об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: крыгл

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888


Re: об иконах

#81 Марк » Сб, 17 сентября 2016, 5:18

Око
Скажите честно - вы маловерящая?
Вам недостаточно веры в лично Бога и обращения к Нему прямо, без посредников?
Или тогда скажите честно, мол иконы это технологии православия по связи с Эгрегором православия. Что то типо мобильных телефонов и интернета у атеистов. Но чем тогда вы лучше последних? Вы ведь точно так же не верите во всемогущество Творца и в то, что он вас слышит лично, без батюшек и икон-идолов.
Марк
Сообщения: 6336
Темы: 384
С нами: 4 года 5 месяцев

Re: об иконах

#82 Око » Сб, 17 сентября 2016, 22:11

Epsylon-GR, я посмотрела 1/4 фильма пока.
впечатление хорошее очень. познавательно. Вы увлеченный и творческий человек. Такие люди умеют увлечь своими идеями. :angel:
Я и не спорю, что наша цивилизация эллинистическая. уже писала об этом. И приводила слова известного мыслителя о том, что если бы история повернулась хоть на пол градуса в своем движении, то вместо Христианства существовало бы Платонианство. :smile:

Тема мифологии и сказок-сказаний и мне очень интересна. Поэтому слушаю с особым вниманием.
после того, как прослушаю полностью, хотелось бы услышать (или прочитать) ваше мнение о греческой мифологии.
вот в этой теме: /viewtopic.php?f=134&t=56166

Добавлено спустя 9 минут 22 секунды:
Марк писал(а):Око
Скажите честно - вы маловерящая?
Вам недостаточно веры в лично Бога и обращения к Нему прямо, без посредников?
Или тогда скажите честно, мол иконы это технологии православия по связи с Эгрегором православия. Что то типо мобильных телефонов и интернета у атеистов. Но чем тогда вы лучше последних? Вы ведь точно так же не верите во всемогущество Творца и в то, что он вас слышит лично, без батюшек и икон-идолов.

без посредника нельзя :dont_knou: потому что натура человека двойственна.
и самому человеку, без посредника, невозможно понять какой именно стороной он слушает Бога. лукавой или праведной... :ninja:
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

  • 1

Re: об иконах

#83 Красный Epsylon_GR » Сб, 17 сентября 2016, 22:40

Око писал(а):ваше мнение о греческой мифологии.
Греческая мифология существовала ДО официальной в древности религии Додекатеона.
Как всегда бывает- появились те, кто использует предания как религию для конроля над людьми.
Как и современные религии- так и эти древние мололи чушь для темных масс.
Как и сегодня, так и тогда- были проиивники этой чуши- греческие философы.
Большинтсво греческих философов пострадали за это-лишились жизни.
Статистика- вещь упрямая.
Что такое греческая мифология?
Не путать ее с Додекатеоном- Двенадцатибожием.
Это иносказательная, закодированная история ДО истории.
Там описываются много вещей, позже подтвержденных наукой.
Там есть и много закодированный этических смыслов.
И много смыслов, которые были охарактеризованны современными умниками как разврат.
Мол Зевс, любую красивую женщину если хотел- спаривался с нею.
А это описывание тех далеких времен и тех событий, когда создавали мучилтельно долго
и с бесконечными попытками человека как существо.
Человек был создан после многих и многих попыток.
В этом соглашается в последнее время и наука.
Вот например миф о Фессалии:
Разозлился однажды Посейдон, бог морей и океанов, и в гневе ударил по Олимпу.
Олимп создоргнулся, раскололся на две части, и нимфа Фессалия от страха высохла.
Ну скажете это простой миф, про богов и нимф.
А это оказалось не так.
Оаказалось по другому.
Фессалия сегодня - это самая большая равнина Греции.
А в прошлом, как показали геологические исследования- она была дном огромного закрытого моря.
Разозлился однажды Посейдон, бог морей и океанов, и в гневе ударил по Олимпу.
Научно: в далеком-далеком прошлом произошло страшное по своей силе землятресение.
А Посейдон не только бог морей- он вызывал и землятресения.
Олимп создоргнулся, раскололся на две части
В этом землятресении действительно весь горный хребет Олимпа раскололся и появился огромный проход,
что сегодня это долина Темпи в Фессалии- кстати очень красивое место- пышная зелень- чудо природы.
и нимфа Фессалия от страха высохла.
Воды внутреннего моря (тогда Фессалийского) найдя себе проход- хлынули через этот проход в Эгейское море.
Фессалия стала равниной.
Значит миф своим образным языком нам рассказывает правду.
Все этто было- но языком мифов было рассказано.
Да и анализ слова Фессалия- говорит о страшном том событии:
Θεσσαλία- θέσις αλός= место где БЫЛО море.
Да не только это.
Вот например есть народная песня, до сих пор поется в Фессалии и в горах Олимпа:
- Две горы Олимп и Киссавос между собой дерутся,
( а наука говорит, что после землятресения Олимп раскололся на две части),
Олимп швыряет молнии, а Киссавос швыряет камни....
Это иносказательное описание тех далеких далеких времен,
что перешли даже и в народную музыку сегодня.
Вопрос: откуда греки сегодняшние- и древние- это было ДО их обоих - знали об этом?
Греческая мифология - вот откуда....

Добавлено спустя 1 час 53 минуты:
Ну раз коснулись Посейдона, повелителя морей и землетрясений,
маленькое ему посвящение: :smile:
phpBB [media]
Красный Epsylon_GR M
Активист года
Сообщения: 4157
Темы: 242
С нами: 11 лет 8 месяцев

Re: об иконах

#84 Марк » Вс, 18 сентября 2016, 7:04

Око писал(а):[b]

без посредника нельзя :dont_knou: потому что натура человека двойственна.
и самому человеку, без посредника, невозможно понять какой именно стороной он слушает Бога. лукавой или праведной... :ninja:
Лукавите опять. Надо честно отвечать:
-Не верю, что Бог меня услышит... :wink: :wink:
Марк
Сообщения: 6336
Темы: 384
С нами: 4 года 5 месяцев

  • 1

Re: об иконах

#85 Лесник » Вс, 18 сентября 2016, 10:38

Марк писал(а):Вам недостаточно веры в лично Бога и обращения к Нему прямо, без посредников?
По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною, пред св. иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, — так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример — чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? — Так же чудесно Он может сделать это с живописным образом. — «Вся возможна верующему» (Мк. 9:23), и к верующему чудесно сходит Вышний. — Соединяется же Он со знамением креста животворящего и чудодействует. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/v-mire-molitvy/1_15
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό
Лесник
Аватара
Сообщения: 1132
Темы: 87
С нами: 7 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#86 allabama » Вт, 20 сентября 2016, 16:15

Epsylon-GR писал(а):Интересно.
И что может прочитать, смотря на эту икону?
На Кресте - сакральная буква греков Έψιλον ( Эпсилон ).
Спойлер
Изображение
5 лучей - 5 стихий создающих этот Мир (эту иллюзию) - Вода, Земля, Огонь, Воздух, Дух. Всё исходит из БогоРодицы.
Первые четыре буквы греческого алфавита несут сакральный смысл элементов: вода, земля, огонь, воздух (может непрвильно расположила по порядку стихии).
Эпсилон - пятая буква греческого алфавита. Сакральный смысл буквы - 5 элемент, Дух. Что там написано на 5 луче?
Космическое яйцо - мужское внутри женского.
Ом Мане Падме Хум - жемчужина покоится внутри лотоса.
6 лучевой знак Меркаба - мужской, активный, Богородица представлена в своей активной (даже можно сказать - грозной) форме.

_________________________________________________________________________________________
Символы первородных стихий можно увидеть во всех правосласвых храмах и на многих иконах.

Икона Святой Дух:
Изображение
Читала когда-то, что на древнегреческом Святой Дух - женского рода. Epsylon-GR, так??

Спойлер
Изображение

Изображение

Изображение

Спойлер
Изображение

А вообще, конечно, всё очень связано: Синай, Неопалимая купина, первородные стихии, лабиринт (египетский.., критский....., соборный........), Геометрия - тессеракт, тетраморф..........
колесо, на котором распяли Екатерину, феникс:
Спойлер
Изображение
Солнце
Спойлер
Изображение
и даже жест "Приветствие Солнцу" Epsylon-GRа на аватаре,
Преображение.................

Тут очень О Ч Е Н Ь много информации.
Последний раз редактировалось allabama Ср, 8 ноября 2017, 20:04, всего редактировалось 1 раз.
allabama
Аватара
Откуда: ДНР
Сообщения: 3785
Темы: 16
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: об иконах

#87 Красный Epsylon_GR » Вт, 20 сентября 2016, 17:04

allabama,
Я просто ошарашен ( в хорошем конечно смысле слова )
твоими пониманиями, предчувствиями, твоим открытым, свежим и любознательным взглядом.
Видно, что ты с широким кругозором.
И что меня удивило: это талантливая паралель с индийской филофией и культурой.
У культур внешне есть отдельная родина.
Внутренне, связка одна- в высшем Духе, во Всеобщем Духе Цивилизации и Культуры Души.

Насчет Духа Святого:
По гречески Святой Дух пишется Άγιον Πνεύμα, слышится как Агион Пневма.
По роду - нейтрально.
Намек- это для всех начал- и для мужского и для женского.

Блин, я восхищен тобой, allabama :rose:
Прими пожалуйста от меня вот это:
Изображение
Красный Epsylon_GR M
Активист года
Сообщения: 4157
Темы: 242
С нами: 11 лет 8 месяцев

Re: об иконах

#88 allabama » Ср, 21 сентября 2016, 11:40

Epsylon-GR писал(а):По гречески Святой Дух пишется Άγιον Πνεύμα, слышится как Агион Пневма.
По роду - нейтрально.
Намек- это для всех начал- и для мужского и для женского.
Да, 5 луч состоит из двух половин.
Дух, высшее сознание - Шива в своём изначальном аспекте андрогинен - Ардханаришвара:
Спойлер
Изображение
Изображение
Увидев Шиву в этой форме, Брахма осознал свою ошибку, поняв, что творение возможно только при условии существования женщины.
allabama
Аватара
Откуда: ДНР
Сообщения: 3785
Темы: 16
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: об иконах

#89 Око » Ср, 21 сентября 2016, 21:42

phpBB [media]


phpBB [media]
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#90 Око » Ср, 21 сентября 2016, 21:47

Марк писал(а):-Не верю, что Бог меня услышит...

Марк, для начала надо бы разобраться с тем, что такое есть "меня", "я"?.... Это очень непростой вопрос.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#91 Око » Ср, 21 сентября 2016, 21:48

Epsylon-GR, очень интересные видео.
Вы убрали тот первый? пятичасовой?
Мне кажется, не стоит его удалять. Может быть, разбить на более короткие фрагменты, чтобы было удобнее смотреть?

Добавлено спустя 11 минут 10 секунд:
allabama писал(а):Везде разположение неправильное.
вот смущают меня такие высказывания. Человек, который говорит о правильности-неправильности, имеет внутри себя какие-то правила (читай - догму) и, ясен пень, считает эту свою прочувствованную и продуманную догму правильной. А выстраиваемый веками архетип, значит, в топку? :dont_knou:

Мне ближе другая позиция. Если какое-то произведение имеет место быть. просуществовало в веках - значит оно значимо и важно. И я делаю попытки понять его, ищу причины. отчего именно так случилось, а не иначе... пытаюсь почувствовать глубину его и почувствовать состояние автора. Растекаться по поверхности древа, создавая мешанину понятий - это лукавство. имхо.
По душе мне позиция человека, с которым случился диалог на другом форуме. Он, рассматривая иконы, пытается понять ту догму, пользуясь которой автор создавал икону. И уже на основании этого и на основании своих знаний, делится своими выводами... мягко и ненавязчиво.


Ириния писал(а):
у меня еще вопрос. Можно ли провести аналогию иконы "Спас силы" и иконы "Неопалимая Купина"?
похожи, ведь :smu:sche_nie: и цвета, и то, что изображения помещены в два ромба, образующие восьмиугольник, и круг
или же это мои фантазии?
Изображение Изображение


Догматически аналогию провести нельзя. Икона Неопалимая Купина - ветхозаветный прообраз лика Богоматери. Спас в Силах - это один из вариантов канона Пантократор (Вседержитель). Символика иконы, как принято считать, сложилась на основании Теофании (Богоявления), описанного в Новозаветном Апокалипсисе:
«Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Правда, вот эта фраза: "...Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет", - позволяет задуматься о вашей правоте.
Эта мысль допускает явление прообразов Нового Завета в Завете Ветхом. В частности, догматический взгляд допускает существование прообразов Апокалипсиса (а следовательно и Спаса в Силах) в видении Иезекииля.

Значит мы можем допустить, что Бог, который говорил с Моисеем из горящего куста и был Иисусом Христом - Богом Нового Завета, который был, есть и грядет.
Тем более, что, честно говоря, изначально именно так этот ветхозаветный эпизод и понимался в Христианстве.
В первые века христианства, что совсем не удивительно, Иисуса ассоциировали с огнем. Ориген сообщал, что устное предание приписывало Иисусу фразу: «Кто приближается ко мне, приближается к огню».
Готика и витражи... Этот из Базилики Сен-Дени (1144 - год окончания строительства):
Спойлер
Изображение
Этот из собора Нотр-Дам в Лане (около 1200). Здесь Иисус с Новым Заветом в руке - практически это образ Пантократора:
Спойлер
Изображение
Вот иллюстрации из Ингеборгской Псалтыри конца XII века:
Спойлер
Изображение

Но вот на месте Христа, Появляется Богоматерь. Фреска из Синайского монастыря XIV-XV век:
Спойлер
Изображение

Привожу все изображения, благодаря материалам Андрея Охоцимского. Вот, что он пишет:
"Здесь видим Богоматерь с «наложенным» на нее горящим кустом. Подобно чудесному кусту, Богоматерь, не сгорая, принимает Божественное пламя. Обратим внимание, что... отсутствует Иисус. Там где мы ожидаем увидеть младенца, видны горящие ветви. Но действительно ли Его нет или он присутствует в образе пламени? В поисках интерпретации обратимся к старообрядческому молитвеннику, сохранившему переводы старых византийских текстов. В воскресной полунощнице (аналог утрени), глас 7, читаем: «Явися при купине Моисеови Божии Слове, яко огонь снедаяй, неопаляя же отнюд: еже от Девы прообразуя твое воплощение, им же человеки вообразил еси». Рождество видится здесь не через сентиментальный образ Младенца, а как мощная огненная теофания: Иисус, «Божии Слове», воплощается в Деве яко «огонь снедаяй неопаляя же отнюд». Неопаленная Божественным огнем Дева рождает Бога, подавая пример высшей святости, доступной для смертных. Огненная тема видна и в традиционной иконографии Рождества – не случайно Богоматерь после родов изображают возлежащей на красном ложе".

Где-то между XII и XIV веками происходит трансформация образа Христа, говорящего с Моисеем в образ Богоматери. На грани XIV-XV веков на Руси, благодаря Андрею Рублеву, окончательно складывается канон Спас в Силах... Икона Неопалимая Купина известна в русской живописи с XVI века.
Имел ли Рублев в виду, являя символику иконы, Апокалипсис и видение Иезекииля или зеленый овал в центре которого восседает Пантократор... и есть несгораемый куст, до сих пор растущий в Синайском монастыре - это вопрос на который нужно отвечать догматически... или с точки зрения личной веры и ее образов.

Почему, тогда, образ Христа в Купине сменился образом Богоматери?
- Потому, что Он внутри куста и пока не видим... Куст носит Бога, как беременная Богородица.
Метафора Купины - "куста" защищающего человека от хранящегося внутри огня, бессознательно казалась живописцам ближе к Богоматери, чем к Ее Сыну. Это видно и на приведенных выше витражах. На фреске Синайского монастыря она уже Куст - Она несет в Себе Огонь.
Мне думается, что здесь очень сильны византийские, а, следовательно, и греческие влияния.
Для греков и иудеев (для Ветхого Завета) всегда был очень важен принцип: Человек не может видеть Бога... в Силах - он немедленно сгорит в Божественном пламени.
И это первичная идея - архетип, лежащий в основе культуры и цивилизации...
Самый древний миф, описывающий этот архетип - миф о рождении Диониса, напомню:

Семела, дочь основателя Фив Кадма и Гармонии зачала от самого Зевса. Гера, супруга бога-громовержца, в приступе ревности, решила погубить соперницу. Прикинувшись Бероей - кормилицей Семелы, она убедила ее потребовать доказательств того, что ее возлюбленный — действительно тот бог, за которого он себя выдает. Семела потребовала, чтобы Зевс явился ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и... сгорела. Недоношенный в лоне матери плод, Зевс спас от гибели, вложив его в свое бедро и, когда наступило время, произвел на свет Диониса (Гесиод, Теогония, 940-942).

Как видите - в центре мифа женщина, которая не смогла выдержать давления огненных божественных Сил.
Богоматерь... смогла - она стала Неопалимой Купиной - Кустом из которого может говорить и являться Бог. Она - покров защищающий людей, включая и Ее Ребенка от огненных Сил.
Она Новая - выжившая Семела, рождающая Нового Бога - Бога ведомого - следовательно зримого. Культура и цивилизация должны измениться.
Собственно говоря и сами иконы - доски не горящие в огне образов, которые на них изображены (которые они несут), - вспомните икону Иринии из предыдущего вопроса, - становятся возможными именно потому, что Она смогла нести в себе живого Бога...
Спойлер
Изображение
"Apotheosis of Semele" ("Прославление Семелы") Antoine Caron (1521 - 1599).

Не знаю, смог ли я ответить на вопрос...
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1106&start=1095#p128808
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

  • 1

Re: об иконах

#92 Миха » Ср, 21 сентября 2016, 23:18

Несколько дней назад смотрел передачу о природе - о братьях наших меньших. И в этой передаче был один очень интересный момент о какой-то там птичке - не помню название, поскольку она обитает где-то на югах - может в Австралии, может еще где-то в тех краях.
Почему в теме об иконах я, серость, заговорил о птичках? Потому что птички также чувствуют перспективу.
Ведь все "нормальные" художники (не абстракционисты, не сюрреалисты, не примитивисты...) рисуют в сходящейся перспективе, где пара параллельных рельс на картине сходятся в точку на горизонте.
А на иконах или нет перспективы, как у примитивистов, или перспектива расходящаяся, как на рублевской Троице, где центр мироздания - это "я" человека, который глядит на икону.
Спойлер
Изображение

И эта птичка, название которой я не помню - точнее самец этой птички - делает странное гнездо: нечто похожее на подкову-арку (высотой см 40) с толстыми стенками из ветвей и длинной травы. Это гнездо - именно арка стоящая на земле: имеет два входа/выхода - арка сквозная, с крышей в 40 см длиной. И самец делает это гнездо, чтобы заманить в неё самку.

И с одной стороны этого гнезда-арки самец выкладывает камушки. Причем выкладывает так, что самые ближние камни возле гнезда - самые мелкие. И чем дальше от арки - тем камушки больше. Длина этой мостовой где-то около метра... полутора метров. И если смотреть сквозь это гнездо с противоположной стороны, то видится мир, как на рублевской Троице.

Когда самка входит в такое гнездо с противоположной стороны от мостовой, то самец сразу прыгает на дальний край этой мостовой, и воспринимается самкой, как "Бог-сын" на иконе Троицы рублёвской.

Т. е. в инстинктах Природы уже заложено то, что человеку приходится выдумывать в виде икон с расходящейся перспективой.
Миха

Re: об иконах

#93 Око » Чт, 22 сентября 2016, 6:59

Миха писал(а):И с одной стороны этого гнезда-арки самец выкладывает камушки. Причем выкладывает так, что самые ближние камни возле гнезда - самые мелкие. И чем дальше от арки - тем камушки больше. Длина этой мостовой где-то около метра... полутора метров. И если смотреть сквозь это гнездо с противоположной стороны, то видится мир, как на рублевской Троице.

Кураев в видео на предыдущей странице, которое выложил крыгл, тоже приводит хороший пример чувственно-глубинного объяснения обратной перспективы:
Мальчик нарисовал домик и дорожка к домику расширялась. Мальчика спрашивают: "Почему ты так нарисовал?" На что он ответил: "В домик будут приходить гости, поэтому дорожка для них должна быть широкой... чтобы все поместились на этой дорожке"...

Получается, что на иконах не соблюдены ни законы Пространства, ни законы Времени (о несоблюдении законов Времени в моем последнем посте и в фильме "Икона" (2014))... там чувствование благодати от Образа. несмотря на отсутствие этих общепринятых мирских законов... несмотря на "неправильности"
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#94 Око » Сб, 24 сентября 2016, 5:11

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=47937&fullview=1 - РЕДКАЯ иконография. Редкостные сюжеты
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#95 Око » Сб, 24 сентября 2016, 5:17

интересный момент в иконографии связан с воскресением Христа. Вот что пишет Кураев на эту тему:

Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.
Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8, 11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2Кор. 4, 12).
И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…
Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.
Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Изображение
http://www.sobor26.ru/articles/2039/

Добавлено спустя 3 минуты 33 секунды:
Изображение

Изображение
Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10, 21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14, 12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.
В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет»… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14, 14).
Да, ветхозаветным людям не было ясно открыто наличие жизни и после жизни. Они могли предчувствовать, жаждать этого — но явно им ничего не было сказано. Ведь говорить, что за смертью их ждет жизнь в Боге, Царство Небесное, — значит утешать их и обнадеживать, но ценой обмана. Ибо до Христа оно еще не могло вобрать в себя мир, и никто из мира не мог вместить его в себя. Но и говорить людям Ветхого Завета правду о Шеоле — значило провоцировать в них приступы безысходного отчаяния или надрывного эпикурейства: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»
И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.
Впрочем, и смысл, и событийное настроение Пасхи нам не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».
«Свой пришел к своим». Кто эти «свои»? Святые цари и пророки, праведники Ветхого Израиля? Да! Но что говорит Златоуст? Разве говорит он: «Ни единого иудея во гробе» (в духовном гробе, в Шеоле)? Нет, — вообще «мертвый ни един».
Знали ли русские иконописцы, что древнейшие православные святые считали «христианами до Христа» праведных язычников-философов? «Сократ и Гераклит и им подобные, которые жили согласно с Логосом (Словом), суть христиане» (святой Иустин Мученик). Все те, кто искал Единого Бога и во имя Его подавал своему ближнему «хоть чашу холодной воды», чья совесть вела к служению Богу и добру,- все они искали именно Христа (еще не зная Его имени) и были узнаны и признаны Им как Его и спасены. Так считали древнейшие отцы Церкви, и даже во время, когда язычество было еще сильно, они не боялись узнавать правду в ее формально нехристианских облачениях — и воцерковлять ее. Нехристианские мыслители (если они учили добру) почитались неправомочными обладателями не им принадлежащей истины, а сама Истина почиталась Единой и предугадываемой всеми духовно ищущими людьми.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#96 Миха » Сб, 24 сентября 2016, 11:17

Око, надеюсь дозволительно писать в твоих темах свои ремарки на слова твои и на то, что ты цитируешь. А иначе зачем ты всё это постишь?
==================================================================================================

Око писал(а):Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых.
Не устаю повторять, что Христос к христианству не имеет никакого отношения. Христианство появилось только по велению императора Константина - спустя 3 столетия от распятия Христа.
Христос же делал только то, что намеривался делать:
- вернуть евреев к истинному пониманию всего того, что завещали еврейские пращуры, начиная от Авраама и заканчивая царем Шломо (Соломон), и о правильном понимании пророчеств еврейских пророков;
- разъяснить гоям (не евреям), что праотцы и пророки ни на что плохое не наставляли евреев, и что все знания, которые хранят в себе евреи, теперь доступны каждому кто того пожелает.
Око писал(а):Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.
Не совсем так, на мой взгляд.
Разве где-то когда-то Христос говорит прямым текстом, что "Я умираю за грехи ваши"?
И разве Христос еще при жизни, но перед распятием, где-то говорит, что "Я воскресну"?
Это уже выдумки христиан 4-го века нашей эры.
Око писал(а):Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8, 11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2Кор. 4, 12).
А это уже другое: это - вера людей, что "смерть Его и воскресение «действует в нас» ", и то, что воскрешение Христа "не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» ".
Умирали и воскрешались сотни и до Христа и после него.
Но чтобы противопоставить себя хоть в чем-то евреям, новоявленные христиане 4-го века нашей эры выбрали именно Христа, который погиб от помыслов своих сородичей, которые и его распяли руками Понтия Пилата, которые своей непомерной гордыней уничтожили Иерусалим, как земной, так и Небесный из-за Раби Акивы и его лучшего ученика Бар Кохбы, которые пожелали земной независимости от римлян, а не Небесной независимости в отличии от маккавеев=греков, которые насаждали евреям своих богов... а никакого другого еврея каббалиста, который умер и воскрес по своему желанию, по своему Намерению... что случалось довольно редка, но случалось: евреи редко пользовались этой возможностью, поскольку главная Цель каббалы совсем в ином. Но если какому-то каббалисту это надо было для реализации самой главной Цели, то это происходило.

Око писал(а):Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10, 21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14, 12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.
В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет»… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14, 14).
Да, ветхозаветным людям не было ясно открыто наличие жизни и после жизни. Они могли предчувствовать, жаждать этого — но явно им ничего не было сказано. Ведь говорить, что за смертью их ждет жизнь в Боге, Царство Небесное, — значит утешать их и обнадеживать, но ценой обмана. Ибо до Христа оно еще не могло вобрать в себя мир, и никто из мира не мог вместить его в себя. Но и говорить людям Ветхого Завета правду о Шеоле — значило провоцировать в них приступы безысходного отчаяния или надрывного эпикурейства: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»
Не очень понял: чьи это слова? Кураевские?

Да, это и не важно: чьи. Главное, что с ними согласна Око.
Есть ли жизнь после смерти?
На мой взгляд - Да! Но это не жизнь того человеческого "я", которое было в теле в этом материальном мире.
Про жизнь ТАМ вообще трудно говорить, как о жизни некого "Я". ТАМ нет "Я".
Потому надеяться на жизнь после смерти - это елей по стенкам своих мозгов размазывать, тем более рассказывая и предлагая подобное миллионам и миллионам.
И, конечно же, были правы и царь Давид, и царь Соломон, когда не пудрили людям мозги жизнью после смерти - её для "я" человека никогда не будет!

А как же всякие там экстрасенсы видят "души покойников" и с ними общаются?
Они общаются с еще до конца не ушедшей Душой... которая только что оторвалась от этого мира, а ТУДА еще до конца не возвратилась. Да, и это совсем иная тема, которая к Христу и к тем кто о нём говорит, не имеет никакого отношения.

И именно потому, чтобы завлечь в лоно своей новообразованной христианской церкви, новоиспеченные христиане 4-го века н. э. и выдумали рай и ад в своих интерпретациях: будешь жить благостно - в рай попадешь, а грешить будешь, то в ад. Но и в том и в другом случае, как-будто есть жизнь после смерти.
У евреев, коим был Христос, также был Рай = Эдем, откуда все и вся спустились вплоть до этого материального мира. Но Моисей, откуда и пошла вся эта инфа, не обещал каждому, что он снова вернется в Рай. По еврейскому взгляду на этот процесс - в Рай можно вернуться только всем сообща, но никак не по-одиночке. Потому Моисеем и говорится, что Душа Адама раскололась на 600 000 осколков (это число равно числу взрослых еврейских мужиков, что стояли у подножия горы Синай, когда Моше туда-сюда взбирался к её вершине за праведными наставлениями для этих мужиков - разбившейся Души Адама - за скрижалями).

Еврейская идея Рая: как Душа Адама вышла из Рая, так она туда и должна вернуться (в виде совместного подъёма 600 000 её осколков), но с учётом опыта = правильного взаимодействия всех её 600 000 частей.

И евреи не настолько глупые, чтобы своих соплеменников стращать не существующим "Адом".
Обратили внимание, что Адам и "Адом" - пишутся почти одинаково?
И это не случайно - если так можно выразиться "Адом" для евреев есть разбившаяся Душа с названием Адам.

Око писал(а):Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Если не считать иконой икону Авгаря - нерукотворный портрет Христа по преданию выполненный самим Христом посредством рушника, которым он утёрся, - то первые иконы появились только в 5-м веке н. э. ... где лик Христа и был сделан с рушника, но который бесследно исчез благодаря христианским варварам - крестоносцам. Замечательное совпадение: (!!!) варвары христиане уничтожают деяние самого Христа!!!

Ладно... и так никто не прочитает то, что уже написано...
Миха

СообщениеСообщение было удалено | удалил: jack | Пт, 3 февраля 2017, 13:18.

Re: об иконах

#98 Око » Сб, 24 сентября 2016, 11:47

Миха писал(а):Око, надеюсь дозволительно писать в твоих темах свои ремарки на слова твои и на то, что ты цитируешь. А иначе зачем ты всё это постишь?
:yes: и даже приветствую. удалила посты я по предложению allabama.

Добавлено спустя 6 минут 37 секунд:
Миха писал(а):На мой взгляд - Да! Но это не жизнь того человеческого "я", которое было в теле в этом материальном мире.
Про жизнь ТАМ вообще трудно говорить, как о жизни некого "Я". ТАМ нет "Я".
Потому надеяться на жизнь после смерти - это елей по стенкам своих мозгов размазывать, тем более рассказывая и предлагая подобное миллионам и миллионам.

Миллионам предлагается Путь для сохранения "я" после смерти. Достичь этого смогут немногие. Этот елей дорого стоит.
По сути нужно отказаться от индивидуальности ради служения Богу. Если почитаешь жития святых, то индивидуальности там на втором плане. На первом - служение Богу и жертва Богу. (чем не кастанедовский орел?)
Но Иисус Христос отличен от множества других богов. Ибо он принес в жизнь людей Спасение через свои заповеди. Спасение это заключается в том, что Он берет под свое крыло тех, кто жертвует Ему. Та жизнь, которую Он обещает после смерти - жизнь в Его лоне (в Его эгрегоре).


Надо быть готовым пожертвовать своей индивидуальностью.
А что есть индивидуальность после смерти? задумывался об этом?
я задумывалась. После смерти индивидуальность человека остается в памяти о нем.
Память о человеке. Пока о нем помнят, он жив.. правда, в другой форме эта жизнь проявляется
об этом у Надсона хорошо:
Не говорите мне: «он умер», - он живет,
Пусть жертвенник разбит, - огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана, - она еще цветет,
Путь арфа сломана, - аккорд еще рыдает!..

Роза цветет, огонь пылает пока о человеке помнят.
Так вот тех, кто стал святым, помнят. и обращаются к ним, как к живым людям.
Матрона Московская при жизни просила: "Ставьте мне свечи. пусть самые дешевые".
Что это значит? Это значит: "Помните обо мне. будет гореть свеча, буду жива и я"


Миха писал(а):Обратили внимание, что Адам и "Адом" - пишутся почти одинаково?
И это не случайно - если так можно выразиться "Адом" для евреев есть разбившаяся Душа с названием Адам.
интересное замечание. Надо будет посмотреть, как звучит слово "ад" на других языках :angel:


Миха писал(а):И именно потому, чтобы завлечь в лоно своей новообразованной христианской церкви, новоиспеченные христиане 4-го века н. э. и выдумали рай и ад в своих интерпретациях: будешь жить благостно - в рай попадешь, а грешить будешь, то в ад. Но и в том и в другом случае, как-будто есть жизнь после смерти.
У евреев, коим был Христос, также был Рай = Эдем, откуда все и вся спустились вплоть до этого материального мира. Но Моисей, откуда и пошла вся эта инфа, не обещал каждому, что он снова вернется в Рай. По еврейскому взгляду на этот процесс - в Рай можно вернуться только всем сообща, но никак не по-одиночке. Потому Моисеем и говорится, что Душа Адама раскололась на 600 000 осколков (это число равно числу взрослых еврейских мужиков, что стояли у подножия горы Синай, когда Моше туда-сюда взбирался к её вершине за праведными наставлениями для этих мужиков - разбившейся Души Адама - за скрижалями).
ну... не знаю.... я этот момент вижу иначе.
После смерти отдельный индивидуум не может существовать. Там происходит процесс ректификации - разложения составляющих тел человека. Каждая часть отправляется на определенный слой Логоса. и в определенный участок. Тело остается в материальном мире. и по аналогии с разложением тела, разлагается со временем и Душа... это связано с тем, как долго останется память о человеке.
Тело, кстати, может и не разлагаться. у святых мощи лежат веками. Так же и с памятью о человеке. Если его образ висит в храме, а житие читается множеством людей - его каузальный план жив.
А участок Логоса определяется тем волком, которого человек кормил в течении жизни (этот образ волка - из притчи, которую ты знаешь).
Рай - это Иисусова обитель. кто служил ему честно, то у Него и окажется.
имхо. :angel:
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 4111
Темы: 70
С нами: 3 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#99 Марк » Вс, 25 сентября 2016, 6:46

Око писал(а):для начала надо бы разобраться с тем, что такое есть "меня", "я"?.... Это очень непростой вопрос.
Если вас нет, то тем более, какой смысл в молитве? Молитва успокаивает бунтующее Эго. А если у вас уже нет "Я" ( Эго), то ваша душа напрямую связана с Небом.
Марк
Сообщения: 6336
Темы: 384
С нами: 4 года 5 месяцев

СообщениеСообщение было удалено | удалил: jack | Пт, 3 февраля 2017, 13:18.

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron