Д-р Бенфорд. Мне кажется, вы главным образом делаете упор на то, что дает знание. А как же чистая радость изучения природы? Например, сейчас мы думаем, что понимаем такие феномены, как эта трава (показывает на траву, на которой они сидят). С помощью экспериментов, теории и анализов мы устанавливаем, что она состоит из невидимых частиц, и можем проанализировать ее свойства экспериментально. Мы знаем, что она состоит из молекул. Мы понимаем некоторые силы, обеспечивающие ее существование, и мы узнали об этом только недавно. Раньше это не было известно.
Шрила Прабхупада. Но какая от этого польза? Хоть вы и знаете каждую частицу этой травы, но какой в этом толк? Трава растет. Она будет расти и с вашим знанием, и без него. Вы можете знать об этом или не знать, разницы никакой нет. Материальными аналитическими методами можно изучать все, что угодно. Какую бы ерунду вы ни взяли, вы можете изучать и изучать ее и писать целые тома. Но что это дает?
Д-р Бенфорд. Я, кажется, смотрю на мир, как...
Шрила Прабхупада. Возьмем, к примеру, эту траву. Я могу написать тома о том, когда она возникла, когда она умерла, что такое волокна, что такое молекулы. Я могу описать эту ничтожную травинку тысячами различных способов. Но какая от этого польза?
Д-р Бенфорд. А если она бесполезна, то зачем Бог создал ее? Разве это не стоит изучать?
Шрила Прабхупада. Я хочу сказать только, что вы предпочитаете изучать ничтожную траву, а не Бога, который создал все. Если бы вы могли понять Его, трава стала бы вам понятной сама собой. Но вы хотите отделить Его траву от Него самого, изучая ее отдельно. Вы можете составить тома и тома на эту тему, но зачем растрачивать на это свой интеллект? Ветвь дерева прекрасна, пока она растет на стволе, но как только ее отрубят, она засохнет. Поэтому какой толк изучать засохшую ветвь? Это бессмысленная трата интеллектуальной энергии.
Вот вы ученый: физик или химик?
Д-р Бенфорд. Физик.
Шрила Прабхупада. Если, изучая физические законы, вы будете стараться доказать существование Бога, это будет вашим успехом.
Д-р Бенфорд. Это невозможно.
Шрила Прабхупада. Это значит, что вы несовершенны. Вы физик, и, как я сказал, если бы с помощью ваших физических законов вы смогли доказать существование Кришны, то стали бы совершенны. В этом случае вы принесли бы больше пользы, чем мы. Когда мы говорим о Кришне, многие люди считают наши высказывания сентиментальной религией. Но, если ученый, подобный вам, будет говорить о Кришне, к нему они прислушаются. Если бы вы это делали, вы принесли бы больше пользы, чем я. Но если с помощью ваших физических законов невозможно понять Кришну, то ваша наука несовершенна. Когда, изучая законы физики, вы сможете прийти к пониманию Кришны, ваша наука станет совершенной, потому что Он - изначальный источник всего сущего. Если вы сможете прийти к Кришне, изучая ваши физические законы, это будет вашим совершенством. Поэтому мы предлагаем вам оставаться ученым-физиком, но попробовать объяснить Кришну. Тогда вы станете совершенным. Не подумайте, что мы принижаем вас или науку. Нет. Мы просто настаиваем на том, чтобы вы приняли Кришну. В противном случае вы ноль. Ваша духовная ценность равна нулю. Кришна подобен единице, и, если вы принимаете Кришну, ваша ценность моментально становится равной десяти, то есть бесконечно возрастает. Итак, привнесите Кришну во все, и Он всему придаст ценность. Это настоящее научное открытие - найти Кришну. Выясните, как Бог проявляется в физических и химических законах, как действует Его ум. Все приводится в движение Его умом. Есть химические и физические энергии, но всем движет ум Бога. Химические и физические законы действуют так тонко, что нам кажется, будто все происходит само собой. Химические и физические законы существуют, но, как они действуют, этого вы не знаете.
Д-р Бенфорд. Мы не знаем, почему законы именно такие, какие они есть.
Шрила Прабхупада. А Кришна знает. Следовательно, Он - создатель. В этом разница между вами и Кришной. Кришна может создать зерно, маленькое зернышко, размером с горчичное семя, а внутри этого зерна находится сила, создающая огромное дерево баньян. Это тоже химическая структура, но вы на такое не способны. Это ум Кришны... это ум Кришны.
Д-р Бенфорд. Но вы тоже на это не способны.
Шрила Прабхупада. Да, не способен. Я уже сказал, что я несовершенен. Я никогда не утверждал, что я совершенен. Но я могу сказать, что зерно создано Кришной, а вы этого сделать не можете. Я могу это сказать. Я могу с вами поспорить, что вы не сможете создать такое зерно. Хотя я и несовершенен, но могу бросить вам этот вызов.
Д-р Бенфорд. В сущности, вы считаете все это истиной только потому, что так вам сказали.
Шрила Прабхупада. Да, так и должно быть. Поэтому наше ведическое знание называют шрути. Шрути - это «то, что было услышано».
Д-р Бенфорд. Тогда вы не сможете ничего выяснить о Кришне, изучая науку?
Шрила Прабхупада. Нет ничего, кроме Кришны. Нет ничего, помимо Кришны.
Д-р Бенфорд. То есть, изучая физический мир, мы изучаем творение Кришны.
Шрила Прабхупада. Да, но вы не знаете Кришну. Вы не говорите, как правило, что изучаете творение Кришны, потому что вы не знаете Кришну. Вы избегаете Кришны.
Д-р Бенфорд. Но его создал Кришна.
Шрила Прабхупада. Да, это неоспоримый факт, но вы не знаете Кришну. Вы знаете только траву. А я знаю и траву, и Кришну. Поэтому я лучше вас.
Д-р Бенфорд. То есть вы хотите сказать, что мы ничего не можем узнать о Кришне, просто изучая траву?
Шрила Прабхупада. В этом случае вы органичиваетесь травой и не знаете ничего помимо этого.
Д-р Бенфорд. Но ведь это истина, пусть и ограниченная?
Шрила Прабхупада. Это истина, но ограниченная, относительная истина. Первое утверждение «Веданта-сутры» гласит: атхато брахма-джиджнаса - «Теперь в этой человеческой форме жизни мы должны задуматься над вопросом об источнике всего сущего». Изучать не относительную истину, а Абсолютную Истину - вот обязанность человека.
Д-р Бенфорд. Больше всего меня беспокоит, что это, видимо, нужно принимать слепо.
Шрила Прабхупада. Да, потому что наш мозг несовершенен. Изучая математику с учителем, ребенок не в состоянии задавать вопросы или возражать. Как два плюс два стало четырьмя? Он не задает такого вопроса. Он просто соглашается с этим и получает образование. Таков метод. Вы не можете спрашивать, как Кришна сделал семя, каким должен быть его химический состав и общее строение, чтобы из него получилось дерево. Оно появляется независимо от того, понимаете вы это или нет. Таким образом, можно понять, что Кришна совершенен. Вы не можете спрашивать, как дерево прорастает, становясь деревом, да и просто не в состоянии понять, как оно прорастает. Таково могущество Кришны. Вы, ученые, совсем как дети. Ребенок спрашивает: «Как это из магнитофона выходит столько звуков?» Он не может этого понять. И на этой ступени его развития ему бессмысленно что-либо объяснять. Но это факт, что над изобретением магнитофона поработали большая наука и большой ум. Так и семя - несомненно, великолепное устройство. Даже если вы не понимаете, не можете понять, как большое дерево появляется из крошечного семени, это тем не менее великолепное устройство. И за этим стоит мозг, великолепный мозг. Вы должны с этим согласиться.
Главная задача человеческой жизни - понять Кришну. Для этого нужен научный подход и научное знание, тогда человеческое общество станет совершенным. Это мы и проповедуем. Мы не говорим, что вы должны принять религию и Бога сентиментально. Нет, примите ее, исследовав с философской и научной точек зрения. Это то, что мы проповедуем. Вы не должны становиться фанатиком и слепо верить во все. Вы должны попытаться понять науку сознания Кришны.
Мне было приятно с вами познакомиться, д-р Бенфорд. Я хочу, чтобы все ученые и философы попытались понять Кришну, следуя собственным путем. Это было бы наилучшим применением их образования. Вы станете настоящим ученым, когда сможете объяснить Кришну с научной точки зрения. В этом будет ваше совершенство.