О вневременности искупления, о буквальности распинания Христа нашими грехами

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: Лесник

#1 Лесник » Пт, 28 ноября 2014, 17:42

глубинная тема, суть которой многие ощущают интуитивно, но не осознают на том уровне, как описано ниже:



"..Идея искупления логически нам не понятна: как мог Христос пойти на Крест за нас, когда нас еще не было на свете? Кажется, что мысль, будто Господь страдал за меня лично, за мою персону, непосредственно за мои грехи, —
есть некая аллегория, сочиненная из расчета расшеве­лить в нас, через впечатляющий образ, покаянные чувст­ва. Точно так же и мысль о том, что люди и по сей день своими грехами продолжают распинать Господа, пони­мается часто не иначе как символ. Но ведь это не так. Это надо понимать буквально: «единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается». Хотя тут неприемлема логика, но это и не есть только симво­лика. Чудо искупления так же вневременно, как Тайная вечеря, поэтому оно, как и чудо евхаристии, может, по­вторяясь, длиться постоянно.
Спойлер
"..И второй вопрос, который тогда же обсуждался на том константинопольском соборе – вопрос более понятный и более сложный. Что такое литургия? Как наши литургии, совершаемые в каждых храмах, соотносятся с Тайной Вечерей? Вот когда-то Христос причастил Своим Телом и Кровью апостолов. Были варианты – что литургия есть воспоминание о Тайной Вечере, или что литургия есть повторение Тайной Вечери. При внимательном рассмотрении оказалось, что оба варианта неудовлетворительны. Потому что, если мы просто вспоминаем о Тайной Вечери – значит мы остаемся голодными. Сколько бы мы ни вспоминали о трапезе, которая была позавчера, сегодня мы от нее не станем сытнее. Воспоминание о позавчерашнем ужине никого сегодня не накормит и не утешит. Как будто бы повезло только 12-ти апостолам, которые причастились когда-то Телом и Кровью Его, а нам-то что с этого? Неужели у нас нет доступа к этой же Чаше? Как же быть со словами Христа о том, что Он есть Хлеб жизни, и кто не будет есть Плоти Его и Крови Его, тот не увидит жизни вечной.

Вариант о том, что мы повторяем Тайную Вечерю – тоже безумие, ибо как можно повторить ту Жертву, которая принесена единожды? Апостол Павел в послании к Евреям многократно подчеркивает – единожды Христос закалается. Кроме того, тогда Христос сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. А сейчас что, любой поп то же самое делает? Какой-нибудь отец Василий скажет: приимите, ядите, сие есть тело мое, и начнет раздавать свое тело и кровь? Но он же Кровь Христа раздает. Значит, это тоже неудачное суждение.

И тогда собор 1148 года принимает решение и говорит, что каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы соучаствуем в той самой единственной трапезе, «силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы». Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим, нет пространственных преград. Поэтому через благодатное действие Святаго Духа (а субъектом таинства является Святой Дух, Он совершает это таинство, а не священнослужитель), это нисхождение Святаго Духа на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши – оно истончает толщу времен и пространств, которые отделяют нас от Сионской горницы. И мы соучаствуем вкупе с апостолами в причастии Телу и Крови Христа.

Не случайно поэтому церковная символика росписи в древности предполагала, что апостольский лик должен быть изображаем в алтарной апсиде вокруг престола. Апостолы стоят вокруг престола, и мы вместе с ними подходим к Чаше, а они - за нашими спинами. А сегодня этот апостольский лик пишется в иконостасе, так называемый Деисусный чин.

Здесь нельзя не заметить, что произошел удивительнейший исторический казус. Те суждения, что были отвергнуты православной Церковью в 1148 году, позднее, спустя 400 лет, были приняты западными христианами. Догмат о том, что литургия есть воспоминание Тайной Вечери, был позднее принят протестантами (где-то с 16 века некоторыми протестантскими толками), а догмат о том, что литургия есть повторение Тайной Вечери, был принят католиками на Тридентском соборе контрреформационном, и как бы тем самым протестанты и католики подпали под анафему польского собора 1148 года...."

(с)о.А.Кураев http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tser ... richaschenie/5g8_1_9-all.shtml
Бог действует в вечности, а
вечность — это отсутствие времени. Поэтому совершае­мый сегодня мной лично грех, именно этот, конкретный,
был искуплен заранее — тогда, в крестном страдании Гос­пода. И потому же, греша сегодня, я — соучастник тех
распинателей Христа, поскольку нынешний мой грех — причина тех Его страданий. Тайна искупления даровала
нам таинство покаяния.

То, что сегодня «совершает Господь Искупитель че­рез Духа Святого в таинстве исповеди, это Он тогда сде­лал Сам». Человеческой природе неподвластно само­стоятельное искупление греха, и Христос сделал это за нас. Уже сделал: ибо благодатью вы уже спасены. Но сие не от вас — Божий дар. Мы заведомо прощены, Господь заранее простил каждый еще не совершенный нами грех, все «несоделанное мое», что уже «видесте очи» Его. Но чтобы для нас это прощение возымело силу, нам надо принять его — не отказаться, не пренебречь им.

Это приятие реализуется в покаянной жизни. Состояние искупленного даруется нам Богом, а принимается в таин­ствах, в приобщении Его безгрешности: дар спасения мы приемлем через крещение, исповедь, причащение. В этом смысл отеческих наставлений: для нас «только одно спасение — Христос, спасающий тех, кто верует в Него и сознает нужду в Спасителе, то есть считает себя грешником, недостойным Царствия Божия. Таких греш­ников и пришел Иисус Христос призвать к покаянию и спасению»


http://orthodox-hub.ru/ftp/books/ ORTHODOX/Новико ... ого делания. Том 3. - 2008.pdf

.........................


кстати, смысл выделенных строк не осознавал С.Н.Лазарев, когда, помнится критиковал православие за якобы имеющуюся у нас "халяву" в надежде на то, что Христос уже искупил наши грехи..
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 1341
Темы: 125
С нами: 14 лет 2 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя