Oб исповеди

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: acolyte

  • 3

#1 acolyte » Вт, 23 июня 2015, 23:58

В ходе оживлённой, и я бы даже сказал, напряжённой дискуссии об исповеди в Фейсбуке было высказано следующее мнение:

«Смотрю даже по совсем не пожилому кругу своего общения: люди приходили в Церковь в 80-е, 90-е, самые молодые – в начале нулевых. Уже не первое поколение детворы в церковных стенах выросло. А мы всё неофиты?.. Но если время идёт, а мы – христиане, в том числе духовенство – духовно не взрослеем – это ж гораздо более страшная вещь, чем причастие без исповеди. Это катастрофа, друзья. Это признание то ли того, что Дух Святый не хочет среди нас дышать (да не будет!), то ли того, что мы Ему внимать не хотим, и реально последние времена скоро.

Дело десятое уже практика исповеди, правда. Что у нас с духовной жизнью вообще происходит?»

Двадцать лет я совершаю Таинство исповеди. За эти двадцать лет я могу вспомнить не более двух десятков случаев, когда исповедь была настоящим «Таинством второго крещения», когда люди свидетельствовали перед Крестом и Евангелием подлинную метанойю, переменяли свою жизнь и не возвращались более к исповеданным тяжёлым грехам. И все эти исповеди совершались отдельно от Литургии, в пустом храме, без очереди за спиной исповедника. И в такой исповеди и мною, и исповедующимся христианином явственно ощущалась радость совершающегося Таинства, любовь и милость Христа, невидимо соприсутствующего нам.

Совершенно очевидно, что такое великое церковное действие невозможно в рамках нашей общепринятой исповеди перед причастием, и не только потому, что последняя совершается в условиях “поджимающего времени” в окружении большого количества людей, но прежде всего потому, что такое покаяние – действительно духовное событие, равнозначное Таинству Крещения, и оно не может и не должно совершаться каждую неделю.

Что же происходит на нашей исповеди перед причастием? Ещё в начале 90-х годов прот. Владимир Воробьёв здесь всё разложил по полочкам. Предпричастная исповедь – это смесь из дисциплинарного фильтра по допуску к Чаше (или, если хотите, “благословения на причастие”), осуществляемого священниками, и отчёта в повседневных, повторяющихся, одних и тех же мелких грехах со стороны мирян, этакое своеобразное “откровение помыслов” – профанированное, незаконно привнесённое в церковную повседневность редчайшее и высочайшее монашеское делание. К собственно Таинству Покаяния это всё зачастую имеет малое отношение.

Я отставляю сейчас в сторону вопрос о том, как сложилось в нашей практике такое положение дел, о связи дисциплинарной исповеди с причащением и т.п. Об этом уже давно всё сказано, неинтересно двадцать лет повторять одно и то же. Гораздо более важный вопрос – как православные воцерковлённые христиане воспринимают сегодня само покаяние и Таинство исповеди.

Прежде чем ответить на этот вопрос, приведу (по памяти, нет возможности искать цитату) учение св. Феофана Затворника по этому поводу. Вот что он пишет.

Покаяние есть:

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Мы видим, что здесь нет речи собственно о Таинстве. Всё, о чём говорит Святитель – это внутреннее покаяннное делание. Оно должно совершаться всякий раз, когда мы осознаём в себе нечто недолжное, и заканчиваться “умирением духа”, то есть неким извещением от Бога, что грех, в котором я каюсь и об оставлении которого молюсь, Богом прощён. Св. Феофан пишет дальше, что для “повседневных”, мелких грехов должно быть достаточно этого внутреннего покаяния; лучше всего его совершать на вечерней молитве, когда мы осмысливаем прожитый день. Выноса же на исповедь требуют грехи существенные, когда сердце не умиряется совершением такого вот внутреннего покаяния. В первенствующей Церкви исповеди вообще подлежали только лишь смертные, тяжкие грехи.

Это норма. Теперь посмотрим, что происходит у наших аналоев. Большинство исповедников уверено, что они обязаны вынести на исповедь ВСЕ свои недолжные поступки, слова и греховные помыслы, замеченные ими за отчётный период. Это значит, что на своей покаянной молитве они не получают отпущения от Бога грехов, о прощении которых они молятся. Это значит, что им неведомо “умирение сердца”, о котором пишет святитель Феофан, они не знают, что это такое. Это значит, что они вовсе не молятся, потому что подлинная молитва есть вещь “двусторонняя”, в ней обязательно наличествует не только обращение нашего ума и сердца к Богу, но и тот или иной ответ от Него. Этот ответ реже всего бывает в словах или образах, он приходит обычно в виде некоего внутреннего движения духовного чувства, когда наша душа получает уверенность, что молитва принята, просимое получено, и в душу от соприкосновения с Богом приходит радость, мир и благодарение Бога.

И именно здесь стоит, подобный бетонной плите, главный “блок”: православные христиане уверены, что таких вещей в их духовной жизни ни в коем случае не должно быть. Никакого прощения мелких грехов просто вот так, по нашей молитве, быть не может. Все читали святителя Игнатия, все знают, что это прелесть. Поэтому всё надо занести на бумажку и во всём отчитаться батюшке. Никакой самостоятельной “двусторонности” в общении с Богом мы недостойны… Таким образом, исповедь превращается в имитацию духовности и подменяет собой собственно жизнь во Христе. Ибо подлинная духовная христианская жизнь именно “двусторонняя”, и никакой иной быть не может.

Почему же так происходит? И тут я возвращаюсь к цитате в начале моей заметки. Мне представляется, что в ней очень правильно поставлен вопрос. Получилось так, что наша церковная педагогика настроена не на то, чтобы объяснить человеку, что такое богообщение и способствовать ему, а чтобы предостеречь от вычитанных из книг ошибок на этом пути. Всё упирается именно в жизнь во Христе. Если она есть – всё в Церкви выстраивается для человека в должном порядке. Если её нет, церковные люди начинают заполнять зияющую пустоту суррогатами. И главный суррогат – перенесение отношений мира сего в церковную жизнь. Тогда священники становятся властителями над людьми, и дальше всё пошло-поехало. И тут уже нужно разматывать эту цепочку. Почему мы духовно не взрослеем? Потому что нас никто не учит, что это такое и как это делать. Почему не учит? не потому, что пастыри плохие и злонамеренные, а потому что многие из них, увы, сами не знают, что это такое. Почему не знают? Потому что, как мне представляется, неверно понимают, что такое христианское церковное пастырство, воспринимая его скорее как жречество. Почему так происходит? Потому что, как я уже сказал, такова наличествующая церковная педагогика (я имею здесь в виду не только обучение в духовных школах, но и всю сложившееся на сегодня церковную дидактику). Многие ли пастыри делятся со своею паствою своим опытом реальной, внутренней жизни во Христе, опытом богообщения, который, по словам святителя Феофана Затворника, только и составляет цель и смысл церковной жизни? Дальше разматывать эту верёвочку – отнюдь не безболезненно. Поэтому появляется вполне по-человечески понятное желание убежать от этой болезненности и ходить по кругу, приговаривая: “мы все – неофиты”, “советские гонения”, “Церковь – это лечебница, и все в ней косые, хромые, слепые и глухие”… ну и так далее.

Итак: составляет ли жизнь во Христе, богообщение, молитва, «взрослость», личностность в отношениях человека и Бога, всё более и более возрастающая “двусторонность”, о которой я говорил выше, главный интерес в жизни нынешних православных христиан? Вот тот главный вопрос, который, на мой взгляд, стоит за нынешней дискуссией об исповеди.

ИГУМЕН ПЕТР (МЕЩЕРИНОВ)
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев


Re: Oб исповеди

#21 Марфа_М » Чт, 25 июня 2015, 14:51

Лена Н писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):есть люди, которые могут только так, потому для них это нормально.
Есть люди, которые из -за волнения не могут говорить, или из -за растерянности забыть о чем хотели сказать, тогда бумажка помогает.
.
Я так не считаю. Во время исповеди человек должен внутренне открываться, выпускать из себя что-то, а взамен принимать слезы, ощущение сокрушения, собственного несовершенства, тогда исповедь работает - через нее человек мало по малу меняется.
А когда пишут на бумажке - священник молча читает, молча рвет бумажку - и вроде как исповедь состоялась. И на мой вгляд это формальность.
Да, говорить тяжело - именно по этому и надо говорить, нужно преодолевать себя. Через разговор со священником многое будет доходить, по чуть-чуть. Через обмен бумажками - что изменится? Исповедь - это своего рода внутреннее потрясение, для того, чтобы оно состоялось, нужен контакт.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 61269
Темы: 108
С нами: 16 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Oб исповеди

#22 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 14:57

Марфа Меньшикова писал(а):Во время исповеди человек должен внутренне открываться, выпускать из себя что-то, а взамен принимать слезы, ощущение сокрушения, собственного несовершенства, тогда исповедь работает - через нее человек мало по малу меняется.
Не знаю, у кого как. У меня самый сильный момент во время стояния в очереди и до момента самой исповеди. Такое чувство иногда бывает, что Бог меня слышит.
А священник просто об этом разговоре свидетельствует.
И после исповеди, если полет - значить, камень снят.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#23 Марфа_М » Чт, 25 июня 2015, 15:01

Лена Н писал(а):Марфа Меньшикова, я вру, мужу, что это не я сделала, а оно само или так и было, могу выгораживать детей.
Могу враньем оправдать свою неорганизованность или забывчивость. Вот по мелочи, а бывает.
По крупному не вру.
Мужу я не вру. У него тоже есть пунктик на честности, думаю, если бы он поймал меня на лжи, для него был бы большой удар.
Он мне тоже не врет, вообще, я ему доверяю, в том плане, что я знаю, он скажет о любой проблеме. Вообщем то и я с ним все свои проблемы так или иначе проговариваю, если не в лоб, так иносказательно.
Например, могу завести разговор: "что ты думаешь о...", не говорю при этом что касается меня, но по степени моей вовлеченности он мог бы понять что меня это как- то касается. В процессе обсуждения я могу выработать для себя решение, как мне поступить, например, хотя обсуждали вроде как абстрактно.
По поводу детей - я с ним либо конфликтуют в открытую, если он слишком прессует детей.
Либо разговариваю постфактум.

Насчет неорганизованности и забывчивости моей - я с ним тоже конфликтую в открытую. Напоминаю, что мы не в армии - раз. А два - мы всё так или иначе умрем, поэтому торопиться мне некуда...
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 61269
Темы: 108
С нами: 16 лет 11 месяцев

Re: Oб исповеди

#24 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 15:02

Лена Н писал(а):У меня самый сильный момент во время стояния в очереди и до момента самой исповеди. Такое чувство иногда бывает, что Бог меня слышит.
А священник просто об этом разговоре свидетельствует.
И после исповеди, если полет - значить, камень снят.
а представьте, если человек на самом деле какоето серьезное преступление совершил......и вот он идет на исповедь.....вот это, на самом деле, эмоции сильные
dragonfly
Сообщения: 4752
Темы: 29
С нами: 9 лет 9 месяцев

Re: Oб исповеди

#25 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 15:05

Марфа Меньшикова, у вас красивый вариант отношений. А я не люблю конфликтовать и выяснять. Я сглаживаю углы. И общение с мужем, скорее интуитивное, я его чувствую без слов. И он у меня вообще не разговорчив, очень не разговорчив.
Но врать плохо, буду пробовать еще раз, есть такая решимость.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#26 Марфа_М » Чт, 25 июня 2015, 15:11

Лена Н писал(а):И после исповеди, если полет - значить, камень снят.
У меня не бывает полета после исповеди. Обычно сокрушение какое-то ощущаю, свою ничтожность перед Богом, как-то так, если исповедь не была формальной. Иногда плачу, даже часто. Потрясает меня какое-то чувство, размазывает как будто.
Но бывали и формальные исповеди, как говорится, кто не без греха, бывает и так.

Для меня исповедь - это не камень снять, а наверное какой- то внутренней разрыв, отделить одну жизнь от другой.

Но правда, когда были темы, которые меня не отпускали, я пыталась их решать через исповедь и исповедовалась столько на одну тему, сколько было нужно. Например, для меня актуально было, что я не прощаю, чувствовала и меня это мучило и понимала, что надо простить, а не могу, вот разговаривала об этом столько раз, сколько чувствовала проблему, пока меня не раскачало, и не появилось другое восприятие ситуации и обида вышла изнутри.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 61269
Темы: 108
С нами: 16 лет 11 месяцев

Re: Oб исповеди

#27 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 15:20

Марфа Меньшикова писал(а):я пыталась их решать через исповедь
Я тоже пыталась, тяжесть греха не отпускала, даже у нескольких священников причину спрашивала. Мне сказали, что если грех отпущен и не повторялся, то исповедывать больше не нужно. Значить , должно быть замещение, даже не знаю как правильно, добрыми делами что ли.
А мучило меня невозможность совершенное исправить.
А полет, возможно, и не совсем верно. Но чувство облегчения и легкости скорее. Ведь слезы это чувство и приносят.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#28 Марфа_М » Чт, 25 июня 2015, 15:22

Лена Н писал(а):Марфа Меньшикова, у вас красивый вариант отношений. А я не люблю конфликтовать и выяснять. Я сглаживаю углы. И общение с мужем, скорее интуитивное, я его чувствую без слов. И он у меня вообще не разговорчив, очень не разговорчив.
Но врать плохо, буду пробовать еще раз, есть такая решимость.

Мужчины не умеют выражать себя и свои чувства. Но по факту это надо каждому. Это вообще надо каждому человеку.
Последний раз редактировалось Марфа_М Пт, 26 июня 2015, 20:36, всего редактировалось 1 раз.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 61269
Темы: 108
С нами: 16 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Oб исповеди

#29 Марфа_М » Чт, 25 июня 2015, 15:31

Лена Н писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):я пыталась их решать через исповедь
Я тоже пыталась, тяжесть греха не отпускала, даже у нескольких священников причину спрашивала. Мне сказали, что если грех отпущен и не повторялся, то исповедывать больше не нужно. Значить , должно быть замещение, даже не знаю как правильно, добрыми делами что ли.
А мучило меня невозможность совершенное исправить.
А полет, возможно, и не совсем верно. Но чувство облегчения и легкости скорее. Ведь слезы это чувство и приносят.
У меня тоже есть тема, которую я не смогу исправить. Я ее приняла и смирилась. Не сразу , но сейчас уже да, мысленно не возвращаюсь, не анализирую, не прокручиваю. Произошло и произошло, значит так хотел Бог. В прошлом только Бог, надо жить дальше, стараться на распускать себя.
Кто знает, может если бы та ситуация в прошлом не произошла, может и настоящего то уже не было?
А так она произошла в назидание, трезвление, как необходимость осознания греха.


Надо это прожить и принять. Все мы здесь так или иначе, чтобы получить свой опыт. И не по силам испытаний не дается. И все через боль, через сокрушение, а иначе зачем человеку Бог? Иначе человек может все сам и рулит как ему хочется, переступает через все, что мешает идти к своим иллюзорным целям и т.п.
Детства моего чистые глазенки
Марфа_М F
Аватара
Сообщения: 61269
Темы: 108
С нами: 16 лет 11 месяцев

Re: Oб исповеди

#30 Марианна » Вт, 31 января 2017, 17:39

Про исповедь просили поднять тему, вот

Добавлено спустя 45 секунд:
phpBB [media]
Марианна

Пред.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей

cron