Мордой о парту

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

Куратор темы: Calma

#1 Calma » Ср, 26 февраля 2014, 10:10

http://expert.ru/russian_reporter/2013/46/mordoj-o-partu/


— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!

— Я хотел…

— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!

— Я думал…

— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!

— Я его забыл…

— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.

Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.



Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.

Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.

Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.

Можно, конечно, сказать: мол, так и надо, все правильно — родители детей балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко устроен, как школьный.

Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу, агрессия, равнодушие. Даже мания величия часто вытекает из комплекса неполноценности. Если человек кричит: «Я здесь самый крутой, а кто с этим не согласен, сейчас получит в морду!», значит, самооценка у него сильно занижена, ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет об этом кричать.

Не исключаю, что и национализм во всех видах — от битья узбеков на улицах до борьбы с американским влиянием в Госдуме — это тоже плод заниженной самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране. Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство или нация частенько бывали неправы.

Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас нужно упомянуть Путина или на крайней случай министра образования и науки — критика государства принесет, конечно, лишнюю сотню лайков и слегка повысит мою самооценку, но начинать надо не с нее. А с… ну, например, с себя.

Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь на пороге, говорим не человеческое: «Привет! Как я рад тебя видеть!», а чудовищное: «Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?» Каждый из нас регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих родителей. Я не исключение. И мне стыдно.

Встать на путь исправления не так-то просто. Мы хронически не умеем хвалить. У нас есть дежурное «молодец!», и на этом наши лингвистические запасы иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессиональные специалисты по производству комплексов неполноценности…

После этих строк я решил хоть чуть-чуть исправиться. И выписал себе набор похвал для окружающих:

«У тебя получилась отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей».

«Спасибо, что помыл посуду. Ты не представляешь, какой это кайф — ужинать в чистой кухне».

«Ты так классно сделал это! Лично у меня вряд ли бы так получилось».

«Я так рад, что ты купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей».

«Все-таки очень здорово, что я работаю вместе с вами».

Ух… Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст. Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться.
Последний раз редактировалось Calma Ср, 26 февраля 2014, 11:20, всего редактировалось 1 раз.
Calma
Автор темы
Сообщения: 11
Темы: 1
С нами: 10 лет 11 месяцев


Re: Мордой о парту

#41 Обитель » Чт, 13 марта 2014, 9:53

Ольга Совякина писал(а):хвалить лучше от души- в порыве...пусть это даже и МОЛОДЕЦ традиционное будет, чем из пальца выжимать...

я стараюсь к слову молодец добавить что-нибудь ещё. чтоб была видна адресная похвала, чтоб было видно, что я не дежурным взглядом глянула, а оценила внимательно.
Обитель
Сообщения: 15687
Темы: 9
С нами: 15 лет 10 месяцев

Re: Мордой о парту

#42 SvETTUS1 » Пн, 14 июля 2014, 11:05

Какие сочинения писали в России до 1917 года
Для младших классов:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нем сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
Какие предметы составляют богатство России и почему?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
SvETTUS1

  • 1

Re: Мордой о парту

#43 Елена12 » Пн, 14 июля 2014, 11:11

SvETTUS1,
Да, тут каждая тема - как повод задуматься.
а сейчас есть в школах сочинения?
Или за ненадобностью - уже упразднили?
Видела сюжет по ТВ - так плохо дети написали ЕГЭ - что срочно надо снижать проходной балл.
Ну, вроде как - то. что раньше было на оценку "3" - должно уже как "5" считаться?
Елена12
Аватара
Откуда: Владивосток
Сообщения: 4788
Темы: 4
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Мордой о парту

#44 SvETTUS1 » Пн, 14 июля 2014, 11:47

не знаю. Пусть мамочки скажут. Мы все больше писали по произведениям изучаемым. Я практически и не помню свободных тем.
SvETTUS1

Re: Мордой о парту

#45 Gulya » Пн, 14 июля 2014, 12:03

Все мои сочинения были ровно на 3 страницы, это необходимый минимум был, и то я старалась писать размашистым почерком :grin: , математику любила :ugu:
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Gulya F
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Сообщения: 6234
Темы: 15
С нами: 13 лет 7 месяцев

Re: Мордой о парту

#46 SvETTUS1 » Пн, 14 июля 2014, 12:30

Gulya, мы про темы удивляемся. С советской власти из людей начали делать не думающих, а исполняющих.
SvETTUS1

Re: Мордой о парту

#47 Марк » Сб, 19 июля 2014, 21:47

Calma писал(а):— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
Риторика Марфы Меньшиковой тютелька в тютельку. :ku-ku:
Марк
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 11 лет 5 месяцев

Re: Мордой о парту

#48 Y-ina » Сб, 14 марта 2015, 1:46

Елена12 писал(а):Видела сюжет по ТВ - так плохо дети написали ЕГЭ - что срочно надо снижать проходной балл.
Ну, вроде как - то. что раньше было на оценку "3" - должно уже как "5" считаться?

требования действительно снижают. Помню, у нас проверяли технику чтения в 3 классе. То, за что нам ставили тройки, теперь "стоит" 5 баллов. Двойки превратились в четверки, а наши двоечники, многих из которых оправили во вспомогательные школы, стали крепкими троечниками и даже четверочниками.
Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.
Фазиль Искандер
Y-ina
Аватара
Сообщения: 28911
Темы: 78
С нами: 18 лет 1 месяц
О себе: горный скорпион

Re: Мордой о парту

#49 Ольга Совякина » Сб, 14 марта 2015, 8:44

У меня сейчас младшая пишет пробные экзамены...и через раз балы очень низкие. А а даже понять вопросы не могу...а в свое время сдавала экзамены как все и в 8 и в 10 классах.
Я к тому что не забыла...а просто сейчас требования к детям в разы больше. И знания у них лучше, чем у нас раздолбаев, которые знали что в ЛЮБОМ случае будет им и бесплатный ВУЗ и гарантированная работа со стабильным окладом.
У молодого поколения ситуация намного жестче...если не сказать больше. И они в массе свое ответсвенней чем мы.
примеры у всех конечно разные, но я именно таких детей наблюдаю вокруг.
Они молодцы :smile: по большому счету.
Жил-был в норе под землей хоббит... нора была хоббичья, а значит — благоустроенная.
Ольга Совякина
Аватара
Откуда: Новосибирск
Сообщения: 7452
Темы: 30
С нами: 14 лет 11 месяцев
О себе: я знаю-я читала

Re: Мордой о парту

#50 Natish » Сб, 14 марта 2015, 10:43

SvETTUS1 писал(а):Я практически и не помню свободных тем.
как я провел лето... :-D

Добавлено спустя 3 минуты 5 секунд:
Аgape писал(а):кхм, по роду своей деятельности часто спрашиваю: и ктО у тебя хозЯин: ты, или твоя рука? ты или твоя нога? ты или твой язык?
Так, если ТЫ хозяин- учИ работать свои Органы!!!!
ИЛи ты поступаешь так, как захочет твоя правая нога? или левая рука?
Реально помогает.
Ибо- контроль за своими действиями у детей( имею ввиду всегда речевых) снижен или почти отсутствует.


По поводу Светтусовых заметок дополню: родители ТАК увлеклись натаскиванием детей для поступления в нужный ИМ класс, в нУжную ИМ школу к нужному ИМ учителю, что напрочь забыли, что ребёнок должен не только уметь общаться, не только отвечать на вопросы, но и держать ответ, а это уже - монолог.
Так учИте нормальному перессказу и вменяемому сочинению уже в детстве.
унесла в копилку...часто не оч понимаю, как ребенку объяснять очевидные нюансы))))...боюсь сорваться в "ты дура,чтоли?" :-D
Natish

Пред.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость