Дислексия

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

Куратор темы: Brittany

  • 1

#1 Brittany » Чт, 13 февраля 2020, 11:58

Тема ознакомительная:

Мария Пиотровская рассказала «РБК Стиль», почему двоечники могут оказаться гениями, отчего сегодня каждый десятый ребенок не справляется с учебой и что такое дислексия. https://style.rbc.ru/people/5e4163ab9a794733ace02 ... m=news&utm_campaign=gism_top18


Мало кто раньше слышал про дислексию, а теперь благодаря деятельности вашей Ассоциации только о ней и говорят. Так что же это такое?

— Дислексия — это распространенная нейробиологическая особенность развития мозга, прежде всего вызывающая проблемы в обработке языка, в освоении чтения. Но ведь это не единственная проблема, которая возникает при обучении. Есть дисграфия, при которой дети имеют трудности в освоении письменной речи, дискалькулия, связанная со сложностями в счетных операциях. Путают цифры, правильно записав формулу и получив в ответе, например, 385. Человек пишет правильные цифры, но в неправильном порядке. Это из серии 5+5=01. Такие нейробиологические особенности могут сопровождаться синдромами дефицита внимания (и гиперактивности) — это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разные степени гиперактивности.

И у какого ребенка могут обнаружиться дислексия, дисграфия и другие трудности обучения?

— У абсолютно любого. Даже самый эрудированный, способный и неординарный ребенок может не справляться с освоением чтения, письма или числовых представлений. Кроме того, трудности обучения индивидуальны, как отпечатки пальцев, и у каждого проявляются по-разному и в разной степени. У дис-учеников в силу нейрологических особенностей могут также возникать проблемы с ориентацией в пространстве, планированием, определением времени и расстояния. У них возможны пониженная работоспособность и повышенная утомляемость в связи с повышенной нагрузкой на мозг во время обучения, нарушение речеслуховой памяти, трудности в в поведении и общении. Бывает, что такие дети неуклюжи, у них плохая координация. Значительной группе учеников свойственны такие проблемы, поэтому диагностика крайне важна для здорового развития.

Существует и психологический аспект проблемы: ребенок с дислексией и другими трудностями обучения осознает, что не может справиться с тем, что его сверстникам дается с легкостью. Тут может пострадать самооценка, человек станет нерешительным, застенчивым. Или ребенка качнет в другую крайность — обиду на всех и вся, он может стать склонным к
евиантному поведению, раздражительным, несдержанным, со вспышками гнева и немотивированной агрессией, может постоянно конфликтовать со старшими, особенно с учителями.

— Каково происхождение дислексии?

— Чаще всего генетическое. Это значит, что предрасположенность к дислексии может быть наследственной, передаваться напрямую от родителей к детям и по более сложным схемам. Еще один важный фактор — особенности протекания беременности у мамы такого ребенка. Стрессы, сильные переживания, осложнения во время беременности, болезни — все это может отразиться на здоровье ребенка. Могут оказать негативное влияние болезни и черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком, а также стрессовые ситуации.
Усугубляет ситуацию неправильное обучение, при котором не учитываются особенности ребенка. Происхождение дислексии — это совокупность факторов.

Есть важный исторический аспект. Люди эволюционировали с неврологическим разнообразием, которое стало «мешать» в мире с необходимым знанием письменности и математики, проявляясь в виде трудностей в освоении отдельных навыков. Неврологическое разнообразие ­— фундаментальная часть эволюции нашего вида, потому что чем больше различий между тем, как устроен мозг у каждого человека, тем лучше для решения групповых задач. Это означает, что в группе есть люди, чей мозг устроен по-другому, предоставляя потенциальные преимущества в творческом подходе и в зрительно-пространственных решениях. По иронии судьбы эти преимущества могут даваться вместе со сложностями в освоении наиболее нужных в современной жизни навыков, таких как чтение и письмо.

— А почему все-таки трудно читать, писать или считать?

— Человек с дислексией или другими трудностями воспринимает мир иначе — через образы. Поэтому испытывает сложности, сталкиваясь с разными символьными системами — буквами, цифрами, знаками, нотами. Отсюда возникает необходимость другого подхода к обучению. Детям с дислексией может не подходить система обучения чтению по слогам, принятая в нашей системе образования — медико-педагогические специалисты учат их воспринимать слово целиком. Но кто этим будет заниматься? Ни школа, ни детский сад сегодня не диагностируют таких детей — их просто списывают, как отстающих… А родители недоумевают — что происходит? Смышленый и талантливый ребенок вдруг не может писать и читать, как все.

Зато креатив, например, хлещет: ребенок может легко собрать любую модель или с необычным подходом решает задачи. При этом надо сказать, что умение мыслить образами и другие преимущества нестандартного мышления — это редкий дар, который помогает людям с дислексией достигать успеха в предпринимательстве, творческих и даже технических профессиях. Среди знаменитостей с дислексией — и предприниматели, построившие империи, такие как Ричард Брэнсон и Джейми Оливер, и выдающиеся режиссеры, такие как Скорсезе, Спилберг и Тарантино, и архитектор-революционер Заха Хадид, и Стив Джобс — люди, изменившие наш с вами мир.

У всех этих знаменитостей диагностировали такую болезнь, как дислексия?

— Одна из наших задач — объяснить, что неправильно считать дислексию «болезнью». Вы же не считаете левшу больным человеком? И трудности обучения тоже никоим образом не свидетельствуют о снижении умственных способностей. Дислексия — это просто особенность восприятия информации. Но, естественно, для образовательной системы это становится проблемой. За пределами России ее уже научились системно решать, а у нас еще нет. Дети, которые не вписываются в стандарты, неудобны. Проще постоянно твердить, что ребенок лентяй, лодырь, бестолочь. И получается, что общество сегодня лишает таких детей права на самореализацию адекватно своим возможностям.

Это действительно такая большая проблема в нашей стране?

— Еще буквально каких-то 15 лет назад в России в средних и старших классах ученики с проблемами освоения чтения и письма были редкостью, в то время как сейчас их можно встретить в 6-м, 7-м и даже 10-м классах. Факт, на который уже невозможно закрыть глаза: количество детей с трудностями обучения в последние годы существенно увеличилось. Результаты исследований говорят о том, что в общеобразовательных школах число учеников с выраженными нарушениями, характерными для дислексии и дисграфии, составляет более 30%, в гимназиях — более 20%, тогда как в середине 70-х годов прошлого века школьников с такими трудностями было 11%.

Кого в первую очередь касается проблема дислексии?

— Больше всего о дислексии переживают родители дошкольников и школьников начальных классов. Способные, сообразительные дети вдруг становятся двоечниками или отстают от своей возрастной группы. И непонятно, что с этим делать. Дети страдают, родители в стрессе.

Вторая волна проблем возникает со сдачей ОГЭ, ЕГЭ и других экзаменов. Даже если ребенок смог «выправиться» с помощью родителей, неврологов, нейропсихологов, логопедов и адаптироваться, стресс экзаменов вытаскивает все старые проблемы наружу и заставляет показывать значительно худшие результаты. Как детям с дислексией справиться с такими испытаниями и выдержать сильный стресс, утомительную подготовку, возможно, сопровождаемые постоянным
самокопанием, приступами паники или другими эмоционально-психологическими аспектами, которые и обычным детям порой едва по силам?

Без специализированной помощи и поддержки наш отечественный безальтернативный ЕГЭ становится для многих школьников с дислексией непреодолимой стеной на пути к высшему образованию и профессиональному успеху.

— А бывает, что все-таки дети сами «выправляются» к старшим классам, и что в этом случае срабатывает?

— Они не то что выправляются — они адаптируются, учатся работать, учитывая свои слабые и сильные стороны, развивая навыки, не переданные им в детстве. Есть такой тест, в интернете гулял. Если вы напишете первую и последнюю буквы слова правильно, а внутри поставите другие буквы, мозг все равно воспримет информацию. У них та же самая история. Они просто
начинают узнавать слова. Мы разговаривали с одним дис-учеником, который недавно защитил докторскую диссертацию! Его родители очень переживали, что он такой несамостоятельный. Когда он поступал в первый вуз, они за него проверяли и даже писали работы — он писал неграмотно, свои мысли не мог сформулировать и структурировать так, чтобы было понятно другим. А когда он поступал во второй вуз, уже адаптировался настолько, что мог это делать сам.

— Могут задать такой вопрос: если ученики сами справляются, зачем помогать?

— Самостоятельная адаптация не всегда решает проблему, особенно в сложных случаях. Не говоря уже о том, что многие психологические проблемы, возникшие из-за этих трудностей в детстве, остаются потом с человеком навсегда.

— Много ли в России детей с дислексией?
....
Кому интересно, пожалуйста, читайте по ссылке в начале темы.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67756
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль


Re: Дислексия

#3 ВасяДеревягин » Пт, 14 февраля 2020, 22:59

Brittany писал(а):Тема ознакомительная:
спасибо за статью...еще один матрасик под мою бестолковую задницу :-D
ВасяДеревягин
Сообщения: 2489
Темы: 6
С нами: 5 лет 3 месяца

  • 4

Re: Дислексия

#4 Brittany » Сб, 15 февраля 2020, 11:56

Как-то меня попросили стать репетитором 13-летнего мальчика.

Папа мальчика предупредил меня,что,может,ничего не получится,но надо хотя бы попробовать.

Мальчик оказался не отроком, а ребёнком: в 13 лет (и раньше!)) уже интересуются девочками,первые влюблённости
и т.п.
Мальчик интересовался Терминатором, Человеком-Пауком и мультиками.
При этом не могу сказать,что он был умственно отсталым.
Английскому языку он нисколько не сопротивлялся,но был абсолютно пассивен.
Первые уроки прошли впустую. Он ничего не запоминал и ничего не мог сказать.
Спойлер
А задачей было научить его свободно говорить.
Для меня это был вызов...)) Я сменила тактику.
Родители изумлённо наблюдали, как мы ползаем на четвереньках по квартире ,трогая стены, мебель... и произносим названия на английском.
Сидели на полу,играли с Терминатором...Человеком-Пауком, по ролям)) Мальчик оживился!
Дальше выяснилось странное: мальчик читал каким-то экзотическим методом:
вдруг произносит - yob,я смотрю,там написано boy.
То-есть, ему было всё равно - слева направо читать или справа налево.
В 5 лет я делала то же самое (плюс свободно читала вверх ногами), потом приспособилась...))
Не буду утомлять вас подробностями: через 50 занятий мальчик свободно заговорил на английском,
ездил с родителями по миру,"работал" переводчиком для них,
поступил на бюджетное в университет,бросил его на 3-м курсе, в 19 лет поехал в Нидерланды,
снял какой-то рекламный клип для конкурса,занял первое место,
уехал в США и работает там в кинокомпании Universal Pictures.
Вот вам и дислексия. :smile:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67756
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Дислексия

#5 Симашк » Вс, 16 февраля 2020, 6:52

Повезло мальчику с Вами...
А интересно, почему количество таких детей увеличилось? В статье сказано
Симашк
Сообщения: 1242
Темы: 1
С нами: 14 лет 11 месяцев

Re: Дислексия

#6 Brittany » Вс, 16 февраля 2020, 16:14

Симашк писал(а):Повезло мальчику с Вами...
А интересно, почему количество таких детей увеличилось? В статье сказано
Симашк, думаю,что это потому что мозг не поспевает за лавиной информации 21 века.
Мозг меняется,перестраивается на образное мышление.
А вот почему на образное - не могу знать. Тайна эволюции мозга. Эволюция зиждется на мутациях.
Может,мозг мутирует. :dont_knou:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67756
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Дислексия

#7 Марина123 » Вс, 23 февраля 2020, 21:07

У меня сын дислектик, дисграфик. В 6-м классе. Вешалка полная. Стихи я могу выучить только зарисовав. Это я к примеру. Учителя его все ненавидят. Говорят ненормальный какой то он. Что делать с ним дальше - не знаю.английский не запоминает вообще. Историю не понимает , потому что куча дат, ему их запомнить невозможно. Русский - куча ошибок , слова переворачивает. Более менее математика. На 4-ку. Ездила на обследование во многие места. Говорят это неврологические расстройства. Нарушения функций мозга. как заканчивать школу - не знаю.
Марина123
Откуда: Волгоград
Сообщения: 12
С нами: 4 года 2 месяца
О себе: Я с Волги, из Волгограда

Re: Дислексия

#8 Y-ina » Вс, 23 февраля 2020, 22:09

Симашк писал(а):А интересно, почему количество таких детей увеличилось?
грехи человечества накопились.
Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.
Фазиль Искандер
Y-ina
Аватара
Сообщения: 27399
Темы: 76
С нами: 17 лет 6 месяцев
О себе: горный скорпион

Re: Дислексия

#9 Brittany » Вс, 23 февраля 2020, 22:15

Марина123 писал(а):У меня сын дислектик, дисграфик. В 6-м классе. Вешалка полная. Стихи я могу выучить только зарисовав. Это я к примеру. Учителя его все ненавидят. Говорят ненормальный какой то он. Что делать с ним дальше - не знаю.английский не запоминает вообще. Историю не понимает , потому что куча дат, ему их запомнить невозможно. Русский - куча ошибок , слова переворачивает. Более менее математика. На 4-ку. Ездила на обследование во многие места. Говорят это неврологические расстройства. Нарушения функций мозга. как заканчивать школу - не знаю.
:(
Марина, специалисты существуют не только для диагноза, но для помощи!
https://solnet.ee/parents/log_58_3
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67756
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Дислексия

#10 arka » Пн, 24 февраля 2020, 1:50

Марина123 писал(а):У меня сын дислектик, дисграфик.
Марина123, а вы где живёте? В глубинке? Если в Москве, попробуйте обратиться к Жанне Глозман.
Мне кажется, дельная коррекция у неё проводится. Нужно налаживать межполушарное взаимодействие.
А если с т.з. ДК, то причина в гордыне. У меня тоже проблемы с учёбой. И с этим самым расчудесным взаимодействием.
Думаю, если бы не моя мама, у меня бы тоже можно было бы диагностировать дислексию. Хотя в СССР такой диагноз, думаю, не ставили.
Но у мамы не забалуешь).
Я научилась читать, и с чтением проблем нет. А вот с запоминанием куча проблем. Но учусь. Получаю второе высшее образование.
А причина в гордыне. Когда человек думает, что он уже всё знает, то учиться он не хочет. Подсознательно не хочет.
Но это самообман, разумеется. Никто не может знать всего. И чем больше узнаёшь, тем больше понимаешь, как мало знаешь.
Лечение дислексии заключается в работе над собой. В смирении гордыни. По ДК. Но и специалистов отвергать не нужно.
arka
Сообщения: 2131
Темы: 136
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Дислексия

#11 Brittany » Пн, 24 февраля 2020, 9:28

arka писал(а):А причина в гордыне. Когда человек думает, что он уже всё знает, то учиться он не хочет.Подсознательно не хочет.

arka, это ты о себе?
Потому что я,например,знала,что ничего не знаю и ничего не умею,
а учиться сознательно не хотела. Дислексии не было.
А тот мальчик научился многому не в школе и не в университете,а занимаясь самообразованием.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F
Автор темы
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67756
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Дислексия

#12 Обитель » Пн, 24 февраля 2020, 10:22

Марина123 писал(а):Вешалка полная. Стихи я могу выучить только зарисовав.
у меня сын тоже очень странно учит
может 10 раз повторить правильно, потом - меняет все слова в строке на совершенно другие
говорит: мама, я не знаю, что это было ..

Добавлено спустя 5 минут 54 секунды:
а у племянницы, что то с математикой
я с ней занимаюсь шесть лет,
у меня ощущение, что я математику у неё создавала в голове
потому что на месте математики был вакуум

Добавлено спустя 3 минуты 21 секунду:
мне кажется, детям с подобными проблемами, никакая самостоятельная адаптация не поможет
это только труд родителей и репетиторов и педагогов.
дети некоторые итак не особо старательно учатся, наложить на это проблемы
даже если годам к 15 пройдет адаптация
ребенку не успеть догнать материал. тем более при сегодняшней огромной конкуренции
у ребенка такого очень мало шансов
Обитель
Сообщения: 15674
Темы: 9
С нами: 15 лет 3 месяца

Re: Дислексия

#13 Марина123 » Пн, 24 февраля 2020, 11:25

Brittany,
quote]Марина, специалисты существуют не только для диагноза, но для помощи![/quote

Помощи? где специалисты? в Москве? в Питере? Я Волгограде живу.тут слово дислексия не все учителя и логопеды знают. Вы думаете я не пробовала методы ? Как пробовала? Т.е. в смысле специалистов для занятий нет. Искала.Не нашла.
Сама стала проводить. (что нашла в интернете). Вот кинезиология , например. Самой проводить - тяжело. Ребёнок слабо слушается.
Ему это неинтересно, муторно, а ведь надо делать это каждый день и в благоприятной обстановке, тогда это поможет. Потом: время, где его взять? Я работаю, у него уроки (делаются медленно до ночи).
По Дейвису - 10 раз перечитывала его метод, ничего не поняла. толи перевод фиговый, толи действительно нужны специалисты по его методу.
Таблетки - ноотропы - не помогают. Пили большими курсами. результат - ноль.
Лазарева ? Читаю, смотрю, молюсь. Уже 25 лет. Результат - как видите :smile:
Марина123
Откуда: Волгоград
Сообщения: 12
С нами: 4 года 2 месяца
О себе: Я с Волги, из Волгограда

Re: Дислексия

#14 veravelios » Пн, 24 февраля 2020, 12:14

Марина123, а что сыну интересно? Чем он любит заниматься ?
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22817
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

  • 1

Re: Дислексия

#15 Autumn Lover » Пн, 24 февраля 2020, 12:23

У одной моей подруги тоже были такие проблемы у сына. Может, еще не самые тяжелые, но нервов она, однако, очень много измотала. И каких только специалистов не посещали. Он тоже учил все странно, слова писал в зеркальном отображении. Но по мере взросления стало лучше. Кроме того, они забили на учебу - в том плане, что не требовали невозможного. Лишь бы здоровым был, а там как-нибедь выучится и проживет. Он учился очень неровно - чередовал двойки и пятерки. Еще ему помогли физические занятия, оно много всяких спортивных секций посещал. Сейчас уже все выровнялось у него, ему 15 лет.

Добавлено спустя 3 минуты 21 секунду:
Ему, кстати, тоже прописывали всякие лекарства, но она ему их не давала. А делала травяные чаи для нервной системы - всякие там мята, мелисса, ромашка.
Еще важно не ожидать многого. Когда сын моей подруги был маленьким, у нее прямо были большие планы насчет его образования - лучшая гимназия, лучшая учеба, а все пошло совершенно наоборот. Так что тут тоже, человек предполагает, а Бог располагает.
Последний раз редактировалось Autumn Lover Пн, 24 февраля 2020, 12:40, всего редактировалось 1 раз.
Autumn Lover

Re: Дислексия

#16 veravelios » Пн, 24 февраля 2020, 12:32

Я тоже это хотела сказать - с ребёнком, не таким , как все - первое это надо полностью принять - это мой ребенок и он такой , ну то есть заранее , что он может таким и остаться , а следующий шаг - учиться вместе с ним жить и одерживать маленькие победы день за днем. А в занятиях с ребенком главное - самой увлечься этим , ребенок тоже подтянется , заразить его своим увлечением.
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22817
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Дислексия

#17 соль18 » Пн, 24 февраля 2020, 12:37

Симашк писал(а):Повезло мальчику с Вами...
А интересно, почему количество таких детей увеличилось? В статье сказано
У меня ребёнок ходил в логопедическую группу и дружил с мальчиком из Челябинска, мама мальчика как то сказала, что у них в городе выявили прямую зависимость с какой то прививкой ...
соль18

Re: Дислексия

#18 Марина123 » Пн, 24 февраля 2020, 15:08

veravelios
Я тоже это хотела сказать - с ребёнком, не таким , как все - первое это надо полностью принять - это мой ребенок и он такой , ну то есть заранее , что он может таким и остаться , а следующий шаг - учиться вместе с ним жить и одерживать маленькие победы день за днем. А в занятиях с ребенком главное - самой увлечься этим , ребенок тоже подтянется , заразить его своим увлечением.

Да принимаю его таким как есть.. Да увлекалась я этим .. Целые папки лежат упражнений, коробочек с карточками, кубики Никитина сама делала...Только ему это неувлекательно. Мне чтобы увлекаться одной для изменения его - это мало.
Что его увлекает? Можно сказать - ничего. Потому что всё слабо получается. Рисует плохо, музыкалку ходим - не нравиться, потому что много запоминать надо.....Спорт - говорит тяжело каждый день бегать по 2 часа.
Марина123
Откуда: Волгоград
Сообщения: 12
С нами: 4 года 2 месяца
О себе: Я с Волги, из Волгограда

Re: Дислексия

#19 veravelios » Пн, 24 февраля 2020, 16:26

Марина123, я не это имела ввиду. Что ему нравится делать , лично ему - лежать на диване , играть с собакой , ну что-то же он делает с бОльшим удовольствием , чем всё остальное?

Добавлено спустя 47 секунд:
А в музыкалку он сам захотел пойти?
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22817
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Дислексия

#20 соль18 » Пн, 24 февраля 2020, 16:34

Вот и мне показалось, что «ищутся» направления угодные маме, а не ребёнку...
соль18

Re: Дислексия

#21 Autumn Lover » Пн, 24 февраля 2020, 16:39

Марина123 писал(а):Потому что всё слабо получается. Рисует плохо, музыкалку ходим - не нравиться, потому что много запоминать надо.....Спорт - говорит тяжело каждый день бегать по 2 часа.
Танцы? Бассейн? Спорт разный бывает. Сын моей подруги занимался брейк-дансом, в раннем детстве ходил в секцию у-шу. Бассейн тоже был. Когда подрос, записался в кружок по стрельбе. Может, найдется что-то, что по душе вашему сыну и что будет получатся.
Autumn Lover

След.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя