Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

Список разделов Прочее Беседка

Описание: Обсуждаем все, что угодно, не относящееся к тематике сайта. Просто живое общение.

#1 Марк » Ср, 14 октября 2015, 6:43

"«В любом случае, меня запомнили», — уговаривал себя Новиков, и даже оглянулся, чтоб напоследок встретиться с глазами с крайним, сидевшем в коридоре человеком.

Это был черноволосый мужчина с огромным животом — похожий на одного режиссёра, что в своё время снимал волшебные, полные светлой иронии киноленты, а потом, как водится, сошёл с ума и стал создавать что-то, напоминавшее старческие анализы: количество желчи, щёлочи, лейкоцитов, тромбоцитов, чего-то ещё там вечно шипело в пробирках, словно карбид в воде…"
Захар Прилепин
Повесть "Допрос"
http://www.litmir.co/br/?b=201688&p=1

Добавлено спустя 1 минуту 3 секунды:
Давно появился в душе вопрос. Что произошло с одним из любимейших моих режиссеров детства Эльдаром Александровичем Рязановым после фильма "Жестокий романс"? Это последняя качественная работа великого режиссера. Ну а последний веселый музыкальный фильм " О бедном гусаре замолвите слово". Хотя первая ласточка - довольно занудный "Гараж". Была б у меня волшебная палочка, махнул бы ей, чтобы после "Жестокого романса" Рязанов решился бы, что "Флейта..." мой дембельский аккорд в кино, а дальше я буду педагогом во ВГИКе и буду путешествовать по миру, наслаждаясь жизнью. И стану живой легендой советского кино.
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев


  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#21 scarly » Чт, 19 ноября 2015, 10:23

При чём тут еврей-не еврей, патриот-не патриот...
По плодам их узнаем их - чьи плоды милей?
scarly

  • 2

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#22 rimi » Чт, 19 ноября 2015, 10:27

только вчера смотрела фильм андерсен. как-то так затянуло . поняла что это рязановский фильм когда сам режиссёр появился в кадре. понравился.
rimi

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#23 Марк » Пт, 20 ноября 2015, 6:00

Скарлетт писал(а):Ни разу не смогла досмотреть "Гараж", по-моему, нудятина невообразимая, при всём уважении к Рязанову и великим актёрам.
И, что характерно для нудятины, глубины нет совершенно, зато пакости в стиле "Дом-2" хоть отбавляй.
:yes:
крыгл писал(а):Его цитаты можно отнести и к старческому маразму...
Но так ли это?
Рязанов воспитывался например евреем,не знаю сам он еврей или воспитание,
Вот выше я предложил -вот полная ссылка оправдания михалкова
Он еврей по матери, русский по отцу.
Но ведь несмотря на то, что возможно он не любил СССР, то его талант все равно использовали на благо страны и народа.
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#24 Кася » Пт, 20 ноября 2015, 9:48

Марк писал(а):Давно появился в душе вопрос. Что произошло с одним из любимейших моих режиссеров детства Эльдаром Александровичем Рязановым
Это произошло со всеми. Есть такая теория у Кваши, что взлет культуры -кино, литературы происходит в определенную фазу государства. В нашей стране фаза взлета культуры закончилась в 1989г. Поэтому кино почти сошло на нет. Возьмите любого режиссера - тот же Михалков - гениальные "Пять вечеров", "Родня" и др. и маразматические фильмы после перестройки. Не время нынче для великих.....
Кася
Аватара
Сообщения: 269
Темы: 3
С нами: 16 лет 1 месяц

  • 3

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#25 _Tasha » Пт, 20 ноября 2015, 10:25

18 ноября Эльдару Александровичу Рязанову исполнилось 88 лет.

Изображение
Изображение
_Tasha
Аватара
Сообщения: 7793
Темы: 33
С нами: 11 лет 10 месяцев

  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#26 Марк » Сб, 21 ноября 2015, 7:55

Кася писал(а):Возьмите любого режиссера - тот же Михалков - гениальные "Пять вечеров", "Родня" и др. и маразматические фильмы после перестройки. Не время нынче для великих.....
Бывают исключения. Владимир Бортко лучшие фильмы снял именно в годы перестройки и в 2000-ых гг.
К сожалению чувство самокритичности ушло от Эльдара Александровича. Вот Марк Захаров видимо почувствовал, что не может больше снимать тонких ироничных или веселых фильмов. И ограничился рамками "Ленкома".
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#27 Фиалка » Сб, 21 ноября 2015, 8:40

а вот посмотрела от Михалкова Утомленные солнцем-2 - нормально идет, хотя раньше не могла смотреть
могу предположить почему - там в первой части такие страшные сцены кровавые - что смотрелось как утрирование и нагнетание - но после всех картинок из Доненцка - уже смотрится как обычная военная реальность - совсем другое восприятие
Боже - к чему мы привыкли :facepalm:
Фиалка

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#28 Кася » Сб, 21 ноября 2015, 10:42

Марк писал(а):Владимир Бортко лучшие фильмы снял именно в годы перестройки и в 2000-ых гг.
А какие? Знаю сериалы неплохие, но сериалы не считаются. А вот именно кино - как произведение, целостный шедевр, у Бортко только "Собачье сердце" (1988)
Кася
Аватара
Сообщения: 269
Темы: 3
С нами: 16 лет 1 месяц

  • 2

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#29 Марк » Сб, 21 ноября 2015, 12:13

Кася писал(а):А какие? Знаю сериалы неплохие, но сериалы не считаются. А вот именно кино - как произведение, целостный шедевр, у Бортко только "Собачье сердце" (1988)
В наше время телесериалы аналог полнометражного кино. Я перестал вообще смотреть короткие фильмы на полтора часа. Потому что сейчас разучились в полтора часа экранного времени вложить полную гамму чувств и мыслей. Мне стало скучно и не интересно кино, рассчитанное на кинотеатры.
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#30 Helenka » Сб, 21 ноября 2015, 16:49

я как то общалась с человеком, у которого хобби и подработка уже долгое время - массовки в кино. ему довелось сняться у разных известных режиссеров. на площадке к массовке бывает разное отношение. но это зависит от самого человека, его качеств. так вот, на сьемках у Рязанова отношение к людям из массовки было отвратительнейшее. он их называл даже не массой, а "говнецом". так и говорил - поставьте говнецо сюда, добавьте говнеца туда...
после этого факта "светлый образ" рязанова как то померк.
Пусть радостей будет
Не много, не мало – в меру,
Моя весна...
Helenka
Аватара
Сообщения: 13159
Темы: 24
С нами: 15 лет 11 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#31 scarly » Сб, 21 ноября 2015, 18:35

Helenka писал(а):я как то общалась с человеком, у которого хобби и подработка уже долгое время - массовки в кино. ему довелось сняться у разных известных режиссеров. на площадке к массовке бывает разное отношение. но это зависит от самого человека, его качеств. так вот, на сьемках у Рязанова отношение к людям из массовки было отвратительнейшее. он их называл даже не массой, а "говнецом". так и говорил - поставьте говнецо сюда, добавьте говнеца туда...
после этого факта "светлый образ" рязанова как то померк.

:huh: :wacko:
Надо думать.....! "Человеколюб"....
На съёмках часто более-менее известные артисты ведут себя пренебрежительно...Но не все, конечно...
Мне запомнился Игорь Ливанов, он очень терпеливо, уважительно, доброжелательно отвечал на вопросы массовки, фотографировался и т.д.
Изображение
А вот актриса из "Зимней вишни"...как её там...щас погуглю....Елена Сафонова
Изображение
пипец какая высокомерная! Чуть ли не нах посылала массовку!!!
scarly

  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#32 Марк » Сб, 12 декабря 2015, 4:34

В конце октября мне приснился сон. Выпали передние зубы. Неприятное ощущение, тем более зная, что это вестник смерти какого-то близкого человека. Подумал, что наверное кто то из старших родственников уйдет скоро. Одновременно на среднем пальце правой руки ( Сатурн, судьба) появилась черная точка. Еще один мрачный признак. Но...
В начале ноября умирает создатель фильма "Три мушкетера" Георгий Юнгвальд-Хилькевич. А в конце месяца Эльдар Рязанов. А ведь я вырос на их фильмах. Они стали для меня частью веры во что то светлое и прекрасное, надежды на будущее. Некий каркас в моем внутреннем мире.
Получается , что мы не только с родственниками по крови связаны нитями кармы и судьбы, но и сов семи, кем восхищаемся и любим, если даже по жизни не знакомы - писатели, актеры, режиссеры, философы и т.д. Для меня утрата Хилькевича и Рязанова такая же, как близкого родного дедушки или дяди. "Скованные одной цепью, связанные одной целью".
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#33 Brittany » Сб, 12 декабря 2015, 19:13

Марк, перед уходом Рязанова мне снилось,что выпал зуб...
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 69490
Темы: 335
С нами: 18 лет 6 месяцев
О себе: июль

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#34 Марк » Сб, 12 декабря 2015, 19:30

Скорбим – но помним. Э. Рязанов
http://golos2007.livejournal.com/908554.html
Останови сегодня любого человека на улице и спроси его, какие фильмы Эльдара Рязанова он помнит и любит, и почти каждый ответит: те, что он снимал раньше, в советские годы. Сегодняшнее кино мэтра по большому счёту с тем кино имеет мало общего. Почему же так произошло?

Сошлюсь на мнение философа С. Кара-Мурзы:
«Э.Рязанов, снимавший в советское время гармоничные и остроумные фильмы, с тонкими ассоциациями и многослойной мыслью, вдруг, перейдя открыто в антисоветский лагерь, стал раз за разом выдавать тупую, натужную и бестактную муру. Как может произойти такой моментальный распад?..

На мой взгляд, дело в следующем. В ходе культурного строительства в СССР была создана целая индустрия, производящая «продукты культуры», и такая же индустриальная система подбора и подготовки кадров. Обширная категория людей обладает хорошими способностями для художественного творчества по жёсткому заказу, «в рамках системы». Эта система должна задавать им главные, «высокие» идеи и общий пафос (идеологическую базу), а также установить эффективный контроль (цензуру). В этих условиях Э. Рязанов снимает фильмы «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и др.

Как только эта система рушится и эти люди остаются без заданных идей и без цензуры, а вынуждены вынимать высокие идеи (сверхзадачу) из своей собственной души, сами устанавливать для себя этические и эстетические рамки и нормы, то оказывается, что на выполнение таких задач их душа не способна. И при всём их мастерстве на уровне малых задач они не могут создать этически приемлемое и художественно целостное произведение — не могут быть художниками без художественного совета и без цензуры.

Почему же эти люди возненавидели советский строй, при котором они как раз и могли состояться как художники? Потому что их сожрал комплекс неполноценности. После первых своих успехов и премий они, по недостатку ума, приписывали всю заслугу себе лично, может быть, даже в душе посмеялись над цензурой, которую они обвели вокруг пальца, — не заметили, что шли на помочах этой цензуры. Но с возрастом все умнеют, и они стали в душе понимать, что сами по большому счёту бесплодны, а творчески продуктивны только в составе большой бригады.
Для доброго и весёлого человека в таком открытии, которое почти каждый из нас в какой-то момент делает, нет никакой трагедии.

А люди типа Э.Рязанова, наоборот, возненавидели ту почву, которая их питала. Эта ненависть лишь усугубилась оттого, что они остались в дураках (в творческом плане) — новый строй, одной ногой стоящий на воровстве, в принципе не может служить для художника источником большой идеи... Что-то позитивное, какой-то ницшеанский пафос «сверхчеловека» ещё можно найти на Западе, у идеологов «золотого миллиарда», но туда наших экс-советских мэтров не берут уже по возрасту. Загнанные клячи!
Вот они в злобе и грызут уже мёртвую руку, которая их кормила, — грызут и мажут слюной образ советской страны, «где они жили, как пила на суку»...».

К этим словам лично мне нечего добавить.


Добавлено спустя 13 часов 56 минут:
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#35 Марк » Сб, 26 декабря 2015, 7:48

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: РУССКИЙ СЫН ЕВРЕЙСКОЙ МАМЫ
http://isrageo.com/2014/04/06/umeny040/
Спойлер
Ирония судьбы знаменитого кинорежиссера

Давид ШИМАНОВСКИЙ, Карлсруэ, Германия

Фото с сайта yamoskva.com

Он — патриарх российского киноискусства. Ему пошел 87-й, за его плечами — долгие годы творческих исканий и колоссального труда: около 30 фильмов, более 20 сценариев и пьес, около 200 авторских телепрограмм, 11 интереснейших книг. У него множество почетных титулов, званий и наград. Но главное — его знают и обожают три поколения благодарных зрителей. Один из них написал: "Рязанов — человек-реликвия, других таких сегодня нет. Это гениальный художник, стойкий оловянный солдатик на съемочной площадке и удивительно добрый человек в жизни. Его фильмы можно смотреть с любого кадра, замерев у экрана в сто первый раз".

РЯЗАНОВ И ШУСТЕРМАН

Биография Эльдара Рязанова ведет отсчет с 18 ноября 1927 г. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. В 16 лет стал большевиком, а в 19 — комиссаром дивизии. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Мать Софья Михайловна, в девичестве Шустерман, влюбилась в разбитного красавца и ушла к нему. Вместе с мужем работала в советском торгпредстве в Тегеране, а рожать сына уехала к родителям в Самару. Мальчика назвали Эльдаром, что на тюркском языке означает "владеющий миром" (имя оказалось пророческим: Рязанов воистину стал властителем умов и сердец миллионов). Младенца Элика увезли в Москву, где папа устроился начальником винного главка и получил просторную квартиру с видом на Красную площадь. И тут Александр Семенович пристрастился к алкоголю, а жена, не выдержав скандалов, забрала трехлетнего сына и ушла жить к подруге. Затем она вышла замуж за инженера, вдовца с ребенком. С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну.

А отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет. Рязанов-старший бежал из лагеря. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. "Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны".

В детстве мальчика не наказывали, учили говорить правду, не воровать. А он дружил с дворовыми пацанами, гонял голубей, играл в "пристеночек", стрелял из самопала во "врагов" из соседнего двора, тайно покуривал и даже выпивал, пока не отравился водкой. Надеясь оторвать сына от "шпаны", мать приучала его к чтению сказок и детских стихов. Затем он сам начал запоем читать приключенческие книги, и в классе его прозвали "ходячей энциклопедией". Во время войны семья эвакуировалась, ютились в холодных бараках с крысами. Эльдар нянчил сводного брата, стоял в очередях за хлебом и постоянно испытывал голод. В старших классах хотел стать писателем и сочинял стихи, подражая Пушкину, Лермонтову, Маяковскому и Симонову.

Эльдар мечтал путешествовать и набираться жизненного опыта, как его любимец Мартин Иден. Но для этого надо было стать моряком. И в 1944 г., экстерном окончив 10-й класс, он послал запрос в Одесскую мореходку, но ответа не получил. Чтобы не терять год, вместе с приятелем из любопытства поехал поступать во ВГИК, хотя кино не очень-то и любил. При подаче документов пришлось поволноваться: отец — русский, но "враг народа", а мать и отчим — евреи. К счастью, анкеты тогда внимательно не читали, и после приемных экзаменов юноша был условно зачислен на режиссерский факультет в мастерскую знаменитого кинорежиссера и сценариста Григория Козинцева.

Среди педагогов Рязанова был и С.Эйзенштейн, оказавший на него большое влияние. Юноша стал бывать у мэтра дома, пользовался его библиотекой. Труднее складывались отношения самого молодого студента с профессором Козинцевым, усомнившимся в его способности стать режиссером из-за возраста. Рязанов возразил: "Но когда вы меня два года назад брали на курс, я был еще моложе. А на одно место претендовало 25 абитуриентов". Мастер оценил логику ученика, махнул рукой и впоследствии стал его любимым наставником.

У своенравного студента были и другие сложности. "На занятии по марксизму меня спросили, не родственник ли я того самого меньшевика Рязанова, — рассказывает режиссер. — Если бы я знал, что это — псевдоним Гольдендаха, я бы сказал, что мы даже не однофамильцы, но я-то о нём ничего не слышал". Вместе с товарищем он предложил экранизировать повесть А.Бека "Волоколамское шоссе", но их обвинили в идеологической слепоте и вынудили переделать сценарий, после чего оба неожиданно получили "пятерки". "Это был ценный и горький урок… Тогда я понял, что лояльность и сделки с совестью ценятся очень высоко", — с сарказмом заметил Рязанов. В 1950 г. он с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на Центральную студию документальных фильмов. По собственному признанию, еврейское происхождение не стало для него серьезной помехой в жизни. Мастер шутит: "Может быть, потому что фамилия — Рязанов. А свою национальность я воспринимаю как данность". В 2007 г. в Самаре он прочел стихи — крик души, выплеснувший затаенную боль:

Во мне бурлит смешение кровей…

Признаюсь, по отцу я чисто русский.

По матери, простите, я — еврей,

Но быть "жидом" в стране родимой грустно.

Разорван в клочья бедный организм.

В какой борьбе живет моя природа!

Во мне слились в объятьях "сионизм"

Навек с "Союзом русского народа".

То хочется мне что-то разгромить,

То я боюсь, как бы не быть мне битым.

Внутри меня семит с антисемитом,

Которых я не в силах помирить.

"Я выдавливал из себя раба и преодолевал страх перед советской властью"

Пять лет Э.Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов, лакируя действительность. В 1951-м сделал киноочерк "Дорога имени Октября", а за "Остров Сахалин" (1954) получил приз на фестивале в Каннах. Его пригласили на "Мосфильм", где в соавторстве он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса". Руководитель киностудии И.Пырьев буквально вынудил Рязанова заняться комедийным кино, хотя тот поначалу упорно отказывался. Так, в 1956 г. молодой режиссер создал музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Фильм имел огромный успех у публики, получил призы на всесоюзном и международном кинофестивалях. А ведь поначалу сюжет картины не очень привлек режиссера: он упирал на сатирический аспект, отчаянно спорил с Пырьевым, его раздражали "штучки-дрючки" юной Л.Гурченко. Но после потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа и стал создавать разнообразные по жанрам комедии — лирическую ("Девушка без адреса"), героическую ("Гусарская баллада"), бытовую ("Зигзаг удачи"), эксцентрическую ("Невероятные приключения итальянцев в России"), трагическую ("Вокзал на двоих"). Успех картин обеспечивали блестящий подбор актерских ансамблей и оригинальность сюжетов, тонкий юмор диалогов, тексты песен и великолепное музыкальное сопровождение.

И всё же многие из этих как будто невинных комедий попадали под пресс цензуры. В "Карнавальной ночи" ретивые партократы усмотрели в образе завклуба Огурцова спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. В картине "Берегись автомобиля" бдительные моралисты осудили идеализацию вора в исполнении Смоктуновского. В "Служебном романе" — карикатуру на коллектив совслужащих, в фильмах "Старики-разбойники" и "Дайте жалобную книгу" — клевету на органы юстиции и работников общепита. А в "Иронии судьбы" увидели пропаганду алкоголизма, что не помешало картине вопреки сопротивлению ретроградов получить госпремию.

Самая смешная история, по мнению Рязанова, — у фильма "Гусарская баллада", снятого к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Е.Фурцева лично приехала на киностудию, чтобы задать режиссеру вопрос: почему на роль Кутузова он выбрал И.Ильинского, при взгляде на которого зрители хохочут. Эльдар Александрович пытался убедить Екатерину Алексеевну, что комедия вовсе не искажает российскую историю, а романтизирует ее. Но закусившая удила госпожа министерша потребовала переснять картину, которую спасла лишь похвала зятя Хрущева Алексея Аджубея.

Лента "Человек ниоткуда" (1961) показала советскую действительность глазами наивного дикаря, и Cуслов на съезде КПСС заявил: "В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда", после чего лента на 28 лет была снята с проката. В 1979 г. в киевском Доме кино Рязанов на встрече со зрителями наговорил такие вещи, которые считались явной крамолой: покритиковал партократов за то, что его фильмы и пьесы, демонстрируемые по всему Союзу, в Украине решают показать только в городах-героях Одессе и Севастополе. Бюро Киевского горкома партии на экстренном заседании влепило строгие выговоры тем, кто устроил скандальную встречу, а Рязанова прорабатывали в Госкино.

С годами талант режиссера мужает и крепнет, а каждая следующая его картина становится ярким событием в отечественном кино. О его остроумии ходят легенды, а уникальный юмор обнаруживает всё новые грани, вызывая у зрителей разные оттенки смеха — от мягкой улыбки до гомерического хохота. В неисчерпаемом арсенале художественных средств мастера есть и тонкая ирония, и толстый намек, веселый анекдот и горький сарказм, озорная клоунада и фривольный гротеск, дружеский шарж и злая пародия. Но доминантой творческих замыслов и их реализации всё отчетливее становится сатирическая заостренность фильмов. Об этом особенно свидетельствует "Гараж" (1979), в котором микроконфликт между членами гаражного кооператива стал зеркалом социальных противоречий.

В 1980-м Э.Рязанов снимал по сценарию Григория Горина телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", в котором жандармский чин времен Николая I расследует благонадежность офицеров гусарского полка. Сюжет вызвал сомнения у руководства Госкино и телевидения, поскольку в нём "очернено Третье отделение", а в разгар войны с Афганистаном "это может вызвать ассоциацию с проверкой Советской армии органами КГБ". Авторы трижды переделывали сценарий, съемки останавливались, а прокат фильма годами замораживался. "Жестокий романс" (1984) раскрывает циничный и жестокий мир, в котором за деньги покупаются совесть, красота и любовь. По версии журнала "Советский экран" лента признана зрителями "лучшим фильмом года", но в разгромных рецензиях режиссер был обвинен в "отходе от трактовки пьесы А.Островского и неверной расстановке акцентов".

В годы перестройки Рязанов с еще большей энергией создает острые сатирические ленты о том, что творится в стране. Его картина "Забытая мелодия для флейты" (1987), снятая в жанре социально-психологической драмы, показала пропасть между жизнью зажравшихся чинуш и простых людей с их скудным бытом. Первый вариант сценария, написанный в соавторстве с Э.Брагинским еще в 1976 г., не был принят на студии, так как его посчитали слишком критичным. Но гласность взяла верх — отныне актуальную тему можно раскрывать без сглаживания острых углов. В финале герой фильма переживает клиническую смерть, его душа уносится в потусторонний мир, где погибшие ликвидаторы аварии на ЧАЭС, космонавты и репрессированный священник, врачи и их умершие пациенты ждут Высшего суда.

В следующем году на экраны вышла рязановская кинодрама "Дорогая Елена Сергеевна". Дирекция "Мосфильма" отказывалась экранизировать повесть, и только с 1986 г. началась работа над картиной под страховочным названием. Чего опасались начальство и постановщики? По сценарию, ученики пытаются заставить педагога отдать им ключ от сейфа с экзаменационными работами, но кроткая учительница проявляет принципиальность. В итоге выявляются самые темные стороны юных душ, обнажив кризис системы воспитания молодежи.

В роковые 1990-е Эльдар Рязанов снимает глубоко философские фильмы о призвании и назначении человека. Социальная трагикомедия "Небеса обетованные" рассказывает о том, как накануне развала СССР люди, прозябающие на городской свалке, не могут найти место в жизни. У каждого свои горести, но они сообща борются против властей. Среди героев фильма — скрипач Соломон (Р.Карцев), в общении с которым у его товарища по несчастью прорезаются "родимые пятна антисемитизма" в виде заключения: "Евреев били-били, а Россию так и не спасли". Но именно на звуки скрипки Соломона к изгоям приходит радость. "Картина получилась не о маленькой прослойке, а обо всём народе. И о том, что армия не двинется против него, — говорит режиссер. — Когда мы снимали сцену, где полковник забирается на "Москвич" и произносит речь, я понятия не имел, что этот кадр будут воспринимать как предвестие знаменитой речи Ельцина. Просмотры превращались в демократические митинги".

В последующих фильмах "Предсказание" и "Привет, дуралеи!" персонажи-неудачники чудесным образом обретают смысл жизни в большой любви и достатке. Суть этих фарсов автор сводит к формуле: мы обречены верить в добро, искать друг друга и упорно ковать свое счастье.

Начало XXI в. неутомимый художник знаменует новыми поисками. Кинокартина "Старые клячи" — о неразлучных подругах (их играют И.Купченко, Л.Гурченко, С.Крючкова и Л.Ахеджакова), в прошлом красивых благополучных женщинах, за годы после развала страны Советов превратившихся в старух, утративших семейное счастье и достойную работу. И вновь совместная борьба против коррупции и беззакония помогает им обрести человеческое достоинство. В финале торжествует справедливость, победители танцуют "фрейлехс". Еврейский привкус и здесь чувствуется в образах Иосифа Марковича — неудачливого антрепренера и успешного ухажера, а также его умилительной мамы с ее рефреном: "А теперь будем кушать рыбу".

Давно задуманный фильм об Андерсене поставлен в 2006 г. Великий сказочник показан сложным человеком, жившим в бедности без семьи и собственного дома, претерпевшим унижения, но при этом оставшимся честным и гордым. Говорит Рязанов: "Все его сказки — реабилитация собственной персоны. В них изображены персонажи, получившие любовь и успех, которых ему так недоставало в жизни". В ленте "Андерсен. Жизнь без любви" автор вновь возвращается к еврейской теме. Его герой подростком стал свидетелем погрома под крики толпы: "Бей жидов, спасай Данию!". Последние годы писатель прожил в еврейской семье Мельхиоров, где его обожали, о нём заботились. В сюжет картины введен легендарный эпизод: король оккупированной нацистами страны пришил на мундир "магендовид" и проехал на коне по городу в знак солидарности с иудеями, а к вечеру вся Дания надела желтые звезды. В итоге 300 тыс. евреев тайно вывезли в нейтральную Швецию. Ясно, почему замысел фильма в условиях государственного антисемитизма не мог быть реализован.

НЕОБЪЯТНЫЙ РЯЗАНОВ

Эльдар Рязанов во многом похож на своих киногероев, беспокойно мятущихся в поисках правды, добра и справедливости, горячо любящих, страдающих и не всегда побеждающих. "У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею", — признается он. По свидетельствам родных и близких, это тонкой и щедрой души человек, чутко реагирующий на чужую боль и всё, что происходит в мире. Его тревожат ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократии и внутренней культуры у людей. Он с горечью размышляет: "Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле всё было извращено. Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать заграницу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов".

В рязановских фильмах всегда есть подтекст, который умный зритель мог расшифровать и оценить. И почти в каждом из них режиссер значимо и самоиронично присутствует в эпизодической роли — посетителя кафе или врача, полицейского или судьи, гробовщика, спящего участника собрания или случайного прохожего. Со временем художнику стало тесно на экране и на сцене. Он создает киноклуб "Эльдар", становится ведущим ряда популярных телепрограмм: "Кинопанорама", "Восемь девок, один я", "Разговоры на свежем воздухе", "Поговорим о странностях любви", "Четыре вечера с Владимиром Высоцким" и др. В лекциях для режиссеров и сценаристов, в книгах "Грустное лицо комедии", "Эти несерьезные фильмы", "Смешные невеселые истории", "Неподведенные итоги", "Моя портретная галерея", "Необъятный Рязанов", в сборниках стихов он рассказывает о своей непростой жизни, осмысливает специфику искусства кино, раскрывает секреты собственной творческой лаборатории. Для него "подлинный режиссерский характер — сложный сплав упрямства и уступчивости, уверенности и умения сомневаться. Режиссер должен знать себе цену, но не переоценивать собственную персону".

Эльдар Александрович дал путевку в жизнь многим молодым актерам и заново открыл для кино плеяду известных. С 1960-х гг. складывается коллектив его единомышленников и соратников: сценарист Э.Брагинский, композиторы М.Таривердиев и А.Петров, оператор В.Нахабцев, артисты Ю.Яковлев, А.Миронов, Е.Евстигнеев, В.Талызина, позднее — А.Фрейндлих, А.Мягков, О.Басилашвили, М.Неёлова, В.Гафт, И.Смоктуновский, А.Папанов, Ю.Никулин, О.Ефремов, С.Юрский и многие другие. О каждом Рязанов вспоминает с любовью и нежностью, находя для этого искренние теплые слова.

А как они сами характеризуют его?

В.Катанян, друг студенческих лет:

"Я знаю только одного человека, который, обладая такой славой и популярностью, совершенно сохранил себя. Прошел огонь, воду и медные трубы — и ни в чём не изменился. Это — Элик".

Л.Ахеджакова:

"Он в жизни — абсолютно такой же, как на съемках. Только на съемочной площадке у него бывают приступы бешенства, когда что-то не получается".

А вот ответы Эльдара Александровича на вопросы анкеты:

"Основная черта вашего характера?

Ненасытность, во всех смыслах.

Что вам больше всего не нравится?

Предательство, спесь, черствость души и всё остальное, столь же хрестоматийное.

Ваше настроение в последнее время?

Боевое.

Самая большая любовь в вашей жизни?

К Жизни и к Женщине, что, в сущности, одно и то же".

Три женщины сыграли заметную роль в судьбе Рязанова. Сокурсница Зоя Фомина стала его первой женой и родила ему единственную дочь Олю. Но семейная жизнь не сложилась, и через 15 лет они расстались. С очаровательной Ниной Скуйбиной, литсотрудницей "Мосфильма", молодой вдовой с юным сыном, Рязанов познакомился в начале 1970-х. Они прожили дружно и счастливо 22 года, их дружба и любовь вдохновила режиссера на лучшие фильмы. Нина умерла от рака, и Рязанов тяжело и долго переживал потерю жены. Потом в его жизни появилась тележурналистка Эмма Абайдуллина, ставшая заботливой подругой и помощницей Эльдара Александровича. О муже она говорит: "Легко ли рядом с ним? Отнюдь. Он слишком требователен к себе и к другим. Слишком обязателен и ответственен, работоспособен и неуемен, чем заставляет и людей вокруг него напрягаться. Совершенно не умеет врать, а потому многим приходится выслушивать от него нелицеприятную правду… И каждый день этой жизни я открываю большого, талантливого, надежного, сердечного человека. Мужчину".

В последние годы его всё больше мучают недуги, всё чаще размышляет он о смысле и бренности бытия. Вспомним прекрасные строки:

У природы нет плохой погоды,

Ход времен нельзя остановить.

Осень жизни, как и осень года,

Надо, не скорбя, благословить.

Поэт-философ остается неисправимым оптимистом:

Хочу хандру преодолеть.

Надеюсь, что преодолею.

А ну-ка, смерть! Не сметь! Не сметь!

Не сметь садиться мне на шею.

И он по-прежнему верен своей неугомонной натуре:

Ищу я новые занятья,

Гоню карьером свою жизнь,

Хочу ее совсем загнать я…

Да от себя не убежишь!

Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#36 Y-ina » Сб, 26 декабря 2015, 7:52

марина п. писал(а):Поисщу
:?
Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.
Фазиль Искандер
Y-ina
Аватара
Сообщения: 28913
Темы: 78
С нами: 18 лет 1 месяц
О себе: горный скорпион

  • 1

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#37 Марк » Пн, 12 сентября 2016, 17:08

Последнее стихотворение Эльдара Рязанова
http://trinixy.ru/122476-poslednee-stihotvorenie-eldara-ryazanova-foto.html
Последнее, прощальное стихотворение Эльдара Рязанова написанное в 67-й больнице города Москвы.
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.

А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.

Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#38 Марк » Сб, 17 ноября 2018, 6:38

Тайные соавторы советской кино-классики, кто они? ФИО в студию!
https://cont.ws/@sapog11pogreb/1124387
Спойлер
https://aftershock.news

Разное
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#39 Марк » Сб, 22 августа 2020, 2:06

"Переехав в столицу, я не только лишился друзей, но и вообще попал в другую творческую атмосферу. Кланы, группы и группочки, салоны элиты образовывались по пристрастиям и интересам. Но я не мог примкнуть ни к одному из них, чтобы не попасть в зависимость, и, будучи веселым и общительным на службе, за пределами ее жил этаким бобылем. Отношения между творческими работниками и партийным руководством складывались весьма необычным образом. Режиссура относилась к нам, представляющим идеологическую структуру в государственном руководстве, в лучшем случае пренебрежительно, а то и презрительно, считая неспособными постичь тайны искусства, зацикленными на партийных догмах. Наиболее образно высказался «об эстетическом отношении искусства к действительности» известный режиссер Эльдар Рязанов. В речи на пленуме Союза кинематографистов он так сформулировал творческое кредо:

— Все мы — айсберги, и видны на поверхности лишь в одной седьмой части, а что думаем на самом деле, этого никто не знает.

И дальше следовали рассуждения о том насилии, которое, руководствуясь принципом партийности искусства, «начальство» совершает над творческими работниками. Особо жестокой критике подвергалась практика приемки фильмов требования поправок и т.д.

Меня, в общем, не удивило то, что наружу был вытащен призыв к свободе творчества и отвержению партийного руководства искусством. Об этом толковали за «рюмкой чая» и без оной на всех кухонных посиделках. Поразило, что признаваясь в собственном двоедушии и лжи, Рязанов облил грязью всех творческих работников, и никто из присутствующих на пленуме не пытался даже отереть лицо. Но я-то знал немало ребят, искренне верящих в то, что утверждали своим творчеством. Были и приспособленцы — люди с двойной моралью. Я не мог не выступить против, и хотя получил немало аплодисментов, думаю, также немало приобрел врагов."
https://www.litmir.me/br/?b=21558&p=22
Борис Павленок "Кино. Легенды и быль"

Добавлено спустя 9 минут 57 секунд:
"Конфликты вспыхивали по пустякам. Однажды на прием попросился замечательный комедиограф, режиссер Эльдар Рязанов. Я назначил время. И вдруг за час до встречи у меня заболела голова, да так, что света божьего не видно. Я — на машину и в поликлинику. Секретарю Раисе Кирилловне Позняковой сказал:

— Придет Рязанов, извинитесь, объясните причину. Может быть, на полчаса опоздаю.

Боже мой, какой он крик поднял, какими словами поносил меня, бегая по коридору. Уехал, не дождавшись."
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Захар Прилепин об Эльдаре Рязанове

#40 Марк » Сб, 29 августа 2020, 3:13

Эльдар Рязанов без ретуши
https://zen.yandex.ru/media/id/5b7edfd7623a5400ad ... d613c6d501b0#comment_476804253
Спойлер
О том, что Эльдар Рязанов человек с двойным дном, в киномире некоторые догадывались, а некоторые и знали доподлинно.


Высказал как-то режиссер "Иронии судьбы" такую мысль:

- Все мы [кинематографисты] - айсберги, и видны на поверхности лишь в одной седьмой части, а что думаем на самом деле, этого никто не знает.

Интересное признание в двоедушии и лжи, правда? Озвучил ее Эльдар на пленуме Союза Кинематографистов. И что интересно, никто из присутствующих на пленуме не пытался поспорить с Рязановым.

Режиссер Леонид Марягин неоднократно наблюдал Эльдара Рязанова на премьерах плохих фильмов его знакомых и приятелей. Любопытство раздирало Марягина: зачем Рязанов ходит на эти премьеры и что говорит этим «творцам» ироничный мэтр комедии? Наконец, улучив момент — спросил.

Рязанов рассмеялся и объяснил:

— Подхожу, разводя руками и говорю громко, чтобы все слышали: «А мне нравится!»

Прошло немного времени, и Марягин попал на премьеру самого Рязанова.

Кажется, это был "Вокзал для двоих".

Фильм Марягину резко не понравился, и он, чтобы избежать встречи с режиссером, бочком, бочком вышел в пустой вестибюль точно к колонне, у которой сиротливо стоял... Рязанов.

«Что говорить? Выручила память - подошел, развел руки и громко произнес:

— А мне нравится!

Что вы думаете? Он, автор этой ернической формулы, искренне растрогался и принял ее всерьез!

Леонид Марягин
Леонид Марягин
Перед погромным V сьездом Союза кинематографистов СССР в мае 1986 года Эльдар Рязанов сколачивал свою оппозицию, дабы "порулить" вместо падающего Льва Кулиджанова. Но не учел,что административный ресурс члена Политбюро А. Н.Яковлева был сильнее. Место Кулиджанова занял Элем Климов ( не ко сну будет помянут ).

После падения Советской власти Рязанов снял документальный фильм “День в семье президента” (1993), в котором превозносил Б.Н.Ельцина

В ночь с 3 на 4 октября 1993 года Рязанов назвал сторонников Верховного Совета «коммунистическими выродками», «ублюдками». Также он сравнил КПСС с НСДАП.

В 1996 году активно агитировал за избрание Бориса Ельцина президентом России на второй срок.


Такая вот биография у “Айсберга”. Кстати, по матери Рязанов Шустерман. Не верите? Только не подумайте неправильно. Я о том, что “шустрил” всю жизнь удачно Лауреат Госпремии СССР.
Марк
Автор темы
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: iriss и 27 гостей