#1 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 9:52
Прочла в отпуске книгу Иеромонаха Христодула Агиорита "Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)". Серия "Вселенское Православие", Свято-Покровская монашеская община, 2001.
А так же первую часть "Старец Паисий". В электронном виде нашла только пока вторую часть, которую и начну выкладывать.
Кому-нибудь будет полезным.
ИЕРОМОНАХ ХРИСТОДУЛ АГИОРИТ
ИЗБРАННЫЙ СОСУД
(Старец Паисий 1924-1994)
А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
2 Тим 2,20-21
О том, является ли кто-либо "избранным сосудом Святого Духа", никто из нас не в состоянии решить. То, что мы пишем о Старце, пишем не с целью показать его пред народом как добродетельного, т.к. Старец, ещё будучи живым, столкнулся с единственной неразрешимой проблемой - сотнями тысяч наших братьев стекавшихся к нему. Он сам всегда подчёркивал, что "величайший враг мой - имя моё". Итак, то, что мы делаем, делаем потому, что "мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян.4,20).
О Старце первым сказал Своё слово Христос нам через святого Арсения Каппадокийского, память которого совершаем - как положила Святая наша Церковь - 10 ноября. Когда к нему привели маленького Старца крестить, тот отказался давать ребёнку имя, которое хотели родители. Но дал ему своё имя - Арсений, предсказывая в то же время, что дитя это выбрано Богом вместо него. Итак, первое свидетельство, что Старец является избранным сосудом, даёт Сам Бог, через великого Своего Святого. С этого момента начинается для нас процесс становления слова Божия. Маленький Арсений с очень раннего возраста начал желать монашеской жизни: чрезвычайно любил удаляться в лес, молиться там часами: "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нём" (Лк.2,40).
Бог, видя чистоту его сердца, очень рано удостоил его Своего явления в пустынной церкви святой Варвары в Конице. И когда мечта и желание маленького Арсения стала действительностью и он стал монахом на Святой Горе, то показал великое смирение, формируя же в чистой своей душе смиренное разумение, считая себя за "нечистого, загрязняющего чистый воздух Святой Горы". К тому же и покорность и совершенное послушание до смерти были у него неповторимыми. Итак, справедливо в нём действовал духовный закон, который веками нас уверял, что "всякий, смиряющий себя, возвысится". Имея единственную жемчужину, которую ищет Бог, - смирение, дана была ему от Него Благодать. И мало-помалу начали обнаруживаться первые примеры этой переливающейся через край благодати, которую он всячески старался скрывать. Однако, поскольку "Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит её под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет" (Лк 8,16), Благодать Божия его выдавала людям.
Мы же, "входящие", не делаем ничего другого, как только исповедуем всё то - выдавая его, - что Благодать устроила нам увидеть, услышать и опытно пережить.
Господь наш Иисус Христос, желая показать нам, как мы могли бы различать святых рабов Его, установил нам три чётких признака: перво-наперво сказал нам, что Благодать Свою Он даёт исключительно и только смиренному: "Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать" (Иак.4,6).
Второе, что Он нам чётко установил, есть: как бы мы узнавали, что какой-либо смиренный принял Благодать, - говоря: "потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13,35). От того узнали бы его, говорит Он нам, если он имеет любовь к людям.
И третий, последний критерий, есть следующий: тех, кто получили за смирение своё Благодать и нелицемерно любят человека, будут сопровождать различные чудесные знамения, в которых будет заключаться и небесное уверение и печать истинности верных рабов Его: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат же руки на больных, и они будут здоровы" (Мк.16,17-18). Таким способом святые рабы Его шествуют везде: "Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знамениями" (Мк.16,20).