Протосингел Анфим (Гэине) (1894-1974).

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: arka

  • 1

#1 arka » Сб, 5 сентября 2015, 20:45

Спойлер
Протосингел Анфим (Гэинэ) (1894–1974)

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Опубликовать анонс в Livejournal

29 августа 2014 года исполняется 40 лет со дня кончины одного из славных румынских подвижников благочестия старца Анфима (Гэинэ) из монастыря Секу. Название этого монастыря многим хорошо известно по житию прп. Паисия (Величковского), который подвизался в Румынии в трех обителях: Драгомирне, Секуле и Нямецком монастыре. Заложенные прп. Паисием еще в конце XVIII века традиции старчества прижились на благодатной румынской почве и продолжают давать обильную духовную поросль вплоть до наших дней. По случаю памяти старца Анфима приводим для читателей портала Православие.Ru первый отрывок из замечательной книги архимандрита Иоанникия (Бэлана) «Румынский патерик».

Жизнеописание
Изображение
Протосингел Анфим (Гэинэ)
Отец Анфим был монахом глубоко духовного жительства и одним из лучших учеников великого духовника Викентия (Мэлэу).

Родился он в селе Присэкань Ясского уезда и в юном возрасте вместе с отцом и дедом посвятил себя монашеской жизни. В 1920 году в монастыре Секу принял монашескую схиму, а через год был удостоен священного сана. В 1921–1928 годах служил иеромонахом и духовником в родном монастыре. Затем в течение 3 лет был приходским священником в селе Плутон коммуны[1] Пипириг. В 1934–1956 годах был духовником монастыря Агапия.

Вернувшись в родной монастырь, он в 1974 году мирно упокоился в глубоком смирении и самоотвержении.

Дела и поучения

1. Ученики отца Анфима говорят, что ему очень хотелось подвизаться на Святой Афонской Горе. И вот он говорит своему духовнику:

— Отец Викентий, я хочу уйти на Святую Гору.

— Я не дам тебе благословения, — ответил старец, — потому что ты не сможешь там жить.

Затем, много помолившись, разрешил ему, сказав:

Ты долго не пробудешь на Афоне,
на обратном пути поезд задавит тебя

— Хорошо, иди. Но знай, что ты долго не пробудешь на Афоне, а на обратном пути поезд задавит тебя, твоя святость.

Через несколько месяцев отец Анфим вернулся на родину. И вот в Турну-Северине, когда он переходил через железнодорожные пути, на него наехал поезд, но он лег между рельсов и остался живым по молитвам своего духовного отца.

2. В 1928 году отец Анфим был направлен в качестве священника-миссионера в коммуну Пипириг для исправления верующих-старостильников, отказывавшихся покоряться Церкви. Поначалу батюшка не соглашался туда идти. Потом, по совету своего духовника, принял послушание и за несколько лет совершенно обновил духовную жизнь в селе Плутон. Ибо люди, видя его кротость и святость жизни, вернулись в лоно Церкви Христовой. В селе установилась христианская атмосфера гармонии и единства, редко встречающаяся в других местах. Потом он многих приучил к посту, милостыне и тайному деланию молитвы Иисусовой. И сегодня еще можно увидеть стариков, живущих этой молитвенной жизнью и ее таинственной радостью.

3. В монастыре Агапия он тоже был священником. Как священник он весь был проникнут страхом Божиим и как духовник был очень востребован. Всегда считал себя недостойным таинства Священства и с великим трепетом относился к служению Божественной Литургии. Когда он служил в храме, то пребывал в посте и молитве и ни с кем не говорил.

4. Как духовник отец Анфим принимал на исповедь только тех, кто воистину хотел спастись. Он был очень внимательным к помыслам и требовал от своих духовных чад более всего любить молчание, послушание и молитву Иисусову. Потому его ученики были немногочисленными, но по своему облику и внутреннему деланию были явно преуспевшими более других.

5. Ученики его говорят, что отец Анфим отстранял от себя тех, кто упорствовал в одних и тех же грехах и не исполнял епитимию, данную на исповеди.

Один из его духовных чад любил поговорить. Старец дал ему епитимию мало разговаривать, но молиться. Видя, что тот не слушается его, на третьей исповеди он сказал:

— Брат, ты теперь говоришь больше, чем раньше! Поэтому я не приму тебя больше на исповедь.

Если его просили сказать слово на пользу души, он долго думал и отвечал с трудом

6. Еще рассказывали про него, что если кто-нибудь просил его сказать слово на пользу души, он долго думал и отвечал с трудом. Иногда откладывал ответ на другой день и подкреплял свое слово текстами из Священного Писания и святых отцов.

7. Этот батюшка был очень самоотверженным и далеким от всего материального. Не вносил в свою келью никаких подарков от верующих. Ни денег, ни еды, ни одежды. Всё, что ему приносили, отдавал монастырскому братству и нищим. Иногда бежал вдогонку за нищими и раздавал им всё, что находил у себя в келье лишним.

8. Отцы говорят, что старец никого не принимал в своей келье, кроме настоятеля и ученика. И сам не соглашался войти в чужую келью. Стучал в дверь и дожидался снаружи. А слово его всегда было мудрым, кратким и очень добрым.

9. В храме отец Анфим стоял позади и никогда не садился в стасидию. Взор свой всегда держал обращенным вниз и творил Иисусову молитву в молчании и глубокой тишине. А в святой алтарь входил, только когда служил, и всегда был обращен лицом к святому жертвеннику.

10. Отец Анфим был глубоким делателем молитвы Иисусовой. Он носил в душе своей таинственные радости, чуждые многим. Потому всё внешнее нимало не искушало его. Ни цветы, ни пение, ни одежда, ни еда, ни отдых, ни человеческая похвала. Ведь сердце его было уязвлено любовью Христовой.

11. Этот смиренный монах никогда не смотрел человеку в лицо, не осуждал никого, не позволял никому говорить плохо о ближнем. Только когда обличал учеников, на миг заглянет им в лицо, а затем отпустит их.

12. Рассказывают его ученики, что старец никогда не входил в келью, когда был взволнован или кто-нибудь имел на него недовольство. Ведь душа его лишалась покоя, и он не мог молиться. Сначала обходил вокруг кельи несколько раз, затем испрашивал прощения у того, кого огорчил. А когда входил в келью, наказывал себя постом и молитвой в течение трех дней, пока не успокоит свою совесть.

13. Еще говорят ученики, что отец Анфим был большим аскетом. Питался только овощами, и то раз в день и очень воздержно. А вино, брынзу и молоко вкушал всего несколько раз в году. Одежду носил ветхую и бедную, печь в келье не топил и никакого имущества не имел, кроме тулупа и трех книг: Часослова, Псалтири и Патерика.

Старец никогда не спал на кровати

14. Другим подвигом отца Анфима было всенощное бодрствование. Говорят отцы, что старец никогда не спал на кровати. Закончив вечернюю молитву, он клал сотни земных поклонов, затем дремал часок-другой на коленях под иконами. Проснувшись, продолжал свою полунощную молитву и затем снова дремал часок под иконами.

15. Однажды ему пришлось заночевать в Тыргу Нямце[2] у одного из своих духовных чад, которого он очень любил. Когда старец утешил всех избранными словами от святых отцов, хозяин приготовил ему постель и оставил в комнате одного. На другой день утром постель оказалась совершенно нетронутой. Отец Анфим всю ночь бодрствовал перед святыми иконами.

16. Говорят еще монахи, что ночью в келье отца Анфима всегда было светло, и на всякий час его можно было увидеть молящимся. Иногда, когда сон борол его, он выходил на улицу, обходил несколько раз вокруг кельи и снова заходил.

17. В последние 10 лет старец уже не служил Святую Литургию, но никогда не пропускал служб. Однажды спросил его один из учеников:

— Отец Анфим, дай последний совет

— Никогда не пропускай церковных служб!

— Отец Анфим, дай мне последний совет перед тем, как мы расстанемся.

А старец ответил ему:

— Никогда не пропускай церковных служб!

18. Достигнув 80-летнего возраста и заболев, отец Анфим предал Богу свою душу 29 августа, в престольный праздник монастыря[3], прямо во время Святой Литургии. Рядом с собой он положил листок с исповедью, где испрашивал у всех прощения и молитв.

Господи, упокой с праведными отца Анфима!

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediţia a 6-a, revăzută şi îngrijită de Arhim. Petru Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011. P. 669–672.

29 августа 2014 года

[1] Коммуной в Румынии называется сельсовет, объединяющий несколько сел.

[2] Город Тыргу Нямц — местный районный центр.

[3] Престольный праздник монастыря Секу — Усекновение главы св. Иоанна Крестителя.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/73251.htm
arka
Автор темы
Сообщения: 2131
Темы: 136
С нами: 16 лет 2 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей