Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.
Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».
Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков
Плиния Младшего и Тацита.
Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.
Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа,
от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».
- Спойлер
- Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.
Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели,
родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета.
Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки),
считать авантюристом и мошенником,
который выдает ложь за правду,
но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.
Археологические находки
Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад.
Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса,
хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.
- Спойлер
- Одной из важнейших находок стали
руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).
До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса,
поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.
Еще больше археологических соответствий обнаружено в Иерусалиме, где, согласно Библии, произошли самые великие и драматические события, от торжественного въезда Христа в город до его казни на кресте и воскрешения.
Например, до XIX века не было никаких свидетельств, помимо Евангелия от Иоанна,
о существовании Вифезды – купальни у Овечьих ворот,
где Иисус исцелил человека, парализованного 38 лет.
Ученые считали, что этого места не существует, и что библейский текст был написан гораздо позже кем-то, у кого не было достоверных знаний об Иерусалиме.
Но в XIX веке археологи обнаружили остатки купели, соответствующие описанию.
Полностью: Кем был Иисус. Существовал ли Христос в реальности и как он выглядел?
https://www.anews.com/p/107519167-kem-byl-iisus-s ... referral&utm_content=107519167