arka писал(а):Вы, похоже, согласны с этими комментаторами, а на мой взгляд - главы с Иелеуем - это ключевые главы, как раз и дающие оценку
описываемым в книге событиям. да, я тоже читала мнение, что эти главы могли быть более поздними,
только, при этом, говорилось не о книге Иова в ВЗ, а об аналогичных историях в более ранних книгах предыдущих цивилизаций,
шумерской, к примеру, и т.д, в которых тоже описывалась история о подобном праведнике и его друзьях.
arka, Вы же не считаете, что Ваше понимание книги единственно правильное?
Да, я согласна с комментаторами, считающими, что монолог Елеуя мог быть поздним добавлением. И речь шла именно о книге ВЗ.
arka писал(а):вы считаете, что Иов праведник потому, что он вообще не согрешил перед Богом, если я вас правильно поняла?
Я считаю иначе - вот как в Православии часто говорится, что подвижник - не тот, кто не падает, а тот, кто после каждого падения встаёт.
Книга Иова -это притча, легенда, и Иов - не историческая личность, а своеобразный архетип праведника. Подавляющее большинство комментаторов воспринимают суть книги именно в постановке вопроса: за что страдают праведные?
arka писал(а):В книге Иоава описан опыт падения человека, духовного падения в первую очередь,
которое предваряет падение затем уже и на более приземлённых уровнях.
Я воспринимаю все наоборот -в книге описан опыт духовного подвига, Бог не упрекает Иова в грехе, Он упрекает его только в том, что он своим разумом решился судить о тайне промысла Божиего. Вот что говорит Иоанн Златоуст, он комментирует ответ Бога Иову:
- Спойлер
- «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя» (Иов.40:3)? Ты думаешь, говорит, что ради чего-нибудь другого я наслал на тебя это несчастие, а не для того, чтобы обнаружить пред всеми твою праведность? И заметь, с какою точностью сказаны эти слова. Не сказал: думаешь ли ты, что я поступил так с тобою с иною целью, чем чтобы ты сделался праведным? Ведь не несчастие сделало его праведным, оно только обнаружило его праведность. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя», говорит, конечно, и до борьбы ты был известен, но для мира ты стал известен чрез свои несчастья, твои подвиги разнесли имя твое по всему миру. Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить. А что ты по незлобию вышел из границ своей природы, то Я снисхожу к твоей искренности. Ведь если по незлобию кто даже и согрешит, Бог исправляет последствия незлобия.
arka писал(а):Грех - это в первую очередь неправильное, ошибочное направление души, ведь и само слово грех переводится как "бросить мимо цели".
Иов согрешил тем, что считал себя правым перед Богом. Сказано об Иове: "вот человек, который пьёт глумление, как воду", человек, который себя считает правым, а Бога -неправым, это грех гордыни, это начало очень глубокого падения. А вы говорите - не было греха. Не могу согласиться с такой трактовкой.
Вспомните, как жестоко оценил Спаситель молитву фарисея, который, как и Иов считал себя правым перед Богом.
Ну здесь у нас просто разное мнение. Иов считал себя не просто правым, а правым перед Богом, потому что соблюдал все Его заповеди, и взывал к Богу, вызывал Его на суд, потому что здесь его вера в справедливого Бога разошлась с опытом жизненным. Я обо всем этом писала выше, писала о богоугодном богоборчестве, вот так я считаю, что богоборчество Иова было выходом на новую ступень познания Бога.
Добавлено спустя 15 минут 28 секунд:snovir писал(а):Мне видится картина погружения человека в двойственность не как наказание (как говорит предание), а как путь становления.
snovir, а христианство и не говорит о наказании, оно и говорит о становлении или если точнее о самоопределении, что время - то есть двойственность нужны только лишь для того, чтобы тварь смога определиться - с Богом или без Бога. Жизнь выбирает человек или смерть. Возможность самоопределения к добру необходимо предполагает и свое противоположное – возможность самоопределения ко злу.
snovir писал(а):А нужно это для накопления самосознания, которое без отделения от Целого невозможно накопить. И цель эволюции души и сознания это возвращение в лоно целого с сохранением самосознания. Так я понимаю этот библейский сюжет.
В общем согласна, но с оговоркой, человек не часть Бога, он его творение, и выше я писала, что сотворец Бога не может быть без свободы к самоопределению, иначе он был бы частью Сущего и божественным по природе, и не имеющим самостоятельности. Но можно сказать, наверное, что человеческое сознание - часть всесознания, и человек стремится к всеединству.
"У Бога все бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать".