Земля
Свойства элемента земли
Свойства элемента земли:
~ гравитация,
~ массивность,
~ монолитность,
~ прочность,
~ тяжесть,
~ плотность,
~ неподвижность.
Элемент земли (притхиви-таттва) – самая грубая таттва из пяти элементов, еще называется «бхуми», что означает «основа бытия». В элементе земли частицы энергии стали настолько плотными, что почти не движутся. Вместо свободного движения как в элементе воздуха или огня, они зафиксированы и вращаются только по орбитам вокруг своих атомов, поэтому энергия элемента земли проявляется как твердая материя, частицы которой вибрируют на гораздо более низкой частоте, чем вода, огонь и ветер.
Янтра элемента земли – желтый квадрат.
В физическом теле элемент земли – мышцы, кости, ткани.
Главное качество элемента земли – запах.
Элемент земли способствует обретению успеха в мирских земли, материальных благ, выгоды в повседневных делах, поскольку элемент земли всегда дает стабильность и постоянство внутри или вовне. В физическом теле элемент земли располагается между ступнями и коленями. На энергетическом уровне элемент земли расположен в муладхара-чакре. Вибрации элемента земли соответствуют грубому телу (аннамайя-коша).
Если земля гармонично сочетается с другими элементами, она дает изобилие, процветание.
Земля в равновесии
Йогин подобен горе, непоколебим, устойчив, фундаментально основателен. Переживания глубоки, действия внушительны. Ум йогина неизменен. Йогин методично воплощает свои принципы шаг за шагом. Йогин ответственен и всегда держится самого главного.
Если элемент пространства раскрыт в земле, йогин обладает большим жизненным пространством, к примеру, живет в огромном дворце или имеет жилье во многих местах.
Высший уровень реализации элемента земли: непоколебимое, твердое пребывание в единстве с Великим Источником. Такой йогин устойчив в созерцании и объединении его с переживаниями.
Йогин, у которого преобладает элемент земли, медленно получает духовные опыты, однако он может их хранить и пестовать.
Недостаток земли
Йогин быстро возбуждается, легкомысленен, у него нет опоры, прибежища, защиты. Его обещания и обеты не имеют силы. Такой йогин может не иметь силы следовать собственным принципам, долго выполнять садхану, терпеть трудности практики.
Если не достает элемента воды – земля сухая и твердая (т.е. если плоть физического тела не орошается капающим нектаром, то мембраны, кости, хрящи не размягчаются).
Если недостаточно тепла, земля холодная и неплодородная (т.е. если бхут-агни (мистическое тепло) не разожжено в теле, мышцы тела, клетки не могут трансформироваться).
Если в связи с землей не достает воздуха, она – безжизненная (т.е. прана не активна в муладхаре, энергия в муладхаре «спит»).
Если недостаточно пространства в аспекте земли, у человека проблемы с жильем, пространством для жизни.
При недостатке земли пусть йогин делает физическую работу и физические упражнения для тела. При недостатке земли нужно выполнять Хатха-йогу, сосредоточение на муладхара-чакре, жить в местах с надежными взаимоотношениями, к примеру, в монастыре с твердой дисциплиной, распорядком и регулярной практикой; работать с землей, грубыми предметами (деревом и т.д.), следует есть плотную пищу, избегать возбуждающих зрелищ, жить равномерной жизнью.
Избыток земли
Избыток земли проявляется как тупость, невежество. Йогин ощущает постоянный тамас. Его ум негибок, ленив, туп, сонлив, вял, безволен. Он плохо приспосабливается к новым условиям, нет живости мышления, творчества. Такой йогин не способен к активным действиям, переменам, он может входить в состояние клеш и не уметь выбраться из него долгое время, из-за этого у него возникает хроническое уныние. Он много спит, медитация идет в сильном расплывании и вялости. Сны не вспоминаются, нет вдохновения, божественной утонченности – игры. Йогин с избытком земли молчалив или наоборот – болтлив.
Гармонизация земли
При избытке земли нужно есть легкую пищу, медитировать на качества огня, воздуха, пространства.
Совершенство
Когда элемент земли объединился с Пустотой, с естественным состоянием, он проявляется как «сомараса-видья» – мудрость единого «вкуса», равностная мудрость, подобная безграничному пространству желто-золотого цвета. Это состояние единого «вкуса» всех явлений, когда йогин в любых переживаниях остается непоколебимым и бесстрастным, видя в любых событиях и предметах их пустотную недвойственную Основу – безграничное пространство Света.
Вода
Гармоничный элемент воды
Гармоничный элемент воды дает:
~ гибкость,
~ «обтекаемость»,
~ адаптацию к любым ситуациям,
~ способность «отпускать себя»,
~ способность принимать происходящее так, как оно есть.
Элемент воды (апас-таттва) имеет значение «всепроникающая». Элемент воды может быть определен как большое количество динамической энергии, которая появилась из элемента огня. Эта динамическая энергия материальна. Ее можно видеть, осязать, пробовать на вкус, однако эта материальная энергия обладает способностью к сцеплению, и она не разделяется на отдельные тела, поскольку частицы в этом элементе еще находятся в состоянии движения.
В тантрах считается, что проявленная физическая Вселенная до того, как она появилась, представляла собой воду. Это согласуется с теорией того, что жизнь зародилась из океана. Физическая Вселенная возникает из огромного количества воды.
Частицы элемента воды не обладают такой динамикой движения и свободой, которой обладают частицы элемента огня, ветра или пространства, поэтому качества элемента воды – безмятежность, спокойствие. Частицы элемента воды ограничены вследствие своего сцепления.
Янтра элемента воды – полумесяц белого цвета.
В физическом теле элемент воды проявляется как кровь, слизь, семя, моча, желчь, лимфа и т.д.
Элемент воды является физической материей, пригодной для того, чтобы придавать ей любую форму, поэтому элемент воды оказывает благотворное влияние на внешние действия, придавая результат, однако из-за того, что вода не может принимать постоянную форму, то плоды внешних действий, связанные с уровнем элемента воды, не закрепляются надолго.
Элемент воды оказывает большое влияние на эмоции и личность. В физическом теле элемент воды находится в области между пупком и коленями. С точки зрения энергии, элемент воды находится в свадхистана-чакре. Элемент воды соответствует энергетическому телу (пранамайя-коша) и астральному плану (Бхувар-лока).
Йогин с уравновешенным элементом воды «ловок» в обращении с другими, хорош в действиях, где нужно понимать других. Если элемент пространства раскрыт в связи с элементом воды, йогин может иметь близких друзей по всему свету. Гармоничная вода в практике созерцания дает чувство глубокой радости бытия, удовлетворенность, чувство завершенности во всем.
Совершенство в проявлении элемента воды – «самадхи текущей реки», т. е. сахаджа-самадхи, когда йогин, погруженный в созерцание, воспринимает звуки, образы, запахи, и спонтанно следует бытию, откликаясь на любые энергии Вселенной, тем не менее, не запятнываясь ими.
Йогин живет в непрерывном блаженстве, исходящем из свадхистана-чакры, радуясь каждой мелочи жизни. Его созерцательное присутствие исходит из этого центра, распространяясь до бесконечности.
Избыток элемента воды
Такой йогин склонен «плыть по воле волн», не проявлять силу воли там, где ее нужно проявить. Он слишком расслаблен и погружен в праздность. У такого йогина может быть много эмоций, чувств, артистизма. В медитации это проявляется как тенденция к расплыванию. Когда нет возможности сосредоточиться, йогин безвольно отдается потоку мыслей и эмоций вместо того, чтобы силой воли пресечь его. Если вода в избытке, йогин склонен придавать значение незначительным переживаниям, он может поглощаться эмоциями вместо их самоосвобождения.
Недостаток воды
В этом случае йогин не чувствует радости от духовной практики, практика не имеет «вкуса жизни» и не дает результатов. Он слишком напряжен, готов трудиться изо всех сил, однако его практика все больше создает ощущение неудовлетворенности и даже страдания. У него безрадостное состояние, ощущение дискомфорта, в общении у него натянутые отношения с другими. Он ни минуты не дает себе расслабиться, не зная, как расслабление сделать практикой. У него нет чувствительности к окружающему, он слишком поглощен своими методами, чтобы видеть красоту природы, величие космоса. Такой йогин не способен сделать повседневную жизнь практикой – лилой, божественной игрой.
Если у йогина элемент земли силен, но вода недостаточна, то основа будет сухой, твердой, безжизненной.
Если у йогина недостаток земли и воды вместе, в теле будет избыток огня или воздуха, что приводит к возбужденности.
В йоге недостаток воды проявляется как отсутствие блаженства в теле от асан, пранаям, сидения в медитации, утрата радости медитации, когда садхана стала обязательным ритуалом, долгом.
Гармонизация элемента воды
Сгармонизировать элемент воды можно через концентрацию на свадхистана-чакре, развитие артистизма, преданность Мастеру, самоотдачу, смирение, отказ от чувства собственной важности, отпуская ситуацию и принимая ее, как она есть. Забота не о себе, а о других, любовь и помощь другим – помогают развить элемент воды.
Совершенство
Проявляется как «пратибимба-видья» – мудрость «великого зеркала», подобная безграничному пространству белого цвета. Она проявляется в поведении как способность копировать, отражать в совершенстве любые явления во Вселенной.
Огонь
Гармоничный элемент огня
Положительные качества элемента огня:
~ переживание «бодрого» вдохновения,
~ способность к творению нового,
~ давание каталитического импульса любым событиям,
~ пробуждение интуиции и творчества.
Огонь (агни-таттва) – есть первичное проявление энергии, когда она видима как свет. Свет является основой всех форм, поэтому элемент огня порождает качества, благодаря которым воспринимаются все формы. Элемент огня отвечает за восприятие формы, которая познается через глаза. В стадии элемента огня личностное «я» утверждает себя посредством привязанности к форме. Поэтому элемент огня является зародышем эго (ахамкары).
Янтра элемента огня – огненно-красный треугольник.
С элементом огня связано изменение, трансмутация, трансформация сознания, внешних событий или внутренних энергий.
Для йогина очень важна практика разжигания внутреннего огня в Кундалини-йоге, которая приводит к трансмутации физического тела и таянию капель. Элемент огня является ускорителем духовного прогресса. Усиление элемента огня указывает на усиленное движение энергии, благодаря которой излучается тепло. Усиление движения энергии дает непрерывное движение, которое в свою очередь приводит к распространению частиц элемента огня, поэтому считается, что элемент огня обладает способностью все увеличивать или все поглощать.
С элементом огня связаны сиддхи материализации предметов, «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства. Благодаря элементу огня стимулируются творческие процессы. Во внешних ситуациях доминирующий элемент огня способен вызывать войны, катастрофы, споры, трансформации, перевороты, катаклизмы, революции.
На уровне физического тела элемент огня расположен между сердцем и пупком. На уровне энергии – это манипура-чакра.
Качество элемента огня указывает на ментальное тело (маномайя-коша).
Гармоничный элемент огня дает радость, энтузиазм, вдохновляет на дела, дает силу доводить их до конца. Огонь дает переживание в теле блаженства и радости водой. Радость огня, в отличии от воды, дает напористость, воодушевление, энтузиазм, азарт, радость от переживания жизненных ситуаций.
Избыток огня
Йогин, имеющий огонь в избытке, очень напорист, часто гневается, ему не хватает терпимости, он может прийти в раздражение из-за пустяковых событий. Если огонь в избытке, это ведет к неустойчивости и суете, если же еще не хватает и воды, то йогин постоянно неудовлетворен, беспокоен, хотя может прилагать много усилий в своей практике. У обычного человека с избытком огня есть тенденция к гиперактивности, динамизму, ему нужно постоянно куда-то стремиться. Такому йогину трудно спокойно и тихо сидеть в медитации. Такой йогин склонен к многословию и говорит быстро. Он трудно засыпает, у него много идей, однако он не может их воплотить. Он невнимателен во взаимоотношениях с другими, негармоничен, нечувствителен. Общепринято считать, что избыток огня в правом канале (пингале) проявляется как разрушительные тенденции. Если к тому же силен элемент пространства и развиты духовные качества, такой человек может стать выдающимся реформатором, сметающим отжившие стереотипы.
При медитации избыток огня дает постоянную возбужденность, которую трудно пресечь. Мысли идут непрерывным потоком, и они увлекают своей новизной, в медитации не хватает безмятежности, созерцательности. Йогин не может отпустить себя и «течь вместе с рекой», он постоянно хочет вмешиваться в события, поправлять и улучшать их вместо того, чтобы оставить их «как они есть». У йогина много озабоченности своими результатами, беспокойства о том, что он что-то упустил в практике. Йогин желает идти к совершенству как можно быстрее, забывая, что чем быстрее он идет, тем дальше уходит от цели.
Недостаток огня
При недостатке Огня йогину не хватает активной силы, азарта и творческого «куража», вдохновения и энтузиазма в практике. Если слабый огонь не может двигать ветер по каналам, значит, нет углубления понимания, прорывов к новому видению, практика становится однообразной, монотонной, не видится перспектив. Если воздуха достаточно или есть его избыток при недостатке огня, это проявляется как нетворческая деятельность (суета).
Практики для усиления огня: концентрация на чакре в области пупка, мудры и бандхи Кундалини-йоги (маха-бандха, трайя-бандха), бхастрика-пранаяма, агнисара-крийя, некоторые садханы «безумной мудрости».
Совершенство
Совершенство огня проявляется как «вивека-видья» – различающая мудрость, подобная бесконечному пространству красного цвета, дающая возможность улавливать, различать, не путая, тончайшие оттенки и нюансы переживаний, опытов, учений, любых явлений жизни.
Воздух
Свойства воздуха – движение, вездесущность. Воздух является соединительной основой для других элементов. Элемент воздуха всегда ассоциируют с дуновением ветра, несущего перемены.
Если в пространстве возникают умственные колебания, так называемая «сбивающая прана», то в пустом пространстве (акаше), возникает движение и вследствие этого движения – свет, энергия света. Энергия света рождает серо-голубой свет, связанный с вайю-таттвой. Серо-голубой свет рассеивает пустотность, темноту и прозрачность элемента пространства.
Действие элемента воздуха
Элемент воздуха связан с движущейся энергией в ее разнообразных проявлениях. Это прана, которая циркулирует по каналам тела. Качеством элемента воздуха является движение посредством сжатия и расширения. Элемент воздуха контролирует эти качества в физическом и энергетическом теле через пять жизненных пран: прану, апану, саману, удану и вьяну. Элемент воздуха – это также энергия, движущаяся в неодушевленных предметах.
В физическом теле элемент воздуха является основой чувства осязания, которое передается кожей через тонкие нервные волокна к мозгу. Осязание является главной функцией элемента воздуха. Элемент воздуха нематериален, поэтому его можно определить как «движущуюся энергию». Движение создает изменение, поэтому элемент воздуха, оказывая влияние на другие элементы, вызывает переменчивость, неустойчивость в личности или окружающем мире. Элемент воздуха оказывает деструктивное влияние на ход материальных дел, но он оказывает позитивное влияние на ход творческих занятий. Элемент воздуха благоприятно влияет на тонкие процессы, связанные с мыслями и интуицией, он является стимулятором новых идей и интуиции.
В физическом теле элемент воздуха расположен на участке между сердцем, центром груди и межбровьем.
С точки зрения энергии элемент воздуха находится в анахата-чакре.
Воздух (ветер) в гармонии
Если воздух сбалансирован, йогин обладает гибким, сбалансированным умом. Он находчив, решителен, быстр умом и мгновенно может перестраивать тактику и стратегию своей жизни, садханы.
Гармоничный воздух дает возможность смотреть на проблемы с нескольких точек зрения, гибко меняя ориентиры и планы, не впадая в замешательство.
Развитый воздух дает способности к сублимации эмоций гнева, зависти, уныния в нечто позитивное, в практику. Про такого йогина говорят, что он все делает путем для практики или что для него годится любая ситуация для созерцания.
Человек с гармоничным воздухом открыт любым переменам, он всегда «очарованный странник», блуждающий без привязанности по Вселенной.
Воздух проявляется как жажда новых впечатлений, знаний, гибкость сознания.
Воздух дает способность к движению, переменам, и если он развит, йогин может трансмутировать гордость в смирение, гнев в любовь и ненависть в сострадание.
Воздух в избытке
Йогину трудно сидеть в позе медитации. Он нетерпелив, страстно желает продвижения, он очень любопытен. Избыток воздуха указывает на недостаток элемента земли и воды. В этом случае человек становиться непостоянным, тем, кому негде «преклонить голову», у него нет устойчивости в настоящем, в его идеалах, ценностях, в том месте, где он есть. У него нет покоя. Его принцип: «Хорошо там, где нас нет». Его сознание изменчиво, сосредоточиться на чем-либо трудно, обстоятельства изменяют ход его жизни. Эмоции радости, веселья могут быстро сменяться на уныние, уверенность быстро меняется на нерешительность и мнительность. Такой человек неудовлетворен своим местом, положением, и его всегда тянет искать нечто лучшее, когда он чувствует неудовлетворенность. Из-за подобного положения он становится беспокойным, тревожным. Такой йогин начинает садхану, потом оставляет свои методы, пытаясь найти нечто лучшее, находя, он пытается выполнять новые методы практики, однако не может на них сосредоточиться и вскоре тоже их оставляет, чтобы искать еще нечто более новое. Некоторые начинающие странствующие йогины-авадхуты принадлежат к этому типу.
При избытке воздуха невозможно войти в стабильное самадхи, поскольку ум легко возбуждается и приводит прану в движение.
Воздух в недостатке
При недостатке элемента ветра человек «тяжел на подъем», инертен. Эмоции надолго остаются в сознании. Ему трудно менять себя или обстоятельства. Человек долго носит переживания и заботы в себе. Продвижение йогина замедляется, ритриты не дают знаков реализации, нет переживаний. У человека нет гибкости любую ситуацию превратить в путь, сделать практикой.
Воздух дает силу магическим способностями. Используя дыхание, святые благословляют предметы, дуя на них, освящают статуи, тексты, воду, зерно, пищу с помощью мантр и визуализаций в ритуалах, превращают нечистые субстанции (такие как мясо, вино, моча, семя) в чистые. Во всех случаях проводником чистой благословляющей энергии является воздух. С помощью ветра существа в промежуточном состоянии (гандхарвы, духи, божества) получают подношения при проведении ритуалов.
Если нет силы воздуха, магическое свершение (ритуал) не имеет освящающей благословляющей силы, и трансмутация нечистого в чистое не происходит.
Воздух также важен при выборе нового места рождения в йоге переноса сознания.
Чистое состояние ума имеет своим носителем чистый воздух – джняна-прану, двигающуюся по левому каналу или по центральному, а нечистое состояние имеет опору в клеша-пранах, текущих по правому каналу.
Поведение, соответствующее элементу ветра, – поведение «пчелы», когда духовному искателю нужно впитывать много знаний и разрушать условности и привязанности мирской жизни.
Для гармонизации и усиления воздуха следует выполнять сосредоточение на анахата-чакре.
Совершенство
Совершенство в овладении элементом воздуха проявляется как самадхи пространства чистого зеленого света в теле, исходящее во все стороны от центра груди. Это самадхи дает мудрость всесвершающей силы, т.е. способность воплощать любые намерения, влияя умом на прану. Считается, что полностью эта мудрость развивается самой последней, у тех йогинов, кто достиг высшего совершенства.
Пространство
Пространство – величайший из пяти элементов. Наполняя собой все, оно само неподвижно и всепроникающе. Оно является основой для всех других элементов.
Элемент пространства является средой, где распространяется звук. Пространство является основой для всех тонких и грубых звуков, которые воспринимаются посредством слуха. Пространство является субстанцией, переносящей звук.
Свойство элемента пространства – распространяться во все направления из любой точки. Когда йогин воспринимает сознанием элемента пространства, он проникает одновременно в прошлое и будущее. Пространство описывается как полностью прозрачная пустота, лишенная какого-либо цвета. Эта пустота содержит в себе все цвета спектра.
Янтра элемента пространства – черный или серый круг пустоты, внутри которого есть точки различного цвета.
Считается, поскольку пространство недостижимо для обычных органов чувств, этот элемент не имеет материальных качеств, его природа полностью умственная, а не физическая, поэтому он воспринимается всегда в связи с сознанием или осознаванием.
Когда йогин созерцает, глядя прямо перед собой, на горизонт, в небо или открытое пространство, его сознание расширяется. Это чувство расширения в сознании и является элементом пространства. Когда йогин медитирует закрыв глаза, перед ним возникает ментальный экран (чит-акаша), пространство сознания. Это действие элемента пространства в теле. Когда элемент пространства доминирует, йогин отрешается от всех чувственных переживаний.
В течение часа действие элемента пространства длится только пять минут каждый час. Элемент пространства наиболее важен в практике созерцания в Лайя-йоге. Когда у йогина сильный элемент пространства, никакие желания не имеют над ним силы, поэтому во время действия элемента пространства концентрация, медитация, созерцание дают наилучшие результаты. Материальные дела и мирские заботы, совершаемые в момент действия элемента пространства, не имеют никакой силы и результатов.
С точки зрения сознания элемент пространства связан с вишуддха-чакрой. На уровне физического тела элемент пространства связан с верхушкой головы. Ощущения переживания элемента пространства связаны с каузальным телом, Миром Без Форм (Джняна-лока и анандамайя-кошей, т.е. причинным телом).
Элемент пространства является тонкой основой других элементов. В пространстве рождаются, проявляются и исчезают все качества элементов.
В Лайя-йоге пространство неба, пространство Вселенной является главным образом Абсолюта, его главной формой. Элемент пространства так важен для созерцания в практике Лайя-йоги, поскольку он наиболее тонкий из всех элементов и грубые качества в нем минимальны, а это значит, что из пяти элементов он ближе всего к Изначальной Мудрости Пустоты (Праджняне) и лучше всего подходит для тренировки созерцания.
Практика шамбхави-мудры основана на объединении с элементом пространства с помощью глаз. В шамбхави-мудре используется созерцание внешнего открытого пространства, которое можно наблюдать в горах, на берегу океана, в лесу, и пространство неба.
В сознании йогина элемент пространства – это присутствие естественной осознанности, в которой нет ни грани, ни центра. Возникающие чувственные впечатления и переживания – это содержание, Сахаджья. Появляясь и исчезая, сами они при этом неотделимы от Сахаджья.
Гармоничный элемент пространства
Человек с гармоничным элементом пространства удивительно целостен по характеру, устойчив, он самодостаточная, многогранная личность. Он опирается на внутреннее осознавание и ни на что больше. Что бы он ни воспринимал, ни переживал, он больше повернут к тому «я», кто переживает и испытывает. У такого человека развито восприятие, находится место, время и способности для самых казалось бы несовместимых вещей, от божественного экстаза до юмора и авантюр, поскольку пространство является основой всех переживаний, все чувства, дела и идеи уместны и имеют право на существование, однако они не захватывают йогина полностью.
У йогина нет недостатка или избытка в чувственных впечатлениях, но он не цепляется за них и не привязывается к ним. Все переживания подчинены Единой Основе – пространству осознанности, глубинному осознаванию. Занят ли человек работой, поглощен ли он бытовыми делами, выполняет ли он практику или путешествует, его сознание спокойно вмещает в себя все. Про такого говорят: «Его на все хватит».
Человек с развитым элементом пространства находится выше семейных, кастовых, родовых, национальных, религиозных ограничений. Он – гражданин всей Вселенной и никогда не отождествляет себя с временными переживаниями, не привязываясь к ним. Что для него важно – тот, кто переживает, осознавание, подобное пространству.
Избыток пространства
Избыток пространства ведет к потере связи с корнями, проявлениями и качествами, которые в нем возникают. Если у йогина избыток пространства, он ощущает свою «экзистенциальную заброшенность», «потерянность», отчужденность и от мира людей, и от природы, и от Вселенной, и от самого себя. В крайности – это нигилист, не нашедший себе места во Вселенной.
У такого йогина может быть сильное желание одиночества, его притягивает состояние абсолютной непроявленной Пустоты. Он не знает, что ему делать в сложном мире и чувствует, что ему было бы проще пребывать в постоянном самадхи Пустоты, где нет никаких форм, поскольку он боится форм. Он не умеет заботиться о теле, одежде, не может создать гармоничную обстановку.
Если это мирской человек, у него потеряна «связь времен», смысл жизни из-за неспособности погрузиться в нее и испытывать переживания. Испытание переживаний для йогина кажется чем-то неправильным. У него нет корней, связи с внешним миром, ничто не имеет ценности, однако, это не то состояние равностности и самоосвобождения, которое возникает в результате практики созерцания – здесь нет осознанности.
Такой человек не способен отдаться работе, за которую берется, не способен понять собеседника. У него нет привязанностей, но нет и свободы от них. Его ничто не заботит, но у него нет безмятежности. Такой человек не может иметь опору ни в друзьях или родственниках, ни в работе, ни в идеологии, т.к. он не отождествляет себя ни с нацией, ни с родом, ни с группой единомышленников. Из-за этого ему трудно устанавливать гармоничные связи с другими.
Недостаток пространства
Если пространства мало, внешние объекты и обстоятельства захватывают ум йогина. У него нет устойчивости в созерцании. Ум отвлекается на все, что возникает, т.к. йогин отождествляется с воспринимаемым, а не с тем, кто воспринимает. Он поглощен внешним, ни на секунду не задумываясь об основе всех переживаний – сознании «Я», субъекте, связанным с пространством.
Такой человек постоянно напряжен, у него нет времени ни на что, он не может расслабиться. Он «задыхается» от идущих впечатлений, ему «тесно», он «поглощен» сансарой.
Такой человек сильно отождествляет себя с телом, семьей, спутниками, друзьями, родом, работой, идеологией, местом проживания и взаимоотношениями с людьми. Если такие связи рушатся, он «теряет» себя как личность, поскольку рушится его психологическая непрерывность, самоидентификация, основанная на внешних связях, и он оказывается в «пустоте», не понимая, кто он теперь. Его поверхностное сознание «сжимается», и это может быть опасным, вести к страданиям, депрессиям, ослаблять личность и энергию.
Совершенство
Полностью раскрытый элемент пространства проявляется как всепроникающая пустотная мудрость естественной осознанности.
Совершенное овладение элементом пространства означает, что йогин обрел устойчивость в практике созерцательного присутствия. Он познал, что его ум имеет пространственную природу. Теперь, чтобы он ни переживал, он не цепляется за переживания, а находится в основе всех переживаний – осознанности «Я», подобной пространству.
Постигнув Истинную Природу «Я», он не отождествляется больше ни с внешними, ни с внутренними переживаниями. Переживания не связывают больше его, они подобны кругам на воде или снежинкам, которые падают в океан.
Различные связи, ситуации, ощущения, мысли теперь видятся чем-то единым, слитным, неотделимым от своей Фундаментальной Основы – пространства.
Практика отсечения привязанностей, ценностей, надежд и страхов, самоотверженное служение, самоотдача другим и Учителю или божеству ведет к расширению «я» за пределы узких границ эго и интеллекта и обнажению пространства.
Основная практика для развития элемента пространства – созерцание в шамбхави-мудре.