он заколол, есть мифологема такого забвения принципов рода и любви ради предполагаемого "блага государства"

Что делает нравы именно нравственностью? Личная мораль человека, её законы гармонии и любви. Ведь общественное сознание любить не может. Это благо, данное только человеку.

Игла в яйце - это символ морали, заключенной в общественную нравственность. Подобным образом любящая личность заключена в сферу общественного сознания как в яйцо. Игла есть её мораль, которая способна ранить сердце, не давая ему омертветь, а если сердце всё же омертвело и стало злым "кащеем", тогда уколы совести сулят "кащею" смерть

Но если яйцо с иглой - символ нравственности, с которого жизнь общества начинается, к чему в сказке эти два странных животных: вертикально-подвижная птица и горизонтально бегущий заяц, которых герой поражает своими стрелами, добывая как раз из птицы заветное яйцо?

Животное - часть человека. Более того, человек не есть его тело, но тело человека - животное, прошедшее сложный путь эволюции. Нравы животных побеждать в своём теле непросто, но нет другого пути к смерти бесчувственного "кащея"
Наше нравственное представление о ближнем, пока мы остаемся на уровне земли, норовит умчатся от нас как прыткий заяц: и близкий человек, который нас гневит, который своей системой ценности смеет отличаться от нас, уже кажется дальним и чужим (вспомним Горация, а сколько таких "горациев" в разные моменты истории да и современности проявляется в людях?)

Итак, едва герой сказки нашел путь к сундуку (то есть к общественному сознанию), открыл его, надеясь взять наконец отттуда необходимые ему нравственные принципы, как обиды и разочарования уносят от него эти принципы вдаль - они удирают как заяц. Необходимо поймать этого зверька, что славяне делали самым эффективным образом: стрелой.

Но вот заяц в руках у героя сказки, он вскрыт - тотчас птица выпархивает из него и летит ввысь. Почему нравственные принципы оказались вновь вне доступности, на этот раз по вертикали? Их приподняла на недостижимую высоту гордыня. Эту заносчивую птицу нужно опустить на землю...

Но вот нравственность общества в руках, она обогащает личную мораль, вручая ей иглу, которой теперь остается только поразить злого Кащея. В самое чувствительное сердце человека (ведь у кащеев не бывает сердец)... ему больно, зато будет жить.
https://reason-law.livejournal.com/32482.html
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#43 Око » Ср, 12 июня 2019, 7:54

для тех, кто не знает, не слышал и не читал. про Око Гора.
это не обычный глаз, который видит видимое, а глаз внутреннего зрения, который видит невидимое.
символ воскрешения

Изображение
Согласно легенде бог Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Жена Осириса Исида сумела его воскресить и родила от него сына Гора. Коварный Сет осуществил второе убийство Осириса и расчленил его тело на куски, чтобы Исида не смогла воскресить своего мужа. Возмужавший Гор решил отомстить Сету за убийство отца и развязал с ним войну, участие в которой принимали и другие боги: Анубис, Тот.

В поединке с Сетом Гор потерял свой левый глаз, который был исцелен Тотом. Свой исцеленный глаз Гор дал проглотить умерщвленному Осирису, чтобы воскресить его из мертвых. Но Осирис так и не вернулся в мир живых, оставшись повелителем Мертвого Царства. С этих пор глаз гора превратился в амулет и стал символом защиты и исцеления, а также символом воскрешения из мертвых.

Подобный символизм можно встретить в скандинавской мифологии, когда бог Один жертвует свой глаз для того чтобы испить из источника мудрости. В христианском же символизме Всевидящее око приняло иной смыл: постоянное наблюдение бога над мирскими делами.

В древнем Египте большое значение придавали символам, изображающим части тела божества. Останки обычных людей мумифицировали, веря в то, что сохраненное бальзамами тело сможет вновь возродиться, а душе обеспечено бессмертие.
Вспомним о том, что египтяне придавали особенное значение возрождению после смерти. Эта вера нашла свое отражение в символике Всевидящего ока.
https://vitalyatattoo.ru/raznoe/simvol-ra-uadzhet-vikipediya.html

Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:

в теле человека есть аналог этому символу.
Изображение[/url]
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#44 крыгл » Ср, 12 июня 2019, 11:30

интересно

тогда как быть с мифом

Добавлено спустя 19 минут 36 секунд:
тогда получается внутреннее солнце
точнее отражение солнца в мозгу

Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:
аджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну
видимость луны это отражение солнца
если уаджет
символизирует и мозг и луну
значит это внутренний ориентир на солнце ...так что ли выходит?
крыгл

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#45 Око » Чт, 13 июня 2019, 7:28

крыгл писал(а):видимость луны это отражение солнца
если уаджет
символизирует и мозг и луну
значит это внутренний ориентир на солнце ...так что ли выходит?

герметизм (от Тота Гермеса) говорит нам об одном из основных законов Сознания - Законе Подобия.
так вот Солнце уподобляется правому глазу человека, а Луна - левому. логическое мышление и образное.
примерно такая же взаимосвязь у Солнца и Луны: активное восприятие Солнца и ассоциативное Луны.

ну и хочу заметить еще момент: каждый человек имеет два глаза обычных, но один мозжечок.
возникает ассоциация, связанная с потребностью человека в поиске андрогинной половинки: каждый человек ищет своё второе "око" для того, чтобы объединиться в единое :ugu:
Если оно обретается, то приходим к числу "4" - числу законченной, устойчивой и стабильной системы
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#46 Brittany » Вт, 18 июня 2019, 20:18

Око писал(а):Забытый сказочный образ, упомянутый Бахревским - мурзилка
Чебурашка - перекроенный Мурзилка.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 69462
Темы: 335
С нами: 18 лет 5 месяцев
О себе: июль

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#47 крыгл » Пт, 21 июня 2019, 6:13

нет брирани
чебурашка это перекроеный еврей ..
при всём уважении к сказке

длинный нос -крокодил гена
большие уши-чебурашка

ну и соответственно дружба-им же не доверяют..и искусство и тд


16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка»[3]. Оставить Мурзилку таким сказочным «буржуазным» персонажем было нельзя, и Фёдоров-Давыдов превратил его в дворняжку. Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы — был животным, а, в-третьих, стал не каким-то аристократом, а рабоче-крестьянским беспородным псом, четвёртым щенком мамы-Жучки. Он был подарен слесарем Герасимом своему сыну[4]. Но однажды щенок исчез со страниц журнала. В июле 1937 года вышел 7-й номер «Мурзилки» с «Экстренным сообщением»: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет»[5]. Теперь Мурзилка — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом на шее и фотоаппаратом на плече.

В 1927—1928 годах при журнале также выходила «Мурзилкина газета».

В 1955 году на киностудии «Союзмультфильм» Мурзилка превратился в миниатюрного мальчика-корреспондента, приключениям которого были посвящены несколько мультфильмов, вышедших в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В 1964 году в стихотворении С. Маршака «Приключения Мурзилки» («Стихи решил я написать про нового Мурзилку…») образ Мурзилки-«лилипута» восходит к книге Хвольсон, упоминаются и другие персонажи этой книги (но текст Маршака не получил популярности, отчасти потому, что другие образы дореволюционной книги уже были переработаны Николаем Носовым для повести «Приключения Незнайки и его друзей»)[6]. При этом на страницах журнала Мурзилку продолжали изображать в виде жёлтого зверька, без разъяснения его видовой принадлежности.

это касается мурзилки
как видите он меняет содержание
но не изменным остаётся его внешний вид
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мурзилка
весьма похожий на солнце
крыгл

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#48 крыгл » Вс, 28 июля 2019, 8:42

Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим пальцем, согласно другой — наступил на него, согласно третьей — проглотил его. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы.

Гор использовал возрождённый глаз для воскрешения своего отца Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчленённое тело срослось подобно тому, как это произошло с самим оком. В расчёте на помощь при воскрешении, изображения уаджета наносились на египетские мумии у отверстия, через которое из них вынимали внутренности. Ежемесячно в храмах Египта проводились обряды «восстановления» уаджета, связанные с лунным циклом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уаджет
http://ru.wikipedia.org/wiki/Христос_Пантократор_из_Синайского_монастыря

такое впечатление что это один архетип

гор и исус пантакратор

https://tito0107.livejournal.com/393866.html

---
не менее интересное отождествление
с перьями сотами и виноградом -скорее всего они означают одно
биты информации
крыгл

Пред.

Вернуться в Точка зрения

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей