#53 Марфа_М » Вс, 13 декабря 2020, 23:46
Вот отсюда тезисы можно списать:
История сказки "Спящая красавица"
Самое раннее упоминание о Спящей Красавице встречается во французском артуровском романе "Perceforest", напечатанном в 1528 году. Следующая версия встречается в "Пентамероне" Джамбаттисты Базиля (День 5, Сказка 5) (1636). Этот вариант больше всего повлиял на "Спящую Красавицу" Шарля Перро. После Перро, братья Гримм тоже написали свою версию этой сказки. В их сказке нет ни каннибализма, ни насилия, которые часто встречаются в ранних версиях; сказка братьев Гримм -самая известная версия "Спящей Красавицы", заканчивающаяся поцелуем принца и пробуждением Красавицы. В других сказках про Спящую Красавицу рассказываются обычно события, происходящие после того, как Красавица выходит замуж за принца. История Спящей Красавицы встречается у многих народов.
НОВЫЙ ГОД И ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРЯСТЬ
Некоторые ученые думают, что Спящая Красавица - это небесный свет, омраченный ночью или зимой. Лес, в котором находится девушка, сам по себе является образом ночи или зимы, по мифологическим традициям северных стран. Воображение первобытных народов быстро находит связь между переменами света и темноты, тепла и холода, растительной силой и временной летаргией природы. В этом смысле можно установить связь между Спящей Красавицей и Персефоной, богиней весенней растительности и утреннего света, заключеннной в темноту Аида.
Художник Гюстав Доре. Персефона в царстве Аида.
Третьему сыну Кроноса и Реи, Аиду досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.
Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.
Причина летаргического сна Спящей Красавицы - рана, нанесенная веретеном. Надо сказать, что в мифах арийского происхождения герои, представляющие собой свет, часто гибнут из-за укола шипом или острой веткой. Именно так умер скандинавский бог Бальдр, самое яркое олицетворение силы солнца: он погиб, уколов ногу о шип омелы. Исфандияр (иранский герой) умирает, раненный стрелой из тамарискового дерева ( с которым связана его судьба). Также и Брюнхильда (валькирия в немецко-скандинавской мифологии), хоть и не умирает после того, как Один ранил ее шипом, тем не менее впадает в летаргический сон, из которого ее выведет солнечный герой Сигурд.
В "Спящей Красавице" присутствуют молодсть, любовь и плодородие - три специфические черты весны. Уколовшись о веретено времени, молодость года засыпает и проводит, в полном оцепенении, зиму. С возвращением солнца, она просыпается. Свет и молодость предаются любви: рождаются и растут маленькие Заря и День. То есть, происходит именно то, что случается в природе к середине лета. Заря и день растут и уменьшают власть ночи, и это отражено в сказке. Королева-мать, желающая съесть своих внуков, и есть эта самая ночь, чтя власть уже не настолько сильна, чтобы успеть съесть Зарю и День до возвращения Солнца (т.е. Принца). В пользу такого толкования говорят и имена Спящей Красавицы в итальянском и немецком вариантах этой сказки. "Талия" Пентамерона означает "молодой побег" или "цветущая", а в немецкой сказке "Dornoroschen" (Роза терновника) или "Schlafrose"(Cпящая Роза) означают весенний цветок. Нужно, однако, заметить, что первые цветы часто означают приход не весны, а вообще нового года; День и Заря - это, возможно, дети не весны, а нового года. На это указывает сицилийский вариант сказки: Suli, Perna, Anna (Солнце, Жемчужина, Год). Индийская версия сказки, записанная в Деккане в 1868 году, также указывает на это: Однажды бедная молочница заснула от усталости рядом с кувшинами молока и своим ребенком. Огромный орел бросается на ребенка и уносит ее в свое гнездо, домик из железа и дерева, построенном на огромном дереве, проникнуть в который можно было только пройдя через семь железных ворот. Девочка стала жить у орлов и один дали ей имя Сурья Баи (Девушка Солнце). Когда ей исполнилось 12 лет, орлы, не перестававшие приносить ей украшения и одежды, достойные принцессы, решили, что надо найти для Сурьи Баи алмазное кольцо, которое можно найти на расстоянии 12 месяцев полета. Орлы улетели, оставив Сурью Баи с гнезде, с запасом еды на 12 месяцев. Однажды девочка вышла достать огня, и в это время ее увидел ракшаса (злой демон). Он вскарабкался на дерево и попытался взломать первую дверь, но ему это не удалось, и он только сломал себе коготь, который и остался торчать в двери. На следующее утро, Сурья Баи захотела прогуляться. Она открыла все двери, но лишь только она дотронулась до последней, как коготь ракшасы вонзился ей в руку и девочка упала на землю, как мертвая...
Сурья Баи означает "Девушка Солнце" или "Супруга Солнца", имя, вполне подходящее к новому году. Окончание рассказа следующее: Сурья Баи упала в воду, а из места, с которого исчезло ее тело, вырос стебель и цветок гелиотропа. Этот цветок постоянно тянется к солнцу. Семь железных дверей, скорее всего, соответсвуют семи дням первой недели после рождества, когда дни начинают увеличиваться. Кроме того, девочке всего 12 мксяцев, когда ее похищают орлы, и 12 лет, когда приходит время искать ей кольцо и выдать ее замуж. Опять же, колцо находится на расстоянии 12 месяцев пути. Излишне говорить, что число 12 означает год.
В пользу того, что Спящая Красавица - это начало нового года, говорит и обычай, приходящийся на начало года. Речь идет о запрещении прясть, наложенном отцом Спящей Красаыицы на всех жителей королевства до тех пор, пока принцессе не исполнится 15 лет.
Действительно, раньше существовал запрет прясть или в начале весны или просто в начале года. Этот запрет происходит, вероятно, из различных суеверий. У карпатский гуцулов, жена охотника никогда не должна было прясть, когда ее муж ест, иначе вся дичь, имитируя движение веретена, повернется и убежит и охотник не сможет догнать ее. Плиний сообщает нам о любопытном запрете: римлянки, идя по дороге, не должны были прясть и даже показывать свои веретена, т.к. это могло повредить жатве - рост колосьев мог быть "завязан" веретеном, а стебли растений могли вырасти скрученными. В Блиде (Алжир) нельзя было вносить веретено в комнату, где находится колыбель мальчика, которому меньше 40 дней. Один из внутренних органов, при росте, мог принять при росте скрученный вид.
То же самое относится и к запрещению прясть в начале года. Прядя, рисковали помешать нормальному ходу времени. В Средние Века существовало поверье, согласно которому нельзя было прясти, начиная со среды Святой Недели и до Пасхи: боялись, что нити могли быть использованы для опутывания Христа. В Швеции не пряли во время Страстной недели.
Как бы то ни было, запрещение прясть вступало в полную силу иенно с приходом Нового года. Во время зимнего солнецестояния, кажется, что солнце колеблется - идти ему или нет - особенно в последнюю неделю, когда кажется, что солнце неподвижно. Известно, что, в волшебстве, завязывание узлом означает препятсвовать чему-то. Прясть значит связывать, а наматывать пряжу на катушку - сажать на цепь; иными словами, прядение и наматывание пряжи на катушку могли задержать развитие нового года.
В Шотландии, ни при каких условиях нельзя было переносить прялку с места на место во время Рождества. В рождественскую неделю ни одна прялка не должна работать в Дании; если это запрещение не нарушалось, то гуси не болели весь год; если пряли в Рождество, то плуг ломался на куски. В этот день ничего не должно крутиться. Женщина, прядущая в Рождество, рисковала получить трещины на пальцах.
Запрещения такого типа существовали и в Англии. Если кто-нибудь встречал девушку, прядущую в День трех волхвов, он должен был сжечь и лен и кудель. Этот день был известен под названием Saint-Distaff Day.
В Германии, Берхта (или Берта) появляется в образе дикарки с длинными волосами и пачкает прялке девушки, не успевшей допрясти весь лен до наступления нового года.
В швейцарских Альпах все знали Чос-вилью. Это старая ведьма, которая любит играть злые шутки в людьми, особенно в последние дни года. Во многих альпийских деревнях люди заботились о том, чтобы все прялки были спрятаны от этой ведьмы. К тому же, говорили, что нельзя прясть накануне Рождества; в противном случае, ветер мог унести крышу дома. Надо было спрятать прялку до первого вечера января, чтобы весь год не видеть змей. В Люцерне, ведьма Страэжель состригает волосы у девушек, не успевших допрясть до последней среды перед Рождеством.
В Бельгии, в рождественскую ночь, ударяли топором по неплодоносным деревьям, чтобы они плодоносили в следующем году. Но нельзя было проходить мимо этих деревьев с катушкой в рождественскую ночь, не то удар топором никак не повлияет на деревья. В целом, говорили, что прясть в эту ночь не приносит счастья.
В Лоррене женщины не должны были оставлять коноплю и лен в прялках, а то мыши и крысы съедят их, пока женщины присутствуют на службе в церкви. Жители Пуату были убеждены, что женщина, прядущая рождественским вечером, прядет себе саван.
Все эти запреты являются, скорее всего, пережитком одного общего ритуала.
(материал подготовлен Мариной Лущенко)
Добавлено спустя 2 минуты 1 секунду:
Не только Шарль Перро, но и Братья Гримм, нужно вчитаться в текст и вытащить оттуда идеи, что привлекало в сюжете, зачем и Чайковский его использовал. Кто там кого побеждает.
Детства моего чистые глазенки