об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: крыгл

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888


Re: об иконах

#101 Миха » Чт, 27 октября 2016, 15:45

ИА писал(а):
Миха писал(а):Греция стала обычной провинцией Римской империи
я имею в виду, что и те и другие были обычными людьми
они не были "ЕВРЕЯМИ", они воспринимали только внешнюю сторону
как и положено в любой религии, потому что религия появляется тогда, когда утрачена связь с Богом
На мой взгляд, они её (религию - христианство) просто взяли и выдумали. Да, был некий Иисус из Назарета, будучи евреем, творил чудеса и разгонял менял возле Храма (всё по каббалистике, как ученик недоучка). Он сколотил себе команду из учеников, которые ходили и записывали всё, что он делает. Эти их документальные записи и взяли в качестве некого эталона на Первом Никейском соборе, чтобы из Иисуса сделать знамя, идола, за которым пойдет новая религия, что они придумали заради Восточной Римской Империи, которая решила отделиться от Западной, и которая в дальнейшем превратилась в Византию.
А сам Иисус (прости меня, Господи!) ни ухом, ни... не думал создавать что-то иное кроме того, что уже было.
И заключение от тебя прозвучало именно про Грецию, что мол, она сделал Иисуса из Назарета Христом. Фигня полнейшая! Тогда Греция была в полнейшей жопе.

Но всё, что я написал о Христе - никоим образом не умоляет его дела в моих глазах.
Другое дело, что другие, которые хотели поживиться на его имени возвели его в ранг небожителя... ради своих пошлых, государственных, личных и иных эгоистических целей.

А то что именно благодаря Христу зажигается Благодатный огонь на Пасху - я нисколько не сомневаюсь - Да, это именно так!

Но Греция во всем этом играет роль на уровне: "Кушать подано", но никак не главную роль.
Миха

Re: об иконах

#102 Око » Сб, 29 октября 2016, 5:46

Миха писал(а):Так что, на мой взгляд, сама Греция мало что принесла на ранних стадиях Христианства - это за неё сделали римляне.
И только по случайности... точнее - из практицизма той реальности - в христианстве стал использоваться греческий язык.

ИА писал(а):Иисус Христос еврей, а христианство греческий "продукт", продукт идолопоклонников с большим стажем

Миха писал(а):На мой взгляд, они её (религию - христианство) просто взяли и выдумали.

а я думаю, что все это закономерно.
Греция - страна, где есть все. страна удовлетворения человеческих желаний. у жителей этой страны сильны желания тела.
И закономерно то, что именно там возникло учение, призывающее к смирению, к закрытию пути следования к удовлетворению человеческого. И распространилось учение, в котором описано, как спасти Душу после смерти в этом прекрасном мире телесных желаний. распространилось как противовес.
вот только, мне непонятно почему на Руси это учение распространилось? Видимо из-за широты мировоззрения русского человека: а что же там? после смерти? и как там?
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#103 Око » Сб, 29 октября 2016, 5:48

Всевидящее Око Божие

Изображение

Всевидящее Око Божие – символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Господь уподобляется солнцу, как источнику света, а способ Божественного ведения – глазу. Иконография представляет собой буквальную трактовку слов: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18).
В основе иконографии геометрическая композиция с повторяющимся мотивом круга. В центральном самом маленьком круге на фоне красных небес изображен благословляющий Христос, в его левой руке открытое Евангелие со словами: «Придите ко Мне все труждающиеся» (Мф. 11: 28). От этого круга расходятся четыре луча-треугольника, направленных по диагоналям, они заканчиваются за пределами внешнего круга небольшими кругами, в которые помещены образы четырех символов евангелистов – ангел, орел, лев и телец, каждый из которых подписан. Следующий круг красного цвета, в его сегментах изображение лика с четырьмя глазами, носом и устами. Следующие круги представляют собой кольца. Зеленый (на некоторых иконах он красный) круг заполнен звездами, сверху – образ Божией Матери Знамение. Наружный круг – темно-синий (встречаются иконы с внешним кругом красного цвета) – заполнен шестикрылыми ангелами, сверху композицию венчает образ Господа Саваофа. Икона изобилует текстами, которые написаны внутри белых узких колец, отделяющих круги друг от друга. Вокруг красного лика: «угль Исаия проявляяй, солнце из Девическия утробы возсия вотме заблудшим благоразумным». Вокруг зеленого кольца: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя» (Лк. 1: 46-48). Вокруг синего кольца: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их соми херувим славя бога. Небо дает славу богу» (Пс. 49: 6). Вокруг Саваофа внешнее кольцо с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнен небо и земля славы твоея»; надпись на внутреннем кольце из Рождесвенской стихиры: «Слава в Вышних Богу, на земли мир» (Рождественская стихира).
Изображения Всевидящего Ока распространяются в русском искусстве с конца XVIII века как композиции в куполе церкви, на вершине свода или в росписях одной из частей свода. Позднее иконография появляется в иконописи, особенно в старообрядческой среде. Также Всевидящим Оком называется изображение «Всевидящего Божиего глаза», вписанного в треугольник – этот элемент получил распространение в конце XVIII – первой половине XIX веков
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#104 Миха » Сб, 29 октября 2016, 23:03

ИА писал(а):Что такое еврей, ну Миха бы красиво и подробно рассказал
Не буду...
Скажу другое.

У греков ненависть к евреям еще с Маккавейской войны (2-ой век до н. э), когда греки завоевали Иудею, а затем с позором были выпернуты из Иудеи (праздник Ханукка по этому поводу).

Потому греки и отделили Христа от Иудеев, как-будто он не еврей вовсе... и не призывал евреев к соблюдению ВСЕХ еврейских традиций и законов. Они - греки - вычеркнули всё из деятельности Христа, как еврея, чтобы возвеличить себя и повесить на свои идеологические знамена лик самого Христа.

Потому они перво наперво и создали икону Спаса Нерукотворного - по неподтвержденным данным - еще в 5-ом веке. Икону, где есть только лик Христа.

"В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания"

А в 8-ом веке его светлый лик был официально утвержден. А уж только затем пошли все иные иконы Христа.
Миха

Re: об иконах

#105 Око » Вс, 30 октября 2016, 5:31

ИА писал(а):Оттого и родилась религия как заменитель реального постижения Творца, которое было доступно евреям, потомкам Авраама, до определенного момента.
я бы не сказала, что заменитель... скорее так: эта ветвь появилась для группы людей с определенными подсознательными особенностями. чтобы уравновешивать их души на Пути... как-то так

ИА писал(а):Так же как и вопрос: куда бесследно пропали 10 израильских колен есть подозрения, что эти 2 вопроса как то связаны
что тот духовный ген который есть у евреев, присутствует и в России
:dont_knou: надо заняться поиском :angel:

для ИА
не уходите с форума. с вами интересно :rose:
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#106 Око » Пн, 21 ноября 2016, 8:13

Danilin писал(а):
крыгл писал(а):можно что то сказать?
интересует колесо или я опять по собственной ошибке смешиваю традиции ...?
хотя сложно сказать например эта икона
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&so ... nN_Q35E3w&ust=1479296522332782
имеется ввиду неупиваемая чаша -которая помогает от пьянства
-ссылку оставил потому что интересная
может ли колео означать качество? например отказ от колиественных характеристик-судьбы кармы и выход на новый уровень просто икона посмотрела на меня
как то неожиданно -из ряда икон

Никак не пойму... зачем распутывать то, что не слишком запутано?
Символ чаши к символу колеса имеет мало отношения, хотя все символы, разумеется внутренне связаны в каждой культурной традиции.

Чаша - самый древний, наверное, европейский символ женского начала вселенной.
"Неупиваемая чаша", - это икона Богоматери.
Это лишь подчеркнуто Христом, пребывающем в чаше на первом плане иконы: Он пребывает в Богоматери, как в чаше. Если вы присмотритесь к геометрии иконы, то легко это увидите.

Изображение

Богоматерь, несомненно, и есть "чаша" в которой пребывает и из которой исцеляет Христос.
Конечно, это вариант Богоматери Знамение, о которой мы говорили вот здесь http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1106&start=1080#p128682
Икона, как будто говорит: Богородица и есть "Священный Грааль", изначально содержащий в себе кровь Христа.

Чаша - "мать", в которой помещаются все беды и страдания человеческие: она приемлет их в себя и прощает любые грехи и любые болезни.
С другой стороны, та же мать-чаша является для человека источником космических вод жизни: "амриты", "живой воды" или дарующего жизнь вина - Крови Евхаристии.
Без посредничества чаши напиток никак не выпить...

Чаша - волшебный символ... Она, как мать, способна подарить прощение и исцеление мгновенно, по крайней мере, в ходе одной молитвы, - одного глотка. Поэтому и не прекращаются поиски Святого Грааля в материальной реальности... вспомните Индиану Джонса.

Колесо же (не круг, а колесо), практически в любой культуре символ движения, а движение требует усилий - рычагов в колесе. Вот, из энциклопедии Кольера: "колесо можно представить как бесконечную последовательность рычагов. В тележном колесе каждая спица (или каждый радиус сплошного колесного диска) работает как рычаг, опорный конец которого находится в точке соприкосновения с землей, а полезная сила и нагрузка одновременно воздействуют на ось...".
Буддистская Дхармачакра это путь освобождения от страданий сансары и, в этом смысле, символ колеса можно сравнить с символом чаши, но... у колеса дхармы восемь спиц - рычагов. Это путь ученичества - "благородный восьмеричный путь", состоящий из этапов (спиц), на которых ученику нужно совершить немалые усилия. Большинству людей не хватает жизни, чтобы пройти этот путь до конца.
Есть еще и Бхавачакра - "колесо сансары" - символ неправильных ("неблагородных") усилий приводящих к бесконечному воспроизведению одних и тех же жизненных стереотипов (порочных усилий), приводящих к "блужданию" - бесконечному возвращению душ в разные тела.

Материал, в приведенной вами ссылке любопытен, жаль только, что автор слишком вольно (видимо под сильным влиянием Гарри Поттера) опознает в образах драконов и змей "василиска"... а все остальное достаточно очевидно.
Согласно Собственным словам Христа, медный змей Моисея - один из очевидных протообразов Спасителя в Ветхом Завете:
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14-15)".

Учение Христа - мужское учение.
Оно оказывается "ядом" для традиционного уклада жизни иудеев и духовным исцелением для человечества.

Змей добавляет в неопределенное, изменчивое, абстрактное женское начало чаши нечто конкретное... яд разводится - так получается лекарство. "Яд" Нового Завета должен раствориться - стать единым целым с Заветом Ветхим, вместе они составят Спасение - лекарство для человечества.

Поэтому, один из древнейших образов взаимоотношений мужской и женской духовности - известный со времен Асклепия символ гармонических отношений змея и чаши стал и одним из древнейших христианских символов, правда именно в этом, строго определенном еще Василием Великим контексте.

Стоит заметить, что другие мужские учения и идеологии тоже пытались стать "стать исцелением для человечества", но оставались "ядом". Это и есть гордыня змия, выворачивающая жизнь на изнанку. Мужские идеологии не хотят растворяться в "чаше" традиций или женственно принять и простить саму возможность существования иных взглядов. В этом случае, на месте змея (который и яд и лекарство) могут оказаться не только драконы и василиски, но и... кое кто похуже.

Позволю себе недопустимую вольность и скажу, что в эффекте воздействия иконы "Неупиваемая чаша", кроме упований страдающего человека, существует еще один элемент.
Бессознательное опознает в этой иконе "спрятанный", но знакомый с детства символ медицины - образ... змея и чаши.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#107 Ляська » Пн, 21 ноября 2016, 12:32

Око, разместила у себя в теме (чтобы тут не загромождать) отрывок из "Аллатры" об иконах "Спас в Силах" и "Неопалимая Купина" - /viewtopic.php?f=134&t=60988&p=2991760#p2991760
По сути, там трактуются многие символы, встречающиеся в иконах. Говорится и о триаде Отец-Мать-Сын. И вот эта триада, я так понимаю, сохранилась например, в православной иконе, о которой ты писала - "Всевидящее Око". А лучи на ней, также описаны в отрывке о "Спасе". Т.е. на мой взгляд, во "Всевидящем оке" показана практика духовной трансформации человека ("квадрат"-"ромб") через Христа(Дух Божий), с помощью Силы Бого-Родицы (помогающей идти к нашей божественной природе) к Богу-Отцу (духовный мир). А четыре глаза на иконе - это, по моему, двойной смысл - два человека(природы) - животный и духовный; или как вариант - отражение 4-х очей наших сущностей (4 стихии). У меня эта икона дома стоит. Глаз не оторвать) Мне кажется в ней зашифровано столько, что это начинаешь впитывать в обход всяких слов и молитв. Т.е. можно глядя на нее, просто оставаться в безмолвной молитве-медитации)
Возможности человека ограничиваются его фантазией.
Ляська F
Аватара
Сообщения: 6094
Темы: 24
С нами: 8 лет 10 месяцев

Re: об иконах

#108 Око » Вт, 22 ноября 2016, 16:35

lyaska, спасибо! :rose: интересная интерпретация. По сути она не расходится с интерпретацией психолога, искусствоведов, да и церковников тоже...
Просто церковники основывают свою интерпретацию исходя из библейской мифологии. И это правильно. Библейская мифология включает себя глубинную информацию, которую научным языком сложно передать
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#109 Ляська » Вт, 22 ноября 2016, 16:57

Око, ну да, кому надо, разберутся, что есть "Орёл, Телец и Лев")
Возможности человека ограничиваются его фантазией.
Ляська F
Аватара
Сообщения: 6094
Темы: 24
С нами: 8 лет 10 месяцев

Re: об иконах

#110 Око » Вт, 20 декабря 2016, 9:52

Спас Благое молчание, или Ангел Великого совета

Изображение
Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание».

Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.

Образ Ангела Великого совета сложился в византийской иконописи и был основан на христологическом толковании пророчества из книги Исайи. Одно из самых известных изображений датировано началом XIV века, и находится в церкви Богородицы Перивлепты, расположенной в Македонии. На фреске Ангел Христос окружен особым сиянием — мандорлой. В руках Спасителя находятся жезл с крестом и развернутый свиток с текстом из пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Днесь Спасения миру, яко воскресе Христос, яко всесилен». Рядом изображены фигуры пророков Иезекииля и Аввакума, которому, по преданию, было видение «светоносного ангела».

На Руси образ Ангела Великого совета получил развитие в иконе Спаса Благое молчание, которая представляет поясное изображение Спасителя с восьмиконечным нимбом и сложенными на груди руками. Икона была известна с древних времен, однако широкое распространение она получила в XVIII-XIX веках, став популярной как у староверов, которые ориентировались на древние памятники иконописи, так и у нового сословия богословов, предлагавших разнообразные толкования этого образа.

Считается, что в основе иконографии Спаса Благое молчание лежит идея проповеди, заключенная в пророчестве Исайи, где сказано: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В другом толковании образ символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:
Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#111 Око » Вт, 20 декабря 2016, 9:55

phpBB [media]
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#112 Око » Пн, 2 января 2017, 0:21

"Мир иконы" лекция А.Кураева в 6 частях

phpBB [media]


Добавлено спустя 19 секунд:
phpBB [media]


Добавлено спустя 23 секунды:
phpBB [media]


Добавлено спустя 21 секунду:
phpBB [media]


Добавлено спустя 2 минуты 17 секунд:
phpBB [media]


Добавлено спустя 31 секунду:
phpBB [media]
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#113 Око » Пт, 10 февраля 2017, 13:10

Ржевская икона Божией Матери

Изображение

Явление этой иконы произошло при довольно необычных обстоятельствах. В 1539 году в деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии четыре вора решили совершить кражу. Двое жителей деревни должны были украсть двух лошадей, а двое крестьян боярина Ивана Повадина – двух коров, а затем краденым обменяться.

Боярские воры украли коров, спрятали их в лесу и направились в условленное место за лошадьми, которых там должны оставить клочковские. Придя же на место, лихоимцы лошадей не обнаружили, но увидели на сосне икону. Испугавшись, воры с этого места поспешили уйти, но постепенно об удивительной находке стало известно во всей округе.

Около ста жителей окрестных деревень отправились в лес и увидели прибитый на дереве железный крест, а недалеко от него небольшую икону старинного письма. На иконе была изображена Богородица с Младенцем на руках, а по левую сторону от Неё – святитель Николай Чудотворец. Как только икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение.

Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес, в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала икону чудотворной.

Через некоторое время неподалёку от обретения святынь забил целебный источник, возле которого в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм не опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.

В 90-е годы ХХ столетия в селе Оковцы (Селижаровский район, Тверская область) восстановлен храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, также восстановлена часовня и источник. Земля Оковецкого источника находится в пользовании Нило-Столбенской пустыни. У целебного источника оборудованы купальни для паломников, куда мощным потоком поступает исцеляющая вода. Желающих омыться святой водой всегда очень много.

День празднования: 24 июля (11 июля по старому стилю).
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#114 Око » Сб, 1 апреля 2017, 20:08

интересную икону видела. с треугольным нимбом
В христианской традиции святых на иконах и полотнах изображают обычно с круглым нимбом над головой, однако известны и рисунки с нимбами других форм. Бог-отец иногда изображался с треугольным нимбом, что символизировало Троицу. Нимбом прямоугольной формы украшали голову некоторых святых или римских пап, которые ещё не умерли. Существуют фрески, на которых изображены персонификации добродетелей с гексагональными нимбами.

Изображение

Треугольник, как символ, ещё до появления христианства использовался всеми языческими народами.

В Древнем Египте (именно отсюда Вседержитель вывел Свой народ) треугольник был символом трёх божеств: Осирис (отец), Исида (мать), Гор (сын).

В Древнем Китае треугольник символизирует женсткое начало.

В тибетских воззрениях комбинация двух равносторонних треугольников в виде гексаграммы представлял собой «проникновение в женственное мужского огня».

В алхимии треугольник символизирует стихии: если треугольник обращён вершиной вниз – это символ воды, если вверх – это символ огня. Если усечённая вершина вверху – это символ воздуха, если усечённая вершина внизу – это символ земли.

Греческий (языческий) философ Ксенократ живший в 391—314 до Р. Хр. рассматривал равносторонний треугольник как символ божественного, равнобедренный как демонический, а разносторонний как «человеческий», т.е. несовершенный.

Всем известно, что треугольник так же является одним из символов масонства, и кстати, является знаком старшего мастера.

Таким образом, перед нами геометрическая фигура, полностью обросшая языческой символикой намного раньше, чем Православная церковь решила использовать его в качестве собственного символа.

Что означает треугольник в православии? Это символ полной гармонии, символ триединого бога (три стороны соединены в одно).



немного о символике. о масонском треугольнике с глазом, о треугольных нимбах.
http://orthodoxmoscow.ru/ikonografiya-prazdnika-pyatidesyatnicy/

– Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?
troica2015_03– Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.

– Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?
– Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.

– Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?
troica2015_03a– Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство. Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно. В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#115 Око » Сб, 13 мая 2017, 12:24

Процветший крест
Спойлер
Изображение



Иконы с изображением Иоанна Предтечи получили особенно широкое распространение на Руси в период царствования Ивана IV Грозного.
Этот образ, возможно, был написан в связи с посещением царем Иваном IV Ярославля в 1571 году.
Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Иоанна Предтечи.

Изображение

икона "Неувядаемый цвет"
На иконе "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Время появления в России этого образа неизвестно. Название "Неувядаемый Цвет" ("Благоуханный цвет") связано с песнопениями, посвященными Богоматери. На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. Списки иконы "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Греческого письма, по всей ведомости, и та икона, которая находится в храме «Утоли мои печали».

Перед иконой "Неувядаемый Цвет" молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни.


Изображение
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

  • 1

иконы..занятные

#116 крыгл » Пн, 15 мая 2017, 20:47

https://ru.wikipedia.org/wiki/Символические_изобр ... .D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9

Добавлено спустя 15 часов 20 минут:
Изображение
царь славы

это не икона а парадокс ...
красиво..
Волшебная сила, чудесное занятие— Таскаю воду и пилю дрова

Ван-юней,Нестеров ,крыгл. Совместное творчество
крыгл
W
Сообщения: 7256
Темы: 387
С нами: 9 лет 7 месяцев

  • 1

Re: об иконах

#117 крыгл » Пт, 2 июня 2017, 17:38

Волшебная сила, чудесное занятие— Таскаю воду и пилю дрова

Ван-юней,Нестеров ,крыгл. Совместное творчество
крыгл
W
Сообщения: 7256
Темы: 387
С нами: 9 лет 7 месяцев

Re: об иконах

#118 Око » Сб, 3 июня 2017, 12:39

странно, что я не писала в теме об этой иконе. в РПЦ эти изображения запрещены. иконы остались в старообрядческих храмах
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине»[15]. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой[16].

Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее. Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.



Изображение

/viewtopic.php?f=7&t=58866 - кинокефалы

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии[3]. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен»[4], то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков[5]. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого[6]. К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.
http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#119 Око » Сб, 3 июня 2017, 12:48

еще одна икона, о которой не писала в теме. Икона замечательная по воздействию


Изображение

«Не рыдай Мене, Мати» — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии:

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая Его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Также известны одиночные изображения Христа без оплакивающих.

В сочетании с изображением Нерукотворного Образа Спасителя, образует устойчивую составную композицию «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати», при этом Спас Нерукотворный (чаще с ангелами) изображается в верхнем регистре иконы, а композиция «Не рыдай Мене, Мати» — в нижнем.

Композиция совмещает сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб», посвящена оплакиванию Христа. По мнению других исследователей — «Мандилион» и «Akra Tapeinosis»[1]

Сцена оплакивания Христа Марией в западном искусстве получила именование «Пьета́» (итал. pietà — оплакивание).

образ «Не рыдай Мене, Мати» относится к страстным и изображает Богородицу, оплакивающую Своего Божественного Сына, снятого с креста после распятия.

Обнаженное тело Спасителя представлено на фоне креста и наполовину погруженным в гроб, глаза Его закрыты, руки сложены крест-накрест. Богородица обнимает Христа, нежно приникая к Его щеке.

В композиции совершенно явственно возникает ассоциация с иконографией Умиление, в которой Богоматерь изображается ласкающей Христа-Младенца, здесь же Она обнимает тело умершего Сына. Однако сквозь интонацию печали и плача просвечивает свет надежды.
Песнопение это поется от имени Спасителя, Который утешает Свою Мать, говоря о Своем Воскресении, побеждающем смерть.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не рыдай Мене, Мати»
К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Re: об иконах

#120 Око » Ср, 5 июля 2017, 9:29

об изображении ангелов на иконах.
оказывается существуют определенные каноны для их изображения

Изображение

Основные элементы иконографии ангелов:
1 - крылья;
2 - нимб;
3 - долматика-мантия;
4 - гиматий-плащ;
5 - лор;
6 - слухи;
7 - зерцало;
8 - мерило;
9 - позем

Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов, божественных умов, по слову св. Дионисия Ареопагита, предстал во всей полноте и откровении Святого Духа.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:

крылья — символ быстроты и все проникновенности;
посох — символ посланничества;
зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
“око” во лбу – символ все видения;
облик прекрасного юноши — символ совершенства.

Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания?
Ответ дает нам Священное Писание, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении…
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге “О небесной иерархии”, выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.

http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconograf_angel.htm
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 5921
Темы: 91
С нами: 4 года 9 месяцев
О себе: -->888

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость