Дислексия

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

Куратор темы: Brittany

  • 1

#1 Brittany » Чт, 13 февраля 2020, 11:58

Тема ознакомительная:

Мария Пиотровская рассказала «РБК Стиль», почему двоечники могут оказаться гениями, отчего сегодня каждый десятый ребенок не справляется с учебой и что такое дислексия. https://style.rbc.ru/people/5e4163ab9a794733ace02 ... m=news&utm_campaign=gism_top18


Мало кто раньше слышал про дислексию, а теперь благодаря деятельности вашей Ассоциации только о ней и говорят. Так что же это такое?

— Дислексия — это распространенная нейробиологическая особенность развития мозга, прежде всего вызывающая проблемы в обработке языка, в освоении чтения. Но ведь это не единственная проблема, которая возникает при обучении. Есть дисграфия, при которой дети имеют трудности в освоении письменной речи, дискалькулия, связанная со сложностями в счетных операциях. Путают цифры, правильно записав формулу и получив в ответе, например, 385. Человек пишет правильные цифры, но в неправильном порядке. Это из серии 5+5=01. Такие нейробиологические особенности могут сопровождаться синдромами дефицита внимания (и гиперактивности) — это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разные степени гиперактивности.

И у какого ребенка могут обнаружиться дислексия, дисграфия и другие трудности обучения?

— У абсолютно любого. Даже самый эрудированный, способный и неординарный ребенок может не справляться с освоением чтения, письма или числовых представлений. Кроме того, трудности обучения индивидуальны, как отпечатки пальцев, и у каждого проявляются по-разному и в разной степени. У дис-учеников в силу нейрологических особенностей могут также возникать проблемы с ориентацией в пространстве, планированием, определением времени и расстояния. У них возможны пониженная работоспособность и повышенная утомляемость в связи с повышенной нагрузкой на мозг во время обучения, нарушение речеслуховой памяти, трудности в в поведении и общении. Бывает, что такие дети неуклюжи, у них плохая координация. Значительной группе учеников свойственны такие проблемы, поэтому диагностика крайне важна для здорового развития.

Существует и психологический аспект проблемы: ребенок с дислексией и другими трудностями обучения осознает, что не может справиться с тем, что его сверстникам дается с легкостью. Тут может пострадать самооценка, человек станет нерешительным, застенчивым. Или ребенка качнет в другую крайность — обиду на всех и вся, он может стать склонным к
евиантному поведению, раздражительным, несдержанным, со вспышками гнева и немотивированной агрессией, может постоянно конфликтовать со старшими, особенно с учителями.

— Каково происхождение дислексии?

— Чаще всего генетическое. Это значит, что предрасположенность к дислексии может быть наследственной, передаваться напрямую от родителей к детям и по более сложным схемам. Еще один важный фактор — особенности протекания беременности у мамы такого ребенка. Стрессы, сильные переживания, осложнения во время беременности, болезни — все это может отразиться на здоровье ребенка. Могут оказать негативное влияние болезни и черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком, а также стрессовые ситуации.
Усугубляет ситуацию неправильное обучение, при котором не учитываются особенности ребенка. Происхождение дислексии — это совокупность факторов.

Есть важный исторический аспект. Люди эволюционировали с неврологическим разнообразием, которое стало «мешать» в мире с необходимым знанием письменности и математики, проявляясь в виде трудностей в освоении отдельных навыков. Неврологическое разнообразие ­— фундаментальная часть эволюции нашего вида, потому что чем больше различий между тем, как устроен мозг у каждого человека, тем лучше для решения групповых задач. Это означает, что в группе есть люди, чей мозг устроен по-другому, предоставляя потенциальные преимущества в творческом подходе и в зрительно-пространственных решениях. По иронии судьбы эти преимущества могут даваться вместе со сложностями в освоении наиболее нужных в современной жизни навыков, таких как чтение и письмо.

— А почему все-таки трудно читать, писать или считать?

— Человек с дислексией или другими трудностями воспринимает мир иначе — через образы. Поэтому испытывает сложности, сталкиваясь с разными символьными системами — буквами, цифрами, знаками, нотами. Отсюда возникает необходимость другого подхода к обучению. Детям с дислексией может не подходить система обучения чтению по слогам, принятая в нашей системе образования — медико-педагогические специалисты учат их воспринимать слово целиком. Но кто этим будет заниматься? Ни школа, ни детский сад сегодня не диагностируют таких детей — их просто списывают, как отстающих… А родители недоумевают — что происходит? Смышленый и талантливый ребенок вдруг не может писать и читать, как все.

Зато креатив, например, хлещет: ребенок может легко собрать любую модель или с необычным подходом решает задачи. При этом надо сказать, что умение мыслить образами и другие преимущества нестандартного мышления — это редкий дар, который помогает людям с дислексией достигать успеха в предпринимательстве, творческих и даже технических профессиях. Среди знаменитостей с дислексией — и предприниматели, построившие империи, такие как Ричард Брэнсон и Джейми Оливер, и выдающиеся режиссеры, такие как Скорсезе, Спилберг и Тарантино, и архитектор-революционер Заха Хадид, и Стив Джобс — люди, изменившие наш с вами мир.

У всех этих знаменитостей диагностировали такую болезнь, как дислексия?

— Одна из наших задач — объяснить, что неправильно считать дислексию «болезнью». Вы же не считаете левшу больным человеком? И трудности обучения тоже никоим образом не свидетельствуют о снижении умственных способностей. Дислексия — это просто особенность восприятия информации. Но, естественно, для образовательной системы это становится проблемой. За пределами России ее уже научились системно решать, а у нас еще нет. Дети, которые не вписываются в стандарты, неудобны. Проще постоянно твердить, что ребенок лентяй, лодырь, бестолочь. И получается, что общество сегодня лишает таких детей права на самореализацию адекватно своим возможностям.

Это действительно такая большая проблема в нашей стране?

— Еще буквально каких-то 15 лет назад в России в средних и старших классах ученики с проблемами освоения чтения и письма были редкостью, в то время как сейчас их можно встретить в 6-м, 7-м и даже 10-м классах. Факт, на который уже невозможно закрыть глаза: количество детей с трудностями обучения в последние годы существенно увеличилось. Результаты исследований говорят о том, что в общеобразовательных школах число учеников с выраженными нарушениями, характерными для дислексии и дисграфии, составляет более 30%, в гимназиях — более 20%, тогда как в середине 70-х годов прошлого века школьников с такими трудностями было 11%.

Кого в первую очередь касается проблема дислексии?

— Больше всего о дислексии переживают родители дошкольников и школьников начальных классов. Способные, сообразительные дети вдруг становятся двоечниками или отстают от своей возрастной группы. И непонятно, что с этим делать. Дети страдают, родители в стрессе.

Вторая волна проблем возникает со сдачей ОГЭ, ЕГЭ и других экзаменов. Даже если ребенок смог «выправиться» с помощью родителей, неврологов, нейропсихологов, логопедов и адаптироваться, стресс экзаменов вытаскивает все старые проблемы наружу и заставляет показывать значительно худшие результаты. Как детям с дислексией справиться с такими испытаниями и выдержать сильный стресс, утомительную подготовку, возможно, сопровождаемые постоянным
самокопанием, приступами паники или другими эмоционально-психологическими аспектами, которые и обычным детям порой едва по силам?

Без специализированной помощи и поддержки наш отечественный безальтернативный ЕГЭ становится для многих школьников с дислексией непреодолимой стеной на пути к высшему образованию и профессиональному успеху.

— А бывает, что все-таки дети сами «выправляются» к старшим классам, и что в этом случае срабатывает?

— Они не то что выправляются — они адаптируются, учатся работать, учитывая свои слабые и сильные стороны, развивая навыки, не переданные им в детстве. Есть такой тест, в интернете гулял. Если вы напишете первую и последнюю буквы слова правильно, а внутри поставите другие буквы, мозг все равно воспримет информацию. У них та же самая история. Они просто
начинают узнавать слова. Мы разговаривали с одним дис-учеником, который недавно защитил докторскую диссертацию! Его родители очень переживали, что он такой несамостоятельный. Когда он поступал в первый вуз, они за него проверяли и даже писали работы — он писал неграмотно, свои мысли не мог сформулировать и структурировать так, чтобы было понятно другим. А когда он поступал во второй вуз, уже адаптировался настолько, что мог это делать сам.

— Могут задать такой вопрос: если ученики сами справляются, зачем помогать?

— Самостоятельная адаптация не всегда решает проблему, особенно в сложных случаях. Не говоря уже о том, что многие психологические проблемы, возникшие из-за этих трудностей в детстве, остаются потом с человеком навсегда.

— Много ли в России детей с дислексией?
....
Кому интересно, пожалуйста, читайте по ссылке в начале темы.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67762
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль


Re: Дислексия

#41 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 12:12

Ясно «проблема» выеденного яйца не стоит :hi-hi: диагноз чисто мамочки невротичка не более, которая хочет видеть впереди планеты всей ... амбиции однако :sleep:
У кого ребёнок реально не говорит, тех логопед не посчитает нормальным )))
соль18

Re: Дислексия

#42 Autumn Lover » Ср, 26 февраля 2020, 12:17

Я уже писала про свою подругу. Они забили на учебу. Не совсем, конечно, занимались все-таки (она чуть не поседела и не чокнулась за период начальной школы), но ожиданий у нее уже не было никаких. Она говорила, что только переживает за его здоровье, лишь бы все нормально с ним было, а школу как-нибудь окончит. Те же троичники ведь нередко вполне нормально устраиваются в жизни. И вот оно как-то более или менее выправилось все со временем. Окрепла у него нервная система, но это им и раньше врач говорил - что к подростковому возрасту часто бывают улучшения.
Autumn Lover

Re: Дислексия

#43 Y-ina » Ср, 26 февраля 2020, 12:18

Марина123 писал(а):Где сказали что такие как он сейчас 10% -15%, что вы хотите , занимайтесь. Я спросила где заниматься? Мне ответили - лучше сами. и дешевле и побольше.
надо надеяться только на себя. Представить, что никаких клиник и врачей в природе не существует. По-другому не помочь.
Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.
Фазиль Искандер
Y-ina
Аватара
Сообщения: 27399
Темы: 76
С нами: 17 лет 6 месяцев
О себе: горный скорпион

Re: Дислексия

#44 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 12:32

Когда мой старший в 2г6мес заболел эпилепсией , первым делом было , конечно подобрать лекарство , снимающее приступы.Следующим шагом была покупка дома в селе.Я стала готовиться к тому , что буду сама заниматься с сыном , а заодно и с младшим . Но сын пошёл на поправку , приступы прекратились и я отдала его в школу. Ему было очень трудно , он быстро уставал . Поэтому мы учили уроки до тех пор , пока я не замечала , что он устал - потом я закрывала тетради и выгоняла его на улицу , гулять. На его беспокойство о том , что скажет учительница , я ему говорила - скажешь , что мама сказала - хватит.
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Дислексия

#45 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 13:02

veravelios, :approve:
соль18

Re: Дислексия

#46 Agape » Ср, 26 февраля 2020, 13:27

Тема то мне немного знакома), а вот какие проблемы у сына Марины 123 не прочитала. Какие проблемы то? Интересуюсь.
Всё пройдёт. Любовь останется. С.Н. Лазарев.Придёт весна, и цветы распустятся сами. Победа любит терпение.
Agape
Аватара
Сообщения: 1772
Темы: 11
С нами: 11 лет 11 месяцев

Re: Дислексия

#47 Марина123 » Ср, 26 февраля 2020, 13:27

соль18,
Ясно «проблема» выеденного яйца не стоит :hi-hi: диагноз чисто мамочки невротичка не более, которая хочет видеть впереди планеты всей ... амбиции однако :sleep:
У кого ребёнок реально не говорит, тех логопед не посчитает нормальным )))
Хочется матом ответь :-D , ладно не буду,..

Чё тебе ясно то?
Ты хотябы все посты мои прочла?
Ой простите ВЫ....
Я во первых не дописала...
Марина123
Откуда: Волгоград
Сообщения: 12
С нами: 4 года 2 месяца
О себе: Я с Волги, из Волгограда

Re: Дислексия

#48 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 13:32

Марина123, с вами все ясно и не интересно :rose:
соль18

Re: Дислексия

#49 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 13:33

соль18 писал(а):veravelios, :approve:
Может показаться немного борзым моё поведение тогда , но я рассказала всё учительнице , объяснила ей , что мне не нужны хорошие оценки , мне важно здоровье сына .Причём неоднократно разговаривала с ней. Но она упорно продолжала выдавливать из него 4ки и 5ки. Это была маленькая начальная школа в маленьком городке , где все друг друга знают , да и ещё и отец детей преподавал в этой школе физкультуру. Тогда я стала делать так , как описала. :(
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

  • 1

Re: Дислексия

#50 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 13:41

veravelios, сразу чувствуются приоритеты :yes: :approve: у учителей свои «задачи» и статистика... а тоже своему всегда говорю, что оценки для меня не имеют никакого значения... и ведь с каждым годом они все лучше и лучше, несмотря на мой пофигизм))) это его жизнь и только ему решать что ему нужно, а что второстепенно, моя задача рассказать варианты направлений...
соль18

Re: Дислексия

#51 Марина123 » Ср, 26 февраля 2020, 14:01

соль18,
Марина123, с вами все ясно и не интересно :rose:
:-D :-D
Вообще то объясниловку я не по вашей просьбе писала.
Ой что то я тут опять задержалась...
Теперь мне здесь , как впрочем не первый раз , стало неинтересно..
Марина123
Откуда: Волгоград
Сообщения: 12
С нами: 4 года 2 месяца
О себе: Я с Волги, из Волгограда

Re: Дислексия

#52 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 15:35

Вспомнился сын подруги , который после начальной школы читал только по слогам .Ему ставили умственную задержку.Подруге было не интересно с ним заниматься , о чём она нам и объявила.Так и мучался её сын где-то класса до 6-го.Потом они переехали жить в Грецию и ребёнок спросил - кто это делает чтобы в одной стране жили так , а в другой эдак , он родился и жил до этого в Болгарии.Мама ответила - политики. Сын сказал , что будет политиком , вернулся сам в Болгарию и начал учиться. У подруги глаза стали круглыми , когда она увидела какие толстенные книги по истории приносит её сын и читает их. Короче, с учёбой выправилось , закончил школу , по обмену студентами поступил в Салоники в институт международных отношений , закончил , поработал в министерстве в Софии , переехал на Кипр , работает в какой-то фирме , поступил в военную академию заочно , хочет быть разведчиком :smile:

Добавлено спустя 5 минут 5 секунд:
А сын другой подруги , покойной , в 1-м классе остался на второй год , потому что не выучил за год ни одной буквы.Это здесь , в Афинах. Когда погибла его мать , он часто жил у нас , учили с ним уроки всем взрослым населением нашего дома. А это человека 4 было на то время. Один в изнеможении уходил , его заменял другой.В общем кошмар.
Сейчас ему 14 через 2 дня будет , средний бал 19 , из 20- ти. Сказал , что будет получать высшее образование в Берлине. Это при том , что никаких дополнительных занятий и помощи. :smile:
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

  • 2

Re: Дислексия

#53 Autumn Lover » Ср, 26 февраля 2020, 15:46

Марина123 писал(а):Вообще то объясниловку я не по вашей просьбе писала.
Ой что то я тут опять задержалась...
Теперь мне здесь , как впрочем не первый раз , стало неинтересно..
25 лет читать Лазарева, а потом вот так реагировать? Из всех постов, которые к вам были обращены, вы более всего отреагировали на тот, который вас негативно задел. И ни один из постов, где вам что-то советовали, делились опытом, вас, похоже, никак не тронул. В любом месте найдутся люди, которые вас попытаются спровоцировать на эмоции, вольно или невольно.
Вообще такое впечатление, что внешне вы пытаетесь сдерживаться, вести себя правильно, а внутри - напряжение, эмоции, которые не всегда выходят. Всякие неврологические проблемы - что у взрослых, что у детей - часто результат такого скрытого напряжения, только у детей они идут из-за подключки к родителям. Моя подруга, о которой я тут писала, тоже имеет такие проявления в характере. Но это все мое имхо, могу и ошибаться.
Autumn Lover

Re: Дислексия

#54 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 15:52

Мне Марина123 чем-то Сороку напомнила.
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

  • 1

Re: Дислексия

#55 Autumn Lover » Ср, 26 февраля 2020, 16:04

Автор темы мнгновенно потерял интерес к форуму и обиделся из-за пары неприятных замечаний, на которые можно было вообще не обращать внимания. И все это было написано таким тоном, будто автору и так ясно, что тут никто ничего не знает, не понимает и полезного сказать ничего не может. Могут только гадость какую-нибудь сказать. Да, у нас на форуме бывает всякое, всякие посты, неприятные и обидные в том числе, но и хорошее тоже есть. И много, бывает, конструктивного пишут. Но если взгляд цепляется только за негатив, то где тут хорошее углядеть.
Autumn Lover

Re: Дислексия

#56 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 16:11

veravelios, :approve: замечательные истории, у каждого свой путь и нам не суждено знать все взаимосвязи заранее :yes:
соль18

Re: Дислексия

#57 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 16:13

Ну про племянника моего, который писал сочинения одним сплошным предложением без знаков препинания , абзацев , заглавных букв , я уже писала. Мама его , моя сестра работала в школе до тех пор , пока сын не закончил школу , потом сразу перешла на оплачиваемую работу. Говорила , что не закончит иначе сын школу :smile: Айтишником в Москве сейчас работает.
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Дислексия

#58 соль18 » Ср, 26 февраля 2020, 16:14

У меня БМ в первом классе остался на второй год, брат за него все решал... потом закончил школу и высшее, а ЛЧ был отличником класса до 8 ничего не уча, все дороги были перед ним, а он выбрал зону, каждому своё...
соль18

Re: Дислексия

#59 veravelios » Ср, 26 февраля 2020, 16:16

соль18, да.
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22820
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Дислексия

#60 Brittany » Ср, 26 февраля 2020, 18:35

Agape писал(а):Тема то мне немного знакома), а вот какие проблемы у сына Марины 123 не прочитала. Какие проблемы то? Интересуюсь.
О проблемах сына Марина123 написала на 1 странице темы.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67762
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Пред.След.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя