"Отцы-cвятогорцы и cвятогорские истории" (с)св.Паисий Святогорец

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: Лесник

#1 Лесник » Вт, 22 сентября 2015, 19:44

Здравствуйте!

Здесь:

http://www.bogistina.info/bibl/starci.shtml

можно скачать книгу старца Паисия Святогорца "Отцы-cвятогорцы и cвятогорские истории".

Её содержание:

Предисловие / Отец Тихон / Отец Евлогий / Отец Пахомий / Афонский отшельник отец Серафим / Неизвестный отшельник / Иеромонах Анфим Христа ради юродивый/ Отец Даниил дивный / Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократора / Отец Филарет, игумен монастыря Констамонита / Отец Петр (Петруша) / Отец Августин / Отец Георгий отшельник / Старец Филарет/ Старец Ефрем "окаянный" / Старец Константин Христа ради юродивый / Отец Савва Эсфигменит / Иеромонах N, потерпевший искушение за свою гордость / Клирики, которые не были готовы к Божественной литургии и которых Бог не допустил к ее совершению / Старец Аввакум / Два самонадеянных монаха, которые впали в прелесть / Своевольный послушник / Благоговейный и послушливый монах/ Своевольный новоначальный монах / Нерадивый молодой монах / Нерадивый пожилой монах / Ангел укоряет особножительный монастырь Ксиропотам / Брат, спасшийся без труда, потому что никого не осуждал / Откровение о смерти отца Мефодия и отца Иоакима / Послушник, который не был послушен своему старцу, но спасся, потому что уповал на Бога / Певчий встретился на празднике с братом, умершим шестью месяцами раньше / Старец Трифон / Отец Кирилл, отшельник скита монастыря Кутлумуш, а позже игумен этой же обители / Божия Матерь помазывает благоговейного монаха / Христос исцеляет молодого монаха, имеющего сильную веру и ревность / Болезни доставляют пользу и небесное воздаяние, когда мы переносим их с терпением / Послушник, который роптал / Неосторожное слово простодушного монаха, за которое он получил от Бога вразумление / Божия Матерь, как добрая мать, заботится о монахах в Своем уделе / Преподобномученик Дамиан исцеляет юного монаха / Достоинство монашества / Сила монашеской молитвы / Сила молитвы по четкам / Сила молитвы Иисусовой / Молитва с утруждением / Мирские удобства приносят монаху духовные скорби / Мирская логика приносит духовное разорение / Безмолвие и беспопечительность являются самыми важными условиями такой духовной жизни, которая радует Божию Матерь / Монах должен быть добрым примером для мирян / Попечение святого Георгия о празднике в его честь / Святой Спиридон заботится о престольном празднике / Бог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение / Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея / Немилосердный монах, впавший в прелесть оттого, что подвизался без любви и рассуждения / Монах, спасшийся от великой прелести / Радостные события / Ангел восьмого дня / Возвращение к Богу - с земли на Небеса / Примечания переводчика

...................................

Фрагмент книги:

Отец Августин

Отец Августин родился в России, в Полтавской губернии, в 1882 году. Его мирское имя было Антоний Корра (возможно, он был из семьи выходцев из Греции, либо же автор просто изменил его фамилию на греческий лад - перев.). Отца его звали Николаем, а мать - Екатериной. Они были благочестивыми людьми, а потому и своего сына Антония воспитали в благоговении и страхе Божием.

Еще в отроческом возрасте Антоний стал послушником в одном из монастырей у себя на Родине. Однако одно искушение, приключившееся с ним, заставило его оставить свою обитель, Родину и приехать в удел Божией Матери, чтобы обезопасить себя от такого рода искушений.

Как он сам рассказывал, в монастыре, где он поселился, почти все монахи были людьми пожилыми. Они посылали его помогать одному монастырскому рабочему ловить рыбу, так как обитель жила за счет рыбной ловли. Однажды пришла дочь этого рабочего и сказала отцу, чтобы тот немедленно шел домой по какому-то срочному делу, а сама осталась трудиться с послушником. Ею, несчастной, овладела страсть, и она сама, не осознавая вполне, что делает, бросилась к юноше с нечистыми намерениями. Антоний в первый момент растерялся, потому что все произошло внезапно. Затем перекрестился и сказал: "Христе Иисусе, лучше мне утонуть, чем согрешить!" - и с берега бросился в речку! Но Благий Господь, видя такую великую ревность непорочного юноши, который, чтобы сохранить невинность, повторил подвиг святого Мартиниана, удержал его на поверхности воды, так что он даже не намок! "Несмотря на то, что я бросился в воду с головой, - продолжал он свой рассказ, - я даже не заметил, как оказался стоящим на воде, даже одежда у меня осталась сухой!"

В тот момент он ощутил в своей душе глубокую тишину и невыразимое умиление, которые совершенно изгнали все греховные помыслы и все плотские желания, возбужденные в нем поначалу непристойным поведением девушки. Та же, увидев Антония стоящим на воде и пораженная этим великим чудом, расплакалась, раскаиваясь в своем грехе.

Послушник сразу же пошел в свой монастырь и начал слезно просить игумена дать ему благословение уехать на Святую Гору, говоря, что чувствует себя духовно слабым, а также боится оставаться в миру. Он ни словом не обмолвился ни о поведении девушки, чтобы та не пострадала, ни о чуде, которое с ним произошло, во всем виня лишь самого себя.
Помысел говорит мне, что самым большим чудом было то, что он взял грех на себя, скрыв настоящую виновницу, а также то, что в таком возрасте мужественно воспротивился великому искушению. А для Бога, Который одним пальчиком удерживает весь мир, не составляет никакого труда удержать на поверхности воды одного послушника.

Игумен внял его просьбам - он, конечно же, не мог ему препятствовать, - однако одновременно и огорчился, что теряет такого послушника.
Получив разрешение, Антоний немедленно отправился на Святую Гору. Это было в 1908 году. Посетив различные монастыри и келлии, он остался в каливе Честного Креста Господня, принадлежавшей монастырю Каракаллы. Здесь в 1910 году он стал монахом, получив при постриге имя Августин. В 1943 году, стремясь к большему безмолвию, он перешел жить в келлию Введения во храм Пресвятой Богородицы, подчинявшуюся монастырю преподобного Филофея. Здесь он с ревностью подвизался до самой своей старости и больше ни разу не выходил в мир.
В 1950 году я впервые услышал о старце Августине, но мне все никак не представлялось случая познакомиться с ним, тогда как все вокруг говорили о его святости.

В 1955 году, когда мне во второй раз довелось посетить монастырь преподобного Филофея, на другой день после своего прихода я пошел в его келлию, но его, к сожалению, не оказалось на месте. Я оставил у дверей келлии кое-что из вещей и вернулся в монастырь, пытаясь остаться незамеченным, дабы не искушать отцов тем, что хожу по келлиям с вещами. На следующий день после обеда приходит в монастырь сам старец Августин и спрашивает:
- Где здесь отец Паисий? Отцы удивились и говорят ему:
- Даже мы еще толком его не знаем, а ты-то откуда его знаешь? - и показали ему мою келлию.

Только я открыл дверь, как он сделал передо мной земной поклон и сказал: "Благословите! - потом говорит: - Бог да помилует тебя за те благословения, которые ты мне принес".

Затем он достал из своей котомки завернутые в платок семь маленьких персиков, размером не больше алычи, с полузасохшего персикового дерева, росшего возле его келлии. Я хотел было скрыть от старца, что именно я приносил ему благословения, но он сказал: "Я видел тебя из скита пророка Илии".

Скит пророка Илии находится на расстоянии приблизительно четырех часов ходьбы от келлии отца Августина. Выходит, старец имел дар прозорливости. Для Бога, конечно же, нет близких или дальних расстояний.

Пользуясь случаем, хочу рассказать еще одну похожую историю. Сосед отца Августина, диакон Вениамин, видел, находясь в своей келлии, как по телевизору, убиение царской семьи. Через некоторое время он узнал, что именно в этот день коммунисты расстреляли царскую семью.
Отец Августин, несомненно, тоже мог видеть, и даже еще дальше, ведь у него тоже был духовный телевизор (дар прозорливости), который он приобрел благодаря чистоте своей души, смирению и любви.

Старец имел великое сострадание к несчастным животным, поэтому все, у кого были старые или увечные животные, оставляли их где-нибудь неподалеку от его келлии, ничего ему не сообщая. Келлия отца Августина превратилась таким образом в приют для престарелых зверей со всей округи: от монастырей Каракаллы и Филофея до Иверского. Бедный старец брал в руки косу и все лето косил на зиму траву для увечных и старых животных, которых оставляли ему мирские. Если он сам находил какое-нибудь старое брошенное животное, то тоже забирал его в свой приют.

Встречая по пути какого-нибудь человека, он делал перед ним земной поклон и говорил: "Благословите!" Он не смотрел, был ли перед ним священник, монах, старик или юноша-мирянин, так как имел великое смирение и считал всякого старше себя, а себя - младше всех. Однажды, когда он сделал поклон перед кем-то из мирян, его увидел человек, имевший богословское образование, и смутился:
- Как, ты делаешь поклоны перед мирянами?! На что отец Августин ответил:
- Да, потому что на них благодать Святого Крещения.
Великая любовь и смирение старца не имели предела. Однажды, рассказывал он мне, ему в его келлии явился диавол в виде ужасного пса, изрыгавшего из пасти огонь. Он устремился на старца, чтобы его задушить, потому что молитвы старца жгли его - как он сам ему признался. Отец Августин схватил его и ударил о стену со словами: "Злой бес, зачем ты воюешь с созданиями Божиими?"
"Бес сильный, - продолжал старец свой рассказ, - да и я не из слабых - припер его к стене. Однако после этого меня сильно мучила совесть, что пришиб диавола. Я с нетерпением ждал утра, чтобы пойти и исповедаться в том, что ударил диавола. Как только рассвело, я пошел в Провату к своему духовнику и исповедался. Но мой духовник оказался очень снисходительным. Он не дал мне никакой епитимии и велел причаститься. На радостях я всю ночь провел в молитве по четкам, а потом пошел на Божественную литургию и причастился. Когда священник вкладывал мне в уста святую лжицу, я увидел Святое Причастие в виде Плоти и Крови и разжевывал его, чтобы проглотить. Одновременно я ощутил великую радость, которой не мог вынести. Из моих глаз текли слезы, а голова сияла, подобно лампе. Я быстро ушел, чтобы отцы не видели меня, и благодарственные молитвы читал уже у себя в келлии".

Старец всегда светился, ибо его покрывала Божественная благодать. Достаточно было только посмотреть на него, чтобы забылась любая скорбь, потому что благодаря своей внутренней доброте он сеял вокруг себя радость. Его внешнее одеяние - латаный-перелатаный подрясник - было хуже тряпья, которое садовник надевает на пугало. Когда случалось, что кто-то приносил ему какую-нибудь хорошую вещь, он тут же отдавал ее другим.

В его келлию часто приходили рабочие, которые на пристани грузили монастырский лес. Когда им было что-то нужно, они шли в келлию отца Августина и брали все необходимое без спросу. Часто они забирали у него последнее. Поэтому иногда старца можно было застать лежащим без сил от недоедания. Единственный выход из этого положения состоял в том, чтобы монастырь снабжал его мукой, из которой он мог бы готовить себе что-нибудь съестное. Отец Августин где-то раздобыл старую сковородку и пек себе на ней нечто похожее на блины, которые замешивал на одной воде с солью и которые заменяли ему хлеб и прочие блюда. Когда разрешалось растительное масло, он обмакивал в него перо, крестообразно помазывал им блин и таким образом утешался в положенные дни. Некоторые монахи слегка подшучивали над старцем и спрашивали:
- Что ты ешь, отец Августин? Тот отвечал:
- Я все время ем блины.

Если отцы давали ему соленую сардину, он берег ее, чтобы угощать гостей. Старец отрезал у сардины голову и подавал рыбу, будучи вне себя от радости, что может предложить такое угощение.

Он всегда поступал таким образом, лишая себя всего. Зато его непрестанно насыщал Христос Своей Божественной благодатью. Его любили все монахи в округе и миряне. Особенно же его любили отцы из монастыря преподобного Филофея, которые, когда он начал слепнуть, стали упрашивать его перебраться к ним. Однако старец думал о том, что будет со всеми его увечными и старыми животными, если он уйдет, и потому не соглашался. Наконец, отцы, дай им Бог здоровья, взяли к себе и его и его животных. После этого он успокоился.

В монастыре отцы заботились о нем, и он считал это великим благословением Божией Матери. Из благодарности он постоянно пел "Достойно есть", и глаза у него были полны слез радости. Пребывание отца Августина в обители было для всех большим благословением. Оно приносило огромную пользу и престарелым монахам, жившим в монастырской богадельне, потому что отца Августина посещали не только люди, но и святые, Ангелы и даже Матерь Божия. Когда старец видел Божию Матерь или святых, то очень огорчался, что остальные старцы продолжали лежать или сидеть. Он расталкивал их, говоря: "Божия Матерь!" - или, когда видел Ангела: "Ангел!"

Те, конечно, ничего не видели, но понимали, что что-то происходит, немедленно поднимались и стояли с благоговением. Однако монах, ухаживавший за старцами, считал все это прелестью и ругал старца, говоря: "Оставь старцев в покое. Не хватало еще слушать тебя с твоей прелестью!"

Однако старец продолжал всех поднимать, будучи не в силах сдержать себя от благоговения.
Когда его навещали отцы, то не успевали они спросить, как у него дела, а он уже выпытывал:
- Как поживают мои мулы и ослики? Ему отвечали:
- Очень хорошо, - и старец радовался.
- Ты как поживаешь, отец Августин?
- Слава Богу, очень хорошо.
Так, благодаря своей большой доброте, постоянно пребывая в радости, славословя Бога и непрестанно молясь, он проводил или, лучше сказать, переживал райскую жизнь в уделе Божией Матери. Внутри него пребывал Христос. Его сердце было раем. Он сподобился и в земной жизни лицезреть Ангелов, святых и даже Божию Матерь, и в загробной - радоваться вечной радостью!

Когда отец Августин уже отходил, его лицо трижды просияло подобно молнии. Бог устроил так, что при этом рядом находился и ухаживавший за старцами монах, который был поражен увиденным и убедился в истинности тех посещений, о которых говорил старец.
Отец Августин упокоился в Господе 27 марта 1965 года в возрасте 83 лет. Да будут с нами его молитвы. Аминь.

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:
.......................................


Отец Евлогий (послушник старца Хаджи-Георгия )

Над Кареей, если идти по направлению к Ватопедскому монастырю, находится келлия святого Георгия Явленного. В ней подвизалось шесть "Хаджи-Георгиевичей" под руководством старшего из них - отца Евлогия. Позже к их общине примкнули два других брата: отец Пахомий и отец Георгий, которые таким образом стали "внуками" Хаджи-Георгия.

Радостно наблюдать, как святая монашеская традиция передается последовательно от преподобных дедов к преподобному отцу Хаджи-Георгию, а от него - к его духовным детям и внукам! Конечно, все они, в том числе отец Евлогий, заслуживают более обстоятельного рассказа. Однако, поскольку о них уже написал один монах из монастыря Симонопетра, земляк отца Евлогия, я ограничусь лишь случаем, который произошел со старцем Евлогием в конце его жизни и который показывает, как сей воин Христов до самой глубокой старости сражался с демонами.

Когда он состарился и ему перевалило за сто лет, он обычно проводил свое время сидя на скамейке и читая молитву Иисусову. И вот однажды два его послушника, отец Пахомий и отец Георгий, пошли собирать маслины. Старец запер за ними дверь и, присев на скамейку, начал творить молитву Иисусову. Вдруг он услышал в келлии сильный шум и прервал молитву. Тридцать бесов, разгневавшись на него, повалили его на пол и начали сильно бить. После этого старец, естественно, не смог даже на ноги подняться. В полдень отцы вернулись с послушания и окликнули старца, чтобы он отпер им дверь. Да как было несчастному старцу в таком состоянии услышать их и подняться на ноги? Отец Георгий заподозрил неладное, пролез через окошко, отпер дверь, и оба монаха с тревожным чувством вошли в келлию старца. И что же они увидели? Отец Евлогий лежал на полу весь побитый и как ни в чем не бывало обращался к ним:
- Слышишь! Тридцать бесов собрались, чтобы меня побить, - не один и не два, а - тридцать!

В келлии у него висел деревянный крест, перед которым он обычно молился. Однажды во время его молитвы через окно внутрь вошел бес, чтобы помешать старцу. Внезапно отец Евлогий увидел, как крест сам снялся со стены и приблизился к демону, так что тот немедленно исчез. Затем крест сам вернулся на свое место.
Так отец Евлогий подвизался до ста восьми лет. И, когда он духовно созрел и ему пришло время отходить вместе со своими духовными богатствами из сей жизни в вечную, ему было возвещено Богом, чтобы он приготовился к этому сам, а также подготовил своих братии, давая им последние советы и благословения: "Я, братия мои, уже ухожу, иду к святому Антонию. Позже и вы придете туда, в рай. Ты, отец Георгий, проживешь восемьдесят лет".
После этого благословенный раб Божий Евлогий причастился и упокоился о Господе 11 апреля 1948 года.
Отец Георгий, когда ему исполнилось восемьдесят лет, сказал:
- В этом году я умру, - так предрек мне старец. Врач же, видя его крепость, говорил ему:
- Ты проживешь еще тридцать лет. Вскоре после своего восьмидесятилетия отец Георгий отошел ко Господу - и все вокруг удивились.

Отец Пахомий (послушник отца Евлогия и духовный внук Хаджи-Георгия)

Как в рассказе об отце Евлогии, так и в рассказе о его благословенном послушнике отце Пахомий приведу лишь один случай, относящийся к последним годам его жизни, а благочестивые читатели, имеющие непорочные помыслы, сами поймут, насколько чистой была душа отца Пахомия.

Итак, за три дня до своей смерти, в четверг, отец Пахомий позвал к себе отца Георгия и говорит ему: "Отец Георгий, будь добр, пойди в Колецу и купи там рыбы для нашего престольного праздника святого Георгия, который будет в понедельник. Постарайся купить побольше рыбы, потому что вам предстоит отпраздновать два праздника. А я буду праздновать его на Небесах вместе со святым Георгием - меня с вами уже не будет".
Отец Георгий немедленно отправился в Колецу, принес рыбы и сразу же начал ее готовить, чтобы она не испортилась.

В пятницу отец Пахомий опять послал отца Георгия, чтобы тот пригласил на праздник других отцов, и при этом наказал: "Скажи отцам, чтобы они готовились праздновать два праздника: мои похороны и поминки, а на следующий день - память святого Георгия".

Отец Георгий объявил отцам все, что сказал ему отец Пахомий. В субботу утром отец Пахомий послал его позвать отца Димитрия, чтобы тот пришел и причастил его. Увидев священника, он с радостью начал петь "Вечери Твоея тайныя днесь...", а затем, причастившись, сказал: "Слава Богу!" После этого он облобызался с отцами, стоявшими рядом, и его непорочная душа отошла на Небо. Это произошло 22 апреля 1974 года.

В воскресенье были его похороны, а затем поминки с угощением, какое обычно устраивается на престольные праздники. После этого в понедельник у отцов был второй праздник - теперь уже престольный. Отец же Пахомий праздновал его на Небе вместе со святым Георгием, как и сказал, насыщаясь красотами рая и духовным вином любви Божией.

Милостивый Бог да сподобит и нас вкусить хотя бы часть этих благ. Аминь.

.....................


Неосторожное слово простодушного монаха, за которое он получил от Бога вразумление

В богадельне монастыря святого Павла ухаживал за старцами один монах, немного простоватый, но очень добродушный.

Он сам рассказывал мне, как приблизительно тридцать лет тому назад, когда он нес послушание в богадельне монастыря, один брат дал ему на благословение гроздь винограда. Он по своей доброте не съел ее сам, но разделил на небольшие части и раздал старцам. Один старец из чувства благодарности к нему, потому что виноград тогда еще не поспел и он в первый раз в том году пробовал его, много раз повторял: "Прекрасного тебе рая! Прекрасного тебе рая!" (в Греции такое пожелание принято говорить монахам - перев.) Он же, по своей простоте, в шутку ответил ему: "Ешь виноград. Рай и ад здесь - на земле".

Несмотря на то, что сам он в это не верил, но сказал лишь в шутку, к тому же смягчающим обстоятельством была его простота, с ним произошло следующее.

Ночью ему приснился страшный сон, показавшийся ему явью. Снится ему огненное море, а напротив - прекрасный залив с хрустальными дворцами.

На берегу он увидел некоего почтенного старца, окруженного сиянием, так что даже борода его казалась шелковой. На том же берегу увидел он и брата из своего монастыря, который умер за три года до этого, и спросил его, что это за прекрасные дворцы и кто этот почтенный старец.

Брат ему отвечает: "Это Авраам, а этот прекрасный залив с хрустальными дворцами - "лоно Авраамово", на котором упокоеваются души праведных" (в греческом языке слова "залив" и "лоно" являются омонимами - перев.).

Когда брат говорил это, его услышал праведный Авраам и говорит отцу Григорию, ухаживавшему за старцами, со строгостью: "Уходи отсюда немедленно, для тебя здесь нет места".

После столь строгих слов, услышанных от патриарха Авраама, отец Григорий повернулся, чтобы поскорее уйти. И вдруг он почувствовал, что его обожгло языком пламени, вырвавшимся из огненного моря, и от боли он проснулся. И что же он видит? Нога, которую обожгло, была вся покрыта волдырями и ожогами. Она у него болела непрерывно в течение двадцати дней, пока раны не зажили под действием различных мазей и целительных трав.

Он раскаялся в своих словах и с тех пор был очень внимательным ко всему, что говорил.

.....................................................


Брат, спасшийся без труда, потому что никого не осуждал

Некогда один мирянин пришел в Кавсокаливский скит, чтобы стать монахом. Однако скитские отцы не принимали его, потому что, кроме лености и нерадения, он имел еще и скандальный характер, так что постоянно создавал проблемы. Но поскольку ему нравился скит, он упросил отцов оставить его жить с ними без монашеского пострига, за что обещал иногда помогать им.

Так в лености и нерадении и провел он свою жизнь, пока не пробил его смертный час. Отцы, желая его утешить, неотлучно пребывали возле его смертного одра.

И вот умирающий пришел в исступление и начал делать какие-то знаки. Отцы не могли понять, что с ним происходит. Когда он пришел в себя, то поведал им нечто страшное: "Видел я Архангела Михаила, держащего хартию, в которой были записаны все мои грехи. Он сказал мне: "Видишь? Все, что здесь записано, сделал ты. Поэтому готовься идти в ад". Тогда я говорю ему: "Посмотри-ка, есть ли среди всего этого грех осуждения?" Архангел поискал и говорит мне: "Нет". - "Значит, - говорю я ему, - я не должен идти в ад, согласно словам Господа: Не судите, и не будете судимы (Лк.6,37). Тогда Архангел Михаил разорвал хартию с моими грехами. Так что, отцы, я пойду в рай. Когда вы мне сказали, что я не подхожу для того, чтобы быть скитским монахом, и я начал работать как мирской и ходить в церковь только по праздникам, я услышал слова Евангелия: Не судите, да не судимы будете (Мф.7,1) - и сказал себе: "Окаянный, исполни хотя бы это", - и это спасло меня без других трудов"". Лишь только он рассказал это, Архангел Михаил принял его душу.
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 1341
Темы: 125
С нами: 14 лет 9 месяцев


Re: "Отцы-cвятогорцы и cвятогорские истории" (с)св.Паисий Святогорец

#3 elizabeth » Ср, 23 сентября 2015, 10:53

Лесник писал(а):можно скачать книгу старца Паисия Святогорца "Отцы-cвятогорцы и cвятогорские истории".
Лесник, спасибо. Дочитываю сейчас вторую книгу про старца Иосифа...Интересно.
Изображение
elizabeth
Аватара
Сообщения: 2510
Темы: 4
С нами: 11 лет


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей