"Сказка о Золушке - одна из самых популярных сказок в мире. Она живет уже 2500 лет и за это время получила 700 версий. А самый ранний вариант "Золушки" был найден в Древнем Египте - там матери рассказывали детям на ночь историю о прекрасной проститутке, которая купалась в реке, а в это время орел украл ее сандалию и унес ее фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенациональный розыск. И, конечно, когда он нашел Фодорис - Золушку - он тут же женился на ней"
Ладно, будем разбираться: что случилось с Принцами и что с Золушками. Речь именно об этом: мечта, старт, подъем, испытание, финал. Какой именно? Попытаемся влезть в шелковистую шкурку какой-нибудь полуголодной Оли из ближнего зарубежья, в 1998 году явившейся в столицу России за счастьем.
Вы внимательно смотрели замечательный старый советский фильм “Золушка”? Помните сценку перед чудесным выездом на бал? Золушка усердно работает по приказанию мачехи, ангельским голосом напевая что-то очень душевное. Текст помните? Вряд ли, поскольку голосок такой нежный, а мачеха такая злая, а сестрицы такие вредные! Тогда напомню: “Оттого что я добра, / Надрываюсь я с утра / До глубокой ночи... / Всякий может приказать, / А спасибо мне сказать / Ни один не хочет...”
Переведем на русский язык: “Я круглосуточно подставляюсь, потому что у меня не хватает характера послать их всех куда подальше, а они принимают всё это как должное...”
Можно еще проще: “Я круглая дура, а виноваты в этом они...”
- Спойлер
- Любой психолог нашел бы определение этой жизненной позиции, но во времена, когда создавался фильм, психология была, как мне представляется, слегка идеологизирована, вследствие чего подневольный трудовой подвиг Золушки был вполне достойным поводом для успешной карьеры.
Правда, от глубинной сути сказки киноавторы все же не смогли увернуться: на декоративном небе полная луна, способствующая интуитивным озарениям; на ногах конкурсантки ловко сидят хрустальные туфельки, символизирующие как бы непорочность, принц в целом тоже готов ко встрече с нею, словом, всё главное в фильме как бы на месте, как и во всех известных сказках про золушку. За исключением корневых основ советской девической личности, никогда и нигде более не выступавших так наглядно, то есть мотивирующей свое поведение в соответствие с идеологией раба-бунтаря. Например: “Терпя напрасные обиды, я научилась думать...” (У нее даже интеллектуальная деятельность — из-под палки).
И надумала:
“Это несправедливо... Они будут танцевать с принцем... Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но только мне хочется, чтобы люди это заметили непременно сами, без всяких просьб и хлопот с моей стороны, потому что... потому что я ужасно гордая...”
Всё понятно? Гордая — а гнется. На сестер с мачехой горбатится круглые сутки, а перспектива, что те потанцуют с принцем на балу — да еще в сшитых именно Золушкой платьях, представляется несправедливой. Тяжелое раздвоение личности или на грани того...
(Да-да, именно на это несоответствие, вошедшее в наш народ через старый фильм и его навороченную идеологию, и реагирует так бурно душа моего буфетного собеседника... Только вот он, Герой-со-Связями, не знает — как и кому это объяснить, чтоб поняли!)
...Но когда мы в детстве смотрели это кино, мы запоминали только песенку “Добрый жук” и чудеса, устроенные Феей. Красивое, милое и действительно запоминающееся кино. Однако, вы помните, кем Золушке — по фильму — доводится Фея? Она ей крёстная! Следовательно, Золушка крещена. Следовательно, про страшный грех гордыни должна была слышать. Но — нет, не слышала или не усвоила. Лишь злая мачеха, регулярно выбивающая из маленькой гордячки сей грех, оказывается проводником заповеди. Мачеха же и произносит самые воспитательные слова (неподражаемая, гениальная Фаина Раневская!); когда садится в карету, перечисляя задания на вечер, ну, про сортировку фасоли, про кусты роз, побелку потолка и прочая, она добавляет — “познай самое себя...” (На что падчерица простодушно возражает, что со всем этим и за месяц не управится! Милая, милая, милая...)
Интересное кино, влиятельное. Я вообще давно думаю о золушках, поскольку этот сюжет вдруг сильно полюбился моей дочери, что ужасно, — и вот теперь, пересмотрев старое советское кино и наслушавшись буфетных рассказов Героя про бесконечную Олю современного образца, пришла к забавному наблюдению: миф остается не только действенным, но и совершенно непонятым основной массой нашего женского населения. С одной стороны, мужчины по-прежнему на вторых ролях. Точно как и в советском кино: Принцу достаточно было лишь поучаствовать в бальных мероприятиях, а вот потенциальной принцессе надо и очиститься, и путь пройти, и ведьму иметь в крестных. С другой стороны, историческая, фольклорная золушка всех народов на самом деле изначально имеет право на престол. В оригинале судьба-злодейка отбрасывает ее на некоторое время с дороги по семейным обстоятельствам, а она возвращается в исходное положение благодаря смекалке и другим качествам. Но — возвращается в свое законное положение! А вовсе не по рабскому труду получает орден.
http://www.erfolg.ru/m&w/sindi.htm