.СОВЕРШИЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ: ВАКЦИНА "СПУТНИК" НЕ ВЗЛЕТЕЛАВ августе прошлого года Россия представила первую в мире вакцину от коронавируса – "Спутник V". Тогда казалось, что с пандемией будет вот-вот покончено и уж мы-то точно будем впереди планеты всей. Но что-то пошло не так – "Спутник" не взлетел. Более того, горе-пиарщики вакцины совершили все ошибки, которые были возможны, и "утопили" препарат.Пиар "Спутника V" наверняка войдёт в учебники по маркетингу как пример максимально неудачной рекламной кампании. Русским так агрессивно "нахваливали" прививку, что сработал обратный эффект – народ проникся недоверием к препарату.
Спустя более чем год после того, как был изобретён "Спутник V", доля вакцинированного населения в России едва дотягивает до 32%. Сравним с другими странами: в США 57% жителей получили обе дозы вакцины и почти 66% прошли вакцинацию первой дозой, в Швеции привито почти 70%, как и во Франции, в Китае привились 73%. Даже в Мексике вакцинировано уже более 52% граждан.
Почему жители России, которую считали чуть ли не спасителем мира от ковида, спешат не на прививочные пункты, а к врачу – за медотводом от прививки? Дело в том, что чиновники изначально выбрали в корне неверную тактику продвижения вакцинации.
- Спойлер
Почему жители России, которую считали чуть ли не спасителем мира от ковида, спешат не на прививочные пункты, а к врачу – за медотводом от прививки? Дело в том, что чиновники изначально выбрали в корне неверную тактику продвижения вакцинации. Уже во время написания этой статьи ровно о том же высказался вице-спикер Госдумы Пётр Толстой:
"Всю информационную кампанию по поводу коронавируса, к сожалению, в России мы провели неправильно и полностью проиграли. Нет доверия людей к тому, чтобы идти и ставить вакцину. Это факт."
Тысячи смертей и синдром Гийена-Барре
Пиар "Спутника V" наверняка войдёт в учебники по маркетингу как пример максимально неудачной рекламной кампании. Русским так агрессивно "наваливали" прививку, что сработал обратный эффект – народ проникся недоверием к препарату.
Сначала людям несколько месяцев в подробностях рассказывали о жутких побочных эффектах вакцинации западными препаратами: мол, за границей люди погибают от "пфайзера" и "модерны" сотнями. Болезни сердца, миокардит, перикардит, тромбоз, загадочный синдром Гийена-Барре...
Ожидалось, что реакцией будут очереди за "Спутником", но люди сделали совсем другие выводы, на которые пиарщики не рассчитывали: не о том, что русская вакцина спасает, а о том, что от любой вакцины можно умереть.
Впрочем, не факт, что в ином случае результат был бы лучше. Как считает глава Независимой ассоциации врачей Алина Лушавина, даже если бы нам не рассказывали страшилки о западных вакцинах, ситуация всё равно не поменялась бы.
"Потому что люди тоже не дураки", – пояснила Лушавина в беседе с Царьградом. Она напомнила, что и после отечественных вакцин могут быть нежелательные побочные явления.
"Если изначально очень многие действительно хотели вакцинироваться, поскольку боялись этого вируса, то сейчас люди просто уже на своём собственном жизненном опыте видят опасность," – уверена медик.
Вакцинацию, подчеркнула она, навязывают не врачи, а чиновники, которым люди в целом не доверяют.
По мнению эксперта, чиновники заслужили бы больше доверия, если бы провели тщательные исследования воздействия вакцины на организм, чтобы исключить и малейшую вероятность осложнений.
Мешок картошки за прививку
Так или иначе, в итоге народ стали чуть ли не умолять прийти на прививку, а столичные власти вообще решили сломать систему, посулив вакцинированным от ковида розыгрыш квартир и машин. Регионы победнее и подарки приготовили поскромнее: у привившихся появился шанс, например, получить мешок картошки. Однако тем самым, как ни странно, чиновники пробудили ещё больше сомнений у граждан:
"А что они ответственность за то, что может случиться после этого модного препарата, не берут? Это всё слишком подозрительно выглядит, ещё больше будет отталкивать людей", – пишут в Сети.
"Спасибо, мне квартира и машина на том свете не нужны", – заявляют люди.
Многие с сарказмом заметили, что явка на прививочные пункты была бы куда выше, если бы был дефицит вакцины и она была бы платной. Тогда русские, движимые своим непостижимым менталитетом, шли бы на любые ухищрения, чтобы получить желанный препарат.
А если вакцина доступна, бесплатна, да к тому же за неё обещают различные "плюшки" – это выглядит более чем подозрительно. "С чего бы государству так заботиться о нашем здоровье, если обычно оно никого не волнует?" – не без оснований рассуждают люди.
От пряника до кнута – один шаг
В отчаянии пиарщики "Спутника" прибегли к "тяжёлой артиллерии": на федеральном канале ТВ3 начали показывать ролик, где люди приходят к экстрасенсам, чтобы узнать будущее. Но маги, увы, помочь не могут: без вакцинации "будущее закрыто".
Директор похоронной службы в Невинномысске не нашёл ничего лучше, чем пропагандировать вакцинацию на фоне кладбища: мол, у тех, кто там лежит, "не хватило иммунитета".
А на федеральных каналах крутят "ужастик" из ковидного госпиталя: люди в белых халатах утверждают, что все невакцинированные неизбежно попадут в красную зону, откуда есть только один выход – в морг.
Стоит вспомнить и нашумевшие баннеры с обвинениями в адрес непривитых: мол, сколько ещё людей должно умереть, прежде чем ты сделаешь прививку от COVID-19"
Такая агрессивная реклама не вызывает у людей ничего, кроме раздражения и отторжения. Надеяться на то, что противники вакцинации, увидев такой ролик или баннер, тут же пойдут на прививку, глупо и смешно. Напротив, наблюдается удивительная закономерность: чем больше рекламы "Спутника V", тем меньше желающих им прививаться. а в соцсетях люди возмущаются тем, что их сравнивают с убийцами: "А сколько умерло от вакцины? А сколько без вакцины?"
Когда это стало очевидно, горе-маркетологи схватились за головы и признали свой провал — и тогда на смену прянику пришёл кнут. Вакцинация превратилась в добровольно-принудительную: непривитых увольняют с работы, не пускают в театры, спортзалы и рестораны, лишают их базовых гражданских прав.
"Людей просто кнутами загоняют, как рабов, как каких-то животных, на принудительную вакцинацию", – откровенно прокомментировала ситуацию Алина Лушавина.
Одновременно с этим власти словно не видят переполненного метро и автобусов, хотя там вероятность подцепить инфекцию в десятки раз выше.
Судя по тому, с какой скоростью продвигается у нас вакцинация, коллективного иммунитета мы достигнем не раньше чем через несколько лет. Вот как выглядят результаты опроса, проведённого порталом Pharmprom.ru:
Между тем, например, в США против вакцинации выступают лишь 15% жителей, а в Великобритании – 20%.
Мы слишком долго и яростно проклинали иностранные вакцины, – считает доктор медицинских наук Дмитрий Еделев. – Когда мы говорили про иностранные вакцины, что они все плохие, а мы хорошие, возникло недоверие населения. И многие сейчас говорят: если так плохо говорят об иностранных вакцинах и молчат о наших, то, наверное, причина есть.
Кроме того, напомнил эксперт в беседе с Царьградом, у нас до сих пор нет официальной государственной статистики осложнений либо каких-то проблем после вакцинации. "И это порождает огромное количество слухов, которые отторгают от российской вакцины", – констатировал Еделев.
А ведь начиналось всё так хорошо – одним из главных промоутеров отечественной вакцины стал сам президент Путин, который и подал пример, одним из первых привившись русским препаратом. Десятки стран заключили контракты с производителями "Спутника" и добились нужного уровня вакцинации населения, не используя ни запугивание, ни принуждение, ни розыгрыши квартир.
Но вместо того, чтобы спокойно объяснять людям принцип работы вакцины, не скрывая возможных последствий и предоставляя людям самостоятельно принять решение, чиновники от здравоохранения прибегли к агрессивной "военной пропаганде". И потерпели сокрушительное поражение.
Можно ли исправить эту ошибку? Наверное, да. Вот и Пётр Толстой потребовал провести нормальную информационную кампанию вместо нынешнего позора. Но есть серьёзные подозрения, что "работа над ошибками" пройдёт ровно по той же схеме. Напомним, если кто забыл: Решение комитета – госзакупка информационных услуг – фуршет больших людей в честь получения денег – затюканные копирайтеры и дизайнеры с 30-тысячной зарплатой в последний момент сдают свои "шедевры" а комитет их утверждает по принципу "и так сойдёт".
Пока в нашей стране не стала нормой личная ответственность госслужащих за принятые ими решения, включая подписание актов приёма работ, ничего на этом направлении не изменится. Даже если речь идёт о жизни и смерти.
Всё, что ни делается, всё к лучшему.