Аскетические опыты

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: Сима

  • 6

#1 Сима » Пт, 9 декабря 2016, 10:04

Двигаясь по Аскетическим опытам застряла на гл.10 О любви к ближнему
С первых же строк:
"Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое."
Потребовалось вникнуть в ветхость сердца и что такое "ветхий человек" Оказалось, что это-я.
Советшенно точно там сказано:
"В каких язвах – наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва – пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей."
Действительно в своей жизни я всё время страдала и боялась за всех своих родных. Заболели, на связь перестали выходить,неприятности у них, и т. д. - я всегда была этим озабочена и реально мучилась от терзающих переживаний. Получается, я по-другому и не могла со своим "ветхим" сердцем. В этой главе подробнейшие указания как эту ветхость отринуть. Я честно говоря изумлена Словам Игнатия, они как-то по-другому воспринимаются. Хотя многими авторами написано о любви Божественной. Христианский взгляд в полном смысле раскрывает мне глаза.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев


  • 1

Re: Аскетические опыты

#421 Марианна » Ср, 1 февраля 2017, 13:57

Еллада, богословское руководство- Осипов.
С духовником...Да, может не повезти.

Но вот мой священник мне нравится. Хотя я по первости так надулась на него :grin: А теперь понимаю, все хорошо и правильно.

Но даже если вдруг нет, то :
Откровение помыслов без веры духовному отцу не приносит пользы

Тягость твоя точно, видно, оттого происходит, что не чином открывалась, но без веры и с зазрением. Это мы видим и на древних отцах: которые с верою открывали помыслы, те получали пользу; а, напротив, другие без веры говорили, соблазнялись; что было и с покойным батюшкою: многие им пользовались, а многие соблазнялись. Помню, м. Н. какую принимала от него пользу по вере; а когда оную потеряла, соблазнялась, и уже не умиротворилась, а он все тот же. Господь да простит ее. Я написал к тебе только живой пример, что тебя тяготило и лежало на сердце.

...Когда В. не находит пользы в откровении, не надобно ее к этому и нудить; без веры и произволения какая уж будет польза? Когда с верою приходит, объясняет свои немощи и смиряется, - Бог дарует и слово к пользе того; а ежели кто идет с сомнением и пренемоганием, когда что не по нем, то какая ж тут польза может быть?

http://oprelesti.ru/index.php/kak-podgotovitsya-k ... tinskij-ob-otkrovenii-pomyslov

Но исповедь, это конечно иное.Там священник не обязательно твой духовник.

Добавлено спустя 9 минут 32 секунды:
Еллада писал(а):Сейчас я против даже терминологии - программа самоуничтожения.
Согласна, лучше не смешивать.
Марианна

  • 1

Re: Аскетические опыты

#422 zoe » Ср, 1 февраля 2017, 14:11

Марианна писал(а):Но даже если вдруг нет, то :

Откровение помыслов без веры духовному отцу не приносит пользы

Тягость твоя точно, видно, оттого происходит, что не чином открывалась, но без веры и с зазрением. Это мы видим и на древних отцах: которые с верою открывали помыслы, те получали пользу; а, напротив, другие без веры говорили, соблазнялись; что было и с покойным батюшкою: многие им пользовались, а многие соблазнялись. Помню, м. Н. какую принимала от него пользу по вере; а когда оную потеряла, соблазнялась, и уже не умиротворилась, а он все тот же. Господь да простит ее. Я написал к тебе только живой пример, что тебя тяготило и лежало на сердце.

...Когда В. не находит пользы в откровении, не надобно ее к этому и нудить; без веры и произволения какая уж будет польза? Когда с верою приходит, объясняет свои немощи и смиряется, - Бог дарует и слово к пользе того; а ежели кто идет с сомнением и пренемоганием, когда что не по нем, то какая ж тут польза может быть?


Конечно, когда исповедь вошла в жизнь, как необходимость, важно учитывать - как открывать помыслы и получать освобождения от внутренней тирании. Радость - первый признак, что все делается в пользу душе.
Это более внимательная жизнь к себе, я бы сказала более ответственная...

Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:
Среди народа до сих пор бытует - грешен мол во всем...ну и получают от попа по десятое число... :-D :wink:
и не зря получают, отучивают так сказать от лукавства

Добавлено спустя 2 минуты 11 секунд:
Сами священники иронизируют по этому поводу, так как понимают, что исправлять приходится им самим же - тех, кто еще является по сути язычниками...
zoe
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 5367
Темы: 15
С нами: 12 лет 8 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#423 Сима » Чт, 2 февраля 2017, 19:12

Да.
Заметила, что всё сплетено и взаимосвязано во мне. Чтобы каяться или укорять себя надо увидеть в чём каяться. Иначе может получиться болтовня перед Богом, мечтания и выдумки. И оказывается Святые плакали не только над несовершенством своей души, но даже оплакивали свои добродетели! Точно! Я за собой замечала, что есть добродетели сделанные мною в тщеславии и даже по лицемерию! Вот ведь где не ждала подвоха.
Ну ладно, продолжу о терпении, которое приводит к крепости душевной:
"Чудное дело! Начиная укорять себя машинально, насильно, мы достигаем наконец столько убеждающего нас и действующего на нас самоукорения, что при помощи его переносим не только обыкновенные скорби, но и величайшая бедствия. Искушения уже не имеют такой силы над тем, кто преуспевает, но, по мере преуспеяния, они становятся легче, хотя бы сами по себе были тяжелее. По мере преуспеяния крепнет душа, и получает силу терпеливо переносить случающееся. Крепость подается, как бы особенно-питательною снедью, углубившимся в сердце смирением. Эта-то крепость и есть терпение."
Спойлер
Наглядным результатом самоукорения стал разбойник, которому при искреннем самоукорении открылось Богопознание.
"Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией: то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу. Устрашимся этого бедствия! Размышляя о какой бы то ни было скорби нашей, не будем умедлять в размышлении, чтоб оно неприметным образом не отвлекло нас от смиренномудрия в явное или прикрытое самооправдание, в состояние, противное смотрению о нас Божию. Не доверяя немощи нашей, прибегнем скорее к верному оружию самоукорения! На двух крестах, близ Спасителя, были распяты два разбойника. Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, не смотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест – у обоих разбойников! Противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий. Со всею справедливостью эти два разбойника служат образом всего человечества: каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца."
Далее не могу пропустить ни слова- приведу весь абзац- это сокровище просто!
"Господь наш Иисус Христос, Царь неба и земли, пришедши для спасения рода человеческого с неоспоримыми доказательствами Своего Божества, с беспредельною властью над всею видимою и невидимою тварью, не только не был принят человеками с подобающею Ему славою и честно, но и встречен ненавистью, подозрением, замыслами убийственными; во все время земного странствования был преследуем клеветою, злословием, придирчивостью, лукавством; наконец схвачен, как преступник, во время ночной молитвы Своей, связан, влачим с насилием, представлен на суд, решившийся прежде суда на убийство, подвергнут насмеянию, заушениям, заплеваниям, разнообразным терзаниям и пыткам, смерти на кресте, смерти бесчестной – уголовных преступников. Стоит безмолвно и неподвижно кроткий агнец пред стригущим его: так стоял Господь пред безбожными судиями Своими и бесчеловечными убийцами, Божественным молчанием отвечая на дерзкие вопросы, клеветы и поругания. Самоосуждение и самоукорение были не свойственны Ему, непричастному грехов: молчанием Он прикрыл Свою Божественную правду, чтоб мы, самоосуждением и самоукорением отрицаясь от нашей поддельной, мнимой правды, могли соделываться причастниками Его правды всесвятой и всесовершенной. Ни правда падшего естества, ни правда Закона Моисеева не могли ввести нас в утраченное вечное блаженство: вводит в него правда Евангелия и креста. Нет совершенного между человеками по добродетелям человеческим: к совершенству христианскому приводит крест Христов, и печатлеет это совершенство, даруемое Духом Святым. Смирение возвело Господа на крест и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое «терпение», недостижимое для плотских умов, как было непонятным молчание Иисуса для Ирода, понтийского Пилата и иудейских архиереев.

Будем молить Господа, чтоб Он открыл нам таинство и даровал любовь креста Своего, чтоб сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: «Претерпевый до конца, той спасется» (Мф.24:13) . Аминь. "
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#424 Марианна » Пт, 3 февраля 2017, 12:32

Сима писал(а):Чтобы каяться или укорять себя надо увидеть в чём каяться. Иначе может получиться болтовня перед Богом
:approve:
Но если не видишь, это не означает, что этого там нет. У меня часто так, что я способна увидеть совсем не сразу... Не зря говорится наставлении о самоукорении про то, что изначально через силу и только умом все делается.

А про добродетели, да...Так и есть. Они сплошь пропитаны страстями.
Последний раз редактировалось Марианна Пт, 3 февраля 2017, 12:43, всего редактировалось 1 раз.
Марианна

  • 1

Re: Аскетические опыты

#425 FlutterShy » Пт, 3 февраля 2017, 12:36

Напишу о своём аскетическом опыте.
Спойлер
Я отказалась от близких интимных отношений чаще, чем три раза в неделю.
Friendship is Magic!
FlutterShy F
Аватара
W
Откуда: Pax Britannica
Сообщения: 28490
Темы: 1143
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: Happy Pony

  • 1

Re: Аскетические опыты

#426 Сима » Пн, 6 февраля 2017, 10:38

LadyClarick писал(а):Напишу о своём аскетическом опыте.
Удивительное совпадение, ибо в это время читала напутствие О чистоте
гл.35
"Некоторые утверждают, что человеку невозможно быть свободным от порабощения плоти, тем более от помышлений и ощущений блудных, что такое состояние неестественно. Законополагает Бог, ведущий возможное и невозможное для нас, более нежели мы: и потому достижение чистоты и телесной и сердечной возможно для человека. Законополагает Бог, Творец естества: и потому сердечная чистота не противна естеству человеческому. Она неестественна естеству падшему; она была естественна естеству по сотворении его, и может соделаться естественною по обновлении."
Спойлер
"Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности к Христу"
Неожиданным оказалось, что вредное действие словоблудия, самомнения и пресыщения настолько широко, что и до блуда запросто доводит!
"Преподобный Исаия Отшельник говорил, что блудная брань усиливается от следующих пяти поводов: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения"
"Например: иные постятся, живут уединенно и нестяжательно, умоляют Бога о обуздании похотений естества своего; но при этом позволяют себе злоречить, укорять, осуждать ближних, насмехаться над ними, – и помощь Божия отступает от них; они предоставляются самим себе, и не находят сил противостать греховным побуждениям падшей природы."
Вообще плотские вожделения естественны для падшей природы человека. И не нужно пугаться или недоумевать, почему помыслы одолевают снова. Это со всеми так. Мало того, оказывается ощущения вожделения это естественная необходимость!
"Беседуя о чистоте, мы находим существенно нужным обратиться с убогим словом к неведению нашего времени, столько гордящегося ведением, и подать руку помощи тем, которые утопают и томятся в смущении, унынии и печали по причине неведения своего. Весьма многие, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в совершенное недоумение, когда в них восстанут помыслы и ощущения плотского вожделения. Они смотрят на это, как на что-то странное, такое, чему не должно быть, приходят от этого в душевное расслабление и расстройство, часто решаются оставить Богоугодную жизнь, признавая себя неспособными к ней. Самое ошибочное воззрение на себя! Наше естество – в состоянии падения. В состоянии падения плотские вожделения ему естественны, и не могут не возникать из него. И так не должно удивляться и приходить в недоумение при появлении помыслов, мечтаний, ощущений вожделения: это – естественная необходимость. Ей подчинен каждый человек; подчинены были ей все святые человеки."
Есть и польза - вынаруживаются самые сокрытые страсти.
"Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтоб возникли, и таким образом обнаружились наши страсти"
"Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственная нам. Так: едва вступившие в подвиг, пропитанные, так сказать, и преисполненные вожделением, хотят, чтоб в них не было сочувствия к помыслам, мечтаниям и ощущениям плотским. Оно существует; оно естественно; оно не может не быть. Безрассудно – искать невозможного. Вожделение по необходимости должно возникать из зараженного им естества; но едва оно возникнет в каком бы то ни было виде, мы должны немедленно, с насилием себя, противодействовать ему вышеприведенными способами. Мы должны в противность сильной воле всего естества, действием слабой воли одного ума (Рим.7:23), руководимого Словом Божиим, вырваться из нашего плена, из нашей ветхости, из нашего падшего естества. «Царство небесное нудится», сказал им Господь, и только те, которые понуждают себя, поборая греховную волю свою, «восхищают е» (Мф.11:12)."
Тело человека способно изменять свои ощущения по Благодати Божией. И вожделение отступает при стяжании телом ощущений духовных. Это знание почти утрачено:
"Увы! Даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками, трубящими о своем многознании. Возвещение о этой способности выслушивается с недоверчивостью, как учение новое и странное. Не ново оно, и не странно! Рассмотрите Писание Святых Отцов: вы найдете в них это учение. Ознакомившись с ним короче, вы найдете его в Священном Писании. Искупление, дарованное человечеству Богом, преисполнено неизреченными, существенными благами, свидетельствуется ими; но мы, довольствуясь поверхностными познаниями по букве, не хотим стяжать познаний опытных, требующих распятия (Гал.5:24), и потому лишаем себя познаний живых. Изменяется чувство сердца, причастившегося наслаждению духовному. Такое сердце начинает питать отвращение к сладострастию, с ревностью противиться влечениям и внушениям его, с плачем вопиять к Богу о избавлении из этой смрадной тины."
И при усердном покаянии плоды Врачевания вытянут из пропасти даже павших в разврат и прелюбодеяние!
"Находящиеся в пропасти прелюбодеяния и разврата! Услышьте голос, призывающий вас к покаянию, и примите от всемогущего врача, Бога, предлагаемое Им всемогущее врачество покаяния. Врачество это уже испытано. Оно соделало прелюбодеев образцами целомудрия, и развратных святыми и праведными. Оно претворило сосуды диавола в сосуды Святого Духа, – и многие покаявшиеся грешники оставили далеко за собою на поприще духовного преуспеяния непознавших смертного греха подвижников. Достоинство каждого христианина составляет Искупитель, и тот из человеков выше других по достоинству своему, кто существеннее усвоил себе Искупителя."
Верую, что исхитит десница Божия меня из падшего естества. Чистота- есть дело Божие во мне, а не плод моих усилий!
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

Re: Аскетические опыты

#427 dzadzen » Пн, 6 февраля 2017, 13:28

Сима писал(а):Удивительное совпадение, ибо в это время читала напутствие О чистоте
Вообще то Леди Кларик постоянно рассказывает что встречается с разными состоятельными мужчинами, и то что она сократила такие встречи до 3 в неделю, конечно похвально, но какие тут могут быть совпадения - непонятно...
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...
dzadzen
Пустота года
Аватара
Сообщения: 7760
Темы: 48
С нами: 9 лет 9 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#428 Сима » Пн, 6 февраля 2017, 15:36

dzadzen, приветствую!
dzadzen писал(а):
Сима писал(а):Удивительное совпадение, ибо в это время читала напутствие О чистоте
Вообще то Леди Кларик постоянно рассказывает что встречается с разными состоятельными мужчинами, и то что она сократила такие встречи до 3 в неделю, конечно похвально, но какие тут могут быть совпадения - непонятно...
Я считаю это маленькие шажочки к чистоте. Совпало, что я читала об этом, а LadyClarick, применила в своей жизни.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#429 dzadzen » Пн, 6 февраля 2017, 16:40

Сима писал(а):dzadzen, приветствую!
dzadzen писал(а):
Сима писал(а):Удивительное совпадение, ибо в это время читала напутствие О чистоте
Вообще то Леди Кларик постоянно рассказывает что встречается с разными состоятельными мужчинами, и то что она сократила такие встречи до 3 в неделю, конечно похвально, но какие тут могут быть совпадения - непонятно...
Я считаю это маленькие шажочки к чистоте. Совпало, что я читала об этом, а LadyClarick, применила в своей жизни.
Я вот верен одной на протяжении всей семейной жизни, это никак ни с чем не совпало?)
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...
dzadzen
Пустота года
Аватара
Сообщения: 7760
Темы: 48
С нами: 9 лет 9 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#430 Сима » Пн, 6 февраля 2017, 18:01

dzadzen писал(а):Я вот верен одной на протяжении всей семейной жизни, это никак ни с чем не совпало?)
О, ещё как совпало! Совпало вот с этим напутствием:
"Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу."
http://брянчанинов.рф/tom1/35.shtml
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#431 Сима » Пт, 10 февраля 2017, 10:47

В Евангелие от Матфея в двух главах говориться о "претерпевших до конца" http://bible.optina.ru/new:mf:24:start
гл. 24
"11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасется.
14.И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец."
И в гл. 10.
"21. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий."
Христос дважды повторяет о терпении и необходимости претерпеть до конца. Я хочу спастись, очиститься от страстей и непадательное состояние обрести, поэтому хотелось бы понять. От Св. Игнатия я выше приводила главу о терпении. Но претерпение до конца навевало некий страх! До какого конца? До смерти терпеть что-ли пожизненно? Или просто помереть от страданий, которые вымотают и в итоге приведут к болезни и смерти моей???
Слова утешения поменяли мой взгляд, прогнали страх, укрепили в вере!
гл. 36
"Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность, благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу, более всего нуждается в терпении и твердом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице: потому что лукавый враг наш, диавол, с своей стороны, употребляет все средства, чтоб во время скорби ввергнуть нас в уныние, и похитить у нас упование на Господа."
Спойлер
Меня точно, как в отрывке сказано, лукаквый всё время пытается ввергнуть в уныние. Но я напоминаю себе о благодушном терпении, понуждаю ум быть хорошим сторожем во вратах моих. Не продаваться!!!
Получается, что не подготовлюсь для очищения, если не претерплю достойно! Верую, что по силам моим дается всё.
"Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом.

Если человекам не неизвестно, какую тяжесть может носить различный вьючный скот: то тем более бесконечная Божия Премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе.

Скудельник знает, сколько времени должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтоб они соделались способными к наследованию царства небесного."
"Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога: то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если все это претерпят до конца: то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения."
Истинная правда в том, что когда устремляешься к служению Божию напасти и бедствия приступают прям с неожиданной силой, откуда не ожидаешь. Отвергаюсь печали и жалоб и тоски сердечной! Держусь за Крест Христов и не отпускаю это бремя-благо, я теперь вцепилась в него основательно. Иначе никак.
"Почему мы не подвергались таким и толиким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтоб ими отмстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – вместе, чтоб расслабить наши души печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства.

Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.

Сам Он, Сам Он, Господь и Спаситель наш, шел во время всей земной жизни Своей по тесному и прискорбному пути, – не по другому какому. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки и напасти, – наконец бесчестную смерть на кресте между двумя разбойниками.

Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! подобно Ему не откажемся прослыть льстецами и умоисступленными: не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит от заушений; не будем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему; совершим земное странствование, как странники, не имеющие где главу подклонить; примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности избранного нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущего оживить свое «я», под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший «вселюся в них, и похожду» (2Кор.6:16), явится в сердце нашем, и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на аспида и василиска; попрать их[1].

Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу нашу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самых скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом за зло. «Мне отмщение, Аз воздам», сказал Господь (Рим.12:19)."
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#432 Сима » Ср, 15 февраля 2017, 22:22

Крест свой и Крест Христов. гл. 37
"Крест «свой»: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.

Крест «свой»: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.

Крест «свой»: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. «Крест Христов» – учение Христово."
Да, свой крест конечно мне хорошо известен. Только ранее я именно с крестом не ассоциировала вот всё, что перечислено в цитате. Я это видела как карму, зацепки, привязанности, судьбу, проблемы по роду и т. д. Кажется, да какая разница как назвать, вроде суть-то остаётся...А вот и не так! Совершенно другой смысл осознаётся, то есть абсолютно другое понимание.
"Суетен и бесплоден «крест свой», как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в «Крест Христов». «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе. «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека «со страстьми и похотьми» его (Гал.5:24)."
Спойлер
"Чтоб восприять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум, совершенным неразумием, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностью Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающую скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самым делом, самою жизнью.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», сказал Господь (Мф.11:30)."
Я думала, что реально буду мучиться и истязать себя, пытаясь отречься от своей воли, своего ума- принимая его за неразумие, от своей правды. Не ожидала, как это легко, не ожидала, как же спокойно и блаженно становится внутри. Зачем я волокла по жизни клубок хитросплетений своей правды, умозаключений, якобы опыта и волевых дурацких потуг?! Как же всё это никчемно оказалось, липко, навязчиво и совершенно неуместно сейчас!
"Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние. Распятый на кресте! исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом.

Крест твой изменяется в «Крест Христов», когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение."
Все эти слова о наслаждении и призывы могут показаться высокопарными. НО они написаны теми, кто прошёл этим путем. И я пытаясь двигаться так-же, руководствуясь всеми Святоотеческими напутствиями заметила, что свершается какое-то таинство, неизречённое, но очень-очень жизненно важное. О наслаждении у меня речи нет, а вот радость тихая и мир в душе- действительно посетили меня. Я понимаю, почему так слова высоко звучат: их смысл и весть, которые они несут- это не от мира сего.
"Крест – сила и слава всех от века святых.

Крест целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем. «Аще кто хощет по Мне ити, – сказал Господь, – да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет». Аминь. "
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#433 Марианна » Чт, 16 февраля 2017, 14:01

Сима писал(а):А вот и не так! Совершенно другой смысл осознаётся, то есть абсолютно другое понимание.
:yes: иногда это едиинственное что может примирить, в все остальное:
карму, зацепки, привязанности, судьбу, проблемы по роду
это: Достойное по делам своим приемлю! Помяни меня в Царствии Твоем ( разбойник на кресте)
Марианна

Re: Аскетические опыты

#434 Сима » Чт, 16 февраля 2017, 21:59

Марианна писал(а):Достойное по делам своим приемлю! Помяни меня в Царствии Твоем
Этим спасаюсь! Наипервейшее для меня покаяние всегда.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#435 Сима » Пн, 20 февраля 2017, 9:41

Всё глубже понимаю, что находясь в этом нашем земном, материальном мире мне очень трудно понимать истинные духовные реальности, так как они где-то за пределами моего опыта. Но зато каждый день дарит какие-то открытия, о которых знала, но не было понимания сути.
Сейчас чуть раскрылось таинство Евхаристии. Приоткрылась немного завеса, и даже столь малое понимание на какое я способна уже ослепляет неземным светом и поражает! Преложение Святых Даров! Это таинственное действо происходит во время Литургии - соединение с хлебом и вином Божества Христа! Всё, что соединяется с Божеством Христа является Его плотию и никакой алхимии, никакого материального изменения! Хлеб и вино , не изменяясь материально становятся Телом Христа таинственно и духовно!!! Но вещество остаётся тем-же веществом! Преложение совершается духовно и питает нас духовно!!!
гл. 38. Роса
Спойлер
"По синему, безоблачному небу, в прекрасный летний день, великолепное светило совершало обычный путь свой. Горели златые кресты соборного, пятиглавого храма, воздвигнутого во славу Всесвятые Богоначальные Троицы; сребристые купола его отражали ослепительное сияние лучей солнечных. Тень показывала наступление десятого часа, в который обыкновенно начинается Божественная Литургия. Многочисленные толпы народа спешили от большой дороги в мирную обитель иноков: день был воскресный, или праздничный – не помню.

За оградою того монастыря, к восточной стороне, лежит обширный луг. Тогда он был покрыт густою, нужною травою, разнородными дикими цветами, которые цвели и благоухали беспечно на свободе и приволье. В тот день упала па него обильная роса. Бесчисленные ее капли виднелись на каждом цветке, на каждом стебельке и мелком листочке, а в каждой капле изображалось с отчетливостью солнце; каждая капля испускала лучи, подобные лучам солнца. Луг имел вид широко-постланного бархатного ковра, на котором по яркой, густой зелени роскошная рука рассыпала бесчисленное множество разноцветных драгоценных камней с превосходным отливом, игрою, с лучами и сиянием.

В то время священно-инок, готовившийся к совершению Божественной Литургии, вышел с глубокою думою из боковых, уединенных ворот монастыря[1], и сделав несколько шагов, остановился пред лугом обширным. Тихо было у него на сердце; тишине сердца отвечала природа вдохновенною тишиною, тою тишиною, которою бывает полно прекрасное утро июня, которая так благоприятствует созерцанию. Пред глазами его – солнце на лазоревом, чистом небе, и бесчисленные отпечатки солнца в бесчисленных каплях росы на лугу обширном. Мысль его терялась в какой-то бесконечности, – ум был без мысли, как бы нарочно приготовленный, настроенный к принятую духовного впечатления. Священно-инок взглянул на небо, на солнце, на луг, на блистающие капли росы – и внезапно открылось пред очами души объяснение величайшего из таинств христианских, то объяснение, каковым может объясниться непостижимое и необъяснимое, объяснение живым подобием, картиною живописною, которая была пред его глазами.

Как будто сказал ему кто: “вот! – солнце всецело изображается в каждой смиренной, но чистой капле росы: так и Христос, в каждой христианской православной церкви, всецело присутствует и предлагается на священной трапезе. Он сообщает свет и жизнь причастникам своим, которые приобщившись Божественному Свету и Животу, сами делаются светом и жизнью: так капли росы, приняв в себя лучи солнца, начинают сами испускать лучи, подобные лучам солнечным. Если вещественное и тленное солнце, создание Создателя, стоившее Ему, чтоб придти в бытие, одного беструдного мановения Его воли, может в одно и тоже время изобразиться в бесчисленных каплях воды: почему же Самому Создателю, всемогущему и вездесущему, не присутствовать всецело в одно и то же время Своею Пресвятою Плотью и Кровью, соединенным с ними Божеством, в бесчисленных храмах, где по Его велению и установлению призывается на хлеб и вино вседеятельный, всесвятой Дух для совершения величайшего, спасительнейшего, непостижимейшего таинства?...

Неся в недрах глубокое и сильное духовное впечатление, возвратился служитель Тайны в келлию. Впечатление осталось жить в душе его. Прошли месяцы, прошли годы, оно так же живо, как и в день первоначального ощущения. Разделяя с ближним пользу и назидание, теперь, после многих лет, изображаю его словом и пером. Скудное изображение! Перо и слово слабы для полного и точного изображения духовных тайнозрений.

Священное тайнозрение! священное видение ума! с какою неожиданною внезапностью ты являешься в живописной, разительной картине пред умом, приготовленным к видению тайн покаянием и внимательною, уединенною молитвою! Как сообщаемое тобою знание сильно, ясно, живо! Какого исполнено неоспоримого, непостижимого убеждения! Ты независимо от человеков: приходишь к тому, кого избираешь, или кому посылаешься. Напрасно человек захотел бы проникнуть в духовные тайны сам собою, одним собственным усилием! Он будет только слабым мечтателем, блуждающим ощупью во мраке самообольщения, не чувствуя и не сообщая ни света, ни жизни. Как цепи звучат на руках и ногах невольника: так в мыслях и словах мечтателя услышится отголосок насилия, подделки, принужденности, рабства и мерзости греховной. Путь к духовному тайнозрению – постоянное пребывание в покаянии, в плаче и слезах о греховности своей. Плач и слезы – тот коллурий, которым врачуются душевные очи (Откр.3:18).

Сергиева пустыня, 1846 года. "
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 2

Re: Аскетические опыты

#436 Сима » Сб, 25 февраля 2017, 12:22

Житейское море бурлит волнами своим чередом, что-то получается хорошо, что-то совсем не выходит. Какие-то вещи затягивают так, что погружаешься полностью, забывая о важном, потом выныриваешь за глотком воздуха из пучины и жадно дышишь, думая- уфф, чуть не захлебнулась. Потом по размышлении, удивляюсь- какого лешего я полезла ковыряться и копошится в бытовухе вместе с перископом?! Надо обязательно что-то чуткое, видящее, и следящее оставлять на поверхности и держать прочную связь с этим важным органом- бодрствующим сердцем и совестью, иначе можно совсем пропасть в тёмных глубинах житейской суеты и тления
гл.39
"Странствует по водам житейского моря, стремится к вечности каждый истинный христианин. На море вещественном не может быть постоянного жилища; на нем живет одно странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность. Нагим вступает он в земную жизнь, а выходит из нее, покинув и тело. Не видят этого рабы мира, рабы греха: видит это истинный христианин. Он может быть уподоблен великому кораблю, преисполненному духовными, разнообразными сокровищами, непрестанно приумножающему их на пути своем. Богатств этих мир вместить не может: так они велики. Так драгоценны эти богатства, что все богатства мира в сравнении с ними – ничто. Завидует мир этим богатствам, дышит ненавистью к стяжавшему их. Корабль, не смотря на прочность построения и на величину свою, наветуется противными ветрами, бурями, подводными камнями, мелями: каждый христианин, не смотря на то, что он облечен во Христа, должен совершить земное странствование среди многочисленных опасностей. Все, без всякого исключения, хотящие спастись, «гонимы будут» (2Тим.3:12). Стремится корабль к пристани; по пути останавливается только на кратчайшее время, при крайней нужде. И мы должны всеусильно стремиться к небу, в вечность. Ни к чему временному не будем пристращаться сердцем! да не «прильпнет душа наша к чему-нибудь земному», да не «прильпнет» она по действию живущего в нас самообольщения, по действию окружающего нас самообольщения! Падением нашим «смирися в персть душа наша», получила влечение ко всему тленному, «прильпе земли утроба наша» (Пс.43:26), наша духовная сущность, вместо того, чтоб ей стремиться к небу и в вечность. Земные служения наши, наши земные обязанности будем нести, как возложенные на нас Богом, исполняя их как бы пред взорами Бога, добросовестно, с усердием, приготовляясь отдать отчет в исполнении их Богу. Да не окрадывают, да не оскверняют этих служений греховные побуждения и цели! Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и дела земные соделаются делами небесными. Главным и существенным занятием нашим да будет служение Богу, стремление усвоиться Ему. Служение Богу заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений, в исполнении этих велений всем поведением своим, видимым и невидимым."
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 3

Re: Аскетические опыты

#437 Сима » Пт, 3 марта 2017, 23:02

Совесть...Совесть...Сколько же она причиняет беспокойства, мучений и страхов. Более обжигающего функционала я у себя не знаю. Причём успокоить жжение совести умственными заигрываниями с нею, уменьшительно-ласкательными словоблудениями - невозможно. Она выявляет эти манипуляции и становится ещё более тошно на душе. Оказывается это хорошо, что она у меня такая упёртая и строптивая. Не хотелось бы её покалечить, замарать-затуманить ложными мыслями, ложной жизнью. Нельзя судить человека, нельзя радоваться его падению. Каждый человек подвержен греху. Сегодня ближний, завтра - я. И если каждый будет судить дела ближнего- это впадение в такое бесовство, которое легко проникает в душу и надевая одёжку праведности не дает распознать себя и назвать грех по имени.
гл.40
Спойлер
"Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть – произвольные согрешения. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести. Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее. Умертвить совесть – невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.

По изъяснению святых Отцов, «соперник» человека, упоминаемый в Евангелии, – совесть (Мф.5:25)[2].

Точно: она соперник! Потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.

Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.

Говорит Писание: «Избавит от злых душу свидетель верен» (Притч.14:25). Свидетель верный – непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.

Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей. Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения – и самые малейшие.

Не делай насилия сопернику – совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя, и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе: «Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных» (Ос.5:11).

Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния."
Важно, что в промахах и ошибках, в грехах и страстях нет ничего малого, мелкого, незначительного.
Лучше, если уж заметила- постараться исправить и впредь не повторять. Снисходительность к себе только покалечит, оставит раны, нанесённые грехом незаживающими.
Спойлер
"Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.

От безделицы, от ничтожных, повидимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.

Что значит это? – Велик ли этот грех? – Что это за грех? – Это не грех! – Так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.

Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия. Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно – утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести[3].

При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями. Человек не замечает того, – а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.

Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства."
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 2

Re: Аскетические опыты

#438 Сима » Сб, 11 марта 2017, 12:23

Ранее всегда была уверена, что бдительность и внимание - это ужасное, утомительное напряжение, некое дежурство, которое хочется прекратить ибо оно обессиливает. Такая уверенность жила во мне всё время, которое я тратила на внимание во вне и пока не применила совет бдительности и внимания к собственной жизни, а точнее к своему нутру. И это оказалось не просто - просто, а превратилось в необходимость, важную и неотъемлемую составляющую моего бытия. Состояние бдительности совершает какую-то алхимию во мне и напаивает нектаром благоразумия, важности помыслов и всех движений моего сердца. Приходящая периодически рассеянность по отношению к себе теперь ощущается как ошибка, потеря, упущение некое, сразу что-то встревоживается и я возвращаюсь во внимание, как домой в себя. Но странно, при этом во вне это не распространяется, наоборот, важность внешних слов, действий, телодвижений утихает, как бы теряет жёсткость. Но суть, сама суть вещей и происходящего высвечивается и становится понятной.
гл.41
"Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон, шумящего развлечения. Внимательный пребывает в уединении, сам с собою, посреди многолюдства.

Изведав опытом пользу внимания и вред рассеянности, некоторый великий Отец сказал: “Без усиленной бдительности над собою невозможно успеть ни в одной добродетели”.

Безрассудно – провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной, и вместе грозной, вечности."
Спойлер
"Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.

Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против невидимых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности?

Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц.

Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением и многопитанием (Лк.21:34). Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.

Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств, – изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность, напротив того, усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных.

Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассеянной! Этим они обличают злокачественность недуга, их объемлющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния. Желающие научиться вниманию, должны воспретить себе все пустые занятия.

Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностью, или с такими пустыми занятиями, которые безошибочно могут быть причислены к праздности. Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует к сохранению внимания к себе, – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом. Деятельность – необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.

Внимание себе в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды; но к нему способны только мужи зрелого духовного возраста, преуспевшие в подвиге благочестия, сперва научившиеся вниманию к деятельной жизни.

При деятельной жизни люди помогают человеку стяжать внимание, напоминая ему нарушения внимания. Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию: никто столько не научит человека внимать себе, как его строгий и благоразумный начальник.

При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинетных занятиях, воспрети себе мечтательность: скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность, как на нарушение евангельского Закона, даже как на нарушение благоразумия. Аминь. "
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#439 Сима » Вс, 19 марта 2017, 11:08

За свою жизнь я старательно нарабатывала множество гнусных привычек - навыков, которые потом стали чертами моего характера и великолепно отравили и нагадили мне-же самой! Привычные внутренние вопли- "за что мне это" и "да когда же это закончится" и типа "почему на меня свалилось, а у других всё нормально" вспыхивая во мне всегда вызывали ответ от совести, который шкрёб и царапал. Естественно, по ветхости, я старалась его закидать земелькой оправданий, непониманий и накрайняк заклеить пластырем полного игнора.
Почему-то, придшед к желанию хоть как-то почистить себя от скверны плоти и духа, столкнулась с невероятным упорством сих привычек, они просто как взбесились. А сейчас в пост особенно упорно наседают на меня со всей порочностью. Но я не отчаиваюсь!
гл. 42
"Если ж кто в зрелом возрасте расположился служить Христу, и, по несчастью, стяжал уже много порочных навыков, или навыков к роскоши и изнеженности, которые обыкновенно содержат душу в состоянии расслабления: тот не должен предаваться унынию и двоедушию; он должен мужественно вступить в борьбу с злыми навыками. Победа над ними не невозможна, при Божией помощи. Решительное произволение, осеняемое и укрепляемое благодатью Христовою, может победить самые закоснелые навыки.

Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но, по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.

Если в продолжении борьбы случится тебе, по какому-нибудь неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие: снова начинай борьбу.

Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова.

Милосердый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно-произволяющих узреть в себе грех побежденным. Аминь. "
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 9 лет 6 месяцев

Re: Аскетические опыты

#440 gosha » Вс, 19 марта 2017, 11:45

Сима,
Сим , а ты в курсе , что у Брянчаниново было не очень со здоровьем и что ему ....
многие труды и правила - скостЯлись ))))
по простому
он был элита в монастыре :grin:

Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
Сима,
а ты никогда не спорила с Богом ?
не ругалась с Ним ?
прям вот так .... как с мужем или со своим парнем ?
___________________
из опыта своего - ругайся очень дозИмитро . :smile:
у Него иногда терпение лопается ...
по себе знаю
gosha

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей