Уважаемые читатели!
Бывший старший модератор Игорь прислал мне письмо с критическими замечаниями по поводу драманализа фильма «Левиафан». А также его критика обращена ко мне лично.
В принципе, это хороший знак. Не зря я начал тему «Облики гордыни». Те, кто могут меняться, приходят. Те, кто не хотят или не способны, отходят в сторону. Это и произошло с Игорем. Его взгляды и поведение являются прекрасной иллюстрацией затронутой мною темы.
Уже давно мне присылали письма о том, что на форуме крайне неблагополучная ситуация, что модераторы Марта и Злата работают по системе «благими намерениями дорога в ад вымощена». Они составили себе идеал – каким должен быть форум, а потом жестко устраняли тех, кто не соответствовал «светлому будущему». Это «светлое будущее» участники форума называли по-другому – концлагерем.
Это один из главных аспектов гордыни – абсолютизировать свои представления о счастье, о нравственности, о том, каким должен быть мир. Это мышление крайностями: либо отсутствие критики, либо уничтожение оппонента; либо поклонение, либо унижение и презрение. Гордый человек не может соединить противоположности. У него все делятся либо на правых, избранных, – либо на виноватых, недостойных.
Я неоднократно говорил Игорю о необходимости навести порядок на форуме и ограничить произвол Марты. Ответ был приблизительно таким: «Марта хорошая, а все остальные – не очень». Я понял, что мне придется расставаться не только с Мартой и Златой, но и с Игорем. И, значит, как я думал, придется закрывать форум из-за отсутствия модераторов. Скажу честно, я доверял Игорю, и поэтому ситуация затянулась.
Но бесконечно это продолжаться не могло. В конце концов, я пошел навстречу читателям – сменил ситуацию на форуме. И вдруг оказалось, что Игорь, как старший модератор, не особенно-то и нужен. Форум прекрасно существует с новыми энтузиастами.
Личные обиды Игоря, лишившегося своей команды и своих идеалов, мне тоже вполне понятны. Его протест является закономерным. Это самое обыкновенное обострение, или чистка, как я это называю. Надеюсь, он пройдет ее правильно.
Гордого человека, как мы знаем из Библии, неприятности поначалу не лечат. А потом они повторяются раз за разом, и у человека остается выбор: либо упорствовать и получать все большие дозы лекарства от судьбы, либо меняться. В сущности, как у главного героя фильма «Левиафан».
В фильме Звягинцева обстановка мрачная и трагическая, потому что она описывает реальность внутреннюю. Как художник, режиссер усиливает какие-то аспекты, чтобы подчеркнуть их. Конечно же, Россия не такая, как показано в фильме. Она была такой 10-15 лет назад. Но сращение власти и криминала, закон силы, торжествующей над нравственностью, в России и по сей день остается острейшей проблемой. Кстати, как и в других странах. Там, где слабеют нравственность и государственность, закономерно усиливается власть криминала, – как альтернатива. Сильное государство не может существовать без веры и нравственности, и современной России не хватает и того, и другого.
Я говорил, что Россия мучается и гниет снаружи. Эти страдания заставляют ее бороться и меняться. Запад незаметно гниет изнутри, по инерции сохраняя вполне благополучную форму, – этот процесс гораздо более опасен. В фильме «Левиафан» у человека отбирают его дом и участок. А в реальном мире фирма «Монсанто» начинает отбирать права на посадку полноценных семян у сотен миллионов людей, делая их рабами. А сколько сотен миллионов погибли, погибнут или не появятся на свет из-за трансгенных продуктов? И заметьте, все это делается, не нарушая закона.
Существование фирмы «Монсанто» возможно только в государстве, утратившем веру и нравственность. Соединенные Штаты все это давно утратили по сути, и понятие демократии осталось как приманка.
Беспредел чиновников в фильме «Левиафан» – это результат атеистического прошлого и распада Советского Союза. Атеистический социализм – это результат ослабления веры, религиозного кризиса. Социализм – это, по сути дела, реформа христианства и православия.
Почему же начался кризис в религии? Потому что земная логика, земные интересы стали вытеснять Царствие Божие. Кризис религии всегда вызывает кризис нравственный, а потом – политический. Вспомните историю России: «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, разложение нравов и атеизм через несколько десятилетий, мятежи, бунты и распад государства, в конечном счете.
Государство не может жить без идеологии. Главная идея смысла жизни всегда связана с религией. Священник, показанный в фильме «Левиафан», демонстрирует великолепную логику, блестящие политические способности. Он и оратор, и психолог, и дипломат – все, что угодно. Кроме того, что называется: «Царство Мое не от мира сего». Звягинцев это уловил и связал эти явления. И заявил об этом. А те, кто считают критику недопустимой, закрывают глаза на опаснейшие тенденции. Они живут в своем идеальном, нарисованном мире и не желают понимать, что готовящаяся ликвидация православия – это, по сути, ликвидация России.
Каждый человек должен защищать себя и свою семью, но делать это без озлобления. Многие, прочитав мои книги, считают, что защищаться – это неправильно, потому что все от Бога. Нужно научиться мыслить диалектически. Христос говорил: «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Бороться с людьми – можно, бороться с Богом – нельзя.
Люди сейчас так и делают. Не стреляя в чиновников, не шантажируя и не угрожая. Люди обращаются на телевидение, пишут в газеты, используют Интернет, объединяются. Причем без озлобления, ненависти и осуждения. Внутренний протест, озлобление и осуждение – это и есть борьба с Богом. Это и есть торжество человеческой логики над Божественной.
Нельзя обижаться на дождь, который идет, потому что это явление закономерное. Беспредел чиновников в России – явление также закономерное. С ним нужно бороться, но его нельзя ненавидеть. Это результат атеистического прошлого. А такое прошлое – в свою очередь, результат религиозного кризиса, который разразился в России в XIX веке.
У каждого человека есть потребность в Боге и в вере. Если религия не сумела поддержать эту потребность, нужно серьезно задуматься: а почему же это произошло? В результате такого кризиса 2000 лет назад погиб Израиль. 600 лет назад начала погибать Византия, и через 200 лет исчезла навсегда. А в прошлом столетии исчезла великая Российская империя. И только благодаря большевикам с их исковерканной, примитивной моделью христианства Россия смогла выжить в виде Советского Союза.
В 20-х Советский Союз выжил благодаря великой цели, Великую Отечественную выиграл потому, что люди поверили в Бога. В 70-х годах общество утратило веру в коммунизм, и снова начался распад великой страны. Сейчас в России нет идеологии, а религиозные цели запутаны и непонятны. Когда страна заново начала возрождаться в 90-х, религиозные лидеры занялись коммерцией и политикой, а не спасением душ. Это свидетельствует о том, что религиозный кризис не преодолен. И подобно тому как Византия, подписав унию, разменяв религию на земные блага, подписала себе приговор, – так же сейчас поступает и Россия.
Мне кажется, есть повод для того, чтобы задуматься над этим. Преодоление религиозного кризиса возможно через возврат к христианству. Нужно ощутить, что Царствие Божие внутри нас есть. Единство с Богом существует, пока в нашей душе нет раздражения, ненависти, обид, упреков и сожалений, пока мы не насилуем окружающий мир своими понятиями о справедливости, не пытаемся втиснуть Божественную реальность в рамки нашего прокрустова ложа.
Судьбу нельзя ненавидеть, ее нужно менять и улучшать. Борющийся внутренне с Богом обречен на поражение. Его будут предавать, с ним будут происходить несчастья, он будет болеть и умирать, пока не поймет, что нужно ощутить закономерность происходящего, и энергию, идущую на ненависть, не превратит в энергию творчества и созидания.
Главного героя фильма «Левиафан» предает жена из-за своей похотливости. Она отказывается не от него, а от самоубийственной тенденции – от его ненависти к окружающему миру, от его чувства абсолютной собственной правоты.
То же самое делает его друг адвокат. Он сделал для главного героя все, что мог. Его легко могли бы убить, и никто не стал бы расследовать это дело. Почитайте сайт «Компромат.Ru», вспомните о событиях в Кущевке. Конечно, адвокату нужно было не шантажировать чиновника, а передать информацию в газеты и Интернет. Но дело здесь не в ошибочных его действиях. Он понял, что его друг топит своим состоянием себя, своего сына, свою жену и всех тех, кто хочет ему помочь.
Состояние главного героя – это самоликвидация, это протест против Бога. Его состояние передается жене. Поэтому она погибает первой, а он только садится в тюрьму. И, может быть, этим он спасает жизнь своему сыну.
Я высказываю точку зрения, основанную на моих исследованиях и многолетнем опыте, и ни в коем случае не навязываю ее. Каждый возьмет ровно столько, сколько ему нужно.
Ну а фильм «Левиафан» стоит посмотреть. Хотел Звягинцев расшаркаться перед Западом, показав такую Россию, или нет, – совершенно неважно. Главное то, что он показал кризис, происходящий в наших душах и наших головах. Кризис этот не преодолен. Завтрашний день зависит от того, какими мы будем сегодня.
С уважением, Автор