тема восстановлена из архива, во многом благодаря аналогичным выводам, которые сегодня озвучила Elena J.
.....................
Очень важно :из такого большого теоретического различия как Божественность или небожественность по сути души человека будут следовать и большие различия в практике её спасения - религиозной практике.
"...Святой Григорий Богослов толкует текст книги Бытия следующим образом: "Слово, взяв часть новосозданной земли бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него Дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей". В том же слове, посвященном душе, он говорит: "Душа есть Божие дыхание и, будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый".
Понимая эти слова буквально, мы должны были бы вывести из этих двух отрывков заключение о нетварном характере души и видеть в человеке некоего бога, отягченного телесной природой, или же, по крайней мере, видеть в нем некое смешение Бога и животного. Понятое так сотворение человека по образу Божию противоречило бы христианскому учению, которое видит в человеке существо, призванное достигать единения с Богом, становиться богом по благодати, но никак не видит в нем Бога по самому его происхождению.
Не говоря уже о других невероятных последствиях подобного предположения, в этих условиях не была бы понятна проблема зла: либо Адам не мог согрешить, будучи Богом по своей душе - частице Божества, либо первородный грех отразился бы на Божественной природе - в Адаме согрешил бы Сам Бог. Святой Григорий Богослов не мог поддерживать подобной точки зрения. В своем слове о человеческой природе он обращается к своей душе: "И если ты - Божие дыхание и Божий жребий, как сама думаешь, то отложи неправду и тогда поверю тебе... Как же ты возмущаешься столько от приражений губительного Велиара, хотя и сопряжена с небесным духом? Если и при такой помощи клонишься ты к земле, то увы! увы! сколь многомощен твой губительный грех". Итак, смешанная (kirnamenh) с "небесным Духом", душа вспомоществуется чем-то более высоким, чем она сама. Именно наличие в ней Божественной силы и заставляет именовать ее "частицей Божества", ибо она берет свое начало во вдунутой в нее "Божественной струе", которая есть благодать.
"Божие дыхание" указывает, таким образом, на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью и ею произведен, подобно тому как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо.
Именно присущую душе причастность Божественной энергии и означает выражение "частица Божества". Действительно, в одной из своих "Бесед" святой Григорий Богослов указывает на приобщение к Божеству, говоря о "трех светах", из которых первый - Бог, "Свет высочайший, неприступный, неизреченный; второй - ангелы, "некая струя" (aporroh) или соучастие (metousia) Первому Свету; третий свет - это человек, называемый тоже светом, ибо дух его озарен "Первообразным Светом", который есть Бог". Итак, сотворение по образу и по подобию Божию предполагает сопричастность Божественному существу, приобщенность Богу, а это значит, что оно предполагает благодать. "..."
(c)В.Н.Лосский Очерк мистического богословия восточной церкви,гл.6 "Образ и подобие"
http://www.vehi.net/vlossky/index.html................................
"..Афонский старец Емилиан размышляет: «Сегодня у меня есть место в жизни, потому что Господь взял меня на Себя. Как только Он прекратит освящать меня Своими лучами, я погасну... Кто есть я, вступающий в славу и святость Бога? Никто... Сами по себе мы ни на что не способны...Моя сущность есть ничто, небытие... Итак, я должен постичь свое ничтожество... Осознание своей ничтожности происходит вследствие познания Бога, Его святости, непостижимости Его величия... видя Его славу и величие, ты начинаешь замечать свою собственную ничтожность».
«Творение, — пишет современный богослов (Каломирос Александр) , — не имеет существования в самом себе. Оно полностью зависит от воли Бога... У него не бьло собственной сущности. Само по себе оно нуль, совершенное ничто. Оно и было создано из ничего (
Свт. Иоанн Златоуст: «Он творил без исходной материи»). Но само по себе оно не имеет силы существования: оно продолжает существовать благодаря Божественной энергии... Мы, сотворенные существа, ангелы и люди, будем жить в вечности, но не потому, что в нас есть сила вечности, а потому, что на то есть воля Бога, Который нас
любит. Сами же по себе мы ничто. В нас нет ни малейшей жизненной энергии, в нашей природе нет самостоятельной
силы существования; та же, которая животворит нас, полностью исходит от Бога, — нашего в ней нет ничего.( См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1,гл. 14.) Мы прах земной, и когда мы забыли об этом, Бог по Своей милости попустил нам вернуться к тому, что мы есть, чтобы мы становились смиренными и на опыте познали, что мы
ничто».
http://orthodox-hub.ru/ftp/books/ ORTHODOX/Новико ... ого делания. Том 1. - 2005.pdf..................................................
считая, что душа -часть Бога, невозможно спастись, т.к. в этом случае опора будет не на Бога, а на душу.
Как уже писал в другой теме,
"Божество Христа -осовная аксиома христианства . Ведь в чем ее смысл? Человек сам по себе не мог преодолеть пропасть греха, в который впала его природа (включая первородный грех) - как не может тонущий вытянуть себя за волосы из воды болота.
Поэтому принять человеческую природу пришлось Богу, этим Он искупил её от первородного греха. И теперь крещёных людей отделяет от Царства Божия лишь собственные грехи, в к-рых они могут покаяться.
Как образно сказал один знакомый православный, нам остаётся "прицепиться к ризе Христа,совершившего победу над грехом и смертью" - и таким образом "вынырнуть" из этого "болота". (аналогия: тонущий, не способный вытащить себя за волосы [читай, неспособный помочь поврежденной человеческой природой поврежденной грехом человеческой природе],может зацепиться за точку опоры, трансцендентную системе "болото-тонущий" (веревка с берега, с вертолета),и,только таким образом покинуть трясину).
В духовной жизни этой трансцендентной точкой опоры и является Христос (не душа, т.к.она - не часть сущности Бога).
Так вот, если я считаю, что "Бог во мне (в полном смысле этих слов, как в ведизме и пантеизме) ", что "моя душа -часть Его Самого по Его (или её) сущности",то, образно говоря в рамках вышенаписанной аналогии, я , утопая в болоте, вместо того, чтобы тратить время на связь с вертолётом,буду тратить его на попытку нащупать твёрдую почву под трясиной. - а это роковая ошибка.
поиск точки опоры, трансцендентной системе "болото-тонущий" и хватание за эту точку опоры аналогично
спасению в рамках православной церкви вместо попыток самостоятельно исцелить свою душу, будучи в надежде, что у нее самой, поскольку она якобы божественна ,есть такой шанс.
Ну, и конечно, мнение о божествености души в абсолюном значении - это бесконечная гордыня, т.к. происходит необоснованоое самовозвеличивание (или бесконечное уничижение Бога) .
Добавлено спустя 46 минут 55 секунд:....................................
и еще фрагмент:
"..Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: “Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый... Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; по-тому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества.” (Сл. 7, о душе).
Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражении делать основание для учения, что душа “божественна,” в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение : Душа — происхождения небесного, — не значит, что душа божественна по существу. “Вдунул дыхание жизни” есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как — дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа — или есть элемент — Божества.
Златоуст пишет: “Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, “вдунул,” говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они пре-вращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?” (Златоуст, Толкование на книгу Бытия)." ...
(из Православного догматического богословия о.М.Помазанского)
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό