http://axramov82.livejournal.com/32679.html
Довольно интересная кртическая статья о Бхагават-Гите, которая ставит ее возникновение в исторический контекст анти-буддистской контрреволюции Шунги (2 век до нашей эры), и имевших место в этот период гонений на буддизм, приведших к фактическому искоренению этой религии в Индии. (Перевод, правда, слегка коряв).
Господство буддизма в Индии в эпоху правления Маурьев (особенно, в царствование Ашоки) с одной стороны поставило под сомнение кастовое деление, а с другой стороны привнесло в индийское общество новые идеи, такие, как концепция ахимсы.
Бхагават-Гита была написана гораздо позже распространения буддизма, что видно из упоминаний в Махабхарате буддийских ступ, а также из того, что ее упоминания нет в более ранних буддистских и джайнистских текстах.
Целью ее написания, таким образом, было восстановление авторитета кастовой системы, на которой базировалось господство брахманов и кшатриев, а также атака на принцип ненасилия - знаменитый диалог Арджуны и Кришны, оправдывающий войну и убийство людей.
Кришна убеждает Арджуну в том, что убийством своих любимых он разрушает только их тела, но не их душу, что душа бессмертна, и убивая их физически, он помогает им воссоединиться с первоначальной душой Вселенной, поэтому ему не следует сожалеть об этом. Отсюда, насилие имеет просто физическую природу, а в духовном смысле здесь нет никакого насилия.
Это чем-то напоминает диалог Лазарева с модераторами о письме маньяка, тот же гностицистский посыл - что, мол, главное это то, что в душе, любовь, изменения, чтение полезных книжек СНЛ, а на вероятность реального убийства можно закрыть глаза.
Интересно, что из восточных учений Лазареву оказались ближе индуизм и Гита, с ее кастовостью и оправданием войны, нежели более мирный буддизм.