"..Особое, таинственное значение в деле спасения души
приобретает принцип послушания. Это потому так, что
само это свойство изначально заложено в человеческом
естестве. Убедиться в этом несложно. Посмотрим, что где
берет начало. Душа человека, при ее сотворении, получа-
ет неотъемлемое дарование — свободу воли. Но очевидно,
что сам этот дар дан человеку помимо его воли, свобода,
так сказать, «даруется ему принудительно». Действитель-
но, ведь «при рождении нас не спрашивают, хотим ли мы
родиться и, следовательно, угодно ли нам быть свобод-
ными». Нам «просто дано таковыми быть и жить в грани-
цах этой свободы. Человек не изъявляет своего согласия
на свободное бытие, а принимает его как послушание».
- Спойлер
- Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы . М ., 1996.
Заметим , что иное, частное, мнение высказывал прот. Сергий
Булгаков, полагавший, что пр еж де своего появления на свет «мы бы
ли спрошены и согласились принять наш приход в сей мир». Однако у святых отцов подобной идеи мы не встре-
тим , что неудивительно, так как слишком очевидно ее родство с не
православным оригеновским учением о «предсуществовании душ ».
Отсюда послушание, наподобие дара свободы, есть бы-
тийное свойство нашего естества, частица сущности че-
ловека, врожденное его начало. Таким образом, послуш-
ливость коренится в нашей природе и, следовательно,
нарушение законов послушания, отход от иерархическо-
го принципа в любой сфере, будь то семья, общество или
Церковь, есть действие противоестественное — разру-
шительное для нашего естества. Поэтому непослушли-
вость ненормальна, это искажение нашей природы, то
есть болезнь души. Вот где причина того, что непослуша-
ние — грех.
Первейшее средство в деле врачевания ветхой души,
послушание рассматривается отцами аскетами в одном
ряду с основными церковными таинствами. Это именно
таинство, в котором человек с помощью духовника по-
знает волю Божию относительно самого себя. Одновре-
менно, как инструмент отречения от собственной воли,
послушание наиболее эффективно служит исцелению
души от недуга самости. Господь Иисус Христос через
евангельское Откровение непосредственно указал нам на
чудотворную силу этого таинства. В ответ на мольбу де-
сяти прокаженных об исцелении: Иисусе Наставнице, по-
милуй ны — Он велит им пойти и показаться священни-
кам. Такой ответ кажется странным, лишенным смысла,
поскольку по закону Моисея к священнику являлись уже
исцеленные от проказы, чтобы тот засвидетельствовал их
здравие и позволил вернуться в общество. Однако те де-
сять еще не были исцелены. Тем не менее мы видим при-
мер беспрекословного послушания — они тут же пошли
без рассуждения, сомнения, ропота, вопреки, казалось
бы, логике. А как только послушание было исполнено,
проявилась чудодейственная сила Божия: и когда они
шли, очистились.
далее - в прекрасной главе "Обители того света": http://nnproekt.ru/pdf/mech_n_novikov.pdf