Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 12:16

Слово 8. О безгневии и кротости.
   1. Как вода, мало по малу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева. Потому скажем теперь по порядку о безгневии.
   2. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы. Безгневие есть победа над естеством, нечувствительность к досаждениям, происходящая от подвигов и потов.
   3. Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым.
   4. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.
   5. Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т. е. памятозлобия. Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.
   6. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность.
   7. Некоторые, будучи склонны к раздражительности, нерадят о врачевании и истреблении сей страсти; но сии жалкие не размышляют о сказанном: «устремление... ярости его падение ему» (Сир.1:22).
   8. Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течении целого дня: посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.
   9. Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели44, как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою неисцельною.
   10. Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом очевидно познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.
   11. Гневливый человек по временам произвольно увлекаясь этою страстию45, потом уже от навыка и невольно побеждается и сокрушается ею.
   12. Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.
   13. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.
   14. Если Дух Святой называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца; то ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
   15. Нам известны премногие злые порождения гнева; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которые, воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобие, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели. И видел опять таких, которые, по-видимому, являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы некоторою чернотою. Много потребно нам тщания против сего змия (т. е. гнева и памятозлобия), потому что и ему, как змию плотской похоти, содействует естество.
   16. Видел я людей, которые прогневавшись, отвергали пищу от досады; и сим безрассудным воздержанием яд к яду прилагали. Видел и других, которые, как бы благословною причиною, воспользовавшись гневом своим, предавались многоядению, из рва падали в стремнину. Наконец видел я и разумных людей, которые, подобно хорошим врачам, растворив то и другое, от умеренного утешения, данного телу, получали весьма великую пользу.
   17. Иногда умеренное песнопение успешно успокаивает раздражительность, а иногда, если оно безмерно и безвременно, способствует сластолюбию. Итак будем пользоваться им, рассудительно разбирая приличные времена.
   18. Сидя, по некоторой нужде, близ келлий безмолвствующих мужей, я слышал, как они от досады и гнева наедине злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как будто на присутствующих там, наскакивали, и я благочестиво советовал им не жить в уединении, чтобы из людей не сделаться бесами. И видел опять людей сладострастных и похотливых сердцем, которые, по видимому, были кротки, ласковы, братолюбивы, и любили красивые лица; сим я назначал проходить безмолвное житие, как врачевство, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных животных. А как некоторые говорили мне, что они сильно увлекаются тою и другою страстию (т. е. и сладострастием и раздражительностью): то я запретил им жить по своей воле; а наставникам их с любовию советовал, чтобы они позволяли им по временам проходить то тот, то другой образ жизни, повинуясь однако во всем главному настоятелю. Сластолюбивый повреждает только себя самого, а может быть и еще одного, своего сотаинника; гневливый же, подобно волку, часто возмущает все стадо, и многие души огорчает и утесняет.
   19. Великий вред возмущать око сердца раздражительностью, как сказано: «смятеся от ярости око мое» (Пс.6:8), но больший — словами обнаруживать душевное неистовство; если же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, Ангельскому и Божественному житию.
   20. Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение. «Обличи, — говорит Апостол, — запрети, умоли» (2Тим.4:2), а не сказал: и бей; если же и это потребуется, то как можно реже, и не сам собою.
   21. Если присмотримся, то увидим, что многие из гневливых усердно упражняются во бдении, посте и безмолвии; а намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и плача подлагать им вещества, питающие их страсть.
   22. Если, как мы выше сказали, один волк, имея беса помощником, может возмутить все стадо; то и один премудрый брат, имея Ангела помощником, может, как добрый мех, полный елея, укротить волну, и дать кораблю тихое плавание46. Сколь тяжкого осуждения заслуживает первый, столь великую награду получит от Бога второй, сделавшись для всех полезным примером.
   23. Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина — пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, — принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий.
   24. Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни.
   25. Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия: тот пусть вступит, как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и притом самых суровых, если не хочет совершенно избавится от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братий и умственно, а иногда и чувственно ударяемый, или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, он мог очистить ризу души своей от ее скверны. А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в народе пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лице, говорят: «Я такого-то хорошо омыл». И это истинно.
   26. Иное безгневие в новоначальных, происходящее от плача, а иное — невозмутимость, бывающая в совершенных. В первых гнев связан слезами, как некоторою уздою; а в последних он умерщвлен бесстрастием, как змий мечом.
   27. Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно было видеть здесь делателей страха, мздовоздаяния и любви.
   28. Как горячка в теле, будучи сама по себе одна, имеет не одну, а многие причины своего воспаления: так и возгорение и движение гнева и прочих страстей наших происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачевство. А такой даю совет, чтобы каждый из негодующих старательно изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в этом врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащий пластырь для своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей. Хотящие войти с нами о Господе в предложенное духовное судилище, да войдут: и мы исследуем, хотя и не ясно, упомянутые страсти и их причины.
   29. Итак да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпением, влекомый святою любовью и, представши пред судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца твоего, и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя, и убивающие тебя? — В ответ на это гнев говорит нам: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объедение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери же мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием; а от кого рождается, спросите у него самого, в свое время».
   На восьмой степени лежит венец безгневия. Но кто носит его от естества, тот, может быть не носит никакого иного; а кто приобрел его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей.
44   Как некоторые в оправдание свое говорят: я хоть вспыльчив, но это у меня скоро проходит.
45   По слав. временне неистовствующся вольне. C греч. добровольно подвергающийся временным припадкам сумасшествия.
46   Здесь Лествичник говорит иносказательно, разумея под мехом тело; под елеем — кротость; под волнами — возношение и гнев; под кораблем — брата, или братство. (PG 88, с. 840.)


Слово 9. О памятозлобии.
Спойлер
  1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти — узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собствленных порождений его: то по порядку будем теперь об нем и говорить.
   2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная.
   3. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить.
   4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие.
   5. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.
   6. Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъядение.
   7. Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия.
   8. Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей.
   9. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит.
   10. Памятозлобие есть лукавый толковник писания, который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с Ним, имея памятозлобие.
   11. Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть сие терние: тогда кайся и смиряйся по крайней мере на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестию, как огнем.
   12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
   13. Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный.
   14. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, зарождается червь; а в видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов; а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия.
   15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек непомнящий зла опередил их. «Отпустите мало, и отпустят вам много» (Лк.6:37).
   16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
   17. Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть свою оставили.
   18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей.
   Степень девятая. Вступивший на нее с дерзновением да просит разрешения грехов у Спасителя Иисуса

Слово 10. О злословии и клевете.
   
Спойлер
1. Никто из богомудрствующих, как я думая, не будет противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по порядку мною и предлагается.
   2. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты
   3. Некоторые отроковицы грешат бесстыдно; а другие тайно, и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. Тоже можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц; каковы лицемерие, лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои видимо представляют одно, а внутренне взирают на другое.
   4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «оставьте такую любовь», чтобы не оказалось ложным сказанное: «оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс.100:5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.
   5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.
   6. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.
   7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т. е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: «не судите, и не судят вам» (Лк.6:37).
   8. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.
   9. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что «имже судом судите, судят вам» (Мф.7:2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
   10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящимся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, и не нашел в нем и следа злословия и осуждения.
   11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.
   12. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.
   13. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.
   14. Судить значить бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу.
   15. Как возношение и без другой страсти сильно погубит человека; так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оные за сие осужден был.
   16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: «испыташа беззакония, изчезоша испытающия испытания» (Пс.63:7).
   17. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.
   Степень десятая. Кто взошел на нее, тот бывает делателем любви, или плача.
Марианна
Автор темы


Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#3 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 12:35

Аgape, ее сложно начинать, а вот дальше, когда начинаются рассказы про обитель и разные примеры с монахами, легче.
Сложнее же всего ее читать потому что это для монахов послание, читая, вступаешь в такой диссонанс, насколько же мы грешны и зависимы от своих страстей...
Но с другой стороны, там некоторые места, просто поразительные!И очень в помощь.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#4 Лена Н » Чт, 26 марта 2015, 15:04

Я купила аудиокнигу. Продолжительность большая. Можно на ночь слушать, можно , когда делами занят.
Чтец очень приятный, с музыкальным сопровождением. Тогда читать интересней и легче.
У меня начинается с биографии автора.
Лена Н

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#5 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 18:57

Иф, мне честно говоря, в первый же день после начала чтения приснился светящийся человек, мы с ним говорили и помню точно что он сказал, каждому человеку нужен учитель-наставник, потому что сам человек не справляется.
Но т.к. в самой Лествице есть глава про сны, которым доверять не стоит...То не знаю что и думать.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#6 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 19:11

Иф писал(а):
Марианна писал(а):мы с ним говорили и помню точно что он сказал, каждому человеку нужен учитель-наставник, потому что сам человек не справляется.
не справляется - точно . в самую дырочку .
про наставника ..... блин , гдеж его взять то
Возможно стоит попросить и дадут :dont_knou: главное быть готовым и нуждаться в нем.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#7 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 19:20

Иф писал(а):моя любимая глава в книге про тщеславие )))
Я еще не дошла туда, меня вот гнев озадачил пока, надо бы перечитать пару раз.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#8 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 19:27

Иф писал(а):
Марианна писал(а):Я еще не дошла туда, меня вот гнев озадачил пока, надо бы перечитать пару раз.
угу .
не торопись .
эт ж лестница .
там на картинке с самых высоких ступенек падают . вот вот уже до Бога рукой подать и хрясь ..... полетел в ад .
Мне чет кажется нам эта лестница, как мирянам...не особо достижима. Ну разве что, на своем, так сказать, уровне, немного продвинуться.
Но советы там конечно очень полезные для всех.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#9 Марианна » Чт, 26 марта 2015, 19:38

Иф писал(а):просто книга учит смотреть на себя со стороны реально .... без прекрас .
Это точно, одно чтение Лествицы приоткрывает глаза на самого себя, а это уже неплохо.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#10 Марианна » Ср, 6 мая 2015, 20:18

53. Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге; то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простою и немыслящею зла любовию, и постараемся уврачевать, как собственный член, и как воина, уязвленного на брани.

Добавлено спустя 30 секунд:
58. Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовию - блуд, с рассуждением - коварство, с мудростию - хитрость, с кротостию - тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию - возношение, с надеждою - ослабление, с любовию - опять осуждение ближнего, с безмолвием - уныние и леность, с чистотою - чувство огорчения, со смиренномудрием - дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий [14], или, вернее сказать, отрава.

Добавлено спустя 32 секунды:
60. Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому что, получивши просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение.

Добавлено спустя 55 секунд:
62. От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба.
63. Вещество страстей, будучи изнуряемо Божественным огнем, истребляется; а по мере того, как вещество искореняется, и душа очищается, отходят и страсти, если человек сам не привлечет их опять веществолюбивым житием и леностию.
64. Иногда бесы отступают и сами собою, чтобы ввести нас в беспечность, и потом внезапно нападают на бедную душу, расхищают ее, и до такой степени приучают к порокам, что она после того уже сама себе наветует и противоборствует.


Добавлено спустя 35 секунд:
67. Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаем берем, и взаем даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их.
68. Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста, и всегдашнего умиления: то сии добродетели выше естества. Некоторым из них научили нас люди; другим Ангелы; а иных учитель и дарователь есть Сам Бог Слово [15]


Добавлено спустя 31 секунду:
69. При сравнении зол, должно избирать легчайшее. Например, часто случается, что когда мы предстоим на молитве, приходят к нам братия; мы бываем в необходимости решиться на одно из двух: или оставить молитву, или отпустить брата без ответа, и опечалить его. Но любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.
70. Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение, и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объедения и тщеславия. Но боясь исчадия объедения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием, зная, что в юных бес объедения весьма часто побеждает беса тщеславия. И сие неудивительно: в мирских корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах - объедение.
71. Нередко Бог, по особенному Своему промышлению, оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они ради сих легких и почти безгрешных немощей много себя укоряли, и тем приобрели некрадомое богатство смиренномудрия.


Добавлено спустя 4 минуты 37 секунд:
103. Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам, и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.
104. Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра,- говорит он,- предузнаю я все течение дня моего».
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#11 Сурия Каур » Ср, 6 мая 2015, 21:31

Для меня Лествица - что-то очень трудное.
Никак не примусь за нее.
Сурия Каур

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#12 Марфа_М » Ср, 6 мая 2015, 22:23

Сурия Каур писал(а):Для меня Лествица - что-то очень трудное.
Никак не примусь за нее.
А зачем ее читать?
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 57806
Темы: 96
С нами: 16 лет 3 месяца
О себе: http://marfa.website

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#13 Сурия Каур » Ср, 6 мая 2015, 22:59

Марфа Меньшикова писал(а):
Сурия Каур писал(а):Для меня Лествица - что-то очень трудное.
Никак не примусь за нее.
А зачем ее читать?

Ну как. Считается важной книгой для верующих. Чуть ли ни вторая после Библии.
Сурия Каур

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#14 Марфа_М » Ср, 6 мая 2015, 23:01

Сурия Каур писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):
Сурия Каур писал(а):Для меня Лествица - что-то очень трудное.
Никак не примусь за нее.
А зачем ее читать?

Ну как. Считается важной книгой для верующих. Чуть ли ни вторая после Библии.
У, серьезный аргумент из уст человека, который хвастается своими любовниками и обсуждает чей-то секс.

Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
Сурия Каур, обязательно прочти Лествицу, как минимум на форуме можно будет похвастаться
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 57806
Темы: 96
С нами: 16 лет 3 месяца
О себе: http://marfa.website

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#15 Марианна » Ср, 6 мая 2015, 23:21

Марфа Меньшикова, ....
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#16 rimi » Ср, 6 мая 2015, 23:24

Марианна, в этом разделе кураторство предусмотрено ?

.... оу. увидела , что ты куратор . :grin:
rimi

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#17 zoe » Ср, 6 мая 2015, 23:32

Для методов самостоятельной работы современного человека с негативными состояниями вряд ли подойдет
Марфа Меньшикова тому подтверждение
zoe
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 5318
Темы: 14
С нами: 12 лет

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#18 Марфа_М » Ср, 6 мая 2015, 23:34

Марианна, открыла Лествицу наугад. Попала на раздел "о чистоте и целомудрии". Читаю: "Лисица претворяется спящей, а бес- целомудренным; та хочет обмануть птицу, а сей погубить душу".
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 57806
Темы: 96
С нами: 16 лет 3 месяца
О себе: http://marfa.website

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#19 Марианна » Ср, 6 мая 2015, 23:36

Марфа Меньшикова,
25. Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; и иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же бывает отравою.
26. Видел я неискусного врача, который больного скорбного обесчестил, и тем ничего более для него не сделал, как только ввергнул его в отчаяние. Видел и искусного врача, которые надменное сердце резал уничижением, и извлек из него весь смрадный гной.
Марианна
Автор темы

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#20 Марфа_М » Ср, 6 мая 2015, 23:38

Еллада писал(а):Для методов самостоятельной работы современного человека с негативными состояниями вряд ли подойдет
Марфа Меньшикова тому подтверждение
Ну если вы считаете, что православные христианки могут например, взять, и обсудить ваш секс, то я - нет, не считаю. И видите - даже не притворяюсь всепонимающей и любвеобильной.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 57806
Темы: 96
С нами: 16 лет 3 месяца
О себе: http://marfa.website

Re: Лествица: Гнев, Злопамятность, Злословие и Клевета

#21 zoe » Ср, 6 мая 2015, 23:40

Марфа Меньшикова писал(а):
Еллада писал(а):Для методов самостоятельной работы современного человека с негативными состояниями вряд ли подойдет
Марфа Меньшикова тому подтверждение
Ну если вы считаете, что православные христианки могут например, взять, и обсудить ваш секс, то я - нет, не считаю. И видите - даже не притворяюсь всепонимающей и любвеобильной.
Уважаемая, а при чем здесь "это"?
вот достижение нашли...странно прям
zoe
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 5318
Темы: 14
С нами: 12 лет

След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя