Распространенная практикаКак пишет «Коммерсант», чета Собяниных не одинока в своем стремлении наладить семейный бизнес в подконтрольном им городе. Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have. И уж совсем было бы странно, если б вдруг Москва взяла да и выписалась из тренда.
«Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра,— говорит много колесящий по России руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.— Хотя в большинстве случаев это, похоже, правда». «У меня в последнее время такое развлечение — приезжаю в новый город и спрашиваю у местных жителей, не потому ли у них везде плитка, что ее производит родственник мэра. Все поражаются моей прозорливости и спрашивают, откуда я узнал»,— пишет в своем блоге владелец одной из региональных строительных фирм. «Это не новый тренд,— подчеркивает Михаил Виноградов.— Если попытаться описать волны мэрского бизнеса, то сначала была, пожалуй, выдача разрешений на ведение бизнеса, потом — продажа объектов недвижимости, затем — дорожное строительство, включая плитку, а сегодняшняя их любимая кормушка — создание управляющих компаний в ЖКХ».
Началась плиточная лихорадка, похоже, в Санкт-Петербурге еще в те годы, когда городом руководил Владимир Яковлев. Мостить плиткой тогда решили почти весь город, включая Невский проспект и Сенатскую площадь. И одним из основных поставщиков этой плитки была компания «БиК». Владельцем компании был депутат Николай Ботка. Однако участники рынка связывали компанию с женой губернатора Ириной Яковлевой. Якобы именно через нее Ботка и получал выгодные контракты на поставку тротуарной плитки и работы по мощению улиц северной столицы — Малой Садовой и Малой Конюшенной, улиц около храма Спаса на Крови и перед зданием Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. После ухода Владимира Яковлева с поста градоначальника конкуренция на рынке производства тротуарной плитки расцвела буйным цветом, а «БиК» снизил свою долю в этом бизнесе.
Когда в 2003 году начали мостить Екатеринбург, оппозиционные мэрии депутаты гордумы Александр Шляпин и Андрей Альшевских заявляли, что единственным производителем плитки в городе является предприятие, подконтрольное сыну мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
В Сочи тротуарные плитки любовно называют колодяжками, поскольку существует непоколебимая уверенность в том, что ее производство — заслуга жены экс-мэра Сочи, президента госкорпорации «Олимпстрой» Виктора Колодяжного.
Та же история в городе Химки. По данным «Новой газеты», Сходненский завод керамической плитки (ныне ООО «Стройкомплекс+») принадлежит Эдварду Рагину, брату бывшей жены мэра Химок Владимира Стрельченко.
http://ru-compromat.livejournal.com/353732.html