об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: крыгл

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5244
Темы: 85
С нами: 4 года 7 месяцев
О себе: -->888


Re: об иконах

#121 Око » Чт, 13 июля 2017, 19:52

икона Троеручица
с ней связана интересная легенда

В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица». Однако в православной энциклопедии данная легенда не имеет подтверждения

Изображение

мне же кажется, что смысл появления третьей руки в другом - в возможности через Богородицу прийти к пониманию святой Троицы
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5244
Темы: 85
С нами: 4 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#122 ЮлияПрохорова » Пт, 21 июля 2017, 12:05

В последнее время очень популярными стали иконы из янтаря, они и ценятся хорошо сейчас и имеют очень красивый вид.
ЮлияПрохорова F
Откуда: Москва
Сообщения: 71
Темы: 12
С нами: 1 год 2 месяца

Re: об иконах

#123 Око » Ср, 8 ноября 2017, 9:06

Изображение

Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

http://www.pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-aposto ... ozaiki-freski-ikony-skulptura/
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5244
Темы: 85
С нами: 4 года 7 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#124 Око » Чт, 7 декабря 2017, 23:59

Никола Гостунский

Изображение

Когда в 1437 году хан Улу Магомед потерял свой престол в Золотой Орде, он бежал под Белев и договорился с Василием Темным, что будет некоторое время кочевать у границ его земли. При этом русский князь и ордынский хан поклялись не нападать друг на друга, а в поручители взяли Николу. Василий нарушил клятву, послал на Оку своих двоюродных братьев Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного с сорокатысячным войском. Поняв, что предан, хан отправился в церковь Николая Гостунского и обратился к его образу: "Ты был порукой нашему договору и нашим клятвам! Видишь сам мою правоту; так будь же мне защитником и помощником". И Никола помог. Трехтысячный отряд татар при поддержке предавшего московского князя мценского воеводы Григория Протасьева, наголову разбил многократно превосходящие силы москвичей. Этот позор вошел в историю под названием Белевщина. Летописец отметил: "Так покорность и смирение пересилили и победили свирепое сердце нашего великого князя, дабы не преступал он клятву, даже если дал ее поганым".

постепенно почитание Николы Гостунского стало настолько интенсивным, что сын Василий Темного Иван III Великий перенес чудотворный образ Николы из-под Белева в Москву, а его сын Василий III в 1506 году построил для него в Кремле храм Николы Гостунского. С этим храмом много чего связано в русской истории (например, в нем служил первопечатник Иван Федоров). В 1812 храм был разграблен французами (и тогда, говорят, пропал чудотворный образ Николы), а в 1817 году разобран как ветхий и не соответствующий благородным вкусам чужеродной династии Голштейн-Готторпских, сменившей Романовых.

http://www.museum.murom.ru/wwwmus/kollect/ikon/icons/iconm/N gost.htm

В 1506 г. в Московском Кремле была построена церковь Св.Николая и туда помещена икона св.Николая Гостунского, которая перед этим прославилась в селе Гостунь, близ Лихвина, в Калужской губернии.
Храм был издревле предметом благоговения невест и женихов, которые приходили сюда после сговора, молились перед чудотворной иконой и записывали имена свои в особую книгу, как бы поручая себя через то ходатайству и заступлению великого угодника.
В 1812 собор был опустошен французскими войсками, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор "как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры" был разобран до основания. Часть мощей, древняя резная деревянная икона свт. Николая Гостунского (ныне находится на "выставке" в церкви Ризоположения) и вся утварь были перенесены во второй ярус Успенской (Петроковской) звонницы колокольни Ивана Великого. Прежде там помещалася собор Рождества Христова.
Наконец, в 16 веке, Гостунская икона была соотнесена с антиеретической борьбой: когда у митрополита шел спор с еретиками, отрицавшими святость Николы, от его иконы в кремлевском Гостунском храме произошло исцеление, которое наглядно опровергло утверждения еретиков.

Наиболее полно история Николы Гостунского изложена в книге четвертой «Чтений в императорском обществе истории и древностей российских» за 1861 г., где подробно пересказывается местное предание о происхождении образа, название которого – «Гостунский» - связано, как это и бывает, с тем местом, где икона была обретена. Согласно легенде, именно в селе Гостуни, расположенном на правом берегу Оки, в устье речки Гостунки, между городами Белевом и Лихвином, и произошло чудесное явление иконы святителя Николая. Время обретения иконы определено в этих рассказах как «глубокая древность». На самом же деле это произошло, по-видимому, в конце XV - начале XVI в., т. к. уже в это время образ прославился происходившим от него чудесами исцеления больных и немощных; и слава его была так велика, что великий князь Василий III приказал перенести икону в Москву, что и было сделано, вероятно, в 1506 г. В Гостуни же осталась, как свидетельствует предание, «точная копия с явленной» иконы. Удивительным образом это событие совпадает хронологически с близкими ему по характеру «явлениями» и перенесениями других икон Св. Николы. Достаточно назвать Николу Бабаевского, в честь «явления» которого в 1500 г. был основан Николо-Бабаевский монастырь, или же торжественное перенесение из Зарайска в Коломну в 1513 г. «чудотворной иконы» Николы Зарайского. Обретение и перенесение икон сопровождалось в основанные по этому случаю монастыри, построенные в честь них храмы. Не меньших почестей был удостоен и чудотворный образ, обретенный в Гостуни. По приказу Василия III каменный храм Николы Гостунского был построен в Кремле. Летопись повествует об этом так: «Лета 7014 (1506), повелением Великого Князя Василия Иоанновича всея России, в граде Москве заложиша церковь кирпичную святого и великого Чудотворца Николая Гостунского и совершиша тоя церковь... в девятую неделю 7015 года, Октомврия в 1 день... и постави Князь Великий Василий Иоаннович в ту церковь икону святого и великого Чудотворца Николая Гостунского, которая принесена с Гостунки речки, и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и быватю и доныне с верою приходящим». Итак, с 1506 г. икона «Николы Гостунского» становится храмовым образом церкви возведенной на Ивановской площади Кремля. Уже с этого времени она широко известна, и, вероятно, с нее делаются списки. Одним из таких более поздних списков и является по-видимому, «Никола Гостунский» Муромского музея.

История Николо-Гостунского храма, а вместе с ним и чудотворной иконы богата событиями и полна перипетий. Известно, что церковь освящалась дважды - после постройки и затем в 1555 г. при Иване Грозном, вероятно, после пожара. С этим храмом связано имя первопечатника Ивана Федорова, служившего в нем дьяконом некоторое время. В храмовые праздники здесь всегда служили митрополиты и патриархи, сюда приходили молиться русские цари, а Петр I, по преданию, не выезжал из Москвы, не поприсутствовав на молебне Св. Николаю Гостунскому. Собор существовал на территории Кремля до 1816 г., когда при Александре I этот храм «как делающий безобразие Кремлю» был в одну ночь (по некоторым источникам) разобран, а на его месте была устроена плац-парадная площадь. Вся утварь и иконы, а также часть мощей св. Николая были перенесены из бывшей Гостунской церкви на Ивановскую колокольню, где и находился впоследствии Николо-Гостунский собор.

Об двух Николо-Гостунских соборах мало кто знает. Один из них стоял в Кремле, но давно уже был разрушен. Другой стоит до сих пор, но в малонаселенном месте в верховьях Оки, в Белевском уезде. При всей несхожести географии и судьбы между этими соборами есть удивительная связь. Дело не только в том, что оба храма были посвящены одной и той же редкой иконе — Николая Гостунского. Связь значительно интереснее. Об иконе Николая Гостунского известно крайне мало. Главная, чудотворная, до нашего времени не дошла и существует только несколько ее поздних списков. О происхождении чудотворного образа, некогда очень почитаемого, существует несколько преданий. Согласно одному из них, первая икона Николая Гостунского была обретена на берегах притока Оки речки Гостунки и поэтому за счет государевой казны там был построен собор, который был освящен в честь этой иконы. Есть и другая версия связывающая происхождение образа с именами Великого князя Литовского Александра и его жены Елены, дочери Ивана III. Якобы икона была принесена из Гостынского замка в Литве в 1506 году, и поэтому в том же году в Кремле царь Василий III специально для нее построил церковь. Известно доподлинно, что все последующие цари чрезвычайно почитали этот образ и обе церкви пользовались особыми милостями царственных особ. Молитвенниками и обетниками чудотворной иконы были и Иван Васильевич, и первые Романовы — Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Белевскому собору Иван Грозный подарил крест. В период становления централизованного Московского государства в ряду русских святынь икона Николая Гостунского бесспорно имела очень важный статус. Примечательно также и то, что знаменитый Иван Федоров, в 1563 году напечатавший первую русскую книгу, был дьяконом Николо-Гостунского собора. Хотя известно, что Петр I молился перед иконой Николая Гостунского назадолго до войны со шведами, после его реформ для кремлевского собора Николая Гостунского как и для многих других традиционных святынь в Москве настали тяжелые времена. Запустение, пожар и угроза сноса. Во время наполеоновского нашествия храм был разорен и осквернен, а чудотворная икона пропала. Наконец, в 1817 г. Александр I повелел собор разобрать за ветхостью (освободился чудный плац для военных парадов), а престол Николая Гостунского перенести в соседнюю колокольню Иван Великий. Белевский собор не переживал подобных катаклизмов, но также пришел в полнейший упадок, превратившись в заурядную сельскую церковь. Советская власть с 1930 г. приспособила здание под клуб с танцевальным залом. Потом здесь был цех, где квасили капусту.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=70202
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5244
Темы: 85
С нами: 4 года 7 месяцев
О себе: -->888

Пред.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость