Доброго дня,
dzadzen.
dzadzen писал(а):И да, к таким ключевым моментам надо более внимательно относится. Я, например, конечно цитаты Лазарева наизусть не помню, но зная его сленг почти наверняка могу воспроизвести суть его высказываний его словами и потом по ключевым словам в поиске в электронной версии книги найти нужное место.
Вы в данной ситуации говорите про одного автора. Я перечитала десятки православных книг за последние лет 9, в которых, соответственно, сотни авторов. И плюс статьи на сайтах православных.
Каждый индивидуален, значит, нужно было бы запомнить эмоциональный окрас каждого из этих авторов. А это, опять таки, в десятки раз сложнее. Для меня то, о чём я говорила, как дважды два равно четыре. Почему оно равно? Потому что это легко проверяется на практике. Если у вас быстрая скорость обратной реакции на внутренние события, то вы тоже легко убедитесь в правдивости данной сентенции.
Кстати сказать, о быстрой обратке тоже Паиисий Святогорец упоминает в одной из своих книг. Другие авторы не делают на этом акцент, но просто описывают аналогичные ситуации. Почему у гордеца вожделение вспыхивает? Да потому что смиряться помогает, и потому что так устроена духовная природа. Возгордился - и упал. Чем выше стоял перед этим, тем ниже упал. Вожделение относится к низшим чакрам. Для меня этого объяснения вполне достаточно. Для вас, похоже, нет.
Когда я читаю литуратуру подобного рода я не ставлю себе цель запомнить цитаты, а пытаюсь понять, что из описанного автором есть у меня, какие проблемы, и стараюсь применять советы к себе. И если литература вменяемая, а такой огромное количество в Православной аскетике, то всё работает. А кто первый, кто второй и кто третий открыл тот или иной закон духовной жизни в Православной аскетике, запомнить информацию такого рода у меня цели нет. Я не педагог семинарии, или академии .
dzadzen писал(а):А то что страсти усмирят, то есть то, чем человек не управляет, но при этом страсти наверное по мнению традиционных конфессий не от Бога, то это момент интересный, важный, достойный внимания и размышления
Я не концентрируюсь на том, что не соответствует. А ищу то, что можно применять на практике. Что соответствует.
Я вообще-то, думала, что вы читали православную аскетику, потому что на форуме вы писали, что ходите в церковь. Но, похоже, я ошиблась,
иначе для вас не было бы новостью то, о чём я говорила в первом сообщении. Об этом очень много сказано в разных источниках православных.
Самый последний пример я вам привела. С Паисием Святогрцем. Но и его книги читала пару лет назад.
. Всё сводится к тому, есть ли у вас инетерес к подобной литературе, или нет.
Если нет, то и говорить не о чём. А если есть - читайте.
Добавлено спустя 31 минуту 11 секунд:Прошу прощения у
Бабочки за оффтоп невольный. Если хотите, попросите модераторов вынести оффтоп в отдельную тему.
dzadzen писал(а):И да, к таким ключевым моментам надо более внимательно относится. Я, например, конечно цитаты Лазарева наизусть не помню, но зная его сленг почти наверняка могу воспроизвести суть его высказываний его словами и потом по ключевым словам в поиске в электронной версии книги найти нужное место.
А зачем? Вам это для самого себя нужно?
dzadzen писал(а):И это, извините, не занудство, когда в проброс кидается противоречащее Традиции, а я на этом сакцентировал свое внимание.
Никакого противоречия Православной Традиции тут нет. Получается, что вы с ней просто не особо знакомы. Или вовсе не знакомы
. Вот вам и увиделось противоречие.
dzadzen писал(а):А то что страсти усмирят, то есть то, чем человек не управляет, но при этом страсти наверное по мнению традиционных конфессий не от Бога, то это момент интересный, важный, достойный внимания и размышления.
В Православии этот вопрос освящен. Опять-таки, читала об этом, скорее всего ещё 9 лет назад в одном из томов Добротолюбия впервые.
Человек сотворён изначальном добрым, т.е., всё, что в нас заложено, все силы, заложены Творцом, и служат к нашему спасению,
если мы правильно их употребляем. Силы души подраделяются на разумную, раздражительную и вожделевательную.
При правильном их употреблении разумная сила идёт на познание добра, раздражительную следует употреблять на борьбу с грехом в себе, т.е., реализацию книжных знаний на практике, например, ведь без волевого усилия мы будем стоять на месте, и никакие знания не помогут нам сдвинуться с мёртвой точки.
Вожделевательную на познание Бога. Как-то так в общем.
Добавлено спустя 10 минут 59 секунд:Нашлись и цитаты про силы души:
- Спойлер
- Силы души
«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.
Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.
https://www.pravmir.ru/dushacheloveka/#i-5Так что информации море. У разных авторов, писавших на протяжении двух тысячилетий.