Светусь, аналогично и со мной произошло.
на автомате.
Бытие червяка... бхава
Ум потом стал анализировать, находить оправдания тому, исходя из садоводческих стереотипов и того, что все липовые деревья в округе были с объеденными листьями - липовую аллею надо спасать. Но факт остался и привел к размышлениям.
Тема, намечается позитивной в свете христианства. но мысль пока еще не дошла до той стадии.
Добавлено спустя 15 минут 20 секунд:Культ смерти расцвел и обрел новую привлекательность, когда избранным христианам было обещано райское блаженство за гробом (на других религиях мы здесь задерживаться не будем). Христианство, в его раннем варианте, отвергло блага земной жизни, но зато укрепило чаяния на посмертное будущее. (Представление о рае, как и об аде, не было плодом бурной фантазии — полагаем, что оно тоже является частью скрытого знания, но эта тема весьма обширна и мы посвятим ей отдельную заметку). Появились даже сторонники самоубийств, что вынудило некоторых епископов (например, Августина) выступить с их резким осуждением. Возникло монашество, ютившееся в пустынных местностях и за стенами монастырей, как бы уже перешедшее за грань жизни. Поначалу оно мало отличалось от прочих христианских общин, изоляцию которых в первые века н. э. вынуждали преследования и необходимость тайного исповедания новой религии. А там, где есть изоляция, должно появляться убеждение в священном, то есть отчасти потустороннем, характере того, что отделено и сокрыто. В свою очередь, эти убеждения еще больше усиливали изоляцию. Так было в родовых и небольших этнических сообществах, и тот же культурный закон действует в сфере религиозной.
Культ смерти — явный или скрытый — оказывал и оказывает огромное вляние на все стороны жизни, тем паче если он доминирует над культом жизни. Культ смерти органично сочетается с такими социокультурными установками, как самоограничение, пассивность, ксенофобия, подчинение, фатализм, малоценность индивидуальности. Не возьмемся судить, что тут первично и вторично — означенный культ или перечисленные установки, — да это и неважно. Какой бы политический режим, государственный строй ни утверждался, каким бы путем ни шло историческое движение народа и страны, — если доминирует культ смерти, будет чувствоваться влияние упомянутых установок то в одном, то в другом, а то и во всем. Они в изрядной степени определяли ментальность и существование большей части населения и государственной политики царской России, и в еще более сильной степени советской России (роль культа смерти в социализме была в свое время раскрыта в нынче полузабытом эссе И. В. Шафаревича). С нами могут не согласиться, указывая на празднование Пасхи, Светлой седмицы, Фоминой недели («Красной горки») и далее. Радостные, веселые, чуть ли не плясовые мелодии и в самом деле прославляют жизнь. Но не забудем, что это жизнь после смерти, жизнь по Воскресении из мертвых, которая восторжествует спустя неизвестное время, где-то в будущем. Кто-то, может быть, радуется окончанию Великого поста и непосредственно предстоящим утехам?
И все же, не последнюю роль играет в христианстве и культ жизни, именно здешней, земной жизни. Обычно считают, что это неизжитое наследие язычества. Это не совсем так, поскольку убеждение во всежизненности, вернее, всеживости, свойственно всем древним религиям, во всяком случае, народной религиозности. Католическое духовенство, в отличие от православного, проявило к этому больше терпимости, впрочем, довольно поздно, примерно на средостении второго тысячелетия. И не столько в результате логики богопознания, сколько под воздействием этнического своеобразия романских народов и западноевропейской истории. В Африке, Азии, Южной Америке католицизм обязан своим распространением не в последнюю очередь терпимости миссионеров, а не жестокости фанатических насадителей христианских обрядов. Вообще, западноевропейская история двигалась неровно, нередко революционными скачками, стремление к жизненной полноте, направлявшее историю Франции и Италии, замирало к северу, тем более к востоку от этих стран. Протестантизм даже угрожал обратить этот вектор в противоположную сторону, но был смягчен, а сейчас обе христианские конфессии в плане политических и житейских ценностей, кажется, вошли в единое русло.
То, что мы назвали культом жизни, в своих истоках неосознаваемо и имеет такие же глубокие корни, как и культ смерти. До сих пор не перевелись народности и отдельные люди, для которых все в природе и созданное людьми живо, то есть они могут со всем этим каким-то образом вступать в своеобразный диалог, — совсем не обязательно словами, а глядя, обоняя, дотрагиваясь, вслушиваясь, наконец, через некое «шестое чувство». После опыта такого общения, возможно многовекового, появляются представления о душах или духах вещей, трав, деревьев, камней и т. д. Но суть не в представлениях, а в опыте общения. На его основе формируется культ жизни. Напомним, что всякий культ представляет собою определенное действо, чаще всего ритуальное и вырабатывается он не сразу, а в результате накопления и упорядочения опыта.