19:04 "Христос сказал: "Я пришёл не нарушить закон, но исполнить его". Это означает, что все заповеди иудаизма не отрицаются, а имеют смысл. Значит, "ударили по одной щеке, подставь другую", это великолепно, это говорит о внутренней неагрессивности души. Но это не исключает правила "око за око, зуб за зуб". Христиане пытались полностью отвергнуть принципы воздаяния и оставить только принципы всепрощения. Но оказалось, что Христос идею непротивлению злу, во первых, адресовал именно к душе, а не к внешнему состоянию человека. Во вторых, одного можно прощать сколько угодно раз, а другого только три раза, а с третьими вообще не надо было разговаривать, "не мечите бисер перед свиньями". То есть Христос давал чёткую градацию уровней прощения. Есть люди, которые устремляются к Богу, и которым нужно только помогать и не наказывать, не осуждать. А других нужно наказывать и которые понимают язык "кнута" и практически не понимают язык "пряника". Любить нужно всех. Но, в зависимости от устремления к Богу, одни получают бОльшую степень принуждения, другие меньшую. И об этом говорил Христос, но мы этого всего не видели и не понимали. И, оказывается, "око за око, зуб за зуб", это рабочий принцип, который, прежде всего, касается внешней сферы. А тема "ударили по щеке, подставь другую", связана именно с душой. Человек неизбежно вынужден снаружи быть мягким или жёстким. А вот внутри должна быть всегда любовь. То есть Христос дополнял картину мира и расшифровывал, по сути, первую заповедь "Возлюби Бога превыше всего". Но Его последователи этого не понимали".
Придётся развёрнуто сие разобрать.
Итак.
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". (Мф. 5:17)
"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". (Мф. 5:20)
"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". (Мф. 7:12)
"И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". (Мф. 22:36-40)
Притча о добром самарянине. ("а кто мой ближний"?) Лк. 10:25-37.
"Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня". (Ин. 8:42-49)- Спойлер
"Религия самаритян - это Закон Моисея, но без Устной Торы (Талмуда). Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место людей из Вавилона, Куты, Аввы, Хамата, Сфарваима, которые были язычниками. Смешанные браки с язычниками после возвращения из Ассирийского плена, строительство собственного храма на горе Гризим, создало глубокий религиозный раскол с иудеями".
Почему Иисус говорит Иудеям, что их отец - дьявол, а правоверные иудеи задают Ему вопрос - не Самарянин ли Он, и не значит ли, что Он с языческой ("бесовской") родовой (смешанные браки) основой самаритян связан?
"Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются". (Ин. 4:9)
"И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову". (Ин. 4:40-41)
Для иудеев чьё-то общение с "нечистыми", которых они, поплёвывая в их сторону, презирают, становится таким же клеймом - "нечистый". Значит, с их точки зрения Иисус , Который два дня был в каком-то из поселений в Самарии, уже был "нечистым". Это во-первых. А во-вторых, если в новом учении Христос говорил о тех, кто будет поклоняться Богу в духе и истине, а не в определённом месте, следуя всем религиозным указаниям, значит именно такое поклонение и угодно Богу. "ибо таких поклонников Отец ищет Себе". (Ин. 4:23) Это есть поклонение, в основе которой любовь, а не кастовая религиозная принадлежность к "сынам Израилевым", что разделяет и вражду вносит.
Так, о каком "неотрицании заповедей иудаизма", которые Христом дополняются смыслом, от Лазарева речь? Там конфликт, в котором есть свои "чистые" и "нечистые", был принципиальный. А если ещё и "богохульник", тем более. "Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти". (Мф. 26:65-66)
И то, что Христу плевали в лицо, а затем позорной смертью казнили, этим ,за все Его в отношении них обличений, выразили в крайней степени презрительное ко Христу отношение. Именно это деление на "чистых", богоугодных и "нечистых", которых они на смерть осуждали, ветхозаветные две заповеди о любви к Богу и ближнему на практике и делали невозможными.
"… итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья". (Мф. 23:3-8)
То есть, о чём, в сравнении с фарисейской праведностью, выделяя лишь две о любви ветхозаветные заповеди, говорит Христос? О том, что Божья Воля - в любви, единстве, через которое вражда, ненависть и пожелание справедливого возмездия или смерти невозможно. Поэтому, что мы видим в наставлениях в отношение враждебно (по различным причинам) настроенным?
- Спойлер
- "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас". (Мф.5:9-12)
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой". (Мф 10:23)
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". (Мф.5:43-45)
"Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Матфея 5:38-39)
"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". (Мф. 18:2-3)
"Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем". (2Кор. 6:10)
Что мы видим в наставлениях в отношении "братьев" религиозной общины - христиан?
- Спойлер
- "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь". (Мф. 18:15-17)
"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз". (Мф. 18:21-22)
"А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". (Мф. 5:22)
"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших". (Кол. 3:8)
"…облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы". (Кол. 3:12)
"И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу". (Кол. 3:15:16)
Что мы видим в отношении родственников?
- Спойлер
- "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня" (Мф. 10:34-38), имея в виду, на христиан и иудеев, либо язычников, в среде родственников, религиозное разделение.
" …где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос". (Кол. 3:11)
"Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". (Гал. 3:28)
"Когда же Он еще говорил к народу, мать и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: "Вот мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой". Он же сказал в ответ говорившему: "Кто мать Моя? И кто братья Мои?" И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: "Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать"". (Мф.12:46-50)
Заметьте, "ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать", что согласуется со стихом: "а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь".
Что касается "до седмижды семидесяти раз" прощения, которое в отношении церковных братьев Петром спрашивалось, то прощение не исключает епетимьи и, в случае искреннего раскаяния, готовности в церковную общину принять и простить. А убеждённые язычники неисправимы, поэтому и заповедано
"выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас". (2Кор. 6:17), а значит
"гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". (Мф. 5:22) Церковному "суду", в данном случае.
Что же касается ветхозаветного "Око за око, зуб за зуб", то христианство об этом молчит и этот принцип личной "справедливости", учитывая ересь Лазарева, не отстаивается.
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить". (Мф. 7:1-2)Относительно защиты от завоевания и порабощения другими народами Христос на сей счёт не говорил также. Он о душе, подразумевая мир и принципы объединения по религиозному признаку, говорил. Ну, а правителям, чтобы не быть порабощёнными, ничего не оставалось делать, как стремлению других народов вооружённый давать отпор. А принадлежность к Церкви была возможностью победить и защититься, и, уповающие на Бога молитвы, таковой возможностью и были. Времена были "тёмные", рабовладельческие, и мрак невежества в душах людей был соответствующим. Религиозных книг массово не печатали, только у священников они были. И только они, находясь между Богом и прихожанами, по-фарисейски (по причине сращения государства и религии), были моральными "блюстительными" посредниками. "Поставленная Богом" Власть и Церковь, за ересь или оппозиционное сопротивление, под угрозой тюрьмы или казни, в насаждении страха за жизнь, усмиряла народную волю, так как, открытые жестокие казни, действительно, внушали ужас.
Что касается фразы
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7:6), то стих
"Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:5-6) этому напутствию вполне соответствует. К тому же, когда Христа привели к Первосвященнику, Он на расспросы либо молчал, либо отвечал кратко, а апостолов (кроме одного) именно язычники жестоко казнили. Вот и ответ. Да, не надо "давать святыни" тем, от кого, имея в виду язычников, "выйти из среды и отделиться, и не прикасаться к нечистому" (2Кор. 6:17) заповедано. Что тогда, что сейчас (особенно в религиозно нетерпимых мусульманских странах) этого тоже делать не следует, жизнью поплатиться можно. У них своё традиционное мировоззрение и свои опасные для жизни "клыки" в защиту традиционного имеются.
Ну, что, пришлось снова разобрать ошибки Лазарева, чтобы его ошибочному мнению хоть какое-то было противоположное мнение. Как известно, истина в споре рождается. Уверен, я оказался прав, а поверхностный в знании Евангелия и критикующий священников Лазарев - нет.