В теме
/viewtopic.php?f=1&t=27757&p=1036608&hilit=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%88%D0%B8#p1036608
Владимир Б привел цитату СНЛ:
«Началось все хорошо. Христос сказал: только через меня к Богу придете. Естественно, почему, потому что иудеи поклонялись будущему и идеалам, знанию, но не любви. Это катастрофа. История ее доказала, разметен еврейский народ по лицу земли. Христос сказал:вы неправильно понимаете Божественное. Вот я понимаю правильно, через Меня вы Бога почувствуете, и он был прав. Но если это интерпретировать поверхностно, дальше возникают течения, возникает религия, католическая и православная, которые говорят:только через нас, все остальные к Богу никогда не придут. Что дальше. Ага. Католический папа непогрешим. Христос говорил, что я не могу быть непогрешимым, а католический папа непогрешим. Чем это пахнет, понятно. Православие утверждает:только через нас придете к Богу, только через нас. Что дальше. А дальше человек что-то нагрешил и православная церковь его от Бога отлучает. Т.е. отлучает от церкви, но, отлучая от церкви, получается, она его отлучает от Бога. Дьявол до этого не додумался. Дьявол искушает, чтобы человек забыл о Боге, а здесь просто человека взяли от Бога и отлучили. Имеет ли кто-то право отлучать человека от Бога? Я думаю, никто. А почему, почему такой нонсанс. Потому что неправильная интерпретация.»
На что я ответил:
«когда же это Церковь отлучала согрешивших?? вот я согрешаю в чем-то, прихожу на исповедь, и батюшка не отлучает меня, а принимает исповедь, молится за меня...» Т.е. обычных грешников Церковь ни от себя, ни от Бога никак не отлучает.
Потом подумал, может это Лазарев сказал это по незнанию смысла анафемы относительно анафематствованных грешников. И ,чтобы развеять этот миф для читателей С.Н.Лазарева предлагаю следующую информацию:
«Анафема
Анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) – свидетельство Церкви об отпадении от неё одного из её членов.
Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только:
к членам Церкви, а не её сторонним хулителям;
искажающим её учение;
активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.
Анафема подразумевает не проклятие, а подтверждает, фиксирует, констатирует фактическое отпадение человека от Церкви.
• О Церковном понятии Анафемы иером. Иов (Гумеров)
• Смысл Анафемы прот. Максим Козлов
• О праве анафематствования свщмч. Владимир
• Л. Н.Толстой. Проклятье, которого не было
http://azbyka.ru/dictionary/01/anafema.shtml
……………………………………….
Из статьи Иова Гумерова следует, что анафематствованный может вернуться в Церковь:
«Путь к восстановлению благодатного единства с Церковью, как Телом Христовым, лежит только через таинство покаяния.»
А из статьи М.Козлова следует,что
«Анафема — это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.
Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное — они опять получают возможность спасения. Единственное, что не может быть им возвращено, — это прежний сан.»
……………………………………………
В любом случае (или сознательное лукавство СНЛ насчет Церкви или его ошибка по незнанию) получается, что его критика Церкви совершенно безосновательна .