" - Фильм "Матч поинт" и "Цена страсти" кто-то видел?
Говорить будем?
О каком фильме сначала?
- "Цена страсти"... (из зала)
- В чём смысл фильма "Цена страсти" - кто подскажет?
Начинается с того, что человек молодой стоит и хочет спрыгнуть метров с тридцати вниз на асфальт. И вот тот, кто его должен спасти, он начинает с ним говорить - у меня тоже проблемы... и тот раскрывается и рассказывает почему он сейчас должен спрыгнуть.
А почему спрыгнуть - потому что он познакомился с замужней дамой, был роман и её муж в припадке ревности, гнева сказал: я её посажу, если до 12 часов ты не спрыгнешь, то я её убью - кто-то из вас умрёт в любом случае. И он посмотрел ему в глаза и понял что действительно кто-то должен умереть - умрёт либо он, либо она.
И он тогда бросается и в конечном счёте оказывается на асфальте и погибает.
Вот приблизительная схема фильма.
Тогда вопрос: а почему так получилось?
Причём что интересно, что её муж, он был - и она и её муж - они дошли до крайней степени нравственного разложения.
То есть, там были наркотики постоянные, секс... там, одно, другое. И когда этот главный герой говорит - слушай, я тебя хочу пригласить в ресторан - она говорит, ну так сразу в постель, зачем... но я согласна - он говорит, да подожди-подожди, я про ресторан хочу. То есть, оговорка по-Фрейду - сразу а где гостиница, место, тут проблемы у меня, муж там... да я - он говорит - хотел пообщаться вообще-то.
Так вот и муж, и она были в крайней степени своего... они уже погибали физически, потом муж поверил в Бога, он начинает ортодоксальную - и она тоже вроде бы верит.
А потом вдруг роман начинается и в конечном счёте погибает главный герой.
В чём смысл фильма?
Да, вера того мужчины, который женат на этой девушке, она из веры превратилась... то есть, вера превратилась в религию.
Она превратилась в догмы и он неукоснительно следует догмам.
Когда вера превращается в религию, то форма значимее содержания.
А во Вселенной содержание - это любовь, а форма - всё остальное, в том числе и духовные аспекты.
И как только ты утрачиваешь любовь, чувство единства исчезает и возникает сразу же чувство иерархии людей, и тогда - помните, как в этом фильме, советую посмотреть - вот этот нынешний верующий - а бывший наркоман, преступник и так далее, он говорит: вот здесь вот голубые в нашей компании, типа, жалкие ничтожные личности, за спасение их души... т.е., он их презирает внутри.
Потому что они - представляете - они же совокупляются, понимаете, это же грех, это грязь, это... там, непотребность - почитайте Библию, там всё сказано: он их внутренне глубоко презирает, потому что они нарушают каноны религиозные.
Он их не любит совершенно.
Он ушёл в религию - забыл о любви, поэтому у него нет ощущения единства, радости и он, избавившись от наркотиков, от беспорядочного секса, там, может быть, от болезней... обратившись к Богу, он выздоровел от всего этого - но, обратившись к Богу, он выздоровел - а дальше он идёт не к Богу, а уходит от Бога и начинает идти в религию.
Он начинает опять повторять тот же самый цикл.
Сначала утрачиваешь любовь, единство с Богом - для тебя становятся важны ритуалы, ощущение иерархии появляется - ритуальность, духовность. После этого для тебя главное - совершенно внешние аспекты бытия. После этого главное - инстинкты: самосохранение, и потом ты неизбежно опять уходишь в инстинкт продолжения рода и начинает гнить твоё тело и распадаться. А потом ты умираешь.
Поэтому первый ипмульс чистый, интуитивный к Богу его спас, а потом он начинает опять идти в той схеме, которую ему предлагает общество.
А общество ему говорит: главное - это канон, это ритуал, это нравственность - мораль даже важнее, главное твоё внешнее поведение.
Выполняешь заповеди чётко, а то, что ты внутри чувствуешь... то что у тебя нет любви, а есть презрение к людям, это не страшно. Главное, что ты внешне соблюдаешь.
То есть, фактически, это Христианство вернувшееся в Иудаизм - причём в такой, в первоначальный.
Поэтому женщина чувствует: чем дальше он начинает жить этими внешними заповедями, тем больше из души уходит любовь, и она ищет эту любовь уже на стороне.
Поэтому, на самом деле, этот её муж толкает её на измену.
И вот она идёт к тому человеку, который обаятельный, добродушный, сразу видно - в нём безумной ортодоксальности нет, это тёплый, живой человек, у него есть любовь.
Но маленький нюанс: подобное притягивает подобное.
У него наверное должны быть тоже какие-то проблемы. И выясняется, что он развёлся, его жена оставила, потому что он был в аварии - летит грузовик и он интуитивно, подчиняясь инстинкту самосохранения поворачивает машину так, что он остаётся живым, а убивает его дочку.
И дочь погибает. Жена это понимает, она не может жить с ним, она разводится.
И главный герой где-то понимает, что не любовь для него внутренне была важна, а инстинкт самосохранения.
Да, в момент, когда на тебя летит машина, сложно анализировать - тут включается подсознание, но он понимает, что в его подсознании инстинкт самосохранения важнее, чем любовь и он этим мучается и он пытается это всё преодолеть.
Вот встречаются два человека, у которых инстинкты на первом месте, а любовь - на втором.
И вот они начинают помогать друг другу, возникает чувство любви, возникает желание заботиться друг о друге. И начинает оживать и она, и он.
И - внешне нарушая заповеди - вроде бы, прелюбодеяние и прочее, они на самом деле идут к любви.
И вот дальше начинается самое главное, из-за чего фильм называется "цена страсти".
Это чувство любви у них держится недолго - оно быстро переходит в сексуальную фазу, а дальше они наслаждаются безудержно сексом в любой... вот здесь давай на столе, там на шкафу, здесь под одеялом, там под столом... то есть - для них секс становится главным. Они случаются в каждом месте, то есть понятие любви, красоты, чистоты, души для них ушло. И они уходят в тот же самый механизм: инстинкты победили.
Что должно быть после этого?
Их сверху должны наказать.
Он её мог спасти через чувство любви, он мог бы сказать: знаешь что, ты замужняя - не хочу - чувство любви у меня к тебе есть - но даже если там встретились - вот, не могу... вот разведёшься с ним - будем общаться... потому что вот все эти там такие дела, нет у меня желания и всё.
И тогда её чувство сексуальное уходило бы в любовь.
А вместо этого... главное - это постель, и всё, пошло обратное движение, и пошло вместо спасения души разложение душ.
Значит кто должен за это ответить?
Тот, кто её сломал.
Она пыталась выжить, она пыталась от него как-то отбрыкаться, но он её, именно показывая любовь, он её сломал, потому что от любви не загородишься, а потом перевёл это в секс - поэтому главный герой должен был погибнуть.
Он погибает, он бросается с крыши и погибает.
И цена страсти - вроде бы, цена страсти это вот у тебя страсть появилась, ты за это должен быть наказан - смысл фильма не в том.
А смысл фильма в том, что современное общество, оно делает людей несчастными, оно учит их поклоняться инстинктам, вольно или невольно, утрачено единение, любовь, нравственность, вера - осталась религия, жёсткие каноны, чувство превосходства и разъединение людей. И, в таком режиме люди когда пытаются найти способ выжить, пытаются найти счастье: они ходят по кругу - да, она ушла от секса беспорядочного, от наркотиков, от смерти; она пошла к Богу, но она не дотянулась до Бога и она опять уходит в ортодоксальность, а дальше будет ослабление религии, а дальше будет инстинкт самосохранения а потом инстинкт продолжения рода, а дальше - смерть.
Поэтому получается что: если нет реального возврата к Богу, то человек, падая и умирая, он рвётся к Богу, он делает кольцо и возвращается туда же. потом опять рывок - кольцо меньше - потом у него ничего не получается.
В среднем три попытки дают.
Так вот в этом фильме, я думаю, где-то на уровне средней попытки.
Первая, она уже не работает никак - то есть даже понять что такое любовь к Богу и что такое вера люди не сумели, они сразу съехали на ортодоксальность, а дальше - если бы не получилось смерти - была бы какая-то попытка просто... сдержать разврат сексуальный - распад семьи, может быть, болезни и прочее, и вот эта именно жёсткая отрешённость от инстинктов с надеждой всё-таки что Бог есть, могла бы продлить жизнь и в какой-то степени очистить душу.
Но поскольку здесь пошло очень мощное устремление - со свистом ушли в инстинкты, шансов на выживание не осталось.
Вот так выглядит современный фильм.
И если мы посмотрим фильмы Ларса-фон-Триера, если мы посмотрим фильм "Древо желаний", если мы посмотрим фильм "Цена страсти" - мы везде видим одно и то же, порабощение людей инстинктами - это называется рабство греху, разложение души, и дальше уже физический распад: везде смертью пахнет, смерть приходит, смерть располагается и начинает выкашивать всё вокруг.
Современный кинематограф поставил диагноз современной цивилизации гораздо точнее, чем это сделали представители науки и религии вместе взятые."
(С.Н. Лазарев)