dzadzen писал(а):Вообще о сути процесса христианизации Японии, показанного в фильме есть в статье в вики
Да. А теперь смотрим, кто им в этом помогал и с какой целью.
- Спойлер
Появление европейцев в Японии Главным предметом ввоза в Японию стало огнестрельное оружие — аркебузы и мушкеты, получившие наименование танэгасима, по имени острова, на котором впервые высадились европейцы. Князья стремились приобрести как можно больше этого оружия, рассчитывая таким путём увеличить шансы на победу над своими соперниками. Несмотря на то, что огнестрельного оружия ввозилось много, его не хватало. Князья, купцы города Сакаи и даже некоторые монастыри приступили к организации собственного производства огнестрельного оружия.
Соприкосновение с европейской цивилизацией внесло крупные изменения в военное дело в Японии. Если раньше, когда войско было вооружено лишь мечами и копьями, оно состояло главным образом из самурайской конницы, приученной в основном к ведению рукопашного боя, то вслед за появлением огнестрельного оружия главное значение получили пехотинцы, так называемые асигару — «легкие на ногу». Пехотинцы, принудительно набиравшиеся обычно из крестьян, существовали и раньше, но их роль сводилась тогда к обслуживанию самураев. Теперь, в новых условиях, пехота стала главной силой, решающей исход боя.
Внедрение огнестрельного оружия привело к значительному увеличению численности войск каждого крупного феодала, в войска стали больше набирать крестьян. Появились солдаты-профессионалы из крестьян, имевшие хорошо владеть оружием. Самурайство в значительной мере пополнилось этими выходцами из крестьянской среды. Некоторые из солдат профессионалов, в прошлом крестьяне, превратились в период междоусобных войн в самураев, а затем стали крупными землевладельцами. Такими были, например, знаменитый Хидэёси и некоторые из его полководцев. Члены старых феодальных домов, ведших свой род с древних времен, были в большинстве перебиты в результате междоусобных воин. На их место стало новое, менее родовитое привилегированное сословие из среды вассалов прежних самураев. Такая передвижка в господствующем классе получила образное наименование: «низы побеждают верхи» (гэкокудзё).
Одновременно с европейскими купцами в Японии появились португальские, испанские и другие миссионеры — иезуиты и францисканцы, которые начали вести христианскую пропаганду вначале на острове Кюсю, а затем и в других районах Японии. Рассчитывая с помощью миссионеров расширить внешнюю торговлю и получить больше вооружения из Европы, князья оказывали покровительство миссионерам. Последние стали открывать церкви, школы и больницы. Некоторые князья на острове Кюсю даже сами принимали христианство и поощряли к этому своих самураев. Эти князья рассчитывали таким путём получить содействие со стороны европейцев в своей борьбе с другими феодалами".
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st029.shtml
- Спойлер
Вот как описывает Г.Бёмер в своей работе «Иезуиты» состояние Японской Католической Церкви после отъезда Ф.Ксавье: «После отъезда Ксавье руководство миссией взяли в свои руки старый мореход Торрес и светский брат Фернандес. Их работа не была безуспешной. Тем не менее, в 1573 году в этой обширной империи существовало лишь 8 миссионеров и миссионерских станций. Только лишь в следующее десятилетие, благодаря стараниям одного выдающегося миссионера, не менее выдающегося, чем Франциск Ксавье, дело обращения в христианство стало идти быстрее. В 1576 году была открыта первая католическая церковь в Миако на острове Нипоне. Приблизительно в это же время принял крещение король Аримы; в 1578 году то же сделал и король Бунго; в 1579 году был основан по совету иезуитов новый город, Нагасаки, специальное назначение которого было стать центром японских христиан всех частей империи. Отцы утверждали, что в Японии насчитывалось до 100 000 новообращенных. Но на эти 100 000 верующих было всего-навсего 23 миссионера».
http://studbooks.net/617977/istoriya/poezdka_kiot ... enie_strategii_hristianizatsii
Вам это ничего не напоминает? Феодальные князья стремятся создать свою республику, границы и законы, и для этого им необходима сильная армия. А поддержка европейцев оружием как раз даёт возможность противостоять императорским войскам в этой гражданской войне. Соответственно, эти феодалы будут идти на сотрудничество не только с торговцами, но и с миссионерами, помогая им в деле распространения христианства. Вот и церковь была построена, и даже город Нагасаки был объявлен центром христианства. Мало миссионеров? Да ладно и так сойдёт. Главное, чтобы сами князья вступали в христианство путём крещения, а уж затем по его приказу и его подданные. Мол, исполним формальность для общего дела. На том и порешили. И сколько тыщ обратили в христианство то? Многа. Подходи - следующий. Как на станке формовать детали.
Только вот проповеди этим тыщам негде слушать. Церковь то не резиновая, да и миссионеров маловато будет. К тому же японцы понимали, что формальность есть формальность, а не религия. Поэтому ритуал крещения в христианство, да ещё против воли...не обязывает к исполнению, потому что тогда нужно будет оставить свои традиции, которые жили столетиями. Японского Евангелия не было. А проповеди должны быть регулярными.
Итог гражданского противостояния был беспощаден к "врагам народа".
- Спойлер
Изоляция страны. Народные антифеодальные движения
Наиболее решительную политику, направленную против европейцев, вёл третий сегун из дома Токугава — Иэмицу (1623—1651), издавший в 30-х годах XVII в. ряд указов, согласно которым японцам запрещалось покидать пределы своей страны под угрозой смертной казни и строить большие суда, пригодные для дальних рейсов. Одновременно иностранцам было запрещено под угрозой того же наказания посещать Японию. Только торговым судам голландцев и китайцев разрешалось заходить в Нагасаки, где на острове Дэсима происходила торговля.
Изгнание испанцев и португальцев в известной мере диктовалось опасностью вооружённого вторжения европейцев, особенно в силу поддержки ими юго-западных князей. Почти все юго-западные князья находились во время битвы при Сэкигахара (1600 г.) во враждебной Токугава коалиции. Среди них были принявшие христианство и весьма тесно связанные с испанцами и португальцами. Англичане сами прекратили торговлю с Японией несколько ранее (1623 г.) ввиду острой конкуренции со стороны голландцев.
Среди причин, приведших к изоляции страны, известную роль сыграло то обстоятельство, что антифеодальное движение крестьян часто принимало религиозную оболочку христианства. Феодальная оппозиция, выступавшая против династии Токугава, также использовала в своих целях христианскую религию. Так, например, собравшиеся в Осака под знамёнами Хидэёри десятки тысяч ронинов были почти все христианами, тесно связанными с португальскими и испанскими миссионерами. Ещё в 20-х годах XVII столетия, когда сегуны не собирались прекращать полностью торговые сношения с иностранцами, испанцам были запрещены торговля и приезд в Японию. Той же причиной объяснялся строжайший запрет в 1630 г. ввоза европейской литературы, ибо в ней могло встретиться упоминание о христианстве; все подобного рода книги подлежали сожжению. Запрещён был даже ввоз китайских книг, что-либо упоминавших о Западе.
Во, как! Почти тоже самое, что было в Японии, сейчас происходит на Украине в отношении России.
Теперь я понимаю для чего первые миссионеры так усиленно изучали японский язык. А в фильме "Молчание" показан героизм христианского миссионерства, а поддержка князьёв наверняка упускается. Без их поддержки - не видать бы им ни одного христианина в своих рядах.