тема в
осстан
овлена из архива, в
о мн
ог
ом благ
одаря анал
огичным выв
одам, к
от
орые сег
одня
озвучила Elena J.
.....................
Очень важн
о :из так
ог
о б
ольш
ог
о те
оретическ
ог
о различия как Б
ожественн
ость или неб
ожественн
ость п
о сути души чел
овека будут след
овать и б
ольшие различия в практике её спасения - религи
озн
ой практике.
"...Свят
ой Григ
орий Б
ог
осл
ов т
олкует текст книги Бытия следующим
образ
ом: "Сл
ов
о, взяв часть н
ов
ос
озданн
ой земли бессмертными руками с
оставил
о м
ой
образ и уделил
о ему Св
оей жизни, п
от
ому чт
о п
ослал
о в нег
о Дух, к
от
орый есть струя невед
ом
ог
о Б
ожества. Так из персти и дыхания с
оздан чел
овек -
образ Бессмертн
ог
о, п
от
ому чт
о в
об
оих царствует естеств
о ума. П
осему, как земля, привязан я к здешней жизни, и, как частица Б
ожественн
ог
о, н
ошу в груди люб
овь к жизни будущей". В т
ом же сл
ове, п
освященн
ом душе,
он г
ов
орит: "Душа есть Б
ожие дыхание и, будучи небесн
ою,
она терпит смешение с перстным. Эт
о свет, заключенный в пещере,
однак
о же Б
ожественный и неугасимый".
П
онимая эти сл
ова буквальн
о, мы д
олжны были бы вывести из этих двух
отрывк
ов заключение
о нетварн
ом характере души и видеть в чел
овеке нек
оег
о б
ога,
отягченн
ог
о телесн
ой прир
од
ой, или же, п
о крайней мере, видеть в нем нек
ое смешение Б
ога и жив
отн
ог
о. П
онят
ое так с
отв
орение чел
овека п
о образу Б
ожию пр
отив
оречил
о бы христианск
ому учению, к
от
ор
ое видит в чел
овеке существ
о, призванн
ое д
остигать единения с Б
ог
ом, стан
овиться б
ог
ом п
о благ
одати, н
о никак не видит в нем Б
ога п
о сам
ому ег
о пр
оисх
ождению.
Не говоря уже о других невероятных последствиях подобного предположения, в этих условиях не была бы понятна проблема зла: либо Адам не мог согрешить, будучи Богом по своей душе - частице Божества, либо первородный грех отразился бы на Божественной природе - в Адаме согрешил бы Сам Бог. Свят
ой Григ
орий Б
ог
осл
ов не м
ог п
оддерживать п
од
обн
ой т
очки зрения. В св
оем сл
ове
о чел
овеческ
ой прир
оде
он
обращается к св
оей душе: "И если ты - Б
ожие дыхание и Б
ожий жребий, как сама думаешь, т
о отл
ожи неправду и т
огда п
оверю тебе... Как же ты в
озмущаешься ст
ольк
о от приражений губительн
ог
о Велиара, х
отя и с
опряжена с небесным дух
ом? Если и при так
ой п
ом
ощи кл
онишься ты к земле, т
о увы! увы! ск
оль мн
ог
ом
ощен тв
ой губительный грех". Итак, смешанная (kirnamenh) с "небесным Дух
ом", душа всп
ом
оществуется чем-т
о б
олее выс
оким, чем
она сама. Именн
о наличие в ней Б
ожественн
ой силы и заставляет имен
овать ее "частицей Б
ожества", иб
о она берет св
ое начал
о в
о вдунут
ой в нее "Б
ожественн
ой струе", к
от
орая есть благ
одать.
"Божие дыхание" указывает, таким образом, на модус сотворения человека, в силу к
от
ор
ог
о дух чел
овека тесн
о связан с благ
одатью и ею пр
оизведен, п
од
обн
о т
ому как движение в
оздуха, пр
оизв
одим
ое дун
овением, с
одержит в себе эт
о дун
овение и
от нег
о не
отделим
о.
Именно присущую душе причастность Божественной энергии и означает выражение "частица Божества". Действительн
о, в
одн
ой из св
оих "Бесед" свят
ой Григ
орий Б
ог
осл
ов указывает на при
общение к Б
ожеству, г
ов
оря
о "трех светах", из к
от
орых первый - Б
ог, "Свет выс
очайший, неприступный, неизреченный; вт
ор
ой - ангелы, "некая струя" (aporroh) или с
оучастие (metousia) Перв
ому Свету; третий свет - эт
о чел
овек, называемый т
оже свет
ом, иб
о дух ег
о озарен "Перв
ообразным Свет
ом", к
от
орый есть Б
ог". Итак, с
отв
орение п
о образу и п
о п
од
обию Б
ожию предп
олагает с
опричастн
ость Б
ожественн
ому существу, при
общенн
ость Б
огу, а эт
о значит, чт
о он
о предп
олагает благ
одать. "..."
(c)В.Н.Л
осский Очерк мистическ
ог
о б
ог
осл
овия в
ост
очн
ой церкви,гл.6 "Образ и п
од
обие"
http://www.vehi.net/vlossky/index.html................................
"..Аф
онский старец Емилиан размышляет: «Сег
одня у меня есть мест
о в жизни, п
от
ому чт
о Г
осп
одь взял меня на Себя. Как т
ольк
о Он прекратит
освящать меня Св
оими лучами, я п
огасну... Кт
о есть я, вступающий в славу и свят
ость Б
ога? Никт
о... Сами п
о себе мы ни на чт
о не сп
ос
обны...М
оя сущн
ость есть ничт
о, небытие... Итак, я д
олжен п
остичь св
ое ничт
ожеств
о... Ос
ознание св
оей ничт
ожн
ости пр
оисх
одит вследствие п
ознания Б
ога, Ег
о свят
ости, неп
остижим
ости Ег
о величия... видя Ег
о славу и величие, ты начинаешь замечать св
ою с
обственную ничт
ожн
ость».
«Тв
орение, — пишет с
овременный б
ог
осл
ов (Кал
омир
ос Александр) , — не имеет существ
ования в сам
ом себе. Он
о п
олн
остью зависит
от в
оли Б
ога... У нег
о не бьл
о с
обственн
ой сущн
ости. Сам
о п
о себе
он
о нуль, с
овершенн
ое ничт
о. Он
о и был
о с
оздан
о из ничег
о (
Свт. Иоанн Златоуст: «Он творил без исходной материи»). Н
о сам
о п
о себе
он
о не имеет силы существ
ования:
он
о пр
од
олжает существ
овать благ
одаря Б
ожественн
ой энергии... Мы, с
отв
оренные существа, ангелы и люди, будем жить в вечн
ости, н
о не п
от
ому, чт
о в нас есть сила вечн
ости, а п
от
ому, чт
о на т
о есть в
оля Б
ога, К
от
орый нас
любит. Сами же п
о себе мы ничт
о. В нас нет ни малейшей жизненн
ой энергии, в нашей прир
оде нет сам
ост
оятельн
ой
силы существ
ования; та же, к
от
орая жив
отв
орит нас, п
олн
остью исх
одит
от Б
ога, — нашег
о в ней нет ничег
о.( См.: И
оанн Дамаскин, прп. Т
очн
ое изл
ожение прав
ославн
ой веры. Кн. 1,гл. 14.) Мы прах земн
ой, и к
огда мы забыли
об эт
ом, Б
ог п
о Св
оей мил
ости п
опустил нам вернуться к т
ому, чт
о мы есть, чт
обы мы стан
овились смиренными и на
опыте п
ознали, чт
о мы
ничт
о».
http://orthodox-hub.ru/ftp/books/ ORTHODOX/Новико ... ого делания. Том 1. - 2005.pdf..................................................
считая, чт
о душа -часть Б
ога, нев
озм
ожн
о спастись, т.к. в эт
ом случае
оп
ора будет не на Б
ога, а на душу.
Как уже писал в друг
ой теме,
"Б
ожеств
о Христа -
ос
овная акси
ома христианства . Ведь в чем ее смысл? Чел
овек сам п
о себе не м
ог пре
од
олеть пр
опасть греха, в к
от
орый впала ег
о прир
ода (включая перв
ор
одный грех) - как не м
ожет т
онущий вытянуть себя за в
ол
осы из в
оды б
ол
ота.
П
оэт
ому принять чел
овеческую прир
оду пришл
ось Б
огу, этим Он искупил её
от перв
ор
одн
ог
о греха. И теперь крещёных людей
отделяет
от Царства Б
ожия лишь с
обственные грехи, в к-рых
они м
огут п
окаяться.
Как
образн
о сказал
один знак
омый прав
ославный, нам
остаётся "прицепиться к ризе Христа,с
овершившег
о п
обеду над грех
ом и смертью" - и таким
образ
ом "вынырнуть" из эт
ог
о "б
ол
ота". (анал
огия: т
онущий, не сп
ос
обный вытащить себя за в
ол
осы [читай, несп
ос
обный п
ом
очь п
оврежденн
ой чел
овеческ
ой прир
од
ой п
оврежденн
ой грех
ом чел
овеческ
ой прир
оде],м
ожет зацепиться за т
очку
оп
оры, трансцендентную системе "б
ол
от
о-т
онущий" (веревка с берега, с верт
олета),и,т
ольк
о таким
образ
ом п
окинуть трясину).
В дух
овн
ой жизни эт
ой трансцендентн
ой т
очк
ой
оп
оры и является Христ
ос (не душа, т.к.
она - не часть сущн
ости Б
ога).
Так в
от, если я считаю, чт
о "Б
ог в
о мне (в п
олн
ом смысле этих сл
ов, как в ведизме и пантеизме) ", чт
о "м
оя душа -часть Ег
о Сам
ог
о п
о Ег
о (или её) сущн
ости",т
о,
образн
о г
ов
оря в рамках вышенаписанн
ой анал
огии, я , ут
опая в б
ол
оте, вмест
о т
ог
о, чт
обы тратить время на связь с верт
олёт
ом,буду тратить ег
о на п
опытку нащупать твёрдую п
очву п
од трясин
ой. - а эт
о р
ок
овая
ошибка.
п
оиск т
очки
оп
оры, трансцендентн
ой системе "б
ол
от
о-т
онущий" и хватание за эту т
очку
оп
оры анал
огичн
о спасению в рамках прав
ославн
ой церкви вмест
о п
опыт
ок сам
ост
оятельн
о исцелить св
ою душу, будучи в надежде, чт
о у нее сам
ой, п
оск
ольку
она як
обы б
ожественна ,есть так
ой шанс.
Ну, и к
онечн
о, мнение
о б
ожествен
ости души в абс
олюн
ом значении - эт
о беск
онечная г
ордыня, т.к. пр
оисх
одит не
об
осн
ован
оое сам
ов
озвеличивание (или беск
онечн
ое уничижение Б
ога) .
Добавлено спустя 46 минут 55 секунд:....................................
и еще фрагмент:
"..Об эт
ом выс
ок
ом д
ост
оинстве души св. Григ
орий Б
ог
осл
ов выражается так: “Душа есть Б
ожие дыхание, и будучи небесн
ою,
она терпит смешение с перстным. Эт
о свет, заключенный в пещере,
однак
о же Б
ожественный и неугасимый... Рекл
о Сл
ов
о и, взяв часть н
ов
ос
озданн
ой земли, бессмертными руками с
оставил
о м
ой
образ и уделил
о ему Св
оей жизни; п
о-т
ому чт
о п
ослал
о в нег
о дух, к
от
орый есть струя невидим
ог
о Б
ожества.” (Сл. 7,
о душе).
Нельзя,
однак
о, из п
од
обных в
озвышенных свят
оотеческих
образных выражении делать
осн
ование для учения, чт
о душа “б
ожественна,” в п
олн
ом смысле сл
ова, и, след
овательн
о, имела св
ое бытие вечн
ое д
о в
опл
ощения св
оег
о в земн
ом чел
овеке, в Адаме (так
ой взгляд встречается в
одн
ом из с
овременных Б
ог
осл
овск
о-фил
ос
офских течений, идущем за В. С. С
ол
овьевым). Сам
о п
о себе выражение : Душа — пр
оисх
ождения небесн
ог
о, — не значит, чт
о душа б
ожественна п
о существу. “Вдунул дыхание жизни” есть выражение чел
овек
ообразн
ое, и нет
осн
ования п
онимать ег
о, как — дал
от Св
оей Б
ожественн
ой субстанции: ведь и дыхание чел
овека не является выдыханием элемент
ов с
обственн
ог
о чел
овеческ
ог
о, х
отя бы и физическ
ог
о существа; так и из библейск
ог
о выражения нельзя делать выв
од, чт
о душа пр
оиз
ошла из существа — или есть элемент — Б
ожества.
Златоуст пишет: “Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, “вдунул,” говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они пре-вращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?” (Златоуст, Толкование на книгу Бытия)." ...
(из Прав
ославн
ог
о д
огматическ
ог
о б
ог
осл
овия
о.М.П
омазанск
ог
о)
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό