В пылу баталий мы начисто забываем, что мы христиане, и что мы призваны отделять грех от грешника.
Итак, первый совет другим и себе: прежде, чем поскакать пальцами по клавишам, найди время – и помолчи. Помолчи, даже если твое вмешательство представляется совершенно безотлагательным и необходимым (попирается правда, поругана святыня, дорогой тебе человек подвергается шельмованию и т.д.). Все равно помолчи. Выдохни. Взвесь. Подумай.
Сетевые битвы последних лет приводят меня к такому вот печальному и тревожному выводу: думать мы не любим. А что же мы любим делать? Чувствовать.
Иными словами, мы, пользователи, в большинстве своем явно предпочитаем эмоциональную реакцию рассуждению, взвешиванию, анализу произошедшего. И это неслучайно.
Чувствовать проще, чем думать. Думать – труд, а чувствовать само собой получается
Чувствовать проще, чем думать. Думать – труд, а чувствовать – не труд: оно само собой чувствуется. Думать – дело ответственное; думать – значит, задавать себе вопрос: «А прав ли я?.. А во всем ли правы мы, успевшие уже создать единый интернет-фронт?..» Человек, несомый чувством, тем паче общим, таких вопросов себе не задает: чувство не подвигает его к сомнению, к самокритике, скорее уж наоборот – убеждает в абсолютной и всеохватной правоте. Эмоциональный перегрев делает человека героем, даже суперменом в собственных глазах: барьеры летят, суд становится беспощадным и безоглядным. Человек гордится своим накалом, как джигит горячим конем; он начинает пост со слова «Достали» с пятью восклицательными знаками.
А думать в таком накале нельзя. Думать с неизбежностью значит – учитывать возможные возражения. В реальной дискуссии – слышать оппонента. Стараться понять его логику, пытаться посмотреть на ситуацию его глазами. Нравится нам такое занятие? Не очень. Да и слово «оппонент» тут не подходит – слишком интеллигентное. Мы ж не диссертацию защищаем по психологии дождевых червей, мы принципиальные вопросы решаем, мы правду отстаиваем, стеной стоим, а кто есть оппонент? Противник. Враг. Нехороший человек. Не смотреть на все его глазами нам хочется, не вникать в его аргументацию, не допускать, что он в чем-то, поди, и правым оказаться может, – а победить его на всех фронтах как можно скорее.
https://pravoslavie.ru/119824.html