на мой взгляд такое понимание очень помогает при молитве. так же как и вхождение в образ - "да будет Воля Твоя, а не моя"
![Мечты :roll:](./images/smilies/rolleyes.gif)
Я побывал там в этом году и перечитывал тексты старца Сафронов (Сахарова) о святом Силуане Афонском, который был его наставником. Читать на Афоне богословскую литературу, что-то совершенно потрясающее, поскольку там то и есть сосредоточие духовного христианского присутствия, там чувствуется присутствие Пресвятой Богородицы, и когда мы читаем богословские книги там, они приобретают совершенно особый смысл, там раскрывается их содержание. И так тексты Сафрония (Сахарова) прочитанные там раскрылись для меня в совершенно ином свете. Обратил внимание я прежде всего на смысл одного момента, там была такая фраза «Ум с умом борется». Это на мой взгляд фундаментальная идея. Это и есть та фраза, которая приближает нас к сущности православного Логоса. «Ум с умом борется». На самом деле борьба наша, христианского пути, монашеского делания это в первую очередь борьба ума. Во вторую очередь это борьба души и в только в третью очередь это борьба с какими-то телесными пороками. Это иерархия следует из трихотомического представления о человеке и о том, что Ум или Дух (а это почти синонимы в православной культуре) самое главное. Ум облечен в психологические эмоции, в переживания, в разнообразные иные формы бытия, и в свою очередь Душа облечена в Тело.
Что нам хочет сказать старец Силуан? Когда он говорит, что битва монаха не со страстями, в эмоциональном смысле и тем более не с телесными стремлениями, битва монаха с умом. На самом деле противостоит нам Ум, но не нашему уму, а божественному Уму. Поэтому человеческое сознание, человеческая сущность, предназначение человеческой души находится в точке, которая является равноудаленной между двумя Умами, между двумя Логосами, если угодно. Между Умом божественным, который нам помогает, и без которого наша душа остается темной и безУмной и дьявольским Умом, который атакует нас извне. И вот очень интересно, если наша борьба это борьба Ума с Умом, то мы сами, человек как сущность, являемся не телом, не душой, а моментом этой борьбы Ума. Что это значит? Это означает не то, что мы несем какой-то отдельный Ум, здесь принципиально, никакого нашего, человеческого Ума нет. Там, где не божественный Ум действует в нас, там действует Ум дьявольский. Поэтому человеческая душа есть поле, Ф.М. Достоевский по этому поводу прекрасно говорил «сердце человека есть поле битвы между Богом и дьяволом», и мы никогда не сможем победить Ум дьявола, который будет облечен и в телесные формы соблазна, и в психические прилоги, страсти и т.д., если сквозь нас и в нас не придёт действия божественного Ума. Это главный смысл христианства. Иным словами, мы как люди, все наиболее ценное в нас, все наиболее важное в нас, все наиболее бессмертное в нас, то ради чего мы существуем и чем мы являемся в последнем счете – это лишь место где осуществляется эта борьба Умов. Таким образом, на самом деле, понятие Логоса, как Ума в одном из его определений, становится не единым Умом, а если хотите процессом конфликтоЛогической борьбы. Человек даже не место борьбы, он и есть борьба. Человек — это процесс борьбы двух Логосов. Логоса божественного, спасительного, светлого, с Логосом черным, павшим. И именно этот павший логос и отвлекает нас от истинного православного логоса, он оттягивает наше внимание.
https://www.geopolitica.ru/article/pravoslavnyy-logos