Монах, впавший в одержимость чрез гордость свою.
Старец Силуан Афонский (1866 — 1938), познавший милостью Духа Святого небесную сладость смирения, писал: "О, богоугодное смирение! Сладки плоды твои, ибо они не от мира сего... О, смиренная душа! Ты, как цветущий сад, в глубине которого есть дивные уголки, которые любит посещать Господь".
В нижеследующем рассказе мы не будем прямо говорить о смирении, так как речь будет не о смиренном монахе. Наоборот, расскажем о монахе Иларионе, которым овладел дух гордости.
Но величие смирения, таким образом, будет показано с обратной стороны.
Случай этот произошел в Катонакии в 1914 году в каливе Рождества Христова, где подвизался Макарий, немного пониже каливы старца Игнатия. В те дни в общине старца Макария было много работа: отцы надстраивали над каливой своей второй этаж. Работа продвинулась уже далеко, сооружалась крыша.
"Чада мои, — сказал Старец, — слава Богу, все идет хорошо. Сейчас нам нужно поднять наверх доски. Будьте осторожны, доски тяжелые. Давайте наберемся терпения, будем заносить наверх по одной доске. Не торопитесь".
Все стали носить доски. Отец Иларион, самый младший в общине, не мог спокойно носить по одной доске. Молодой, сильный, он брал сразу по три.
"Отец Иларион, — сказали ему братия, — доски тяжелые. Не бери так много — надорвешься".
Он не послушал их совета. "Пусть за собой следят, — сказал сам себе. — Я знаю, сколько могу унести".
Увидел это и Старец и увещевал его, но монах не обратил и на это внимания. Своим поведением, недопустимым для послушника, он расстроил Старца. Это был пример дьявольской гордости и непослушания.
Согласно монашеским правилам, суровое наказание ожидало послушника, обидевшего своего Старца. Время наказания для Илариона приблизилось. Гордый монах, желавший поступать своевольно, поднялся в очередной раз на крышу каливы с тремя досками на плече. Как только положил их, ему сразу был нанесен удар — он подпал под власть бесовскую, стал одержим бесом. И каким страшным, ужасным бесом! Ярость его всполошила всю округу. Отвратительные слова вылетали изо рта его, его действия ужасали всех.
"Что случилось? В чем дело?" — спрашивали встревоженные отцы из соседних калив.
"Послушник старца Макария, Иларион, впал в одержимость! Иларион одержимый! Внутри него злой бес. Бог его наказал".
Отцу Игнатию немедленно сообщили о случившемся. Опытный в таких делах, он знал, что предстоит тяжелая брань, чтобы изгнать этого беса. Он сразу же сказал, чтобы несколько отцов иеромонахов собрались в каливе Рождества, чтобы объединить молитвы и совершить таинство святого помазания страдальца.
Таинство совершали семь иеромонахов. Было что-то необычное. В воздухе чувствовалось особое волнение. При виде происходившего могли разорваться сердца. Посередине церкви лежал одержимый бесом Иларион, привязанный к доске веревками. Этому несчастному монаху мало было нести одну доску, нужны были три. Сейчас же его самого принесли на одной доске, привязанного. Несколько сильных монахов стояли рядом, потому что одержимый был страшно силен и мог разорвать веревки.
Стали молиться, прося исцеления, и святость молитвенная то и дело нарушалась воплями и оскорблениями злого духа.
Молитвы и слезы отцов и сила святого таинства сотворили чудо: ужасный захватчик отступился от Илариона. Страшное испытание окончилось, но гордый монах получил хороший урок, полезный также и многим другим. Все научились чему-то.
И отец Неофит, ученик отца Игнатия, извлек пользу себе из этого опыта. Он сторожил одержимого монаха до помазания. Понимая, что Господь почему-то попустил такое, он спросил: "Злой бес, ты зачем вошел в Илариона?" "Отстань! Ты что себе возомнил? Ты что думаешь, я скажу тебе?"
"Именем Пресвятой Троицы приказываю тебе сказать причину".
"Ха! Ты мне осмеливаешься еще приказывать? Кто ты такой? Ты даже не священник! Я вошел в него, потому что... потому что он гордый".
"Еще приказываю — именем Пресвятой Троицы — скажи мне, что есть гордый человек?"
Под действием этого повеления, неохотно сделал демон такое замечательное признание:
"Что такое гордый человек? Вот что: тот, кто за целые сутки ни разу не подумает, что он грешник, и есть гордый". (Последние слова он резко выкрикнул.)
Эти слова долго звучали в ушах отца Неофита. "Боже мой, — повторял он время от времени, — сохрани меня от гордости". Он навсегда запомнил урок, полученный от демона.
"Бог гордым противится". Богодухновенные слова эти трижды повторяются в Священном Писании (Притч. 3,34; Иаков. 4, 6; 1 Петр. 5,5).
И в "Лествице" сказано об этом: "Гордость есть отвержение Бога" (Слово 23, 1). Слышали мы это много раз и еще раз подтверждают это страдания гордого Илариона, желавшего отличиться, неся две лишних доски, но получившего унизительное отличие.
http://vsemolitva.ru/b27/gts7.html
(из книги "Современные старцы горы Афон")