Эвергетинос - систематизированный сборник святоотеческих поучений в 4-х томах, составленный в Византийскую эпоху монахом Константинопольского монастыря "Эвергетис" Павлом и впервые изданный в конце XVIII в. преподобным Никодимом Святогорцем.
Благоделатель («Эвергетин», «Ευεργετινόν», Ευεργετινός – Λόγοι και διδασκαλίες αγίων Πατέρων) – "Слова и поучения святых Отцов".
Широко распространенный у греков сборник Слов, сказаний, деяний, толкований и поучений на основе Патериков (много из «Луга духовного») и Творений Святых Отцов.
Святоотеческая антология, подобная "Добротолюбию", любимое народное чтение, где доступно изложены аскетические идеалы Христианства и Жизнь во Христе.
Составил Эвергетинон (Эвергетинос) в XI веке монах-затворник Павел ( † 1054), основатель Эвергетидской обители в Царьграде (Константинополе).
В 1777 году над «Ευεργετινόν» (Ευεργετινός) поработал святой Никодим Святогорец (1749—1809), отредактировав, дополнив, снабдив его собственным предисловием (на основе древних рукописей, собранных святителем Макарием Коринфским).
В 1783 году преподобный Никодимос Агиоритис (Святогорец - ο άγιος Νικόδημος ο Αγιορείτης) издал сей сборник в Венеции.
Ныне доступно греческое издание "Благоделателя": "Ευεργετινός. Λόγοι και διδασκαλίες αγίων Πατέρων", Εκδόσεις "Το Περιβόλι της Παναγίας", 2001, 499с.
........
"Эвергетинос" - это великое благодеяние, поскольку [через него] можно познать весь святоотеческий дух.
Эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми страстями по порядку, душа познает то, как трудились отцы, и получает пользу.
Для твоего сосредоточения вообще, а особенно при молитве, и для укрепления твоей души необходимо чтение Нового Завета и книг святых отцов, которые помогают понять его.
Очень полезны жития святых, «Отечник» или «Эвергетинос», весь полностью, «Лествица», «Невидимая брань», святой Ефрем и «Лавсаик».-
говорил Паисий Святогорец
"Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой… Но, кроме него, мы читали и “Лествицу”, и авву Дорофея, и “Эвергетинос”, и святого Макария, и многих других, а также и жития святых." - Старец Арсений Исихаст
также рекомендовал эту книгу и Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот): http://afon-ru.com/Afon-palomnichestvo.Iosif-Isih ... kij-Isihast-Spiliot-Izlozhenie
.......................
эта замечательная книга удостоенная быть поставленной в один ряд с аввой Исааком и преподобным Макарием Египетским
сейчас переведена на русский и находится в открытом доступе вот тут : ==> http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/evergetin/
...............
предисловие к книге:
Сборник, получивший название от монастыря Евергетиды и составленный его основателем преп. Павлом, представляет собой значительное по объему собрание поучений о духовной жизни, известный современный сербский патролог епископ Афанасий Евтич важнейшими источниками «Евергетина» называет Алфавитный Патерик, в котором изречения и деяния святых подвижников расположены в алфавитном порядке их имен PG 65,71—440), и Систематический Патерик, в славянской традиции называвшийся Стишным, где обширный материал был разделен на 22 тематическия главы. Этот последит Патерик по-гречееки до сих пор не издан. Латинский его перевод включен в большой аскетический сборник, бытовавший на Западе и спечатанный в PL 73—74. Источники, из которых извлечены отрывки, составляющие «Евергетин», насчитывают много десятков. Здесь и житии множества святых: свят. Николая Чудотворна. Григория Чудотворца, Петра Александрийскаго, Амфилохия, Иоанна Милостиваго, патр. Александpийскаго, мучеников Лонгина сотника, Климента Анкирскаго, сорока мучеников, сщмч. Лукиана, Мины, Никифора, Уара, преподобных Антония Великаго, Саввы Освященнаго, Даниила Столпника, Павла Фивейскаго, Пахомия Великаго, Евфимия, преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, Алипия Столпника, Симеона иже в Мандре, Иоанния, Феодосия патриapxa, Арсения, Феодоры, Антония Новаго, Ефрема Сирина, Маркелла, Евфросина повара, Зосимы, Луки Новаго, Харитона Исповедника, Мартиниана, Маркиана, Евфимия Новаго в Мадитех, Луки Злладскаго, Стефана Новаго, Иоанна Каливита, Авраамия, Иллариона, Синклитикии, Мелании Римляныни. Изречения святых одвижников и сведения об их подвигах даются по «Лавсаику Палладия, епископа Еленопольскаго, «Отечнику» («Геронтикон»), «Иcтopии боголюбцев» Феодорита, епископа Кирскаго, «Диалогам» вт. Григория Двоеслова, папы Римскаго. Имеются выдержки из творенш свв. Bacилия Великаго, Нила Синайскаго, Ефрема Сирина. Исаии, Марка, Исаака Сирина, Максима Исповедника, блж. Дюдоха, еп. Фотикийскаго, Варсануфия, Kaccиaнa Римлянина, Антиоха («Пандекты»), Анастасия Синаита. То, что преп. Павел был достаточно далек от высшей иepapx и от «высокаго богословия», явствует из достаточно большой числа апокрифов среди источников «Евергетина». Это «Хождение Апостола Фомы», «Постановления Апостольския», «Хождение Апостола Петра» псевдо-Климента, «Хождение Иоанна Богослова», «Постановления Петра и Павла».
Сборник состоит из 4 частей, в каждой из которых собраны ответы на 50 вопросов духовной жизнь Как правило, среди нескольких ответов на один вопрос составитель на первом месте ставить живую, красочную картону из жития, а уже потом более краткия, четкия, точныя, но и более cyxия и отвлеченныя теоретическия положения из святоотеческих творений. Из этого мы можем заключить, что адресатом сборника был самый широкий читатель — и ученый, стремящийся к углублению своей духовной жизни, и простец, который мог читать только самыя простыя книги, или даже неграмотный, внимавшить уставным богослужебным чтениям.
Первое типографское издание «Евергетин» трудами преподобного Никодима Святогорца вышло в Венеции в 1783, затем последовали Константинопольское издание 1861 и Рейнское — 1900 г. После нескольких переизданий последнее вышло в Афинах в 2001. В этих изданиях древнегреческий текст снабжен переводом на народный греческий язык.
Пусть и первое русское издание столь значительной духовно-назидательной книги будет духовно плодотворным.
Прот. В. Асмус
Добавлено спустя 19 минут 51 секунду:
.......................................................................................
".Был один монах, его звали Петр. Он подвизался у одного старца-монаха по имени Евваса, и жили они в пустынном и болотистом месте. От своего наставника он узнал, что тот, еще прежде чем поселиться в пустыне, заболел и умер, но вскоре вновь был возвращен в тело. Старец говорил, что видел тогда адские муки и огромные пространства, охваченные огнем. Он уверял Даже, что видел там кого-то из властителей мира сего, объятых пламенем, и его принесли, чтобы бросить туда же. Но внезапно, рассказывал старец, возник блистающий ангел и запретил бросать его в огонь. Ангел еще сказал ему: «Иди, но смотри: после всего этого ты должен жить, внимая себе».
После этих слов тело его постепенно ожило — он очнулся от сна вечной смерти и рассказал все, что с ним случилось. С тех пор, как он видел адские муки и ужаснулся им, он предал себя таким нещадным постам и бдениям, что, даже если бы язык его молчал, его жизнь сама говорила за себя. Так получилось, что дивный промысел Божий дал ему смерть, чтобы он не умер вечной смертью.
Сердцу человека свойственна крайняя черствость, и, быть может, иной раз такое лицезрение мук может обратить его к покаянию. Кому-то, впрочем, это может стать лишь более страшным осуждением. Некоторые, даже увидев все эти ужасы и вернувшись к жизни, все же не исправляются. И таким людям уже нет оправдания…
Был один юноша, по имени Феодор, человек очень неспокойный. Он пошел в монастырь вместе со своим братом, но скорее вынужденно, чем по своей воле. Не было в нем никакого послушания. Когда ему кто-то говорил о том, что полезно для его спасения, он не то чтобы делать — даже и слушать не хотел и никогда бы не принял святого монашеского образа. Но во время смертоносного мора был поражен он в бедро и оказался при смерти. Все братья сошлись к нему и увидели, что он уже отходит: все тело его уже остыло и окоченело, и лишь в груди едва теплилась жизнь. Тогда они стали прилежно молиться о нем и просили человеколюбивого Бога смиловаться над ним при его исходе.
Внезапно, когда братья молились, он стал кричать громким голосом и прерывать их молитвы:
– Оставьте меня, оставьте! Меня отдали змею на съедение, а из-за вас он не может меня съесть! Вот он уже схватил мою голову в пасть! Пустите же его, пустите, пока мне не стало хуже! Пусть делает, что делает, только быстрее! Я отдан ему на съедение — за что ж мне еще и терпеть!
Братья говорят ему:
Брат, положи на себя знамение честного и животворящего Креста.
– Не могу! — закричал тот страшным голосом. — Я хочу перекреститься и не могу! Змей этот обволок меня своею слюной!
Услышав это, братья все разом пали на землю и всеми силами, от всего сердца стали молиться о его избавлении. Так они продолжали молитву, и вдруг больной громким голосом воскликнул:
– Благодарите Бога! Только что змей, пожиравший меня, бежал от ваших молитв — он не смог оставаться здесь! А теперь молитесь о моих грехах. Я готов уже вернуться и полностью оставить мирскую жизнь.
И тотчас жизнь вернулась к нему. После этого он всем сердцем обратился к Богу. Болезнь полностью вразумила его: он исправил свой нрав и таким впоследствии и умер.
2. Этот брат видел загробные муки ради собственной пользы. А другие, как я сказал, видят мытарства лукавых духов уже при смерти — ради нашего назидания. Они рассказывают об этом и сразу после того умирают.
Был один человек по имени Хрисаорий, в мире этом очень знатный. И чем больше богатства у него было, тем больше он богател страстями: надмевался гордостью, предавался плотским страстям, все старался собрать больше богатств, а скуп был невообразимо. Господу было угодно положить конец всем этим порокам: Он попустил ему заболеть смертельной болезнью.
Когда настал час смерти Хрисаория, он отверстыми очами увидел страшных и черных духов: они обступили его и стали силой тянуть за собой, чтобы увлечь в темницы адовы. Тут он весь задрожал и побледнел, стал обливаться потом и громко требовал отсрочки. Сына его звали Максим — я познакомился с ним, когда мы оба уже были монахами. И вот он стал звать его и диким голосом кричал:
– Максим, поди сюда! Я же тебе никогда ничего плохого не сделал — прими меня в свою веру!
Максим, взволнованный и в слезах, тотчас прибежал к нему а вместе с ним и все домочадцы. Но видеть лукавых духов, которые так мучили умирающего, они не могли. Правда, они догадались о них по крикам хозяина, по его бледности и тому страху который охватил его. А он между тем, напуганный страшным зрелищем, ворочался на ложе то в ту, то в другую сторону. Обернется налево — увидит духов перед собой и не может снести их вида; повернется к стене — а они и там у него перед глазами. Наконец, отчаявшись от них ускользнуть, он застонал и принялся кричать благим матом:
– Отсрочки до утра! Хоть до утра отсрочки! — и с этим криком испустил дух.
Из этого вполне ясно, что видел он это не ради себя, а ради нашей пользы, чтобы мы, узнав это, убоялись и исправились. Да и что пользы ему было перед смертью видеть лукавых духов, что пользы просить отсрочки, которой так и не получил?
3. А еще рассказывал мне Афанасий, один из наших пресвитеров, что в Иконии, откуда он родом, есть монастырь, так называемый Галатский. Там был один монах, которого все считали образцом святости и благочестия. Но, как показала его кончина, был он далеко не тот, кем казался. Выяснилось, что он притворялся, будто постится вместе с братьями, а втайне от них ел. Но когда он заболел и оказался при смерти, он понял, что конец его близок. Тут он зовет всех братьев, кто был в монастыре, к себе. Все охотно пришли. Они ведь считали его человеком больших добродетелей и думали, что перед смертью он скажет нечто великое и поучительное. Однако тот с плачем, весь дрожа, сказал им:
– Вы думали, что я пощусь, но я втайне от вас ел. А теперь вот я отдан на съедение змею. Вот он уже оплел хвостом мои ступни и колени, проник головой мне в уста — и медленно тянет из меня мою душу.
Сказав это, он тотчас умер. Даже покаянием не успел он избавиться от этого змея — не было воли Божией остаться ему в живых. И в этом случае тоже вполне понятно, что видел он это лишь ради нашей пользы и тех, кто его слышал. Сам же он хоть и указал на врага, которому был предан, но избежать его не смог.
Великий апостол Фома был продан Господом купцу Амвану под видом раба, искусного в зодчестве, и отправился вместе с ним в Индию. Когда же его ввели к царю и спросили о его знаниях он подтвердил, что искусен в строительстве, и много говорил 0б этом. Тогда тем, кто слушал его, показалось, что он столь же хорош в этом на деле, как и на словах, и царь поручил ему много денег, чтобы тот где-нибудь построил ему дворец. Фома же, получив баснословные деньги, все раздал нищим. Через какое-то время царь послал посмотреть на постройку. Но, узнав от посланных, что Фома даже не начинал строительства, а порученные ему деньги все раздал нищим, он сильно разгневался и приказал немедленно схватить апостола и связанным привести к нему. Во мгновение ока тот был приведен к царю, и царь говорит ему:
– Построил ты мне дворец?
– Да, — ответил тот, — и очень красивый.
– Пойдем-ка посмотрю на него, — говорит царь.
– В веке сем, — ответил апостол, — ты не сможешь его увидеть, но после твоего отшествия отсюда ты его увидишь и будешь радоваться и наслаждаться им.
Царь Гундафор (именно так его звали) посчитал это надувательством. Но когда он узнал о неприхотливой и бедной жизни Фомы, он понял, что деньги не вернуть. Тогда он придумал ему смерть в меру своего гнева: содрав с Фомы кожу, бросить его в огонь.
Однако Тот, Кто все творит и преобразует по Своей воле, поразил смертью Гада, брата царя Гундафора. Этот Гад из-за неудачи со дворцом злился еще сильнее, чем его брат, и в ненависти ко мнимому мошеннику подстрекал брата к тому, чтобы наказать его. Но тут он неожиданно умер, и его смерть стала спасением от смерти для апостола: ведь за важностью одного во Дворце забыли о другом и занялись погребением почившего.
Какое же чудо и здесь творит Бог, желающий не смерти грешника, но его жизни и обращения! Ангелы, взяв душу Гада, показали ей вечные обители того мира для спасенных. Из всех обителей душу Гада привлекла одна своей особой красотой, размахом и великолепием. Тогда душа просила сопровождающих, чтобы ей позволили жить там хотя бы в любой самой маленькой каморке. Но ангелы отказали ей, говоря, что эта обитель принадлежит Гундафору, а тому ее построил иноземец Фома. Услышав это, Гад стал горячо просить, чтобы ему позволили вернуться назад и выкупить долю у брата.
И что же дальше? Угодно было Тому, манию Коего повинуется все, вернуть человеческую душу вновь в тело, чтобы его воскресением не только избавить от смерти апостола, но и даровать спасение многим душам. И когда уже тело Гада облачали в погребальные пелены, погребавшие вдруг увидели, что бездыханное тело вновь обрело жизнь. Придя в ужас, они побежали и сообщили о происшедшем царю Гундафору. А тот, поразившись, тотчас же бросился к брату. Брат же — о чудо! — словно только что проснувшись, открыл уста, уже было сомкнутые смертью, и стал умолять его:
– Брат, прошу тебя, продай мне свой небесный дворец — тот, что тебе выстроил христианин Фома!
Царь же, услышав его слова и поняв, что Фома — посланник Божий и возвещает Самого Бога истины и человеколюбия, был и сам осенен светом веры и ответил брату:
– Не могу я, брат, отдать тебе этот дворец, потому что его не так просто купить, а меня и самого скоро возьмут отсюда. Но оставляю тебе его зодчего: Промыслом Божиим он еще жив и выстроит тебе рядом такой же.
Сразу же он велел привести к себе Фому, вызволив его из тюрьмы и сняв оковы. И оба брата тут же припали к его ногам. Они просили простить им оскорбление, которое нанесли по неведению, и рассказать о неведомом Боге и Его заповедях — чтобы впредь им жить по Его заповедям и достичь тех невидимых и вечных благ, образы которых Гад удостоился видеть.
Когда апостол услышал это, он поразился глубине Промысла и, как и следовало, возблагодарил Бога. Затем, после молитвы и оглашения, он крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а также крестил бесчисленное множество других индийцев, после чуда пришедших к вере."
http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/evergetin/1_9