Достоевский о католицизме

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Разное

Описание: Только то, что не подходит по смыслу в остальные подфорумы Духлита

Куратор темы: sunfire

  • 1

#1 sunfire » Вт, 24 февраля 2015, 12:10

Приведу несколько отрывков из четвертой главы "Идиота" Достоевского, где писатель в уста своих героев, вложил свои мысли о католицизме. И я нахожу, что эти мысли, теперь повторил С.Н.Лазарев (другими словами), говоря о католиках и о Европе:

"...
— Как так это католичество вера нехристианская? — повернулся на стуле Иван Петрович; — а какая же?

— Нехристианская вера, во-первых! — в чрезвычайном волнении и не в меру резко заговорил опять князь: — это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение. Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило… Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! /"Не можем!" (лат.)/ По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм, прежде всего, с них самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! у нас не веруют еще только сословия исключительные, как великолепно выразился намедни Евгений Павлович, корень потерявшие; а там уже страшные массы самого народа начинают не веровать, — прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из ненависти к церкви и ко христианству!..."

И далее:

"...
— Согласен, но всё это известно и даже — не нужно и… принадлежит богословию…

— О, нет, о, нет! Не одному богословию, уверяю вас, что нет! Это гораздо ближе касается нас, чем вы думаете! В этом-то вся и ошибка наша, что мы не можем еще видеть, что это дело не исключительно одно только богословское! Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! “Не смей веровать в бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternité ou la mort, /братство или смерть (фран.)/ два миллиона голов!” По делам их вы узнаете их — это сказано! И не думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними, и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна, как сейчас сказал кто-то…"

И вновь, словами князя Мышкина, о русской страстности и неумении найти отечество здесь из-за обид - "землю нашел и бросился ее целовать ":

"...
Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича.

— Мне кажется, что вас слишком уже поразил случай с вашим благодетелем, — ласково и не теряя спокойствия, заметил старичок: — вы воспламенены… может быть, уединением. Если бы вы пожили больше с людьми, а в свете, я надеюсь, вам будут рады, как замечательному молодому человеку, то, конечно, успокоите ваше одушевление и увидите, что всё это гораздо проще… и к тому же такие редкие случаи… происходят, по моему взгляду, отчасти от нашего пресыщения, а отчасти от… скуки…

— Именно, именно так, — вскричал князь, — великолепнейшая мысль! Именно “от скуки, от нашей скуки”, не от пресыщения, а, напротив, от жажды… не от пресыщения, вы в этом ошиблись! Не только от жажды, но даже от воспаления, от жажды горячешной! И… и не думайте, что это в таком маленьком виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать! Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь на Павлищева, вы всё приписываете его сумасшествию, или доброте, но это не так! И не нас одних, а всю Европу дивит, в таких случаях, русская страстность наша; у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в бога насилием, то-есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? От того, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! “Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет”. Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: “Кто от родной земли отказался, тот и от бога своего отказался”. Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались… Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег “Нового Света”, откройте русскому человеку русский “Свет”, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И…"
"Знание причинно-следственных механизмов Вселенной, знание законов души – это колоссальное богатство." С.Н.Лазарев

http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=13&t=47302
sunfire
Автор темы
Аватара
Сообщения: 253
Темы: 35
С нами: 12 лет 9 месяцев


Re: Достоевский о католицизме

#21 Amber » Пн, 2 марта 2015, 20:01

Прохор Отмотаев, у вас все в одну кучу смешалось - люди, кони, религия. :grin: Истинно верующих вообще мало, независимо от конфессии.
В остальном, у вас агрессия к католикам. Сидите тут и оскорбляете всех подряд. :crazy:
Amber

Re: Достоевский о католицизме

#22 sunfire » Вс, 21 июня 2015, 19:51

Что касается последнего абзаца из первого поста и слов князя Мышкина, о русской страстности и неумении найти отечество здесь из-за обид - “землю (чужую) нашел и бросился ее целовать “...

Лучше всего эти слова демонстрируют, на мой взгляд, вот эти два видео, где эмигрантки, рассуждают о бывшей Родине и той стране, где они живут теперь. Героиня видео, Любовь Рид, пройдя через 7 дневные рабочие недели, через все ужасы нелегальной работы и проживания в США все еще обижена на бывшую Родину и не может ей простить того, что ” зарплату не платили вовремя”.



phpBB [media]


phpBB [media]
"Знание причинно-следственных механизмов Вселенной, знание законов души – это колоссальное богатство." С.Н.Лазарев

http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=13&t=47302
sunfire
Автор темы
Аватара
Сообщения: 253
Темы: 35
С нами: 12 лет 9 месяцев

Re: Достоевский о католицизме

#23 zoe » Вс, 21 июня 2015, 21:00

Amber писал(а):Прохор Отмотаев, у вас все в одну кучу смешалось - люди, кони, религия. :grin: Истинно верующих вообще мало, независимо от конфессии.
В остальном, у вас агрессия к католикам. Сидите тут и оскорбляете всех подряд. :crazy:
Да нее...он праино говорит (пишет), мне кажется что без агрессии, что католицизм...столько печали нагнал на своих адептов...что до сих пор расхлебывают
zoe
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 5367
Темы: 15
С нами: 12 лет 8 месяцев

Re: Достоевский о католицизме

#24 Око » Пн, 22 июня 2015, 5:42

мне понравилось: католики приближают Небо к земле, а православные поднимают землю к Небу.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13319
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: Достоевский о католицизме

#25 Denisse » Ср, 28 августа 2019, 9:18

Образ Сони Мармеладовой
Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими расцветками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлечь будущих “клиентов”. На ней часто была смешная соломенная шляпа.

Изображение
Denisse F
Я новенький...
Откуда: Россия
Сообщения: 1
С нами: 5 лет 3 месяца

Пред.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Разное

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость