Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

Список разделов Прочее Беседка

Описание: Обсуждаем все, что угодно, не относящееся к тематике сайта. Просто живое общение.

  • 5

#1 Папа_Карло » Ср, 28 июля 2021, 13:57

Мадера, предлагаю обменяться мнением.

Основная тема будет про современное изобразительное искусство (то что я немного понимаю), но начну с мнения Цискаридзе.
Тема будет идти медленно.

«Это не очень хорошо для искусства – но мир меняется»

К сожалению, то служение большому искусству, которое было в Советском Союзе и еще в 90-е годы, – полностью исчезло. Я просто вынужден это констатировать. Мир переделывается. Я не говорю, что это очень плохо. Да, это не очень хорошо для искусства – но мир меняется.
– Николай, Большому исполнилось 245 лет, и кажется, что Большой театр сегодня – это по-прежнему невероятно красиво, но при этом невероятно дорого, и далеко не каждый россиянин и житель столицы может себе это позволить.


Как вам кажется, должен ли Большой театр быть доступен каждому или все-таки балет, тем более большой балет – это искусство элитарное?

– Конечно, это должно быть доступно абсолютно всем, просто на том, что создается такой ажиотаж и задираются цены, – зарабатывают руководители. Здесь абсолютно, просто абсолютно провальный менеджмент этого театра, потому такое и существует. Это просто плохо продуманная политика.

Понимаете, раньше, до закрытия Большого театра, было 2500 мест в зале. После открытия – после реконструкции – стало, по-моему, 1500 мест. Сократили кресла. Плюс еще тогда были разрешены бесплатные пропуска, которые давались артистам и разным организациям. Ведь в каждой ложе не только сидели 10 человек. Но еще и стояли по пять, по шесть, иногда по семь человек. А сейчас в каждой ложе в лучшем случае сидят два-три человека, театр все время полупустой. Я говорю не про 75% загрузки зала, а вообще, когда нормальный режим.

К сожалению, это создало элитарность. В основном сейчас этот театр существует для очень богатых людей, которые приходят в основном «зачекиниться». Им не очень интересно то, что там происходит. Если вы сидите где-нибудь повыше – вы будете наблюдать, как сидят переписываются, листают Инстаграм...

Спойлер
Я, например, всю жизнь был большой противник соцсетей. И вот когда в карантин мне пришлось окунуться – так получилось, меня дети уговорили – я сначала был потрясен тем, что можно многое узнать, посмотреть, потом был потрясен количеством людей, которые просто приходят для того, чтобы сфотографироваться на фоне люстры. И придумал, что можно сделать какой-то контент, где можно было бы говорить о чем-то серьезном, возвышенном – не про салат и не про силиконовые губы и мимимишечки какие-то, а действительно о чем-то серьезном.

Пока это находит отклик. Я, если честно, не был уверен, что у меня будет какой-то успех, но немножко получилось. Благодаря соцсетям я каждый день наблюдаю за тем, что происходит, и конечно, впечатления очень печальные. Очень печальные, потому что – вы знаете, что исчезло из Большого театра? Было огромное количество поклонников. Были толпы поклонников у каждого артиста! Они ходили изо дня в день и сравнивали, допустим, Иванова с Сидоровым, спорили...

Сейчас вообще поклонников не существует. Артисты танцуют перед публикой, которая не всегда знакома с тем, что они делают – потому что не все даже удосуживаются прочитать программу, либретто, и смотрят так.

Потому, к сожалению, то служение большому искусству, которое было в Советском Союзе и еще в 90-е годы, – полностью исчезло. Я просто вынужден это констатировать. Мир переделывается. Я не говорю, что это очень плохо. Да, это не очень хорошо для искусства – но мир меняется. Я думаю, что вы тоже с этим сталкиваетесь, потому что вы тоже предлагаете другой контент и другой темп, другой ритм – потому что все вокруг меняется.

– Мы с коллегами, кстати, недавно обсуждали, что назвать имена пятерых-семерых известных российских артистов балета сейчас все больше и больше становится проблематично.

– Мне кажется, скоро это будет невозможно, потому что на протяжении уже 25 лет в Большом театре менеджмент победил художественную составляющую.

И руководителям невыгодно делать звезд, потому что они тратят деньги исключительно на себя. Если раньше, допустим, мы ехали на гастроли – то первым классом ехали артисты, в люксах жили артисты, на пресс-конференциях говорили артисты.

Теперь артистов перевозят как скот, живут они в третьесортных отелях, а все самое лучшее имеет только менеджмент, руководство, на пресс-конференциях вещают они, на сцену получать награды выходят они... Они себя пиарят, потому что в руководство прорвались люди, которые в свое время были самыми посредственными артистами. И они, захватив власть, пиарят себя.

Если вы подойдете к афише Большого театра – вы будете потрясены: фамилии руководителей балета и оркестра бÒльшим шрифтом, чем фамилии композиторов – Прокофьев, Чайковский, Верди, Штраус и так далее. Потому что эти люди хотят за эти три-пять лет, сколько они будут держаться за бюджет Большого театра – себе сделать карьеру.

– Николай, если совсем коротко. Интересно, так же ли велик со стороны студентов и юных артистов интерес к балету? То есть в Академии Русского балета им. Вагановой такой же огромный конкурс?

– Да, конкурс гигантский. Я могу только единственно констатировать, что какое-то в природе происходит немножко вырождение. Очень мало способных детей. Не так, как это было еще даже десять лет назад, когда из тысячи можно было найти три-четыре очень способных ребенка.
Сейчас просматриваешь две-три тысячи – и практически никого... Просто средние способности.

https://zen.yandex.ru/media/tsiskaridze/eto-ne-oc ... etsia-6092e5ad4fade3788b7e18fb
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца


Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1501 Папа_Карло » Пт, 10 декабря 2021, 20:06

Brittany писал(а):В Африке все чернокожие?))
Сирия тоже в Африке.
И Египет.

Это сейчас все такие умные. Это было, видимо, не всегда.

Спойлер
Изображение
:-D :-D
Добавлено спустя 27 минут 47 секунд:
Папа_Карло писал(а):Андрей Подшивалов три раза подряд занимает первое место

Картины добротные, но...в них чего то нет. Нет энергии жизни.

Вот у Пластова есть.

Изображение
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1502 Brittany » Вс, 12 декабря 2021, 9:21

Проспала эту новость...

В Петербурге 11 декабря вручили премию имени Сергея Курехина за лучшие проекты в области современного искусства. Награждение лауреатов прошло на пляже Чудный в Репино, на берегу Финского залива.

Гран-при «Поп-механика» получил режиссер Александр Артемов за спектакль «Горемычные танцы».

Спойлер
Его выпустил негосударственный авторский «Театр ТРУ», который появился в 2010 году на первой закрытой Лаборатории художественного руководителя БДТ Андрея Могучего. Постановка «Горемычные танцы», жанр которой характеризуется как «текстоцентричный балет пограничных состояний», уже претендует на «Золотую маску» 2021 в номинации «Лучший спектакль в эксперименте».
Это трагический метафоричный рассказ о переживании современными мужчинами кризиса среднего возраста, поданный в жанре русской былины, с соответствующей лексикой и интонациями, атмосферно переданными чтецами в зрительном зале, и проиллюстрированный пластическими движениями актеров на сцене.

Лучшим произведением визуального искусства признана работа Дениса Прасолова » *NON TESTATUM». Это большая инсталляция из устаревшего медицинского оборудования, основным объектом которого служит медицинская утка.

Премию за лучший медиа объект вручили Максиму Алёхину за «Концерт для оркестра общественного транспорта в четырёх частях». Впервые его исполнили в 2021 году водители трамваев и троллейбусов Краснодара: ускоряя или замедляя движение на маршрутах, они в прямом эфире поставляли данные алгоритмам, которые генерировали звуки.

Уф. Читайте всё здесь: https://www.fontanka.ru/2021/12/11/70311455/

А медицинская утка в качестве арт-объекта это унылый плагиат. Уже же был выставлен писсуар когда-то.
Тьфу.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1503 Папа_Карло » Вс, 12 декабря 2021, 11:47

Brittany писал(а):вручили премию имени Сергея Курехина
Спасибо за информацию.
Не удивлен. Кто такой Курехин и чью систему ценностей он представлял я уже писал.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1504 Brittany » Вс, 12 декабря 2021, 13:11

Папа_Карло, Курёхин, при всём своём таланте, был не прочь повалять дурака.
Может...и премия об этом. :dont_knou: Типа...шнобелевской..
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1505 Папа_Карло » Вс, 12 декабря 2021, 15:35

Brittany писал(а):был не прочь повалять дурака

Так суть акционисткого искусства, которое у нас назвали современным и есть валяние дурака.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1506 Папа_Карло » Ср, 15 декабря 2021, 0:23

Немного про то, кто принимает участие в финансировании.

Тандем Токио и Анкары активно «работает по» Украине.
Спойлер
Так, президент Украины Зеленский уже получил гарантии Токио по масштабным проектам, связанным с энергетической сферой, где исполнителями выступают турецкие строительные компании, а 30%-ное финансовое авансирование обеспечивает японская сторона.

«Освоение» Грузии турецкой стороной также имеет скрытую японскую финансовую составляющую. (Интересно отметить, что если в вопросе Аджарии турецкий фактор явлен открыто, то распространение исламистских ячеек этнических уйгуров в районах коммуникаций, близких к Северному Кавказу, идёт тайно.) Есть основания полагать, что и в этом процессе японские интересы канализированы через финансовую подпитку соответствующих структур в Турции.

Стоит подробнее описать работу тандема в Армении. С 2018 года эти тенденции последнего времени обнаруживали активизацию сил, заинтересованных в дестабилизации Армении, где усиленно стали насаждаться наиболее радикальные неолиберальные «ценности». Армению сотрясали скандалы до войны 2020. Один из них стал следствием выступления трансгендера Лилит Мартиросян в парламенте Армении 5 апреля 2019 на слушаниях по вопросам о правах человека.

Тогда премьер назвал это провокацией со стороны свергнутой власти. Однако он либо лукавил, либо не знал, чем занимается его ближайшее окружение, включая жену (Анну Акопян, чьи фонды «Мой шаг» и «Город улыбок» получают отчисления не только от местных толстосумов, но и из внешних источников). На том дело не стало. Вскоре стало известно, что фильм о Мел Далузян (в прошлом известная армянская тяжелоатлетка Мелине Далузян, сменившая пол и переехавшая в Нидерланды) получит госфинансирование в размере 20 млн драмов (около $42 тыс.). Отмечается, что кинолента посвящена истории Мел и его подруги, борьбе за защиту прав сексменьшинств.

В интервью Pastinfo известный режиссер-мультипликатор, заслуженный деятель культуры Армении Давид Саакянц заявил, что, узнав об этом решении, совершенно не был шокирован. «Это полностью укладывается в логику, которую демонстрируют власти в сфере культуры… Для меня это неприемлемо. Считаю, что есть намного более важные исторические герои, о которых можно рассказать, в том числе в спорте есть больше достижений, чем смена пола», — сказал Саакянц.

По сведениям из нашего источника, средства на съёмки были предоставлены посольством Японии (открыто в Армении в 2016) через фонды Анны Акопян.

Японская «благотворительность» может показаться странным чудачеством только с первого взгляда.
Спойлер
На деле, аналитики МИД страны опираются на концепцию стратегического сотрудничества с Турцией, считая её самым надёжным проводником интересов Страны восходящего солнца в ближневосточном регионе, а потому считают нелишним способствовать продвижению в её интересах проектов «Большого Кавказа» и Турана. Цель проста: ослабление России с последующей деструкцией помогает создавать условия для возвращения «Северных территорий».

Кстати, завоз пакистанцев и индийцев из беднейших мест в Армению налажен системно и тоже «завязан» на японскую тему. Формально эти молодые мужчины получают визу Армении, затем, не уезжая из Еревана, визу японского консульства, затем — «шенген». Разумеется, не все. Часть оседает в Армении, где, в частности, «косят» под таджиков.


Подробности: https://regnum.ru/news/polit/3449795.html
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1507 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 15:26

Делягин

Проблема будущего: неуправляемость творчества 

В силу развития информационных технологий логика уступает место внелогическому, образному, творческому мышлению, способность к которому - все более значимый фактор конкуренции

Между тем такое мышление (и это правило лишь подтверждается исключениями) неразрывно связано с психологической неустойчивостью, которая является своего рода оборотной стороной медали.

Ночной кошмар любого способного задумываться об этом управленца:

трудовой коллектив (если вообще не стая) шизоидов, - станет в отнюдь не далеком будущем объективным требованием эффективности и конкурентоспособности!
Сегодняшние системы управления, сформировавшиеся в прошлой реальности не информационных, но индустриальных технологий, не способны не только воспитывать все более необходимых творческих людей, но даже и просто управлять их деятельностью.


Килотонны литературы, ежегодно публикуемые на эту тему, - неопровержимое доказательство нерешенности проблемы: надежное решение найдено лишь для исключительных, критических ситуаций, самоочевидно требующих предельного напряжения сил всех их участников (вроде советского и американского атомных проектов), - но, увы, только для них.

Мы можем сколько угодно тешиться тем, что «потребность рождает функцию», и управляющие системы приспособятся к новым требованиям (хотя вопросы цены, длительности и разрушительности этого приспособления открыты), - но гарантии успеха их стихийной трансформации (а значит, и гарантии нашего выживания) блистательно отсутствуют на протяжении вот уже более чем жизни целого поколения.

Кроме того, поскольку непосредственно принципы организации общества задает именно система управления, изменение ее характера означает принципиальное изменение самого общественного устройства, - а значит, и всей нашей жизни.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1508 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 15:43

Бренды сотрудничают с художниками.
Алекс Израэль. Сумочка Луи Виттон.
Спойлер
Изображение


"Американский бренд оптики Ray-Ban представил первую коллаборацию (русский постепенно забывается) с российским современным художником Вовой Перкиным. Он создал яркий рисунок для мягких чехлов под солнцезащитные очки. На нем изображен забавный человечек, который «обитает на чехле, защищает и запирает его в надежный замок из своих ручек-кулисок»."

Спойлер
Изображение

Художник Такаси Мураками выпустил совместную экологичную коллекцию с Pangaia
Она должна привлечь внимание к важности спасения пчел.

Изображение
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1509 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 15:57

Уличный художник Евгений Чес

Изображение


Компания Converse придумала нетривиальный способ улучшить экологию — без морализаторства и в полном взаимопонимании с уличной культурой. При помощи граффити и платформы City Forests, созданной брендом в 2019 году, компания продолжает делиться историями All Stars, которые преодолевают барьеры гендерного и расового равенства по всему миру. В рамках этой необычной инициативы участники Converse All Stars создают граффити, используя краски с фотокаталитическим пигментом: когда его активизирует солнечный свет, окрашенная поверхность начинает очищать воздух от вредных веществ, запахов и бактерий!

Изображение


Концептуальное pop-up пространство AIZEL x Team Putin открылось 7 октября, в день рождения Владимира Путина. Интерьер и фасад оформил уличный художник Евгений Ches.
В беседе со Strelka Mag Евгений рассказал, что заказчики предложили сделать роспись «в его стиле». До этого он уже работал с владелицей бутика Айсель Трудел, поэтому эскиз был утверждён без правок.
«Это проект всего на месяц, потом фасад вернут в первоначальный вид»
Изображение
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1510 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 16:19

Дмитрий Жуков "Французский de Sad". 2021. Кованая скульптура. Металл. Из коллекции "Интеко"

Спойлер
Изображение
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. "Непроходимая чаща", 2021. Инсталляция. Металлокаркас, дерево
Изображение

Николай Полисский (тот самый ...парк в Никола-Ленивиц) "Колонна"
Изображение

Шестиметровая скульптура "Стабильная композиция" Романа Ермакова представлена на выставке российского паблик-арта "Красный сад" у ГУМа на Красной площади в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".
https://www.m24.ru/news/kultura/06072021/172731?utm_source=CopyBuf

Изображение

Изображение

Его же
Изображение
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1511 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 16:27

Аристарх Чернышев

Изображение

Дмитрий Аске
Изображение
Скульптура "Знание"
Изображение
Изображение

После Мокоши

Спойлер
Изображение
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1512 Володя 11 » Сб, 18 декабря 2021, 18:13

Папа_Карло писал(а):Мы можем сколько угодно тешиться тем, что «потребность рождает функцию», и управляющие системы приспособятся к новым требованиям (хотя вопросы цены, длительности и разрушительности этого приспособления открыты), - но гарантии успеха их стихийной трансформации (а значит, и гарантии нашего выживания) блистательно отсутствуют на протяжении вот уже более чем жизни целого поколения.

Кроме того, поскольку непосредственно принципы организации общества задает именно система управления, изменение ее характера означает принципиальное изменение самого общественного устройства, - а значит, и всей нашей жизни.

эта проблема давным давно решена - эти решения лежат в базисе любой большой религии

Папа_Карло писал(а):Ночной кошмар любого способного задумываться об этом управленца:

трудовой коллектив (если вообще не стая) шизоидов, - станет в отнюдь не далеком будущем объективным требованием эффективности и конкурентоспособности!
Сегодняшние системы управления, сформировавшиеся в прошлой реальности не информационных, но индустриальных технологий, не способны не только воспитывать все более необходимых творческих людей, но даже и просто управлять их деятельностью.


Килотонны литературы, ежегодно публикуемые на эту тему, - неопровержимое доказательство нерешенности проблемы: надежное решение найдено лишь для исключительных, критических ситуаций, самоочевидно требующих предельного напряжения сил всех их участников (вроде советского и американского атомных проектов), - но, увы, только для них.

это видимость

Папа_Карло писал(а):Проблема будущего: неуправляемость творчества 

В силу развития информационных технологий логика уступает место внелогическому, образному, творческому мышлению, способность к которому - все более значимый фактор конкуренции

Между тем такое мышление (и это правило лишь подтверждается исключениями) неразрывно связано с психологической неустойчивостью, которая является своего рода оборотной стороной медали.

все эти решения тоже есть в мировых религиях - просто не акцентированы
Володя 11
Сообщения: 10999
Темы: 11
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1513 Brittany » Сб, 18 декабря 2021, 18:20

Папа_Карло писал(а):

«Это проект всего на месяц, потом фасад вернут в первоначальный вид»
Спойлер
Изображение
И это правильно.ИМХО: слишком много визуального шума.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1514 Папа_Карло » Сб, 18 декабря 2021, 21:00

Аристарх Чернышев — один из пионеров и главных знатоков российского медиаискусства. Для нас он взялся проанализировать чуть ли не самый сложный вопрос, связанный с современным состоянием этого направления, — его эстетику

Беседовала: Аля Тесис

Изображение
Аристарх Чернышев

Художник, начал свою карьеру в 1991 году и стал один из пионеров медиаискусства в России, лауреат премии Кандинского 2009 года, выставлялся в лондонском Музее науки, в Телемузее Осло, на 4-ой Московской биеннале современного искусства, на 5-ой Сеульской биеннале медиаарта, его работы хранятся в Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт Музее, Музее Москвы и в других коллекциях. Художник исследует информационные потоки, придумывает новые гаджеты и сервисы, которые отвечают развитию социальных сетей, генной инженерии и других технологий

Изображение
Аристарх Чернышев. Персональный информационный организм, 2019—2020
Видео, объекты

Спойлер
Если считать с 2011 года, сейчас мы наблюдаем уже пятую волну интереса к криптовалюте и роста её стоимости. Нынешний виток взлёта я проигнорировал, потому что был занят своими проектами, а когда время прошло, понял, что опоздал. Однако в 2018 году я, как мелкий спекулянт, заработал на этом пару тысяч. В том же году я сделал выставку «Бешеные деньги» о новых технологиях в виртуальном товарно-денежном обороте. На этой выставке Алекс Булдаков майнил криптовалюту, и тепло, которое выделялось в процессе, нагревало воду в ванне. У: vtol: (Дмитрия Морозова) была электронная арфа, которая генерировала звук в зависимости от колебаний курса. Участники группы «Битник» в течение нескольких лет меняли по 100 долларов на эквивалентную стоимость в криптовалюте и вслепую совершали покупки в даркнете, а потом рассматривали улов, который был весьма хорош — от поддельных кроссовок Канье Уэста до наркотиков и фальшивых паспортов. Их покупки приходили обычной почтой, и это было удивительно: за какие‑то призрачные биткоины тебе приходили реальные вещи криминального происхождения. Я думаю, художник так устроен, что все новое ему хочется потрогать и потыкать.

Видео тут. (1мин)

https://vimeo.com/418239245?embedded=true&source=vimeo_logo&owner=36957329

Советую глянуть.

Аристарх Чернышев. Персональный информационный организм, 2019—2020
Видео, объекты

Когда появляется что‑то новое, оно не появляется из ниоткуда. Оно годами вызревает, развивается, и пока это происходит, никто не обращает на это внимания: ну, майнят некие ботаники какие‑то биткоины, лепят своё 3D, — а у нас тут живопись и биеннале. Потом раз — и это новое оказывается на виду. Все пытаются встроиться в эту цифровую реальность, однако тот путь, который другие прошли за пять лет, невозможно осилить за месяц. Чтобы оказаться в том же месте, где эти другие сейчас находятся, тебе придётся усвоить всё предыдущее. Тем не менее к процессу цифровизации постепенно подключаются другие люди, и новизна сглаживается. Надо понимать, что новое не соперничает со старым, как многие думают. Наоборот, это старое борется с новым, дерётся за территорию. Извозчики пытаются бороться с таксистами, а таксистам они и вовсе неинтересны. Новое открывает для себя другое пространство. Его раньше не существовало, или оно было для старого недоступным. Так что, пока ты работаешь с уже знакомыми, освоенными технологиями, где ты знаешь какие‑то тонкости, приходит что‑то новое. Ты поднимаешь голову и видишь, что постарел. Фокус внимания людей, твоей аудитории, уже переместился на другую тему.


Изображение
Аристарх Чернышев. Персональный информационный организм, 2019—2020
Видео, объекты

И если говорить об аудитории искусства, продаваемого за криптовалюту, то основные покупки совершают люди, у которых неожиданно её оказалось много. Покупки они совершают исходя из своего вкуса, а вкус никто из них не воспитывал. Из-за этого в нынешнем цифровом искусстве выработалась своя специфическая эстетика, я её называю новой психоделикой. У старой психоделики было мало выразительных инструментов, в 70‑е она реализовывала себя посредством музыки, живописи, кино, а сегодня возник весь этот сюрреализм на стероидах, который реализует себя посредством программных пакетов. У художников появилась возможность создавать необычную физику, какие‑то формы, которые раньше нельзя было представить, потому что они рождаются в результате алгоритмических процессов. И если пытаться выделить какие‑то эстетические направления, мы обнаружим в основном космические сюрреалистические пейзажи, сходные с теми, что писали художники в 70‑х на волне энтузиазма первых полётов в космос. Эти картинки не вызывают у меня никакого интереса, они хорошо сделаны технически, но до смешного наивны и обращены к примитивным чувствам.

Изображение
Аристарх Чернышев. Сингулярность, 2021
AR-инсталляция
Изображение предоставлено художником
Сингулярность в математике — это точка, в которой математическая функция стремится к бесконечности или имеет какие-либо иные нерегулярности поведения. Так как же пройти сквозь сингулярность и не заметить этого?

Ещё один тип искусства в сети я называю плагинизмом, поскольку оно основано на возможностях плагинов и различного софта. Освоившие их авторы добиваются необыкновенных визуальных эффектов, и эти эффекты самоценны сами по себе. Как правило, это абстрактные картинки, которые демонстрируют именно технические возможности современного софта. Это тоже абстракция на стероидах, и она пользуется большим коммерческим успехом. Среди наших художников в этой сфере работают 404. zero, из американцев — Зак Либерман. Третий тип авторов — это люди, которые тоже хорошо владеют технологией и просто генерят красивые картинки без особого смысла. И последний тип — киберпанк, у которого тоже большая аудитория. В 70‑е им занималась в основном литература, а сейчас у художников появилось гораздо больше возможностей для изображения фантастических вселенных. Из наших, например, Никита Реплянский делает хорошие вещи в этом жанре.

Отдельная история — продажа документации стрит-арта: поскольку это искусство недолговечное, заработать на нём можно только так, и это, я думаю, хороший ресурс именно для стрит-артистов. Однако когда работу Бэнкси сжигают, чтобы перевести её в NFT, — это не эстетическое направление, это стратегия продажи. На сегодняшний день этот рынок упал уже на девяносто процентов. Я полагаю, потому, что коллекционеры уже набрали себе работ и сейчас чешут репу, а что же с ними делать, зачем они всё это купили. Другое дело, что арт-рынок популяризовал и легализовал NFT и эфир. Сегодня художники выкладывают по пять тысяч картинок в день, платят деньги майнерам. Художественный товар — это большая находка для этой криптовалюты, потому что у других валют особого применения нет, кроме торговли оружием и наркотиками. Пока ещё продаются наиболее известные авторы, уже, правда, не за такие бешеные деньги. И здесь нужно понимать, что к нам все технологии приходят с Запада, и все пенки тоже снимаются на Западе, поэтому если кто из наших художников успел что‑то заработать — молодцы, но это несопоставимо с тем, что заработали зарубежные авторы.

Изображение
Аристарх Чернышев. Персональный информационный организм, 2019—2020
Видео, объекты

Сейчас в эту сферу кинулось много людей, они потеряют время и деньги, но приобретут что‑то другое. Например, научатся работать с современным софтом, ведь если раньше делать 3D было круто, то сейчас все это умеют. Люди достигли невероятного уровня владения программным обеспечением, и они, может быть, смогут его монетизировать иначе. А чтобы сейчас что‑то продавать, уже нужно иметь свой наработанный круг, иначе твои картинки мгновенно утонут в этом потоке. Либо ты должен развить бешеную активность, либо придумать нечто экстраординарное, либо у тебя должен быть некий аналог цифрового галериста, чтобы тебя продвигать и получать свой процент. Просто так никто не придёт и не купит. Два года назад я делал выставку цифрового искусства, и я бы сказал, что шестеро из её участников сейчас успешно продаются, но они ещё тогда создали свой стиль и заработали имя. Например, Инес Альфа: в то время в инстаграме появились маски, и среди людей, которые туда кинулись, некоторые успели это монетизировать. Вот и Инес делала виртуальный макияж и успешно его продавала. Потом появился full body skeleton — когда видеопрограмма распознаёт твои движения и потом крепит этот скелет к твоему изображению. В основном все эти инструменты используются в рекламе, но и художники ими стали интересоваться. И поскольку это уже пришло, оно никуда не уйдёт. Вау-эффекта, конечно, уже нет, люди уже отчасти хотят смыслов, но отчасти и просто более продвинутых визуальных эффектов.


Изображение
Аристарх Чернышев. Три грации, 2021
Кадр из видео
Делить эти работы на искусство и не-­искусство глупо. По-прежнему работает подход, что искусство — это то, что выставляется в арт-институциях. Но завтра этих ребят покажут в какой‑нибудь галерее — и вот всё, они искусство. Этот процесс находится на уровне самоорганизации, и оценить его изнутри невозможно. Пока что мы сделали свой «Электромузей в Ростокино», реализуем там какие‑то свои проекты, но понимаем, что, будь это показано в центре, у этого могла бы быть более значительная аудитория.
https://iskusstvo-info.ru/hudozhnik-aristarh-cher ... hodelike-tsifrovogo-iskusstva/
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1515 Папа_Карло » Вс, 19 декабря 2021, 14:15

Максим Свищев: Мне нравится думать, что город — это своего рода лес

Изображение
Максим Свищев (YOmoYO)
Художник, работает в области компьютерной анимации, графики, создаёт видеоинсталляции. Вошел в шорт-лист VI Всероссийского конкурса «Инновация» 2011 года в номинации «Новая генерация», лауреат Премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» в 2011 году. Уверен, что его задача — привнести связи с природой в цифровой мир


Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Спойлер
На фестивале будут представлены три мои работы — два видео и одна с дополненной реальностью. AR-работа «Эхо» — это вращающаяся разноцветная спираль. С одной стороны, она напоминает фигуру человека, с другой, — передает движение вселенной, вводит зрителя в транс. И я подумал, что когда человек входит в медитативный транс, он останавливает работу собственного ума и начинает непосредственно воспринимать реальность. С другой стороны, пассажиры в метро включены в огромный поток, и это тоже своего рода трансовое состояние, и мне захотелось, чтобы люди переключились из одного транса в другой, более высокого порядка.

На днях я и сам осознал, что не являюсь какие-то отдельным организмом, например, все живое в радиусе километра от меня, может быть, составляет единое существо. Как стая скворцов, которая перемещаясь создаёт какие-то скульптурные формы, так же и мы движемся, и никто из нас не обладает каким-то своим отдельным мышлением, мы все транслируем то, что кто-то придумал. Я не знаю, кто диджей на этом радио, но знаю, что благодаря развитию интернета мы можем общаться на языке абстракции, передавать друг другу чувства и эмоции, внутренние осознания, и это будет довольно понятное высказывание.

Изображение
Максим Свищев (YOmoYO). Плоды материализма, 2021
Кадр из видео
Странные разноцветные существа, словно бы порожденные мегаполисами, рекламным спамом, пробками, человеческой жаждой внимания и стремлением забыться в развлечениях. По определению художника, эти существа — мутанты цивилизации, ну, а сам он исследует возможность оставаться живыми, а не превращаться в биороботов в мире современных технологий.

Об этом и моё видео «Цветасис», которое я также планирую показать на фестивале. Я взял виды разных мегаполисов, в том числе, Токио и Нью-Йорка и поместил туда разноцветные виртуальные скульптуры, собранные из абстрактных форм. Мне нравится думать, что город — это своего рода лес, другая разновидность природы, созданная человеком, и в этой среде сами собой рождаются некие существа, ни животные и ни люди, сам город их синтезирует.

Изображение
Максим Свищев (YOmoYO). Цветасис, 2021
Кадр из видео
Видеоинсталляция использует изображения современных мегаполисов, например, Нью-Йорка и Токио, в которых появляются странные разноцветные существа, словно бы порождены самой городской средой, рекламным спамом, пробками, человеческой жаждой внимания и стремлением забыться в развлечениях. По определению художника, эти существа — мутанты цивилизации, ну, а сам он исследует возможность оставаться живыми, а не превращаться в биороботов в мире современных технологий.
И третья работа — размышление о том, что монументальное искусство всегда было своего рода визуальной пропагандой в рамках любой из существовавших идеологий. Сегодня эту пропагандистскую роль взяла на себя реклама. При создании роликов особое внимание уделяется цвету, форме, движению. Моя видеоработа как раз и будет показана на рекламном экране. И я взял те же цвета и формы, но превратил их в абстрактную медиафреску, нейтральную по своей сути. Реклама существует только для привлечения внимания, но когда я придумывал, что предложить фестивалю, я заметил, что люди проходят мимо экранов и вообще на них не смотрят, закрываются от них, чтобы не взаимодействовать. И мне захотелось сделать какой-то контент, который бы выглядел непривычно, нелогично, и тем самым обращал на себя внимание.

Изображение
Максим Свищев (YOmoYO). Эхо, 2021
AR-инсталляция
Инсталляция в дополненной реальности представляет собой вращающуюся разноцветную спираль, напоминающую не то танцующего дервиша, не то ДНК. Наблюдая за ней, мы погружаемся в медитативный транс, зато выходим из того транса, куда нас погружает движение в общем транспортном и человеческом потоке.

На самом деле должен признаться, что мне не очень интересна виртуальная реальность, я попробовал с ней работать два года назад, и мне это показалось не очень интересным. В виртуальном мире ты очень остро ощущаешь собственную ущербность, у тебя очень мало возможностей. Тебе хочется создавать объемный движущиеся мир — а технических возможностей для этого пока нет, ты понимаешь, до какой степени примитивен тот уровень, на котором мы еще находимся. Физический мир вокруг нас совершенен, и наши попытки создать что-то адекватное ему в цифровой среде — это тренировки в подгузниках. В молодости у меня были идеи улучшить мир, как-то его дополнить, но сейчас я понимаю, насколько это всё глупо, и как мы сами немощны. Я сейчас живу в Крыму, много хожу, и очень далек от мысли, что мы сможем создать что-то сравнимое с тем, что меня окружает. Я размышлял, почему в таком случае я занимаюсь цифровыми технологиями, а, например, не леплю из глины, и пришёл к выводу, что эти технологии сегодня всеохватны, виртуальный мир, 3D — от них никуда не деться, и мне просто необходимо заниматься цифровым искусством, чтобы и туда привнести какую-то связь с природой.

Сегодня мы ощущаем такое огромное информационное давление со всех сторон, и я полагаю, что многие просто не хотят это все осмыслять и переваривать, ты не выдерживаешь скоростей, с которыми всё меняется, и просто забиваешь и просто присутствуешь в этом. Чтобы осознать, что с нами происходит, нужно отступить подальше.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1516 Brittany » Пн, 20 декабря 2021, 10:58

Максим Свищев писал(а):Физический мир вокруг нас совершенен, и наши попытки создать что-то адекватное ему в цифровой среде — это тренировки в подгузниках. В молодости у меня были идеи улучшить мир, как-то его дополнить, но сейчас я понимаю, насколько это всё глупо, и как мы сами немощны. Я сейчас живу в Крыму, много хожу, и очень далек от мысли, что мы сможем создать что-то сравнимое с тем, что меня окружает.
:smile:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1517 Brittany » Пн, 20 декабря 2021, 21:27

Скопирую сюда об искусстве(Черниговская):


Искусство, по мнению Татьяны Владимировны, является тем единственным шансом для спасения человечества.

Во-первых, что такое искусство?
Татьяна Черниговская определяет его как способ познания и описания мира.
Таким же способом является и наука. Но почему-то большинство людей воспринимают науку как «основное блюдо», а искусство считают «десертом», от которого можно отказаться. Это большое заблуждение, уверена Черниговская. Искусство не является ни довеском, ни второстепенной вещью. Это обязательная вещь. И вот почему.

Искусство отвечает на вопрос, кем мы хотим быть, кто мы такие?
Одно дело, если человек является просто владельцем ушей, носа, глаз и конечностей (как наши четвероногие соседи по планете), то тогда без искусства можно прожить.

Для того чтобы воспринимать искусство, сначала нужно подготовить свой мозг. Потому что человек смотрит глазами, но видит мозгом. Слушает ушами, но слышит мозгом. И с этой точки зрения человек обладает чем-то особенным. И этим особенным не обладают другие существа, живущие вместе с нами на планете.

Искусство является тренажером для мозга. Почему так важно его тренировать?
Если не учитывать генетику, человек приходит в этот мир с нейронной сетью, на которой еще нет текста. А уходим мы из этого мира с целой книгой, которая записана в нашей нейронной сети. И только от человека зависит, какое в этой книге будет содержание: это будет сложный текст, или это будут примитивные комиксы.

Спойлер
– Если человек будет лежать на диване полгода, то потом он не будет знать, не то что как встать с дивана, а как вообще ходить.
То же самое происходит с человеком, который не тренирует свой мозг искусством, – поясняет Татьяна Черниговская. – Если человек слушает сложную музыку или сам ее играет, то его нейронная сеть становится качественно другой, она улучшается физически. И это научный факт.
Но если вы не обременяете свой мозг трудной работой, тогда и не на что обижаться, там будет записан скучный и простой текст.


Чтобы тренировать свой мозг и не давать его функциям угасать, конечно, можно с этой целью интересоваться и наукой.
Но, по словам Черниговской, искусство шагает впереди науки.
Люди, посвятившие свою жизнь искусству, совершали такие открытия, которые наука не могла открыть или открывала спустя десятилетия. Если, к примеру, говорить о сложных зрительных объектах, то импрессионистам удалось открыть то, что сенсорная физиология смогла открыть лишь спустя несколько десятков лет.

Поэтому искусство не стоит воспринимать, как красивую декорацию или десерт. Татьяна Черниговская считает, что искусство невозможно загнать в какие-то рамки, описать или подсчитать. Тут наука бессильна. Искусство – это то, что лежит за цифровым видением и его алгоритмами.

В отличие от науки, искусство обладает и еще одной величайшей силой.
Эта та единственная сила, которая может уберечь человечество от исчезновения, полагает Татьяна Черниговская. Если люди перестанут интересоваться искусством, если настоящего искусства не станет, то людьми начнут управлять те, о ком писал Иосиф Бродский.

Спойлер
Изображение
................................................................................................
Хм... Однако вопрос: что же такое настоящее искусство?
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1518 Папа_Карло » Пн, 20 декабря 2021, 22:26

Brittany писал(а):Хм... Однако вопрос: что же такое настоящее искусство?

Немного про общечеловеческие ценности.

Изображение
Данила Булатов

Искусствовед, куратор, научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина

Модернисты vs акционисты

Сопоставляя эпохи австрийского искусства, зритель часто недоумевает, как на смену изысканной декоративности Сецессиона мог прийти венский акционизм, чуть ли не самое жестокое направление в искусстве ХХ века. Между тем художники второй половины столетия выступили прямыми наследниками Климта и его круга. Только Климт, Шиле, Герстль и Кокошка выражали новаторское понимание человеческого тела в живописи, а Нитч, Брус, Мюль и Шварцкоглер переводили его на язык перформанса. Искусствовед, куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина Данила Булатов выделяет основные принципы обоих течений и сопоставляет, как они реализовывались в конкретных политических условиях первой и второй половины века





Пролог

Изображение
Густав Климт. Философия, 1899—1907
Спойлер
Из цикла картин для факультета философии Университета Вены. Были уничтожены в пожаре в 1945 году. Фотография. Оригинал: холст, масло, 430 × 300 см
Самой известной и скандальной акцией Венской акционистской группы, которая возникла в начале 1960‑х годов, стало выступление 1968 года в Венском университете под лозунгом «Искусство и революция». По сути оно стало единственным откликом австрийской молодежи на прокатившуюся тогда по всему миру волну студенческих протестов. Почти за семьдесят лет до того в том же университете разгорелся нешуточный скандал по поводу картины «Философия» (1894—1900) Густава Климта. Это была одна из трёх его работ, предназначавшихся для потолка университетского актового зала. На этих монументальных полотнах Климт изобразил что‑то доселе невиданное — не легко считываемые аллегории, а многофигурные композиции из воспаряющих человеческих фигур, которые не поддаются однозначной трактовке. Но самое главное — художник представил страдающее человечество, которому недоступен рецепт спасения. Человек во власти страстей, его агонизирующее тело — вот центральные мотивы творчества следующего поколения художников, так называемых австрийских экспрессионистов: Оскара Кокошки, Рихарда Герстля, Эгона Шиле. И уже после Второй мировой именно эти авторы стали важнейшим ориентиром для венских акционистов — из‑за своего демонстративного пренебрежения к общественной морали, обращения к табуированным темам, да и потому, что в их работах впервые нашло выражение то доличностное и либидинальное в человеке, что параллельно открывала в нём зарождавшаяся психиатрия. Как в экспрессионизме, так и в акционизме средством выражения глубинных слоёв человеческой психики стало человеческое тело — конвульсивное и невротическое, болезненное и хрупкое, живое и страдающее.

Художник-мессия
Изображение
Герман Нитч. 1-я акция, 19 декабря 1962
Фотография
Из коллекции mumok. © Bildrecht Wien, 2016. Фотография: © Hans Niederbacher

Важнейшей задачей венских акционистов — и в первую очередь Германа Нитча — было побороть коллективную амнезию австрийского общества, где трагические и постыдные страницы недавнего прошлого, включая активную поддержку нацистов, оказались табуированными темами. Ещё в 1957 году Нитч начал разрабатывать концепцию своего «Театра оргий и мистерий», который позволял бы воссоздать опыт катарсиса, характерный для дионисийских оргий и наследующих им античных трагедий. Однако его первая акция состоялась только в 1962‑м: Нитч, одетый в белые одежды, стоял у стены, словно распятый, руки его были вздёрнуты вверх верёвками, а Отто Мюль поливал его краской. Сознательно уподобляя себя Христу, Нитч декларировал, что его задача как художника — указать человечеству спасительный путь, выход из духовного и психологического тупика. В театре Нитча художник или любой участник его акции, символически отождествляя себя с Иисусом, берёт на себя «всю вину и сладострастие мира» — во имя «познания ликования от воскресения».


Изображение
Эгон Шиле. Автопортрет в образе святого Себастьяна, 1914
Бумага, карандаш, 32,3 × 48,3 см
Частная коллекция

Мессианский характер своего искусства в полной мере осознавали и австрийские экспрессионисты начала века, смело отвергавшие все принципы и установки как социума, так и художественного сообщества своего времени. Они уподобляли себя то христианским мученикам, то самому Христу — гонимому толпой и распятому в качестве преступника. Неслучайно «Автопортрет в образе святого Себастьяна», где Шиле изобразил себя пронзаемым стрелами (критики?), он затем использовал при создании афиши для своей выставки в галерее Арно в 1915 году.

Телесные формы протеста

Изображение
Оскар Кокошка. Афиша журнала Der Sturm, 1911
Цветная литография, 70 × 46,5 см
Из коллекции музея Альбертина. © Bildrecht Wien, 2016

Противостояние миру обывателей — лейтмотив творчества как австрийских экспрессионистов, так и акционистов. В пику закостенелым общественным нормам они открыто демонстрировали собственные тела — обнажённые, калечимые, увечные, не соответствующие идеологической и политэкономической модели современной им Австрии. Страдающее тело художника, отсылающее к эстетике тела Христова, стало определённой константой в работах обеих групп. Например, характерный для иконографии распятия мотив раны в подреберье возникал и в акциях Нитча, и на знаменитой афише журнала Der Sturm с автопортретом Оскара Кокошки. Последний изобразил себя ещё и обритым налысо, тем самым, по собственному признанию, стремясь соответствовать медийному образу преступника.


Изображение
Гюнтер Брус. Венская прогулка, 5 июля 1965
Документация акции. Фотография, 39,2 × 39,2 см
Из коллекции mumok. © Günter Brus, 2016. Фотография: © Ludwig Hoffenreich

Идея, что само тело художника может обладать протестным потенциалом, легло в основу «Венской прогулки» — первой акции Гюнтера Бруса в публичном пространстве. Политическое измерение ей придавал, с одной стороны, эпатажный вид художника, через всё тело которого проходил нарисованный вертикальный шов — снова образ раны! — а с другой, сам выбранный художником маршрут. Начиналась прогулка на площади Хельденплац, где в 1938 году многотысячная толпа венцев приветствовала Адольфа Гитлера, объявившего об аншлюсе Австрии. Визуально травмируя собственное тело, Брус сообщал и о травме на теле общества, замалчивающего события недавнего прошлого. Через 20 минут после начала акции художник был задержан полицией и приговорён к штрафу в 80 шиллингов за нарушение общественного порядка. Однако, как и для Кокошки, оказаться преступником в глазах «общества гномов» (по выражению Отто Мюля) для Бруса было лишь поводом для гордости.

Патологическое тело

Изображение
Густав Климт. Медицина, 1901—07
Из цикла картин для факультета философии Университета Вены. Были уничтожены в пожаре в 1945 году. Фотография. Оригинал: холст, масло, 430 × 300 см

Главное, что объединяет венских акционистов и экспрессионистов, — их общий интерес к патологическому телу. Впервые оно тематизируется ещё в творчестве Густава Климта: в его «факультетских картинах» человеческие тела не просто не были изображены идеальными, как это было принято, но создавались, вероятно, под влиянием специализированной медицинской литературы, где публиковались фотографии пациентов психиатрических клиник. Образы с климтовского панно «Медицина», вероятно, следует анализировать, сопоставляя с характерной для этих изданий типологией положений тел, разбитых параличом или запечатлённых в момент припадка. Например, поза женщины, парящей сбоку от основного потока людей, с выгнутой назад спиной и откинутой, словно в изнеможении, левой рукой, напоминает одну из разновидностей знаменитой «истерической дуги».


Изображение
Рудольф Шварцкоглер. 3-я акция, лето 1965
Фотография (фрагмент), 40 × 30 см
Из коллекции mumok. © Österreichische Ludwigstiftung. Фотография: © Ludwig Hoffenreich

Тело как объект медицинского освидетельствования — центральная тема творчества Рудольфа Шварцкоглера. В ходе его акций человеческое тело подвергалось всевозможным манипуляциям, вызывающим ассоциации с какими‑то запрещёнными медицинскими экспериментами или принудительным лечением. Эти акции должны были служить прежде всего средством проработки личного травматического опыта, связанного с гибелью на войне отца Шварцкоглера, врача по профессии, который застрелился, потеряв под Сталинградом обе ноги. Если в творчестве художников начала XX века напряжённые и конвульсивные позы моделей служили выявлению глубинных слоёв психики, вытесненных желаний и конфликтов, то в работах венских акционистов патологическое тело оказывается напрямую связано с поколенческой травмой: их акции повторяли механизмы репрессивного подавления тела и выражали порождённое войной состояние экзистенциальной обнажённости, психической и физической раздробленности.

Самопознание

Изображение
Рихард Герстль. Автопортрет с палитрой, 1908
Холст, масло, 139,3 × 100 см
Из коллекции Музея Леопольда. © Leopold Museum

«Обнажённый автопортрет», созданный Рихардом Герстлем буквально за несколько недель до самоубийства, — самый ранний пример подобного типа изображений в австрийском экспрессионизме. Несколько позже радикальное предъявление себя и собственных аффектов станет отличительной чертой творчества Шиле. Появление в австрийском искусстве худосочных изломанных тел получило эстетическое обоснование в работе Юлиуса Мейер-Грефе «История развития современного искусства» (1904). В этом труде автор характеризовал художественную атмосферу австрийской столицы так, словно у него перед глазами стоял автопортрет Герстля: «Эта молодая Вена предстала слишком быстро повзрослевшим человеком, страшно высоким, но жутко худым, хилого телосложения и не по годам подверженным пороку».


Изображение
Гюнтер Брус. Афиша акции «Тест на прочность», 1970
Бумага, двусторонняя печать, 29,7 × 21 см
© Günter Brus 2019

В контексте имперской идеологии Австро-Венгрии начала века уязвимое и ранимое тело само по себе казалось вызовом властным и иерархическим структурам — точно так же, как и акции венских акционистов с характерным для них мотивом разрушения и унижения плоти. В то же время Гюнтер Брус, например, видел смысл своих акций в самопознании, проверке себя на прочность. Собственное тело и осознание трагической заключённости в нём, подчинение духа страдающей плоти — вот одна из центральных тем в творчестве как австрийских экспрессионистов, так и акционистов. Тело художника радикально обнажается в автопортрете Герстля, выворачивается наизнанку в экспрессивных работах Шиле и наконец подвергается вполне реальному насилию в ходе акций Гюнтера Бруса, и всё это «саморасчленение» осуществляется ради прорыва в зону универсального и интерсубъективного опыта — к самой сердцевине человеческого существования.

Фрейдизм

Изображение
Оскар Кокошка. Пьета. Афиша оперы «Убийца, надежда женщин», 1909
Фотография: © Leopold Museum/Manfred Thumberger. © Fondation Oskar Kokoschka/Bildrecht Wien, 2019

Психоанализ Зигмунда Фрейда — вот что, в значительной степени, обуславливает преемственность акционизма 1960‑х годов от экспрессионистической традиции. Главным открытием австрийского учёного стала зона инстинктивного и бессознательного, которая оказывает непосредственное влияние на поступки человека и его психическую жизнь. В этой системе координат тело трактуется как средоточие либидо и агрессивных животных импульсов; именно поэтому огромная роль отводится конфликту сексуальности и духа. В одноактной пьесе Оскара Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) этот внутренний конфликт выражается через антагонизм полов, противостояние архетипов «мужчина» и «женщина».


Изображение
Отто Мюль. Акция № 11. Мама и папа, 4 августа 1964
Студия Отто Мюля, Вена. Фотография, 30 × 28 см
© Ludwig Hoffenreich. Изображение предоставлено пресс-службой mumok

Вопросы сексуальных отношений были табуированы не только во времена Кокошки, но и в послевоенной Австрии. «Материальные акции» Отто Мюля были направлены против ханжеской общественной морали и одновременно против фетишизации человеческого тела, его подчинения принципам современного консюмеристского общества. Наиболее показательна в этом смысле его акция «Мама и папа», в ходе которой художник воспроизводил, с одной стороны, механику безудержного потребления и производства отходов, а с другой — логику мужского доминирования: одетый в выходной костюм художник («папа») покрывал тело обнажённой модели краской и разнообразными продуктами, имитировал половой акт, а также связывал «маму» веревками. В предварительном сценарии акции Мюль писал, что в ней должна отразиться «социальная роль мужчины, который использует женщину как репродуктивную машину». Кульминацией становилось «рождение» — между ног модели показывалась мужская голова. Выглянув наружу через отверстие в столе, на котором сидела «мама», голова тянулась к её груди — первому эротическому объекту ребёнка, согласно теории Фрейда.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1519 Папа_Карло » Пн, 20 декабря 2021, 22:27

Продолжение

Взгляд пола

Спойлер
Изображение
ВАЛИ ЭКСПОРТ. Генитальная паника, 1969
Документация акции
© VALIE EXPORT, Bildrecht Wien, 2019. Фотография: © Peter Hassmann. Изображение предоставлено студией художницы и аукционным домом Christie’s

Хотя целый ряд акций Мюля можно трактовать как язвительный комментарий к новым формам объективации и эксплуатации женского тела, изобретённым обществом потребления, женщины в работах венских акционистов всё же выступали исключительно в подчинённой роли моделей. Реакцией на это стал «феминистский акционизм» художницы Вальтрауд Хёллингер, которая в 1967 году взяла себе псевдоним ВАЛИ ЭКСПОРТ. Она не входила в Венскую акционистскую группу, но была к ней очень близка, особенно в начале своей карьеры. В 1969‑м ЭКСПОРТ провела в Мюнхене акцию «Генитальная паника»: художница зашла в один из кинотеатров и прошлась по рядам в джинсах с вырезанной промежностью — так что её лобок оказался на уровне глаз зрителей. Поскольку в кинематографе женщина чаще всего выступает в качестве объекта сексуальной эксплуатации, пассивному образу на экране художница противопоставила собственную агрессивную сексуальность.


Изображение
Эгон Шиле. Девушка с чёрными волосами, 1911
Бумага, гуашь, акварель, карандаш, 56,8 × 40,3 см
Фотография: © John Wronn. Из коллекции MoMA, Нью-Йорк
Фрейд также разделял патриархальное представление, что женщине от природы уготована подчинённая роль, а вот Климт и Шиле начали осмыслять женскую сексуальность как самоценную, без привязки к мужскому взгляду. На их эротических рисунках девушки часто ласкают себя или предаются лесбийской любви. В таких работах принципиально отсутствие визуального контакта модели со зрителем-мужчиной, которому тем самым как бы отводится роль вуайериста; он перестаёт быть равноправным участником происходящего. А вот на рисунке Шиле «Девушка с чёрными волосами» модель смотрит на зрителя с нарочитым вызовом, что напоминает акцию ЭКСПОРТ: активный мужской взгляд наталкивается здесь на противодействие в виде не только оценивающего прищура девушки, но и её бесстыдного самоэкспонирования.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 59258
Темы: 89
С нами: 18 лет 2 месяца

Re: Мадера, а не поговорить ли за современное искусство?

#1520 Brittany » Вт, 21 декабря 2021, 10:10

Папа_Карло писал(а):Немного про общечеловеческие ценности.
И? каков ваш вывод?
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 71260
Темы: 347
С нами: 18 лет 11 месяцев
О себе: июль

Пред.След.

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Аши, snovir, 4 скрытых и 42 гостей