почему мудрость передается притчами? почему Библия написана иносказательно - притчами?
почему умению мыслить образами так много придается значения?
пишет Б.А. Ганаго
Если тема и основная идея беседы объявляются заранее, то что остается разгадывать слушателю, о чем размышлять? Да и сама проблема может показаться аудитории ненужной, неинтересной. В нее надо вовлечь. Вероятно, лучше начинать с какой-либо интриги, загадки, с какого-то действия или события. Так поступал Христос, говоря: «Вышел сеятель сеять...». [Мк. 4, 3].
Будучи заинтригован неразъясненной притчей, слушатель сам на подсознательном уровне станет сопоставлять увиденные в своем воображении картины и, если Бог даст, придет к открытию смысла. Но это будет его догадка, его открытие. Вот почему идея не должна лежать на поверхности, декларироваться, вкладываться в память не прижитой, не пропущенной через свой жизненный опыт. Как заметил один режиссер, идея «ходит в шапке-невидимке». Потом, в минуту озарения, она проникнет в сознание, в сердце слушателя, и станет его жизненной позицией, его мировоззренческой установкой.
Многообразны свойства притчи. Иногда она - намек, нацеленный как бы на другого, бьющий мимо. А раз нет прямой наводки, нет и защитной, оборонительной реакции. Значит, этот намек попадает в душу слушателя и вызывает размышления, ассоциации, дающие всходы.
Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания.
Притча облекает истину в образ, а образ пробуждает к жизни бесчисленные индивидуальные ассоциации.
=======================