Аюрведа

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Индуизм

#1 tatpit » Вт, 6 апреля 2010, 1:47

Кто знаком,кто практикует? Мнение :smile:http://www.ayurvedaplus.ru/-АЮРВЕДА

Мудры Пальцев
http://www.117.mhost.ru/books/mudras.rar :grin:
Тут тоже есть кое -что Мудра
Сергей Крутов "Йога пальцев:Исцеляющие и лечебные мудры"
Спойлер
В книге представлены фотографии нормального качества почти 200 мудр. Дано объяснение выполнения каждой мудры.Описание каждой мудры и фотографии дополняет информация о визуализации при её выполнении и аффирмации/звуковой код/
http://happy777.ifolder.ru/10440433
http://depositfiles.com/files/z7nmvw4sk
Аюрведа - искусство жизни :smile:

http://mirknig.com/knigi/zdorovie/1181214543-aromaterapiya-s-pozicii-ayurvedy.html -Ароматерапия с позиции Аюрведы
http://www.ayurvedasib.ru/biblioteka-2/biblioteka/ -библиотека :smile:
Пракрити-Викрити
http://www.ayurveda-land.ru/astrolog.htm
http://astrovedic.ucoz.ru/forum/17-7-1 :smile:
Аюрведа - Берт Маковер _ Психика :smile:
http://s1.docme.ru/store/data/000001498.pdf?key=fe9355975b6e313647045d2d00712f28&r=1 - 1 часть
http://s1.docme.ru/store/data/000001499.pdf?key=ed6e4180d7be2b7b1679c5af1a4daede&r=1 - 2 часть
http://s1.docme.ru/store/data/000001500.pdf?key=ee51638467791013220980d137e36908&r=1 - 3 часть
Последний раз редактировалось tatpit Сб, 26 марта 2011, 8:37, всего редактировалось 13 раз(а).
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев


#1861 tatpit » Пт, 3 декабря 2010, 20:14

Ага :smile: А вообще, переедание - это не только слабая душа, но и весьма нехилая гордыня :wink:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев

#1862 Svastha » Пт, 3 декабря 2010, 20:18

Хочу поделиться своими ощущениями от неочищенного тростникового сахара. Цвет - коричневый, скорее темный. Запах - яркий, ударяет в нос, чуть цветочный, немного кислый. На вкус - сладкий. По структуре тяжелый, мокроватый, слипается так, что пальцами можно разделить на писчинки.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1863 Svastha » Пт, 3 декабря 2010, 20:21

tatpit писал(а):Ага :smile: А вообще, переедание - это не только слабая душа, но и весьма нехилая гордыня :wink:

А еще и дурацкая иллюзия: ешь, деточка, ешь,не обижай хозяюшку; хай живот лопнет, а Божий дар не остается.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1864 tatpit » Пт, 3 декабря 2010, 20:25

Svastha писал(а):А еще и дурацкая иллюзия: ешь, деточка, ешь,не обижай хозяюшку; хай живот лопнет, а Божий дар не остается.
Именно...прививают с детства. Лазарев частенько упоминал эту свою проблему :smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев

#1865 Ле » Пт, 3 декабря 2010, 22:18

tatpit писал(а):Употребление в течение 1-2 месяцев чая из корней подсолнуха помогает вывести из организма большое количество солей.
:yes: Мой папа делал, очень доволен, только долго.
Ле
Откуда: Украина
Сообщения: 967
Темы: 1
С нами: 17 лет

#1866 Ле » Пт, 3 декабря 2010, 22:25

Svastha писал(а):У меня предложение: делиться тем, что уже сам освоил.
Svastha, ведь действительно все очень индивидуально, да и далеко не все, что освоил, вот так запросто распишешь и будет всем счастье. :smile:
Ле
Откуда: Украина
Сообщения: 967
Темы: 1
С нами: 17 лет

#1867 tatpit » Сб, 4 декабря 2010, 0:05

Нуу, воот...нашлись довольные результатами :grin:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев

#1868 Helenka » Сб, 4 декабря 2010, 1:24

Svastha писал(а):А я применяла. И ничего хорошего сказать не могу.

сама не применяла, но слышала и негативные отзывы о квасах Болотова.
Мне кажется, что если чел Питта будет интенсивно пить квасы, есть жмыхи и соления, то может и проблемы нажить. Вот чем хороша Аюрведа, что имеет личностный подход.
Пусть радостей будет
Не много, не мало – в меру,
Моя весна...
Helenka
Аватара
Сообщения: 13159
Темы: 24
С нами: 15 лет 9 месяцев

#1869 Helenka » Сб, 4 декабря 2010, 1:26

Svastha писал(а):Хочу поделиться своими ощущениями от неочищенного тростникового сахара.

я только такой и покупаю :smile:
Сахар использую только в выпечку, так его не ем. Так коричневый мне кажется более сладкий. Кладу его меньше всегда, чем белого бы.
Пусть радостей будет
Не много, не мало – в меру,
Моя весна...
Helenka
Аватара
Сообщения: 13159
Темы: 24
С нами: 15 лет 9 месяцев

#1870 Svastha » Вс, 5 декабря 2010, 10:37

Ле
Согласна. Только я то сделала это предложение не спроста после темы Болотова. Дело в том, что мне тоже сначала понравились его книги и советы. И я стала их применять. Результат минусовый, поэтому начала искать у кого же плюсовый. Каково же было мое удивление, когда нашла аж дважды минусовый. Вот в аюрведе с ее основой 5 большими элементами (махабхутами), гунами (влиянием из вне), на все можно найти объяснение. При этом описать свою дошу (состояние на данный момент и фундамент-конституцию), чтобы читающие поняли подходит им или нет.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1871 Svastha » Вс, 5 декабря 2010, 10:49

Ле писал(а):
tatpit писал(а):Употребление в течение 1-2 месяцев чая из корней подсолнуха помогает вывести из организма большое количество солей.
:yes: Мой папа делал, очень доволен, только долго.

Не могли бы Вы более подробно рассказать как он это применял? Корни подсолнуха он сам сушил или покупал? Пил чай до еды, во время еды, после еды? Какого вкуса получается чай? Чай пил с сахаром, медом, вареньем или просто так? Надо будет посмотреть в старом лечебнике есть ли там этот рецепт. Объясню почему.
Вспоминаю, что когда мои детки росли, детский врач советовала при насморке греть носик солью. Почему именно солью объяснить не могла. Или при кашле применять жженый сахар. На работе одной коллеге это посоветовали, так ребенок стал кашлять еще сильнее. И мы были в недоумении почему? А все дело в характере кашля, о чем мы коллегу не спросили, давая ей совет. И сами стали анализировать что было у нас, что у нее. А ведь эти знания уже давно есть.
Или вот пример. Врачи радуются, когда бухающий жесткий кашель становится мягким, с мокротой.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1872 Svastha » Вс, 5 декабря 2010, 11:01

Helenka
У нас коричневый сахар только-только появился. Он в несколько раз дороже белого и много дороде светло-коричневого. А еще есть отдельный сахар для варенья. Так на пачках и написано: для варенья.
Раньше у нас производился сахар из сахарной свеклы и употреблялся всюду. Но, согласно директивам ЕС нам, неразрешено производит сахар. И, как говорил профессор Преображенский, вы знаете что они там плеснули в эту самую 30-тиградусную водку? Да и вообще-то водка должна быть только 45-тиградусной.
Вот так и я сейчас разбираюсь что нам плескают :cry:
Есть еще сахар тростниковый демерара. Он не такой мокрый и по цвету светлое какао. Запахом таким ярким, как коричневый, не обладает.
Так какой из них настоящий? Какой наиболее употребимым для человеческого тела?
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1873 Svastha » Вс, 5 декабря 2010, 11:12

Helenka писал(а):
Steel1 писал(а):1 чл имбиря
пол чл гвоздики
пол чл черного перца

термоядерная смесь, ну для меня так точно :grin:
А если черный перец заменить душистым, и порошок имбиря заменить корнем и гвоздики гвоздик или 2 растереть.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1874 Ле » Вс, 5 декабря 2010, 13:08

Svastha писал(а):Только я то сделала это предложение не спроста после темы Болотова. Дело в том, что мне тоже сначала понравились его книги и советы. И я стала их применять. Результат минусовый, поэтому начала искать у кого же плюсовый. Каково же было мое удивление, когда нашла аж дважды минусовый. Вот в аюрведе с ее основой 5 большими элементами (махабхутами), гунами (влиянием из вне), на все можно найти объяснение. При этом описать свою дошу (состояние на данный момент и фундамент-конституцию), чтобы читающие поняли подходит им или нет.
Svastha, Болотова читала раньше и по ощущениям, мне бы там многое подошло, правда пока надобности проверять не было. Дело в том, что сейчас доступно множество методик, авторов, рецептов, а индивидуальные особенности при этом не учитываются, совсем не все тебе может помочь да и при самостоятельном применении или с врачом но без достаточного внимания к динамике развития процесса могут быть отрицательные результаты. И с аюрведой не все так просто, это Ваша душа к ней лежит, это Ваше, вот и получается с ее помощью лучше. А не так давно у Неленки был случай с трифалой и то по совету доктора. :dont_knou:
И свои казусы по поводу казалось бы безобидных советов как-то тут в теме описывала.
Нюансов при самостоятельном лечении может быть множество, поэтому я думаю, что браться за него можно, если чувствуешь в себе внутренние силы и ответственность и отдаешь себе отчет, что принимая чьи-то советы, прочувствовать результат придется на собственной шкуре.
Svastha писал(а):Не могли бы Вы более подробно рассказать как он это применял? Корни подсолнуха он сам сушил или покупал?
Я попозже перезвоню уточню, тогда расскажу. :smile:
Точно знаю только то, что травы все у нас в большом городе покупные.
Ле
Откуда: Украина
Сообщения: 967
Темы: 1
С нами: 17 лет

#1875 Svastha » Вс, 5 декабря 2010, 13:48

Ле
Буду искать Ваши казусы. Именно благодаря казусам есть возможность дойти до сути.
Я сама несколько раз проходила по подобным камушкам.Один доктор аюрведы так и сказал, что Вы столько знаете сама, что я Вам не помощник. Да только доктор не пытался учесть более глубокие кармические слои. А пришла к аюрведе для того, чтобы понять. Многие врачи говорили обо мне: интересная. То есть в противовес их диагнозам я выздоравливала сама. Дело дошло до того, что меня объявили экстрасенсом. А даже мой внук говорит: экстрасенсы это - люди, способности которых пока не знают как объяснить.
Поэтому буду искать в теме казусы, личный опыт как удачный, так и неудачный.
Сва - "Я", Стха - укорененный (санскрита). СвастхА - быть укорененным в каждом "Я": телесном, ментальном, духовном, постоянно находиться в потоке любви
Svastha F
Откуда: ищущая
Сообщения: 3566
Темы: 30
С нами: 16 лет 11 месяцев
О себе: бессмертная душа

#1876 Helenka » Вс, 5 декабря 2010, 13:51

Svastha писал(а):Есть еще сахар тростниковый демерара. Он не такой мокрый и по цвету светлое какао. Запахом таким ярким, как коричневый, не обладает.

я покупала разный тростниковый, по вкусу мне он почти весь одинаков :smile: Хватает мне его надолго, так как сахар только в выпечку используется и ложится почти вдовое меньше,чем белого.
Пусть радостей будет
Не много, не мало – в меру,
Моя весна...
Helenka
Аватара
Сообщения: 13159
Темы: 24
С нами: 15 лет 9 месяцев

#1877 Ле » Вс, 5 декабря 2010, 20:10

Svastha, :? искать там наверное долго получится, я перескажу коротко. Правда, они не аюрведы касаются, а уже моей любимой гомеопатии. Советовала как-то лекарство от простуды, аптечного изготовления, все расписала от и до, а на другой день вижу на столе упаковку - название то же, только это уже алопатическое лекарство с совершенно другим составом и дозировкой и если пытаться его применять в таких же дозировках, как я сказала. :wacko: Спасло положение только то, что количества нужного в упаковке не оказалось, а то и не знаю, что было бы. Так что с советами поосторожнее, кроме того, что можно ошибиться или эти препараты могут не подойти, так еще не так понять могут. Сама по крайней мере стараюсь если берусь за какой случай, то очень желательно вживую а не по интернету и внимательно смотреть в динамике.
А я больше занимаюсь гомеопатией и фитотерапией, аюрведой интересуюсь, но здесь знаю гораздо меньше.
А с врачами соглашаюсь, киваю, беру больничный, говорю, что очень помогает, а дальше уже сама. :smile:
Svastha писал(а):Не могли бы Вы более подробно рассказать как он это применял?
:smile: Расспросила. Готовил по рецепту, ничего не добавляя без сахара, меда и др., пил после еды, не сразу, через часик. Это было давно уже, сейчас периодически при необходимости курсы повторяются.
Ле
Откуда: Украина
Сообщения: 967
Темы: 1
С нами: 17 лет

#1878 Ле » Вс, 5 декабря 2010, 20:33

Svastha писал(а):Именно благодаря казусам есть возможность дойти до сути.
У меня получается, что каждый случай нужно смотреть отдельно, а нюансов возникает множество, и вроде бы по теории должно бы быть так то и так то, а на практике - совсем другой препарат дает результаты.
Ле
Откуда: Украина
Сообщения: 967
Темы: 1
С нами: 17 лет

#1879 tatpit » Вс, 5 декабря 2010, 21:56

Кампавата — болезнь Паркинсона

Спойлер
Болезнь Паркинсона, в Аюрведе известная как Кампавата (कम्पवात), это неврологическое расстройство поражающее 1% населения старше 65 лет и является четвертым по частоте встречаемости нервным дегенеративным недугом пожилых людей. Поскольку это состояние чаще встречается в городах индустриальных стран, некоторые исследователи полагают, что основным фактором возникновения этой болезни является загрязнение окружающей среды. Однако еще до тотальной индустриализации болезнь существовала. Гален первым описал это состояние, назвав его «трясущий паралич». В 1817 году Джеймс Паркинсон опубликовал очень детальное описание болезни и, с того времени, ее называют именем этого врача.

Прямые описания данной болезни в древних медицинских писаниях редки и разбросаны. Однако в современной аюрведической литературе она подробно описана и известна под несколькими названиями:

* Кампавата – тремор, вызванный ватадошей
* Вепатху – дрожь
* Превепана – сильная дрожь
* Ширакампа – тремор головы
* Спанда – дрожание, трепет
* Кампана — тремор

Наиболее часто встречается название – Кампавата.
Этиология с точки зрения Аюрведы – нидана и сампрапти

Когда мы стареем, апана вайу накапливается (санчайа) и затем может приходить в избыток (пракопа). Когда вдобавок к этому человек ведет образ жизни, увеличивающий ватадошу, и имеет подобные конституциональные тенденции, вата может перейти в стадию разлития (прасара) и распространится через системы циркуляции в теле. В частности вйана вайу поражает раса дхату. Мембраны нервных и других клеток становятся сухими. Симптомы вата расстройств возрастают. Вата может переместиться (стхана самшрайа) и в другие ослабленные ткани.

В случае кампаваты мы имеем состояние, когда вата (прана, самана и вйана) поражает маджджа дхату (нервную ткань — в данном контексте) из которой собственно и состоит мастишка (ЦНС) и возникает дискоординация и тремор. Также вйана проникает в мамса дхату (мышечную ткань), вызывая ригидность мышц. Прана кшайа (уменьшение праны) в мановаха шротах (каналах умственной деятельности) вызывает вишада (депрессивные состояния).

Капха уменьшается в маджджа дхату, за счет иссушающего действия ваты на клеточные мембраны, что создает еще большее открытое пространство для ее дальнейшего увеличения. С уменьшением капхи начинает возрастать и питта. Из-за своего горячего воздействия она еще больше подсушивает и «поджаривает» клеточные структуры мастишка, усугубляя течение болезни. Поэтому наиболее подвержены данной патологии люди вата и питта типа. Личности же с природой капха наиболее защищены.
Современный взгляд

Современная медицина считает, что причиной возникновения болезни Паркинсона является потеря функции особых клеток мозга, ответственных за выработку нейромедиатора дофамина. Причины потери этой функции неизвестны. Известно лишь, что болезнь может возникнуть вследствие многих причин, воздействующих на подкорковые ганглии: первичная недостаточность энзимных структур каудатонигрального комплекса, интоксикации, в том числе лекарственные (нейролептики, резерпин, допегит), энцефалиты, черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга. В настоящее время в большинстве случаев встречается идиопатическая форма (болезнь Паркинсона) и лекарственный паркинсонизм. Отмечается уменьшение содержания катехоламинов в хвостатом ядре и черной субстанции среднего мозга, приводящее к дисфункции экстрапирамидной системы.
Симптомы и течение (Рупа и лакшана)

Клиническая картина включает триаду симптомов: акинезия, ригидность и тремор мышц. Этому сопутствуют нарушение походки, вегетативные расстройства, боль. Идиопатическая форма болезни возникает обычно после 50 лет и начинается либо с дрожания руки, либо с парциальной или общей скованности. Постепенно тремор и акинезия генерализуются, появляется ригидность мускулатуры с постепенным повышением тонуса в конечности при повторных пассивных движениях и толчкоообразной гипертонией (феномен зубчатого колеса). Изменяется поза и походка: больной все больше сутулится, ходит мелкими шагами, исчезают содружественные движения рук при ходьбе (ахейрокинез). Оскудевает мимика больных; урежается мигание, лицо становится маскообразным. Характерны парадоксальные кинезии: больной, не способный самостоятельно ходить, легко взбегает по лестнице, может танцевать, кататься на лыжах. У некоторых больных наблюдается пропульсия: медленное передвижение внезапно сменяется быстрым бегом, который больной не в силах преодолеть, пока не упадет или не встретит препятствие. Отмечается сальность кожи лица, гиперсаливация. Нередко нарушается мочеиспускание. В определенной степени оскудевает и душевная жизнь больных, постепенно развивается слабоумие. Сила мышц нормальная, рефлекторная и сенсорная сфера не страдает. Болезнь, как правило, прогрессирует, но темп нарастания двигательных расстройств весьма различен. В тяжелых случаях или в поздней стадии заболевания больной почти полностью обездвижен и не может встать с кровати даже с посторонней помощью
Современные методы лечения

Во всех случаях паркинсонизма ведущее место занимает заместительная терапия (L-ДОФА). Поскольку L-ДОФА подвергается в русле системного кровотока интенсивному декарбоксилированию, в настоящее время используются только препараты, в которых L-ДОФА соединена с ингибиторами декарбоксилазы, что позволяет значительно уменьшить дозу L-ДОФА. Среди побочных эффектов — нередко рвота, дискинезии. Наряду с L -ДОФА назначают центральные холинолитики (циклодол и его аналоги), а также мидантан, парлодел или амитриптилин. Однако через 7—8 лет действие L-ДОФА и ее аналогов «изнашивается», эффект приема заместительных препаратов прекращается, и тогда обнаруживается, что за время «лечения» болезнь далеко продвинулась вперед. Также многие эксперты в данной области отмечают, что раннее назначение данного лекарства усиливает прогрессирование болезни в целом, и рекомендуют его назначение только в поздних стадиях заболевания.
Аюрведическое лечение (чикитса)

Аюрведическое лечение болезни Паркинсона базируется на стандартном лечении вата расстройств. Процедуры панчакармы, в частности снехана (промасливание) и сведана (прогревание) – основа лечения. Промасливание производится путем снехапаны (питья масла), а также с помощью абхйанги (масляного массажа) и басти (клизм). Естественно, что для усвоения масла нужен сильный джатарагни (метаболический огонь), поэтому средства разжигающие огонь пищеварения (дипана) назначаются до начала приема масла внутрь и масляных процедур. Лекарственные масла, содержащие ашвагандху (Withania somnifera) и бала (Sida cordifolia), наиболее часто используется в лечении из-за их способности успокаивать вату, усиливать оджас (тонкую форму капха-доши), регенерировать и питать нервную ткань. Процедуры широдхара (проливание лекарственных масел в область «третьего глаза»), сарвангадхары (струйный масляный массаж всего тела), карнапурны (наполнение ушных проходов маслом), нетратарпаны (масляные ванны на глаза) и насйи (введение лекарственных масел через нос) широко применяются для лечения паркинсонизма.

Растение атмагупта (Mucuna Pruriens), также известное как каппикачху наиболее часто используется в Аюрведе для лечения кампаваты. Современные исследования и клинические испытания данного растения (Университет Иллинойса, США; Гренингенский Университет, Голландия) показали, что оно содержит леводопамин в своих семенах и очень эффективно для лечения болезни Паркинсона.

Но Аюрведа, являясь холистической наукой, выходит за рамки симптоматического лечения. Дело в том, что атмагупта способна успокоить вату в целом в месте ее изначальной локализации – толстом кишечнике. А также вывести избыток вата из раса- и маджджа дхату, восстановив повреждения данных тканей. Расстройства апана вайу лечатся с помощью увлажняющих послабляющих средств, таких как ума (семя льна — Linum Usitatissimum), исабгол (оболочки семян блошного подорожника — Plantago Psyllium). Применяется также традиционная формула под названием трипхала (три плода — Terminalia chebula — миробалан хебула; Terminalia belerica — миробалан белерический; Embelica officinalis — миробалан эмбелический). Вывести избытки вйана вайу из раса дхату позволяет яштимадху (солодковый корень — Glycyrrhiza Glabra). Вывести избыток праны из маджджа дхату можно с помощью атмагупты при поддержке ашвагандхи (Withania Somnifera). Если вата повредила мамса дхату (мышцы), вызывая ригидность, применяются джатаманси (нард индийский, корень — Nardostachys Jatamansi) и шанкхапушпи (вьюнок пальчатый, трава — Canscora Dicussata). Если повреждены мановаха шроты и присутствует депрессия, применяется брахми (готу кола — Hydrocotyle Asiatica). Все эти растения могут быть собраны в сбор или использоваться отдельно.

Диета и образ жизни, усмиряющий вату, а также ежедневный масляный массаж или самомассаж — существенная часть лечения кампаваты. Поддержка, тепло и вдохновение от близких людей помогают достичь успеха. Практика йогасаны и медитация – краеугольные камни всех холистических программ Аюрведы, помогают культивировать саттву в уме (благость, добродетель, знание, покой и умиротворение) и учит пациента управлять своими внутренними энергиями.

Если питта вторично возбуждена ватой, то лечение и образ жизни должны строится так, чтобы не перегревать ум и тело. Брахми (готу кола — Hydrocotyle Asiatica) прохладна, тонизирует ум и нервную систему. Это растение является очень существенным в лечении паркинсонизма, особенно если присутствует расстройство садхака питты (гнев, чрезмерная критичность, ревность). Другое хорошее растение при подобных состояниях – гудучи (тиноспора сердцелистная — Tinospora Cordifolia) – превосходная горечь, нервный тоник и питта расаяна.

Из препаратов расашастры (аюрведической алхимии) применяют зольные препараты меди (тамра бхасма) и медного колчедана (сварна макшик бхасма), обладающих свойствами снимать судороги и тремор, успокаивать вата дошу и регенерировать нервную ткань. Однако при вторичных избытках питты надо быть очень осторожным с зольной медью.

Наряду с применением аюрведических лекарственных формул полноценное лечение требует правильного режима жизнедеятельности, который успокаивает викрити (дисбаланс) и способствует поддержанию пракрити (гармонии и баланса всех внутренних и внешних составляющих жизни человека).
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев

#1880 tatpit » Вс, 5 декабря 2010, 22:07

Агни — огонь жизни

Спойлер
Концепция Агни (अग्नि) занимает важное место в ведической науке о здоровье. В Бхагавад Гите ясно сказано, что энергия и сияние Солнца — есть проявление энергии и сияния Бога. (БГ 15.12). Солнце — представитель Бога. Представляя же энергию Солнца в теле живых организмов, Агни в свою очередь инициирует и осуществляет все метаболические процессы. Он проявляет свое действие как энзимы и кислоты, расщепляющие пищу на составляющие в желудке и кишечнике, а также как способность усвоить и трансформировать питательные вещества на тканевом и клеточном уровне. Кроме того, Агни является частью иммунитета, разрушая болезнетворные микроорганизмы и переваривая токсины. Согласно Тарка Санграхе огонь представлен в четырех основных формах:

* Дивйа – божественный небесный огонь. Проявляет себя через Солнце.
* Бхаума – земной огонь. Он проявлен в недрах Земли.
* Аударйа – животный огонь. Проявляет себя внутри живых организмов.
* Акараджа – минеральный огонь. Проявляет себя в минералах и металлах.

Во всех своих формах огонь выполняет одинаковые функции, основные из которых следующие:

* Пака – трансформация, горение, варение.
* Ушма – жар, расширение.
* Рага – окрашивание, особенно в красный цвет.
* Оджас-теджас – сила и отвага.
* Медха – разум.

Трайодашагни – тринадцать огней. Локализация и функции

Аударйагни, присутствующий внутри тела человека также известен и под другими именами, а именно – вайшванара, кайагни, джатарагни, коштхагни и пачакагни. В Бхагавад Гите Господь утверждает, что именно Он становится вайшванарой — огнем пищеварения и четыре вида вида пищи перевариваются только с Его помощью и по Его воле (БГ 15.14). Этот огонь является основным и представлен в виде жидкости, которую в Аюрведе называют Питта. Чарака, ссылаясь на Маричи, утверждает что «в теле нет Агни без Питты, Питта и есть Агни» (ЧС Су.12.11). Давайте разберем это подробнее. Коштхагни Коштхагни является основой и прародителем остальных видов Агни. Он находится между амашайа (желудок) и паквашайа (толстый кишечник). Его функция – пищеварение, отделение питательной части пищи от отходов и обеспечение собственной энергией всех двенадцати остальных огней. (АХС Су.12.10-12)
Бхутагни

Бхутагни – пять огней первоэлеметов. Они являются частями Коштхагни, ответственными за усвоение определенных первоэлементов и известны как партхивагни (огонь земли), апйагни (огонь воды), тайджасагни (огонь огня), вайавйагни (огонь воздуха) и набхасагни (огонь пространства). Они берут свою силу непосредственно от Коштхагни и помогают в расщеплении и усвоении пищи, особенно той пищи, которая идентична их природе. Например, партхивагни помогает при расщеплении и усвоении пищи, преимущественно состоящей из элемента земли и т.д. (АХС Су.12.10-12)
Дхатвагни

Дхатвагни – семь агни, локализующихся в тканях тела. Они называются соответственно той ткани, в которой они представлены (АХС Су.11.34). Расагни – в хилусе, рактагни – в красной крови, мамсагни – в мышцах, медагни – в жире, астхйагни – в костях, маджджагни – в костном мозге и шукрагни – в семени. Каждый из них имеет специфические функции и элементный состав и каждый находится только в своей ткани (дхату вишишта). Каждый дхатвагни занимается усвоением тех питательных веществ циркулирующих в расадхату, которые необходимы именно для той ткани, которую он представляет и неспособен усваивать другие вещества, предназначенные для других дхату. Дхатвагни также берут свою силу от Коштхагни и поэтому иерархически зависят от него. Если Коштхагни сбалансирован – дхатвагни сбалансированы. Если Коштхагни слаб – дхатвагни слабы. Если Коштхагни чрезмерно активен – дхатвагни чрезмерно активны. Вагбхатта говорит, ссылаясь на Атрею (АХС Ша.3.49), что доши и мала также имеют свои собственные агни, получают силу и также полностью зависят от Коштхагни.
Коштхагни вйапара – функции огня пищеварения

Правильно переваренная с помощью Коштхагни пища делится на две субстанции – сарабхага или ахарараса (питательная часть пищи) и киттабхага (отходы). Ахарараса претерпевает дальнейшие метаморфозы, будучи подвержена действию бхутагни, превращаясь в расадхату – первую ткань тела. Эта совместная деятельность Коштхагни и бхутагни называется ахарапака – пищеварение. Расадхату циркулирует по всему телу и содержит питательные вещества, полученные из пищи, предназначенные для питания остальных дхату (тканей тела).
Значимость Агни

Чарака утверждает (ЧС Чи.15.3-4) что бала (сила), варна (цвет), свастхйа (здоровье), утсаха (энтузиазм), упачайа (развитие тела), прабха (комплекция), оджас (иммунитет), теджас (отвага), вайа (возраст) и даже айу (жизнь) зависит от Агни и его функций. Пища, которая питает ткани, может быть усвоена ими только после того, как она будет переварена с помощью Агни. Баланс и здоровое состояние дош, дхату и мала поддерживаются Агни присутствующим в каждом из них.
Агнисамйа и агнивайшамйа

Когда все Агни находятся в правильном количестве (прамана), качестве (гуна) и правильно функционируют (карма) – это называется Агнисамйа – сбалансированный огонь. В то время как вриддхи (увеличение) или кшайа (уменьшение) в этих трех аспектах называтся Агнивайшамйа – дисбаланс огня. Он рождает болезни.
Четыре состояния Агни

* Самагни – нормальный, сбалансированный огонь. Переваривает пищу в урочное время без причинения каких-либо проблем телу. Он поддерживает здоровье и является идеальным. Обычно мы можем найти его у личностей самсарга пракрити (двудошных) или саммишра пракрити (трехдошных).

* Вишамагни – переменчивый огонь. Такой огонь имеет изменчивую природу. Иногда пища переваривается очень хорошо и быстро, иногда плохо и медленно, вызывая образование газов, боли и спазмы в области живота, запоры. Обычно мы найдем его у людей Вата пракрити, либо у тех, кто подвержен ватакара ахара-вихара (образу жизни, ведущему к увеличению Ватадоши). Такой огонь рождает болезни по типу Вата.

* Тикшнагни – интенсивный, гиперактивный огонь. Переваривает большие количества пищи ранее предписанного времени. Вызывает изжоги, кислую отрыжку, жажду, ощущение жара. Обычно мы можем наблюдать его у личностей Питта пракрити, либо у тех, кто подвержен питтакара ахара-вихара (образу жизни, ведущему к увеличению Питтадоши). Такой огонь рождает болезни по типу Питта.

* Мандагни – слабый, пассивный огонь. Не переваривает даже малые количества пищи в предписанное время. Вызывает тяжесть в животе, застой пищи, трудности с дыханием и прочие расстройства. Обычно мы можем наблюдать его у личностей Капха пракрити, либо у тех, кто подвержен капхакара ахара-вихара (образу жизни, ведущему к увеличению Капхадоши). Такой огонь рождает болезни по типу Капха.

Исключая самагни, который считается пракрита – гармоничным и физиологичным, остальные виды огня считаются викрита – патологическими и ведут к болезням. Количество болезней, рожденных мандагни гораздо больше, чем тех, причиной которых являются вишамагни и тикшнагни. Поэтому в Аюрведе есть категоричное утверждение, что «все болезни возникают из-за мандагни» (АХС Ни.12.1).
Последствия Агнивайшамйа

Когда огонь принимает любую из трех патологических форм, пищеварение не может быть правильным. При мандагни пища становится апака (недостаточно переваренной или непереваренной вовсе). При тикшнагни пища становится дагдхапака («перегоревшей, обугленной»). При вишамагни – паквапаква (смесь переваренной и непереваренной пищи)( АХС Су.13.25). Все эти виды неправильно переваренной пищи называются ама, которая всасывается через кишечную стенку и попадает в расадхату (хилус). Особенно большое количество амы образуется при мандагни. Расадхату – первая циркулирующая ткань – образуется после завершения процесса пищеварения и усвоения питательных веществ. Когда Коштхагни находится в состоянии равновесия образуется здоровая чистая расадхату. Когда же он становится патологическим, это вызывает продуцирование амы и всасывание ее в расадхату. Такая расадхату называется самараса – хилус смешанный с амой. Этот процесс приводит к изменению количества (прамана) и качества (гуна) расадхату и часто называется расавриддхи. Характерные признаки пракрита- и самарасадхату могут быть изложены следующим образом:
Пракрита расадхату

* Аччха – чистая, прозрачная
* Тану – жидкая
* Снигдха – маслянистая
* Ниргандха – без запаха
* Сукшма – способна проникнуть сквозь клеточные поры и мельчайшие каналы

Сама расадхату

* Авила — мутная
* Стйана – густая
* Баху пиччхила – очень липкая
* Дургандха – дурно пахнет
* Бахала – неспособна проникнуть сквозь клеточные поры и мельчайшие каналы
* Тантумат – имеет внутри себя нити и хлопья

Так как доши также присутствуют в расадхату они также смешиваются с амой и становятся самадошами – дошами смешанными с амой. Самадоши входя в дхату (ткани) и мала (нечистоты) накапливаются в них, производя патологические изменения. Такие дхату и мала, в которых отложилась ама называются самадушйа. Все выше перечисленные процессы ведут к множеству болезней, общее название которых самарога – болезни, главным этиологическим фактором которых является накопление амы (АХС Су.13.27) Когда самарасадхату циркулирует в теле, это вызывает специфические признаки, такие как – шротородха (обструкция каналов и клеточных пор), бала бхрамша (бессилие и иммунодефицит), гаурава (чувство тяжести), аниламудхата (подавление активности ватадоши), аласйа (лень, апатия), апакти (несварение и плохое усвоение питательных веществ), ништхива (гиперсаливация), маласанга (накопление нечистот в теле), аручи (анорексия) и клама (усталость). (АХС Су.13.23-24)
Cимптомы самадоша

Мадхава Нидана перечисляет симптомы самадоша:
Самавата лакшана

* Вибандха – запоры
* Агнисада – низкая активность пищеварения
* Антракуджана – бурление в кишечнике
* Ангашула – боли в различных частях тела
* Шотха – отеки, припухлости
* Нистода – боли одновременно возникающие в различных частях тела
* Боли усиливающиеся при лечении маслом, от прямых солнечных лучей, при пасмурной погоде и ночью

Самапитта лакшана

* Амлика – кислая отрыжка
* Кантхахриддаха – жжение в горле и за грудиной, изжога
* Выход дурнопахнущей, сине-зеленой, кислой и тяжелой питты при процедурах вамана (рвоты) и виречана (послаблении)

Самакапха лакшана

* Авила – грязная, мутная
* Тантула – с хлопьями и нитями
* Стйана – густая, коагулированная
* Дургандха – дурно пахнущая капха
* Накопление ее в горле, ведущее к обструкции отрыжки и потере чувства голода

Когда ама смешивается с дошами, последние увеличиваются в количестве и качествах.
Ама – причина болезней

Самараса, циркулируя по собственным каналам (расаваха шрота), таким как дхамани (артерии), шира (вены), ласикавахини (лимфатические сосуды) и по дхату сукшма шрота (тканевые каналы и клеточные поры), становится неспособной проходить сквозь тонкие каналы и поры, вызывая обструкции (родха) или засорение внутренних стенок сосудов (упалепа), препятствуя нормальному течению телесных жидкостей. Эти патологические изменения в каналах называются шрото вайгунйа и возникают они из-за накопления амы. Самараса, будучи густой и липкой, неспособна проникнуть внутрь дхату параману (клеток, составляющих ткани), накапливается в межклеточном пространстве и ведет к дхату вриддхи (увеличению объема ткани). И шрото вайгунйа и дхату вриддхи происходят главным образом из-за накопления амы, являются патологическими состояниями и ведут к множеству болезней. Дхатвагни — норма и патология Как было сказано выше, каждая ткань имеет собственный Агни, ответственный за питание и поддержку данной ткани. Его функции это пака (тканевой метаболизм), сара-китта вивека (разделение питательных веществ от отходов), упачайа (нормальное развитие ткани), бала (сила и способность сопротивляться патологическому фактору). Поэтому говорится, что здоровье или болезнь ткани зависит от дхатвагни (ЧС.Чи.8.39). Дхатвагни, как уже говорилось, получают силу и поддержку от Коштхагни и полностью зависимы от него. Слабость Коштхагни (мандагни) ведет к появлению амы и слабости дхатвагни. Слабость дхатвагни ведет к появлению и накоплению амы в тканях и дает начало дхату вриддхи. С другой стороны, если Коштхагни чрезмерно активен (тикшнагни), дхатвагни тоже чрезмерно активны. Они, утилизируя лишь малое, недостаточное количество питательных веществ, начинают разрушать собственную ткань и ведут к дхатукшайа (тканевой дистрофии). Оба этих состояния являются патологическими. (АХС Су.11.34)
Теджас – огонь ума

На уровне ума Агни проявлен как Теджас, и иерархически зависим от него. Теджас — тонкая форма Агни и проявление Бога. Господь открывает эту тайну в Бхагавад Гите, говоря, что в Агни — Он Теджас (БГ 7.9) Если человек находится под преимущественным влиянием Саттвы (благости и доброты) — Господь доволен им, а значит огонь его ума чист и проявляет себя как способность различать то, что благоприятно для достижения духовного и материального счастья, а что нет; как способность к анализу, вычленению и усвоению позитивной информации; как возможность игнорирования негативных влияний, а так же, как сила убеждения. Разум такого человека устойчив. Он не совершает прагйапарадхи – неразумных действий телом, речью и умом, приводящих к страданиям, его органы чувств контактируют только с полноценными и достойными объектами, энергия времени воспринимается правильно. Телесные доши находятся в равновесии и тогда Теджас низойдет в тело в форме чистого уравновешенного телесного огня – Самагни. А значит пищеварение, обмен веществ, усвоение и трансформация питательных веществ на телесном уровне будут полноценными. Человек будет здоров, красив и счастлив. Его будет отличать ясность, разумность, добрая воля, независимость и качества естественного лидера. При контакте с такой личностью мы можем почувствовать спокойствие, тепло и свет. Признаками сбалансированного Агни являются: ясный взгляд, приятный запах тела и дыхания, чистая моча соломенного цвета, нормально сформированный стул без дурного запаха, легкое пищеварение; отсутствие газов, дискомфорта после еды; энтузиазм, жизнерадостность, обилие энергии; сильная сопротивляемость болезням; чувство голода перед очередным приемом пищи. Но ум может попасть и под преимущественное влияние низших модусов природы – Раджаса (страсти) и Тамаса (невежества), которые в Аюрведе называют дошами ума. Теджас становится неуравновешен и человек сначала теряет вышеперечисленные качества характера. Затем телесные доши выходят из равновесия. Одновременно с этим Агни либо слишком ярко и интенсивно разгорается, либо меркнет, либо становится неустойчивым. Выделительные функции также страдают. Ткани накапливают продукты неправильного обмена веществ. Человек начинает испытывать различные трудности со здоровьем. Признаками недостатка Агни, возникшего из-за преимущественного влияния тамаса являются газы, затхлая отрыжка, замедленное пищеварение, тяжесть после приема пищи, запоры, притупленность чувств и ума, апатия, жадность, привязанность, вялость, лень, пассивная позиция и лишний вес. Признаками избытка Агни, воникающего из-за преимущественного влияния раджаса являются изжога, кислая отрыжка, понос, кожная сыпь, потливость, жар, жажда, а также раздражительность, ревность, зависть и возбужденность, доминирующая позиция. Ум, возбужденный корыстными и страстными желаниями или наполненный невежеством, заставляет тело совершать действия, которые также нарушают равновесие Агни. К таким действиям, например, относят:

* Переедание
* Прием неподходящей пищи
* Прием пищи в неподобающее время
* Торопливость или медлительность во время еды
* Прием пищи в состоянии эмоционального расстройства
* Неправильные пищевые комбинации
* Невнимательный прием пищи
* Холодное питье
* Избыток питья во время приема пищи
* Прием несвежей пищи
* Избыточный сон и так далее
:smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27458
Темы: 121
С нами: 14 лет 10 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Индуизм

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость