Еще один момент, который тоже связан с разнообразием религиозных проявлений в этом мире - это так называемый принцип адаптера. То есть, есть знание определенное, духовное знание об абсолютной истине, об истинном положении вещей. Но это знание не сразу может быть принято и понято людьми с не очень высоким уровнем сознания. Поэтому происходит адаптация этого знания. Вот. И эта адаптация, она, хочешь не хочешь, вызывает тоже у людей, порой, какое-то смущение. Ну, вот, допустим, простой пример, вот, ребенок спрашивает родителей: «Мама, или папа, откуда я взялся?». Допустим, он еще мал, и он не понимает, каким образом происходит рождение человека. И родители чтобы не смущать его ум, они говорят ему что-нибудь, типа «в капусте нашли» или «аисты принесли». И хотя это, вообщем-то, ложь, на определенном уровне это его истина. Потому что они понимали, что он сейчас пока не поймет настоящую истину. Когда он сам подрастет, вырастит, он сам поймет, что там папа и мама сделали, что, вот, он получился. Пока он еще не понимает этих вещей. И истина на его уровне – это, вот, капуста, аист, вот такие вот вещи. Но с определенным уровнем приходит понимание.
Точно также, допустим, мы встречаем такие утверждения, что «душа – есть кровь». Душа – не есть кровь, потому что в том же Евангелие сказано, что «плоть и кровь не наследуют Царство Бога». Если душа – это кровь, то почему сказано, что душа, что плоть и кровь не наследуют Царствие Бога? Если душа – кровь, то должна наследовать. То есть, очевидно, что кровь, как очень ценная субстанция в нашем теле, она пронизана энергией души, сознанием. Это так. Но сознание или душа и кровь – совершенно разные вещи, потому что есть живые существа, вообще, без тел. Допустим, те же самые ангелы, у которых нет крови, что же у них нет души? Это душа и покрывающее ее тонкое тело. Вот. Но если человек достаточно материалистичен и не может понять более тонких вещей, как ему объяснить, что такое душа? Тогда идет указание на какую-то, такую, наиболее ценную субстанцию в нашем теле, допустим, кровь, и говорится: «Вот, душа и кровь – это одно и то же». Вот. На каком-то другом, более высоком уровне человек понимает, что это не одно и то же, и это не какое-то лукавство, и не ложь, а это естественная адаптация к уровню сознания. Понимаете? Вот. Поэтому то, что легко понимает десятиклассник, то первоклассник с трудом понимает.
И поэтому, если мы, например, в учебнике первого класса не находим каких-то логарифмов или дифференциалов, каких-то сложных математических понятий, это не обозначает, что их нет совсем. А в учебнике десятого класса, они есть. Но если первоклассник подумает, что, вот, «мой учебник первого класса, он является самым главным самым основным, а все остальное – это ересь», в этом будет проблема. А если он будет понимать, что школа – это поэтапный, поступенчатый процесс, что вот первый класс, второй и так далее. Вот. Тогда все в порядке. То есть точно так же, как в мужском образовании существует этот процесс поэтапности, классы по различным уровни, точно также люди находятся на разных уровнях и духовного развития. И поэтому некоторые традиции, они не дают людям какого-то очень развернутого, глубокого, философского понимания. Какие-то общие понятия, где-то даже адаптированные, где-то даже такие, вот, упрощенные, типа, вот душа – это есть кровь. Вот. А где-то, предположим, даются эти вещи более развернуто, где говорится, что душа – это нематериальная частица, носитель сознания, она не имеет никакого отношения к материи вообще. Вот. И это не есть противоречие, это, просто, попытка адаптировать духовное знание к тому уровню, на котором находится человек. Вот. Как, например, Христос, разговаривая со своими учениками, говорил, что «если я о мирском говорю вам, и не верите, что же будет, если я о небесном скажу?». То есть совершенно очевидно, что были какие-то моменты, о которых он умолчал, даже его фраза, что «много имею, что сказать, но не вместите это, либо черствы сердца ваши». То есть были какие-то вещи, о которых Христос не мог сказать просто, потому что люди не могли эти вещи правильно понять. Поэтому лучше не говорил об этом, чтобы не было ложных интерпретаций на эту тему. Вот. Но при другом уровне сознания какие-то вещи уже могут быть сказаны.
Итак, эти различные традиции, они могут быть обращены в разное время к разным народам, с разным уровнем сознания. И поэтому, вполне естественно, что не все и не всем, и не сразу можно сказать. Как есть, предположим, словарь англо-русский, в котором 10 тысяч слов, есть словарь, в котором 100 тысяч слов, и то словарь, и то словарь. Вот. Но, предположим, или какой-нибудь разговорник можете взять, и там будет в разговорнике простые слова, как фразы, допустим: «как пройти, сколько стоит», там, еще «как пройти на почту, куда-нибудь там, в ресторан, в магазин». То есть вещи, которые помогают просто объясняться. И вполне естественно, что в таком разговорнике или в таком простеньком словаре для туристов, там не будет сложных вещей. Понимаете? Вот. Но, если человек, допустим, переводит научные тексты или какие-то тексты, то там будет встречаться совсем другая лексика. То есть зависит от задачи.
И поэтому, скажем, есть духовные традиции, которые помогают людям просто объясняться с Богом. Как говорится «твоя моя понимает», на таком, простом уровне. Понимаете? Элементарные вещи. А есть духовные традиции, которые помогают людям войти в такие, очень глубинные эзотерические моменты. Понимаете? Вот. И это вполне естественно. Предположим, у большинства людей есть среднее образование, у меньшего количества людей есть высшее образование, еще меньшее количество людей продолжает свою учебу, защищает всякие разные диссертации, становится академиками, профессорами, это нормально, нас не смущает это. Вот. Точно так же нас не должно смущать то, что в духовном плане есть люди, которые, в принципе, удовлетворяются начальным духовным знанием, и им большего не надо. А есть люди, которым надо, которые хотят пойти глубже. И поэтому есть такие вот источники, которые как раз, позволяют людям понять очень, такие, глубинные, эзотерические вещи. Вот.
00:59:44 И не нужно как бы обижаться или раздражаться, что там кто-то знает больше или еще что-то. Вот. Это вполне нормально. То есть люди должны, независимо от своей конфессии, очищаться и понимать свое реальное положение. Вот. Не должно быть, вот, какого-то, такого, такой, какой-то зависти или какой-тот ревности, кто-то там лучше, кто-то хуже. Если хочешь учиться, пожалуйста, учись. То есть по этой лестнице можно идти до самых высот. Вот. Поэтому, если, скажем, уже делать какие-то определенные выводы, то опять если, скажем, вернуться к этой нашей табличке, то внешнее восприятие религии – это очень поверхностное, и оно, как правило, ведет определенным проблемам. Человек должен понять, что в любом вопросе, которым бы он ни занимался, необходимо дойти до самой сути. Если мы какую-то вещь очень поверхностно усвоили, то, скорее всего, будут какие-то ошибки. Вот.
И поэтому, если мы хотим разобраться очень серьезно в том, что такое религия, то необходимо этот, этот феномен исследовать очень глубоко. Причем, его невозможно просто, так вот, научно исследовать, не погружаясь в эту тему. Вот. Необходимо, допустим, изучать эту традицию так, как как она того требует, со всеми, так сказать, точностями. Потому что это очень точная наука сама по себе. Вот. Но для людей, которые просто интересуются этим явлением, раз уж мы живем в мире, где религия является частью общественного сознания, вот, этим людям необходимо понять, что это очень глубокий по своей сути феномен, который имеет внешние проявления, как конфессия, как форма, которые имеют внутреннюю мотивацию, цель, для чего я пришел к этой форме или к той или иной какой-то традиции и самую глубинную цель - что побуждает это живое существо поклоняться Богу, именно сама потребность души. Вот. Говорится, что «как физическое тело наше может нуждаться только в тех элементах, из которых оно создано, точно также и, если у нас есть потребность в Боге, значит он реально, есть». Мы не можем, наше тело не может нуждаться в каком-нибудь, там, кальции или в магнии, если бы этих, магния и кальция не было в природе. Раз у нас есть потребность в них, значит, они где-то есть.