Второй раз посмотрела "Летучий корабль" по ТВ.
И, как грится, настроение моё улучшилось.
Первый просмотр - сначала сомнение - не перебор ли с красками?
Не перебор, и объяснение запощу ниже в перепосте о художниках по костюмам.
Сначала цапанули , конечно, саунд-треки. То есть по новому аранжированные песни из того самого мультика. Очень классно, супер.
Явная связь поколений: мульт, на котором мы росли - и вот мы выросли, и музыка по новому, и все по взрослому, и темы различные - взрослые, потому что мы - взрослые.
Ещё Андрей Бурковский, которого я люблю после "Медиатора", ещё Данила Козловский в роли бабок Ёжек, фамилию которого убрали из титров за антивоенную позицию - но именно его герои смеются на финальных кадрах с титрами. И все знают, что это он. То есть из титров убрали, но он смеётся на фоне титров. Прикольно получилось.

Но о художниках.
Такая блистательная работа, конечно, заставила поитересоваться поподробнее, и там, кстати, обнаружилась опять перекличка поколений.
- Спойлер
- . «Летучий корабль»: обзор сказки новой эпохи застоя. В фильме есть противостояние с Западом, но нет Козловского и Раппопорт .
...«Летучий корабль» Ильи и Алексея Учителя (отец и сын — режиссер-постановщик и генеральный продюсер соответственно) — могучий долгострой, прошедший тяжелый путь до того, как выйти на большие экраны. Изначально режиссером должна была стать Оксана Карас («Хороший мальчик»), а музыкальным продюсером проекта — Константин Меладзе. Но все поменялось после 2022 года. Изменения коснулись и роли Забавы, которую изначально играла украинка Анастасия Мытражик, — актрису заменили уже на съемочной площадке, пригласив на роль Ксению Трейстер.
....С первых минут на зрителей обрушивается настоящее буйство цветов и красок всех палитр и оттенков. Костюмы матросов, внешность жителей царства, картонно-монументальные постройки в теплых тонах — визуал «Летучего корабля» поражает воображение. За художественные решения фильма отвечал Сергей Февралев («Северный ветер» Ренаты Литвиновой, «Скиф» Рустама Мосафира), а за костюмы — Надежда Васильева-Балабанова, главный художник по костюмам сказок последних лет («По щучьему велению», «Конек-горбунок»).
.... «Летучий корабль» стилистически и содержательно встраивается в линейку нового сказочного застоя — уже российского. Во времена, когда кинематографисты в силу различных причин не могут высказываться прямо и честно о том, что у них болит, на помощь приходит разного рода фэнтези. Страна уже проходила нечто подобное при Брежневе: «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Руслан и Людмила», «Сказка странствий», «Гостья из будущего», «Принцесса на горошине» и так далее. Неудивительно, что сегодня именно сказочные истории с привкусом ностальгии становятся кассовыми хитами-миллиардниками один за одним («Бременские музыканты», «По щучьему велению», «Чебурашка»).
...Сбежать от реальности в зефирно-сладостную атмосферу торжества добра над злом фильм Ильи Учителя поможет на 146%. Чего-то новаторского в картине нет — оно и понятно; молодой режиссер снимает всего третий полнометражный фильм, пока не успел сформировать уникальный стиль. История построена по классическим лекалам семейной сказки, простой и доступной и детям, и взрослым. Как и многие проекты подобного размаха, «Летучий корабль» — кино скорее продюсерское, нежели авторское. Потому незачем искать режиссерский почерк в этом калейдоскопе компьютерной графики и музыкальных номеров.
... Во время музыкальных номеров актерам приходилось просто открывать рот. Внешне это местами выглядит странно — впрочем, практика не сказать что редкая. Исполнителями песен стали звезда сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Анна Пересильд и музыкант Feduk. Новые аранжировки звучат необычайно современно, но узнать любимые с детства песни все-таки можно — тут и «Ах, если бы сбылась моя мечта», и ария Водяного, и фирменные частушки пяти бабок-ёжек, сыгранных Данилой Козловским, которого не узнать за пластическим гримом.
Эпизоды с его участием — возможно, лучшее, что есть в фильме. Именно пять бабок-ёжек отвечают за экспрессию, живые неподдельные эмоции, классный юмор и, скажем так, некоторую долю безумия. Тем обиднее, что актера даже не упоминают в титрах.
https://www.rbc.ru/life/news/65fc4a2b9a79477d714ea74cПутное объяснение про тягу к эскапизму нового времени.
. яркий и сказочный «Летучий корабль» — игровой ремейк одноименного советского мультфильма Гарри Бардина. Режиссером выступил Илья Учитель, сын Алексея Учителя, для которого это третий полнометражный проект. Мы пообщались с Надеждой Васильевой, художницей по костюмам, работавшей над большинством фильмов Алексея Балабанова, и выяснили, какая задача стояла перед художниками на съемках «Летучего корабля», кто должен был взять «Оскар» по костюмам, а также в чём сила воротничка.
- Спойлер
- . — За последнее время вы поработали как минимум на трех больших сказочных постановках. Почему вы так погрузились в эти сюжеты?
Надежда Васильева: Знаете, у каждого есть что-то свое, на чём сидеть. Одни сидят на галлюциногенах, другие — на галлюциногенах другого качества. Сказки — это способ абстрагироваться от того, что происходит в мире, и уйти в волшебную страну.
— А для художника по костюмам волшебные истории — это творческий вызов?
Надежда Васильева: Смотрите, вот прислали мне таблицу с расценками. За сказку гонорар у художника по костюмам и у его ассистентов больше, чем за историческое кино. Я этого не понимаю. На сказке можно выкрутиться за счет фантазии, а в историческом фильме это очень сложно сделать. Там должно всё быть по-настоящему. Так что сказка — это не вызов, там можно исхитриться и в случае, если съемка оказалась под угрозой, прибегнуть к альтернативе.
— В таком случае, когда вы работаете над сказочной постановкой, проводите ли вы исторический ресерч?
Надежда Васильева: В первую очередь нужна база в виде большой начитанности сказками. А еще нужно знание технологий изготовления. То есть придумки придумками, но все костюмы созданы по технологии того, как это делалось ранее в России — в XVII и XVIII веках. Говоря иначе, это такой сплав историчности, компьютерных технологий и фантазии. Но без литературного фундамента в этом деле никуда.
— Оригинальный мультфильм Гарри Бардина выполнен скорее в мрачных, тусклых тонах, даже в чём-то меланхоличных. А ремейк — полная противоположность: от цветокоррекции до костюмов.
Надежда Васильева: Илья Учитель захотел, чтобы глазу было весело. И мы следовали этой установке. Режиссер любит яркую и лоскутную Москву, но не любит мрачный Санкт-Петербург. А тогда, напомню, сказки были питерские.
— То есть у царства из «Корабля» есть прямая связь с Москвой?
Надежда Васильева: Да.
— А осовременить костюмы было вашей идеей?
Надежда Васильева: У нас была молодежная группа. И я была их своего рода «бабушкой». Мне было интересно понять, чего хочет добиться команда, — так что это скорее общее настроение и решение. Например, в случае моряка Ивана придумались кеды, сплетенные как лапти. Или плащ Забавы: соединили клетку Вивьен Вествуд и наши русские колосья с шестеренкой.
— Некоторые принты на персонажах оформлены в духе эстетики агитплаката, например работ Густава Клуциса. В этом есть что-то идейное или это чисто внешнее заигрывание?
Надежда Васильева: Вдохновил агиттекстиль, выпускавшийся в 1920-е годы с рисунками супрематических художников. Тогда переосмыслили отношение к одежде и тканям как к эффективному способу проведения агитационной политики. Например, яблоки и тракторы соединяли с супрематическим солнцем и звездами.
Мы, в свою очередь, переработали эту ткань, которую взяли из Музея ивановского ситца, и обновили ее — сделали более яркие принты, современные. В них ходят заморские музыканты, которые во дворце развлекали публику, когда приехал Полкан Полканыч. У агиттекстиля изначально очень сильная энергетика — рисунок из лампочек буквально бил по глазам, словно они зажигались в одежде. Такая вот вариация на тему советской эстрады или даже Boney M.
— А в целом важен ли материал, из которого сделана одежда, для восприятия образа?
Надежда Васильева: Да. «Летучий корабль» — ситцевая сказка; вся одежда героев, массовки была сделана из этой сухой ткани. Покупали ее в промышленных масштабах на барахолках в городе Шуе в той же Ивановской области. Но также пришлось часть печатать собственным силами со своими принтами. Но это уже другое. К слову, раньше из ситца было всё — и рубашки, и сарафаны, и постельное белье. Это дешевая ткань.
— Как правило, костюмы работают как визуальные клише, чтобы зритель быстрее понял психологию персонажа. А какие еще функции выполняет костюм?
Надежда Васильева: Главное, чтобы актеру подходил костюм на органическом уровне и ему было в нём комфортно. Проще говоря, костюм должен соответствовать его нутру, даже несмотря на то, что артист часто меняет личины. А также костюм должен помогать раскрыться человеку, войти в образ. Для этого в моей работе нужно чувствовать тонкие вещи: например, непросто угадать с цветом костюма — всё зависит от конкретного лица и даже длины рук.
— В этом году на премии «Оскар» в номинации «Лучшие костюмы» победила Холли Уоддингтон за фильм «Бедные-несчастные». Такие пышные истории как будто всегда обращают на себя больше внимания. Хотя есть ощущение, что работа с более приземленными вещами — объемнее и сложнее. Или ошибаюсь?
Надежда Васильева: Я бы отдала награду «Оппенгеймеру». Эта история сложнее и гораздо лучше сделана, потому что ты веришь этим персонажам. Я знаю, до какой степени мужской костюм может быть сложной и не поддающейся материей. Вот один из моих самых любимых фильмов «Темные времена» с Гари Олдманом — прекрасный пример работы над костюмами. А в картине Кристофера Нолана замечательные воротнички — и это уже обо всём говорит. Тогда как «Бедные-несчастные» — оригинальные, хорошие, но не думаю, что это было сложнее сделать. Все еще рукоплещут платью героини Эммы Стоун, напоминающему силуэт мужского члена с яйцами… Ну да, ну и что — ты попробуй рубашку такую надеть, как на Роберте Оппенгеймере. Реальность всегда труднее, чем сказочность.
— А в чём сложность рубашек и воротничка?
Надежда Васильева: Форма воротничка максимально близка к лицу. Одним только неправильным выбором можно загубить не просто образ, но и самого артиста. Приведу пример. В фильме «Морфий» Алексея Балабанова наш замечательный Сергей Гармаш играет помещика, владельца имения, в бархатном пиджаке. И у него сменный воротник рубашки был очень сильно накрахмаленный, твердый — как тогда и носили. Но Лёша говорил, что в образе помещика есть что-то не соответствующее его статусу — он же хозяин положения, ему плевать на всех. И тогда ему отстегнули воротник. Вот этими мелочами — формами, отсутствием или присутствием той или иной детали — можно передать состояние человека. Это драматургия воротничка.
— Какие у вас дальнейшие творческие планы?
Надежда Васильева: Планируется очередная сказка «Горыныч» от дружественной компании СТВ, а также еще сказка про приключения Буратино от компании «Водород». Я буду с ними работать в первый раз, но я очень люблю режиссера Игоря Волошина, с которым мы делали его «костюмный» дебют «Нирвана». Поэтому я и согласилась на этот проект. Вообще, для меня всегда главное — режиссер. И мне везло, что я попадала к сильным постановщикам, у меня не было в карьере слабых. Они всегда знали, что хотели, и не слушали никогда коллективный голос разных менеджеров… которые напоминают литераторов из МАССОЛИТа в «Мастере и Маргарите».
https://blog.okko.tv/articles/poprobui-rubashku-nadet-intervyu-s-khudozhnikom-po-kostyumam-nadezhdoi-vasilevoiПричем, обратите внимание: обе статьи из разных источников и разных спикеров вторят друг другу насчёт эскэйпизма, ухода от реальности, как веяния нового времени.
