Список разделов › Главное › Религии и духовные традиции › Религии и духовные традиции: Христианство
Око писал(а):о поклонах во время службы
http://www.verapravoslavnaya.ru/?O_poklonah_i_krestnom_znamenii
Добавлено Ср, 29 марта 2017, 19:05:
Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.
Об уставе о поклонах мы и хотим поговорить, тем более, что этим интересовались многие люди, смущенные современным незнанием и полным самочинием в этом вопросе. В разных источниках можно сейчас встретить несоответствие друг другу и даже противоречия. Мы же возьмем за основу опыт известного исследователя и ревнителя Церковного Устава – епископа и исповедника Афанасия (Сахарова) (Ж 1962 г.).
Прежде всего скажем о том, что волнует почти всех – о земных (великих) поклонах – когда их уместно совершать и когда нет. Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным. Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, - земные поклоны полностью отменяются, согластно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. Например 90 правило VI Вселенского собора говорит: «От богоносных Отцов наших канонически предано нам: не преклонять колен в дни воскресные, ради чести Воскресения Христова». При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.
На любом богослужении положены:
- Спойлер
- при чтении или пении «Приидите, поклонимсяЕ», «Святый БожеЕ», трехкратного «Аллилуйя», «Буди имя Господне благословенноЕ» - три поясных поклона;
на «Благословен еси Господи, научи мя оправданием ТвоимЕ» - три поясных поклона;
на всех ектениях, осеняя себя крестным знамением при пении «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», твори поясной поклон;
на стихирах и других молитвословиях тогда только полагается поклон, когда слова молитв побуждают к этому, например: «припадем», «поклонимся», «молимся»;
перед и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи») всегда полагается поясной поклон;
при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе – поясной поклон, а на 13 кондаке, который читается трижды – поясной или земной, смотря по дню;
при окончании службы, после «Честнейшую ХерувимЕ» и перед «Именем Господним благослови, отче» - глубокий поясной поклон;
когда священнослужитель преподает мир, произнося «Мир всем» или подобное, а хор отвечает: «И духови твоему» - поясной поклон без крестного знамени;
при словах «Главы ваша Господеви приклоните» - наклонить голову без крестного знамени до окончания молитвы, но не кланяться;
при осенении Крестом, Святым Евангелием или иконой – малый поклон с крестным знамением;
при осенении свечами, при благословении рукой или при каждении предстоящих кадилом – поклон без крестного знамени ( лишь на Пасху при каждении с Крестом, в ответ на приветствие «Христос воскресе» - отвечают, крестясь: «Воистину воскресе»);
при чтении или пении псалмов царя-пророка Давида не полагается поклонов;
на отпустах при благословении рукой – поклон без крестного знамения, при благословении крестом – поклон с крестным знамением.
Хотелось бы, чтобы все эти слова не остались бесполезными. Поклоны, конечно, не самое главное в жизни христианина, но эта "мелочь" помогает понять службу, ее смысл, а последняя имеет свойство просвещать сердце, укреплять веру и настраивать на правильный духовный лад. Так, со смирением начав с малого, можно достичь большого, ведь не от праздности Святые Отцы занимались составлением Устава.
Соборование — одно из семи таинств Церкви, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Так называется это таинство, потому что его согласно Устава должны совершать семь священников, то есть собор (собрание). На практике количество священников обычно бывает меньше, вплоть до одного. В первой части соборования освящается масло для помазания, поэтому соборование еще называется елеосвящением.
Око, не совсем так, смотря что подразумевается, к чему устремлено сердце, то и получает по вере каждый...Око писал(а):Иногда очень духовному человеку не дается то, что дается разбойнику...
Еллада писал(а):Око, не совсем так, смотря что подразумевается, к чему устремлено сердце, то и получает по вере каждый...
Око писал(а):При готовке пасхальных куличей, считалось, что в Страстную Пятницу нужно читать «Отче наш» трижды.
Считалось, что испеченный в этот день хлеб не заплесневеет и исцелит от всех болезней.
Око писал(а):день совершенно особый. не для веселья, но для осмысления
Око писал(а):самый страшный день.
Helenka писал(а):сошел Благодатный огонь
Христос Воскрес!
это означает, что "светопредставления" до следующей Пасхи не будет?!Helenka писал(а):сошел Благодатный огонь
Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство
Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя